Ек. 8, 17-9, 1 Два вывода из восьмой главы

(Из конспекта разбора, см. две предыдущие заметки)

8:17: Вывод о непонятности, непостижимости происходящего под солнцем

8:17: тогда я увидел все дела Божии и [нашел], что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть [этого].

Здесь главная мысль третьего цикла (6:8-12-7) книги Екклесиаста.

Открытие Екклесиаста о природе Божьих дел заключается в том, что он не понял их. Любая попытка мудреца найти секрет и ключ к успешной жизни обречена на провал. Наша неспособность предвидеть и предсказать будущее (8:7) подтверждает это. Если бы мы могли определенно установить, какие действия доставят благополучие, достаток, здоровье, счастье и долголетие, тогда мы могли бы взять под контроль жизнь и даже Бога. Но такие знания и такая власть нам недоступны.

9:1: Вывод о всевластии Божьем

9:1: На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.

В первой половине восьмой главы речь шла о мудром, во второй половине – о праведных. В этом стихе упоминаются и мудрые, и праведные. Здесь главный ответ на вопросы, возникающие при чтении предыдущей главы.

Проследим цепочку наблюдений и рассуждений Екклесиаста и попытаемся понять связь между ними и выводом в конце восьмой главы и начале девятой. Выводов два: мир устроен непонятно, непредсказуемо (конец восьмой главы) и все в руке Божьей (начало девятой). А вот какие наблюдения предшествуют этому выводу:

• мудрый подчиненный не властен управлять поведением начальника, он дает хорошие советы, но не уверен, будут ли они приняты (ст.1-7)
• в мире есть другие силы, неподвластные мудрому: ветер, война, смерть (ст.8)
• нечестивые часто не получают наказания, но получают блага, а праведные иногда получают то, что должны получить нечестивые (ст.11,14)

Так какая же связь между вот этими наблюдениями Екклесиаста за устройством неуправляемого и непредсказуемого с нижних уровней мира (а мы сегодня живем в таком же мире) и двумя его выводами? Первый вывод о непостижимости еще более-менее понятен и логичен. То, что суть происходящего непонятна, нам как раз понятно. Но как эта цепочка рассуждений (а особенно стихи об очевидной несправедливости в отношении нечестивых и праведных) выводит на заключение о том, что все в руке Божьей?

А вот как. Екклесиаст решает проблему теодицеи неожиданным и удивительным образом: наличие несправедливости в мире подтверждает  всевластие Бога. Никто даже своими праведными делами не может получить контроль над Богом и вынудить Бога благословить его (любовь и ненависть в этом стихе относятся, скорее всего, к божественному благоволению или неодобрению). Мы должны признать, что все в Божьих руках.

Здесь можно увидеть неожиданную связь между учением Екклесиаста о Божьем суверенитете и учением Павла о Божьей благодати. При этом надо учесть следующее: мы не можем управлять Богом, но здесь же, в книге Екклесиаста, сказано, кому Бог дает блага – человеку, который добр пред лицом Его. А Павел говорит, что благодать Бог дает верящим Ему и уповающим на Него.

У непредсказуемых родителей бывают издерганные, нервные дети. Эти дети не знают, чего ожидать от папы в следующую минуту – ласки и конфеты или окрика и подзатыльника. Но непредсказуемость Бога не такого рода. Мы знаем, что Бог благ, мы знаем, что Его планы в отношении нас в конечном счете благи, но да, надо признать, что мы не знаем, что Он сделает или допустит в следующую минуту. Однако знание Божьего характера позволяет нам доверяться Ему и уповать на Него.

Уточню написанное мной выше, не «все в руке Божьей», но «праведные и мудрые и деяния их – в руке Божьей». Это перекликается со словами Иисуса «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин.10:28-29). Если в жизни праведника и мудрого случаются проблемы и страдания, он может находить утешение в той мысли, что находится в руке Божьей и ничто его из руки Божьей не выбьет (см. также Рим.8:35-39).

Подъемы и падения не всегда являются признаком определенного отношения Бога к человеку.

Попутная ремарка. Причина непредсказуемости мира – не в грехопадении (точнее, грех не главная этому причина). Ведь Бог дал четкие законы и правила по поводу решения проблемы греха и поведения в мире, испорченном грехом, а также сообщил о последствиях нечестивого и праведного поведения, а Екклесиаст во второй половине восьмой главы пишет, что не видит, чтобы эти последствия всегда или хотя бы обычно срабатывали. Т.е. причина непредсказуемости происходящего находится не на этом уровне, а на более высоком (об этом 9:1). Всеобщая испорченность – ответ на вопросы второй половины седьмой главы (см. последний стих седьмой главы), Божье всевластие – ответ на вопросы восьмой главы. 

Таким образом, рассуждая о несправедливости, Екклесиаст делает три вывода:

1) надо наслаждаться хорошими вещами, не пренебрегая ими из-за досады на существование проблемы зла (ст.15). Начальник на работе, сосед, погода и т.п. не должны портить мне аппетита;
2) Бог преднамеренно сделал жизнь непредсказуемой, чтобы разрушить человеческие попытки взять все вокруг под контроль (ст.16-17) и
3) Бог показывает, что все в Его руках, не в наших (9:1).

Применение: Екклесиаст и экклесиология

Думаю, рассуждения и выводы восьмой главы применимы и к другим областям, например, к жизни в церкви.

• Не бойся давать советы старшему человеку. Но пусть это будут мудрые советы, сказанные вовремя.
• Если твои идеи не приняты, это не значит, что тебе надо махнуть на все рукой и замкнуться в своем уголке. Будь на своем месте, делай свое дело, жди своего времени.
• Если ты видишь несправедливость, когда почет воздается недостойным, а настоящее геройство и жертвенность остаются незамеченными, не отчаивайся – Бог все расставит по местам. Хозяин церкви – Иисус Христос, не ты. Он держит звезды в Своей руке и ходит посреди семи золотых светильников (От.1:13).
• Пусть те несовершенства, которые ты видишь, не отравляют твою жизнь, находи поводы для радости и счастья в отведенных тебе пределах. И пусть эта радость будет плодом труда.

11.09.2018


Рецензии