Христианский взгляд на искусственный интеллект

ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Коди Уолкерс

 
Мир изменился. По существу.
Сто лет назад мир только начинал испытывать самолеты, автоматизацию электричества и уровни военной стратегии и оружия, невиданные прежде. Сегодня коммунизм, фашизм и империализм вытеснены современными формами демократии в Западной Европе и Соединенных Штатах. Радикальные рыночные силы разрушили когда-то ориентированное на деревню сообщество, зависящее от сельского хозяйства и близких семейных связей. Ожидаемая продолжительность жизни и уровень детской смертности, ключевые показатели благосостояния и общего состояния здоровья населения улучшились во всем мире. Национальные государства продолжают показывать, что их граждане получают более доступную медицинскую помощь, доступ к хорошему образованию и высокое качество жизни в целом.
Что общего у всех этих тенденций? Вероятно, несколько факторов, но ключевым являются технологии. Технологические достижения в одностороннем порядке изменили восприятие того, что представляет собой настоящий гений, что составляет богатство и в чем истинное понимание нашего прошлого и нашего будущего.
Технологии влияют на нас все больше по мере того, как охватывают мир. Известный автор и обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Том Фридман пишет, что основные силы, формирующие сегодня мир, включают «рынок, природу и закон Мура» (т.е. идею, что общая вычислительная мощность для компьютеров удваивается каждые два года, что приводит к пониманию того, что ускорение развития действительно перестраивает мир). Пересечение этих сил продвигает мир к более сложному, но единому образу жизни, мышлению и действию.
Некоторые из самых блестящих умов за последние 70 лет пытались воспроизвести человеческие мысли и действия с помощью компьютеров в т.н. машинном обучении или искусственном интеллекте (ИИ). В то время как точное начало ИИ неизвестно, в 1950-е годы появились различные университетские исследовательские центры, которые привели к увеличению инноваций в ИИ и к его нынешнему состоянию.
Хотя многие люди используют термин «искусственный интеллект» свободно для обозначения множества вещей, я определяю ИИ как машину, которая может сделать следующее:
- Помнить факты и события более эффективно, чем люди;
- Помогать людям в сложных и тонких задачах принятия решений и анализа;
- Подражать когнитивным функциям, которые люди связывают с умом, включая рассуждения, обучение и решение проблем.
 
В чем будущее ИИ?
 
В то время как развиваются многочисленные нововведения в области ИИ, остаются вопросы относительно того, как далеко может продвинуться ИИ, чтобы в конечном итоге заменить людей и человеческий разум на рабочем месте. Этот менталитет замещения - это то, что настраивает многих людей против самой идеи ИИ.
ИИ обладает способностью учиться на собственном опыте и разрабатывать более точные алгоритмы обучения, а затем использовать их для решения большего числа проблем. Мало того, что он  может отвечать на вопросы за долю секунды, он также может понимать человеческий язык и коммуникации. ИИ развился до такой степени, что обработка естественного языка является нормой, и это может быть распространено на все разнообразие мира.
ИИ систематически улучшает человеческую способность понимать и рассуждать. Это дополнительная форма человеческого разума, желающая и способная оказывать помощь как можно большему количеству ситуаций и обстоятельств. И тем не менее, функция ИИ как «псевдо-помощника» для людей не означает, что ИИ обладает всеми человеческими атрибутами. Более сложные атрибуты человека никогда не будут полностью разделены машинами искусственного интеллекта. ИИ может иметь познающее понимание вещей, таких как нравственность людей, обязательства и т. Д., Но он может только узнать, чему можно научить с помощью набора параметров и правил.  У ИИ нет таких черт человечности, как моральная виновность, долг и способность любить. Это то, что исходит от нашего уникального воплощения в образе Бога, и такие вещи никогда не могут быть действительно переданы машине.
Но у неверующего нет оснований думать об этом. Для атеиста-материалиста люди - это просто наборы материи, и только что описанные уникальные «человеческие» качества обязательно сводятся к материи. Если представить, что это так, то что может и не может быть достигнуто с помощью ИИ?
 
Чего мир хочет от ИИ?
 
Задача технологий всегда заключалась в том, чтобы улучшать жизнь человечества. В своих лучших проявлениях ИИ продолжает эту традицию - он выполняет кропотливые или нежелательные задачи, экономя время и ресурсы людей. Но в своих более опасных проявлениях ИИ стремится достичь всеведения, свойственного только Богу.
 Некоторые пионеры ИИ считают, что они могут создать машину с безграничным потенциалом для обучения, машину, которая сможет покорить все знания. Этот тип ИИ будет превосходить  всю прежнюю культуру и создаст нынешнюю Вавилонскую башню. Он стремится не просто облегчить жизнь людям, но и подняться на высоту самого Бытия, обрести новые степени власти с каждой новой способностью.
Несомненно, это способно вывести христиан из себя, будучи богохульством, и к тому есть все основания. Тем не менее, неверующий не имеет ничего, что могло бы удержать его от стремления к Вавилонской башне. Если Бога нет, и если все - даже самые «человеческие» качества в нас - сводится к случайным столкновениям материи, то человеческие существа не уникальны. Но эта светская фантазия попросту нереальна. Каждый из нас живет в Божьем мире, независимо от того, во что мы верим. Как христиане, мы знаем, что Слово Божье является бессмертным источником истины для всех времен, и именно в нем мы должны искать и найти истину - даже для чего-то столь же футуристического, как ИИ.
 
Чему Библия учит об ИИ?
 
Библия учит, что технологии - это вековой путь человечества к расширению власти над творением, наложения своего порядка на созданный порядок и «подчинения» его, как повелел Бог в Книге Бытия. Но, как и всеми благами, технологиями можно злоупотреблять и использовать для греховных целей.  Если мы не будем осторожны, ИИ может легко стать современной попыткой достичь того, чего хотели те, кто строил Вавилонскую башню, и даже Адам и Ева, когда они ели запретный плод и пытались присвоить себе атрибуты Бога.
Быт.3 подразумевает множество грехов и зол, включенных в неповиновение Адама и Евы. Но за их непослушанием было основное греховное желание: добиться равенства с Богом. Библия учит, что мы должны быть богоподобными в моральном смысле, но не в аксиологическом  (то есть с точки зрения абсолютной ценности). Во всем Ветхом Завете Божьих людей учат подражать Богу по своему характеру - «быть святыми, как Я свят» (Лев. 20.26). Это переносится в Новый Завет, где христиане призваны «подражать Христу» (Фил.2). Но эта моральная обязанность основывается на базовом онтологическом факте: мы являемся творением, а не Богом. Мы должны подражать Божьей нравственной природе именно потому, что Он Бог, а мы нет.
Тот факт, что мы просто тварные существа рядом с Богом Творцом, повторяется в Вавилонской башне. Там человечество готовится «создать себе имя», построив великую башню к небесам. Конечно, в этом проекте использовались технологии, но мотив заключался не только в том, чтобы наложить порядок на творение или облегчить жизнь. Это было заявление о самооценке, проект, присваивающий городу высший статус во вселенной.
То, что произошло дальше, весьма поучительно для ИИ. Бог, видя, что человечество замышляет против Него, разрушил его цели, смешивая языки людей и тем самым осуждая их проект на гибель. Это привело к суду над человечеством, поставившему весь мир ниже, чем он был раньше. Подобно тому, как Адам и Ева согрешили и были прокляты, народы согрешили в Вавилоне и были изгнаны и удалены друг от друга. Ухватившись за божественность, они оттолкнулись от Бога. Это проклятие наиболее полно проявляется в Откр.19 с разрушением Вавилона. Там город человека рушится под Божьим судом, тогда как город Бога в Откр. 5 благословлен на всю вечность.
Когда человечество хватается за богоподобный статус, оно обрекает себя на проклятие от Бога. Это относится ко всей истории, в том числе и в погоне за ИИ. В заговоре для создания ИИ, который принимает божественные атрибуты, такие как всеведение, единственным результатом может быть неудача - и суд.
 
Право использования ИИ
 
Предоставляет ли Библия какое-либо конкретное учение о нравственности ИИ и как мы можем правильно использовать такие машины? По сути, Господь дал нам умы, чтобы использовать все ради Его славы. Непрерывно познавать мир, взращивать Богом данные способности, которые пребывают внутри нас, бросать вызовы нашим умам,  -  все это   славные занятия, которые Бог предложил нам. Книга Джона Пайпера "Думать!" призывает к тому, чтобы читатели делали именно это - изучали Божье Слово, мир и людей, чтобы прийти к еще большему пониманию того, Кто есть Бог, - в конечном счете, в целях поклонения. Стремление к знаниям в уме должно привести к росту благочестия в сердце.
ИИ в своем стремлении к знаниям для человеческого процветания действительно может быть полезен для людей, так же, как компьютеры приносят огромную пользу. Но именно здесь христианское использование ИИ будет отличаться от мирского Большая часть мира будет (и уже это делает) использовать ИИ, чтобы преследовать вещи этого мира, «где моль и ржавчина истребляют, и где воры подкапывают и крадут».
В дополнение к этим моральным ограничениям существуют простые физические ограничения на потенциал ИИ, о которых мы можем узнать из Библии. Том Фридман написал, что «ИИ сможет предсказать будущее», но христиане знают, что это не  так и всегда будет невозможно. Возможность предсказать будущее реальна только в чисто материальном мире, где все механически детерминировано. Это будет похоже на предсказание исхода игры в бильярд: простая физика - это все, что вам нужно знать.
Но наш мир не просто материален и не может быть понят только посредством математических расчетов. Те, кто надеется использовать ИИ для прогнозирования будущих событий (вне рамок того, что на самом деле является физическим, например, поведения бильярдных шаров), окажутся в глубоком разочаровании.. Из-за этого естественного барьера, созданного как бы законами природы, величайшие подвиги ИИ всегда будут бледны по сравнению со знанием нашего единственного Отца на Небесах, Который знает с точностью все, что когда-либо произойдет. Зная то, что мы знаем о Боге и Его всеведении - не говоря уже Его всемогуществе -  должны принять более здравое представление о потенциале ИИ. Мы должны остерегаться того, что Адам и Ева искали в запретном плоде: желания сходства с Самим Богом.
 
Быстро приближающаяся дилемма
 
ИИ быстро продвигается вперед, и его нравственная траектория все более противоречит библейской морали, ценностям и утверждениям о реальности. ИИ стремится воспроизвести человеческие умы, но мы знаем, что только реальные люди несут образ и подобие Бога. Атеисты- сторонники ИИ предполагают, что человеческие существа могут быть сведены к набору когнитивных паттернов, числовому коду, математической формуле. Как мы сказали, это отрицает христианское учение о творении и антропологию Библии. Если мы продвигаемся дальше по этическому минному полю ИИ,  есть несколько вопросов, которые должны учитывать христиане:
1. Требует  ли ИИ от меня поверить в ложь вопреки  превосходству Бога над человеческим и машинным знанием? Могу ли я уступить вавилонскому соблазну и впасть в тот же грех? Соответствуют ли мои ожидания от ИИ христианской истине?
Власть христианина действовать зависит исключительно от Божьего Слова, Библии. Таким образом, любое решение, которое мы принимаем, должно соответствовать тому, что написано в Его откровенном Слове. Вложить наши надежды, ожидания и мечты в руки ИИ или другого разумного существа - значит заявить, что планов Бога для нас недостаточно. Каждый должен попытаться заполнить Божью форму в нашей жизни  ответами, которые мы можем видеть, чувствовать и пережить.
2. Является ли ИИ отрицательно влияющим на мой взгляд на людей как на носителей образа Божия? Как поколение, мы отвернулись от религии в целом и христианства в частности,  в материальный мир, чтобы найти в нем удовлетворение. Чтобы переориентироваться, мы должны сначала узнать, откуда мы пришли и почему мы здесь живем. Мы также должны понимать, что реальность не просто материальна и не сводима к рациональному вычислению. ИИ может оказаться очень полезным в сложных рассуждениях и анализе вероятности, но он не заменит Божью любовь, протянутую нам как грешникам.
3. Является ли мой мотив использования ИИ исключительно материальной выгодой? Является ли ИИ угрозой для рабочих мест в массовом масштабе?
Мотивов, которые чисты на 100%, в этой жизни не бывает. Мы можем думать, что некоторые люди к этому приближаются, но на самом деле это не так. Мы знаем, что ИИ повышает производительность в экономической, медицинской и политической сферах, и это может даже дать нам некоторое представление о том, чего мы можем ожидать в будущем. ИИ также генерирует огромные доходы для своих производителей. Таким образом, чем эффективнее ИИ, тем больше денег производится. Как и во всех коммерческих предприятиях, мы должны защищаться от жадности при взаимодействии с ИИ.
 Соответствующим соображением является автоматизация и потеря рабочих мест. ИИ двигает организации к более надежной платформе автоматизации, помогая увеличить кибербезопасность, производительность сборочных линий и обработки документов. ИИ будет дополнять многие рабочие места в ближайшем будущем и, более чем вероятно, устранит определенные позиции, чтобы сохранить деньги организаций. Сотрудники становятся все более склонными к новым навыкам и различной степени лидерства, чтобы оставаться на своих местах.
ИИ никогда не сможет полностью искоренить человеческий элемент на рабочем месте, но оно будет значительной силой в аутсорсинге, традиционно являющемся стандартным бизнес-процессом. Христианские предприниматели и работодатели должны тщательно рассмотреть, какие применения ИИ будут в целом вредными для людей. Библейский призыв любить ближнего призывает бизнесменов, чиновников и ученых заботиться не только о себе, но прежде всего о других людях, включая сотрудников. Правильный курс действий, несомненно, будет зависеть от конкретных обстоятельств в каждом конкретном случае, но христиане, владеющие бизнесом должны постоянно поддерживать эту заботу о других людях.
 
Вывод
 
Наш мир неумолимо становится тем "прекрасным новым миром", о котором писал Олдос Хаксли век назад. Христиане должны быть на переднем крае, чтобы выяснить, где мы находимся в этом новом мире, а ИИ - это один из фронтов, о которых мы слишком мало думаем. Мы должны поощрять христианских лидеров, а также исследователей, изобретателей и инвесторов, которые продвигают развитие ИИ, чтобы рассматривать последствия для общества, к лучшему или к худшему. Если мы не будем заниматься этим вопросом, мы скоро испытаем неизбежные моральные провалы такого масштаба, которого человечество еще не видело.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии