Путеводитель дружбы - 19. Охота на сома 3

       База "РЫБАЦКАЯ ДЕРЕВНЯ". Нижняя Волга. Енотаевка (Весна-2018) 

                Выезд третий.

   Как и договаривались, Виктор и я  встретились с Михаилом на Новокузнецкой. Правда это произошло практически через год и за месяц до нашего очередного выезда на базу. Михаил предложил пройти к нему в офис, где мы и продолжили нашу встреч
   Встреча оказалась очень  дружеской и интересной.С Михаилом было приятно не столько беседовать, сколько послушать. Меня удивила  фундаментальность его подхода к процессу рыбалки в целом.  Его она интересовала со всех сторон. Когда у нас зашёл разговор о ловле судака, то Михаил рассказал, почему судак реагирует на снасть в основном в момент  удара джиги о дно и атакует её при последующем процессе падения пластикового виброхвоста или другой насадки на джиговой головке вниз. 
   Оказывается,  что у судака практически отсутствует воздушный пузырь, и ему трудно держаться в середине воды и  намного комфортнее прижиматься ко дну, где он и сидит в засаде, поджидая свою добычу. Это, конечно, не исключает его  возможности, как «свободного охотника». Сильное тело и быстрота передвижения позволяет успешно хватать зазевавшиеся жертвы  на разных глубинах.
   Михаил предложил попробовать коньячка, который ему передали друзья из Дербента. Я не очень люблю коньяк, но  уступил настойчивой рекомендации Михаила и не пожалел. Я давно уже не пробовал коньяка такого качества. Не зря коньяк «Дербент» раньше, ещё в "совковый" период, славился своими древними традициями при изготовлении, достойным вкусом и качеством. 
   Мы даже не заметили, как за беседой пролетело пара часов. В завершении, Михаил дал несколько рекомендаций по снастям для рыбалки на крупного сома. Но самым главным и основным должен быть такой принцип -  хороший улов возможен только при ловле на хорошие и оригинальные, от разработчика,  снасти. Несмотря на то, что времени оставалось мало, мы с Виктором  всё-таки успели применить его рекомендации до нашего выезда на волжскую базу. Алик к этому вопросу отнёсся с некоторой прохладцей. Чувствовалось  какое-то  отсутствие  у него надежды и уверенности в том, что нам может блеснуть миг удачи при ловле раритетного сома.  А поскольку он является старейшиной своего семейства, то и его молодёжь оказалась не совсем подготовленной к предстоящей рыбалке.
В этот раз состав нашей группы незначительно изменился.
   Вячеслав не смог поехать с нами и Виктор доукомплектовал группу своим сыном Денисом,  а Алик взял с собой сына Ильдара с внуком Маратом. Если Денис и Ильдар уже показали себя азартными рыбаками во время предыдущих наших выездах, то Марата взяли, можно сказать, на «обкатку».
   Кроме рекомендаций по снастям, Михаил нам охарактеризовал, как отличного специалиста, своего егеря Александра Никитина, и нам удалось  договориться с базой о включении его в нашу заявку, также как и брата егеря Александра - Сергея.
   Время летит быстро и вот мы уже вновь на базе. В связи с изменением состава группы, изменился и состав экипажей. Виктор стал рыбачить с сыном – экипаж №1, Алик со мной- экипаж №2, а Ильдар с Маратом – экипаж №3.
   Зная Алика, ему никто не стал возражать, когда он заявил, что нашим с ним егерем будет Александр Никитин. Виктор с сыном отправились на рыбалку с нашим егерем по прошлой рыбалке и тоже отличным специалистом  Александром Волобуевым, а его старший брат Сергей взял на себя обязательства по обкатке и обучению молодёжи.
   Мы сразу же обозначили егерям, что основным приоритетом нашей рыбалки является  не наловить как можно больше рыбы, а поймать достойный экземпляр сома. В соответствии с этим и была построена программа нашей дальнейшей рыбалки на все дни. Мне даже показалось, что нашему егерю понравился и наш план и наш настрой.
   Как в основном заведено на базе, на следующий день мы все отправились в район «белого бакена». Я не стал перематывать свою катушку т.к. на ней была намотана хорошая, новая леска 150м длиной, да и перемотать леску на катушке с мультипликатором было не так просто. Хотя, подспудно, меня немного беспокоила её длина, но я думал, что всё обойдётся.
   Как водится, на первый заброс все стараются поставить свою самую привлекательную снасть. Так поступил и я. Прицепив ярко-жёлтого в полоску воблера с красной головой, я отправил его в первое плавание, вернее в первое погружение.
   Ещё как следует не вжившись в процесс, и соответственно в связи с этими определённая расслабленность, привела к тому, что неожиданная поклёвка, оказалась для меня крайне неожиданной.
   Катушка начала быстро раскручиваться, презирая жалкие попытки фрикциона снизить скорость её вращения. Как Алик не старался быстро выбрать свою приманку из воды, я с ужасом наблюдал, как катастрофически быстро уменьшается запас лески на катушке. Как потом оказалось, что Алику было неудобно крутить катушку правой рукой, что и сказалось на его скорости по вытаскиванию воблера из воды.  А, учитывая, что  вторая снасть всё ещё находилась в воде, Александр не мог мне помочь манёвром катера. Бывшие подспудные опасения насчёт её длины, начали всё отчётливее сказываться на мои действия. Зная, что затягивать отрегулированный фрикцион нельзя ни в коем случае, я автоматически начал чуть-чуть притормаживать катушку большим пальцем, что в принципе,также недопустимо, да и бесполезно.
   В какой-то  момент я увидел, что сквозь леску уже начало просвечивать тело катушки и я чуть сильнее, чем требовалось, прижал катушку. Этого как раз и хватило, чтобы плетёнка со щелчком оборвалась. Так для самого лучшего воблера «первый его выход на сцену» стал последним. Увидев взгляд Александра, я без слов понял, что он мне хотел сказать, причём на чистом русском диалекте. Но по факту он лишь сказал, что это был достойный экземпляр и с ним пришлось бы повозиться. Как бы то ни было, но это был ещё один шаг на пути приобретения нужного опыта при ловле  сильного и хитрого соперника и ещё раз доказало, что во время троллинга, рыба может клюнуть у одного или другого члена экипажа, и от него здесь не зависит ничего, а играет роль лишь цветовое пристрастие данного конкретно хищника, Но вот вытащить пойманную рыбину на борт, это успех ни того у кого произошла поклёвка, а заслуга всего экипажа и целиком и полностью зависит от его слаженной работы во время её вываживания и подтягивания к катеру. Зато я вечером намотал на катушку два мотка плетёнки общей длинной 300 метров и  мог уже не беспокоиться в дальнейшем, видя, как раскручивается катушка под жужжание фрикциона.
   Пару следующих дней пролетело в опробовании снастей, подборе цветовой окраски воблеров, поиске новых клёвых мест рыбалки. За это время, попалась пара небольших сомиков от 10 до 15 кг. Для нас, можно сказать уже наделённых определённым опытом и мастерством рыбаков, такой размер уже казался маленьким. Улов судаков каждый день колебался в районе 20-25 экземпляров.
   Ильдар, в силу его неуёмного характера, разузнал про снасть на судака, которую все называли «beeline». Она представляла из себя подобие маленькой рыбки, тело которой состоит из чёрных и оранжевых подвижных кругляшков и джиголовки. Действовала такая снасть безотказно и с ней можно было поймать столько судака, сколько душе было угодно.
   Последующие три дня, начали доказывать, что мы не зря накапливали свой опыт в процессе прошлых выездов, обмене опытом с профессионалами и на базе ценных советов наших егерей. Все три экипажа отметились достаточно приличным сомами от 15 до 27 кг. Самой главной задачей и желанием для всех было, чтобы удалось поймать сома Марату. Это был вообще его первый выезд на рыбалку и всем, и особенно его отцу Ильдару, хотелось, чтобы ему улыбнулось рыбацкое счастье. И это произошло! Не зря говорят, что новичкам везёт! Мало того, что  его воблера атаковал сом на 23 кг, он ещё сам, самостоятельно, справился с задачей его доставки на борт.
   Ильдар заснял весь процесс на видео, где были слышны его возбуждённые, иногда не очень литературные, советы сыну, и окончательный крик: - Это мой сын!!! Это мой сын!!! Наверное, местные жители, вспоминая его, ещё долго вздрагивали по ночам, а эхо, наверное, не утихло ещё до сих пор.
   Нашему экипажу попался толстолобик средних размеров, где-то под 8 кг, который предоставил мне возможность оценить его силу и жажду к жизни.               
   В самом начале нашей рыбалки Алик, сделав скромный вид,  позаимствовал у меня троллинговую катушку и салатово-голубой воблер с пятнышками, который оказался   той самой востребованной раскраски в данный период и в данном месте, и почти все поклёвки приходились именно на него. Даже так случилось, что на него попался «сомище» весом целых 100 гр.
   Затем отличился и второй экипаж, который привёз на базу сома весом 27 кг. Результат нашей группы неуклонно и постоянно рос и ставил новые рекорды. И, если до сих пор у нас не было в зачёте желанного экземпляра, то это было исключительно нашей виной и ещё всё же недостаточностью накопленного опыта. 
И вот наступил последний день. Несмотря на то, что оставалось всего полдня до отъезда, все решили поехать на рыбалку. Даже Алик, обычно в последний день остающийся на базе и предпочитающий без спешки собирать вещи, в этот раз даже не выразил сомнения о выезде. И не зря…
   Все отправились «посудачить», а мы, к удовольствию Александра, которому накануне мы пообещали поймать для него достойного сома. Местом для рыбалки мы выбрали Джамбу.
   Александр, как обычно планомерно прочёсывал акваторию, меняя траекторию, и следя за дном по эхолоту. На протяжении всех дней он внимательно следил за изменение температуры воды, которая колебалась в пределах +2С до + 3С и обратно и соответственно менял стиль плавания и место рыбалки.
   Я предложил Алику поменяться воблерами, на что он мне, без всякой совести, ответил, что надо иметь свои... «Салатовый трудяга» нас не подвёл и на этот раз.
   По поклёвке сразу стало видно, что сегодня мы выехали не зря. Все сработали профессионально и слаженно. Экипаж действовал, как единое целое. Алик работал с катушкой хладнокровно, без рывков, не торопясь, держал требуемое натяжение, при необходимости давая работать фрикциону.
   Я достаточно быстро выбрал свою снасть, а Александр начал маневрировать катером, делая удобным работу Алика со спиннингом и он, выкачивая спиннингом, вывел сома, а это был именно сом,  из глубины и постепенно сокращал расстояние до добычи. 
   Как нам рассказал Александр, сом, попадая на крючок, имеет тенденцию освободиться и делает время от времени рывки в сторону, но обычно его рывок  не превышает более чем метров тридцать. Толстолобик при подобной ситуации делает более длинные заплывы и рывки до 70 метров.
   Наш бедолага сделал  несколько подобных манёвров, а затем рванул в сторону катера в надежде спрятаться под ним, но, не останавливаясь, продолжил своё движение дальше. Чтобы  не сломать удилище и не оборвать леску, я помог Алику, перехватив его спиннинг и, обведя плетёнку через носовую часть переместился на противоположную сторону катера. Так повторилось ещё пару раз, и наконец, сом вновь оказался опять на стороне Алика, я передал ему спиннинг и он грамотно завершил процесс. 
   И вот сом показался из воды в непосредственно близости от катера.
Алик потихоньку подтянул его к борту и Александр специальным крюком, забагрил сома за бок и с трудом, и причём, не с первого раза, затащил его в катер.  Оторвать сома от дна катера, чтобы попробовать переложить его в специальный ящик для рыбы, Александру удалось с большим трудом.
   Вот он – момент истины. Нам попался экземпляр, который уже можно было считать достойным. В нём было около 45 килограмм.
   Мы с удовольствием поздравили друг друга с успехом. Он вселил в нас уверенность в достижимости и более серьёзного результата.
   На базе осознанных трудностей со снастями, Алик поручил Ильдару, серьёзно заняться снастями при подготовке нашего выезда следующей весной, в реальности и необходимости которого никто уже не сомневался.

 апрель 2018

Фото. На главном фарватере Волги 


Рецензии