Зд. Дважды в Душанбе

редисловие.

        По аданию руководства герои повести едут в Душанбе. Наряду с выполнением заданий командировки, им удается помочь  радушным хозяевам найти  замечательное название для популярного пивбара...

         А приехав во второй раз разыскать потерявшуюся во время войны подругу матери одного из героев повести. Встречи с интересными людьми помогают успешно справляться со всеми задачами.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Напротив цирка      

ГЛАВА 1. Знакомство
               
                Я вошел в свой кабинет,подвинул к себе телефон, но не успел дотронуться до трубки,как он зазвонил…
         - Слушаю! - отозвался я своим обычным и привычным словом.

         - Здравствуйте!  Бежанов! Я прикинул, что Вы сейчас будете звонить мне и чуть опередил Вас! Пожалуйста, загляните ко мне...Минут пятнадцать достаточно,чтобы дойти? Жду Вас! - мне не к чему было придраться.

          Все  было очень корректно и  вежливо.
Я поправил галстук, прошелся  расческой по шевелюре, взял папку и отправился в администрацию. По пути пытался угадать, что ждет меня в кабинете Бежанова, но идей не было, а я уже подходил к белому зданию..

          Олег Петрович Бежанов, зам директора завода, встретил меня в приемной ,пожал руку, пригласил в кабинет.
         - Проходите! Садитесь поудобнее, скоро будет еще один товарищ, поговорим! Меня, знаю, многие не очень любят. - он сделал паузу,посмотрел на меня и продолжил:

         - Смею надеяться, что Вы не из их числа. Вы мне симпатичны и, хотя мы не пересекались по службе. Я хочу, чтобы у нас получилась совместная работа! - он засмеялся, лицо преобразилось, теперь это был повзрослевший мальчишка!
         - Хочу познакомиться поближе, много наслышан о Вас! - я не знал, как реагировать  и сидел молча.

         - Входите! Входите! - он встал навстречу
         моему старому знакомому. Это был мастер из экспериментального цеха, Владимир Семенов.

         - Садитесь! Все в сборе! Начнем! Я вижу, представлять Вас, не надо. По ходу разговора я буду знакомиться с Вами, а Вы со мной. К делу! - он встал и вышел из-за стола.

         - На завод из Таджикистана пришла рекламация. Это вдвойне неприятно.Во-первых заводу  крайне редко предъявляют претензии, во-вторых межреспубликанские трения. Ни то , ни другое нам никчему! - зам директора внимательно смотрел на нас.

         - В чем суть конфликта? - спросил я.
        - При транспортировке повреждены некоторые детали на тринадцати машинах. Детали для замены уже отправлены на базу Тадж  “Сельхозтехника”. - проинформировал нас зам директора.

         - Надо съездить в Душанбе, разобраться в вопросе, снять напряжение. И, конечно, заменить детали на поврежденных машинах! - четко, внятно и быстро сформулировал Бежанов и вернулся за стол.

         - Предвижу вопросы и поясняю: директор поручил мне уладить это дело. Я остановился на Ваших кандидатурах по простым соображениям. -он внимательно посмотрел на нас.
         - Вы оба из ближайшего резерва на замещение вакансий. Вам обоим нужен рост. - он улыбнулся и продолжил:

         - Вы славитесь, как спец по составлению различных документов , что, несомненно, важно.
Владимир отличается отличным знанием машин и владеет многими специальностями. -  Олег Петрович констатировал факты. Потом закончил мысль:

         - Рядом с Вами он наберется опыта в хитрых протокольных делах, а Вы проследите, чтобы с бумагами все было в порядке! И оба подтвердите свои реноме! - он говорил вообще без лишних слов.

         - Это не все! По итогам  вояжа  Вам будут сделаны предложения ,от которых, думаю, Вы не откажетесь! - он засмеялся. Мальчишка опять выглянул из образа сноба и аристократа.

         - Если все пройдет, как надо, рассчитывайте на премии! - он поднял палец вверх.
         - И последнее! Удачи! - зам директора вышел из-за стола, пожал нам руки.

ГЛАВА 2. База  “Сельхозтехники”

            Душанбе встретил нас утренней прохладой. Я посмотрел на часы, только 7.35! 
          - Ну, поехали! - автобус ждал пассажиров,мы уселись и отправились в город.
Мест в в гостинице  “Душанбе” не было,но сумки в камере хранения оставить разрешили.

          Солидная вывеска подтвердила, что мы на месте нашей командировки. Через десять минут нас принял директор базы. Он коротко переговорил с нами и вежливо перепоручил главному инженеру.

         - Здравствуйте! -  Молодой, энергичный  главный инженер пригласил нас в кабинет.
         - Сейчас все будет, как надо!  Гуля! - он позвал помощницу.

          - Уже все поняла! Момент и организую! По КВ или по ДГ? - голос симпатичной, одетой и причесанной по-европейски Гули, был мелодичным и звонким.
   
          - ДГ конечно! - главный инженер рассмеялся.  - Пока Гуля возится со своим ДГ давайте познакомимся и определимся  с нашим взаимодействием! - Я Шарипов Мурад Алиевич, главный инженер. - Мы представились, пожали друг другу руки. Впечатление у всех осталось приятное.

         -  Я в курсе всех дел, по крайней мере, тех, что касаются Вашего приезда.  Детали с завода прибыли. От Вас потребуется помощь с их установкой. Машины новые, не очень знакомые. еще. - сказал Мурад Алиевич, сразу определив круг наших действий.

         - Прекрасно!  Но есть еще документальная
 составляющая, протокол, акты и прочее!  - напомнил я.
         - Разумеется! Этот вопрос мы обсудим параллельно. Я намерен  урегулировать наши отношения. Надо вернуть их  в прежнее русло и упрочить! - разъяснил он свою позицию.
         - Да будет так! - провозгласил я.

         - А сейчас я устрою Вас в гостиницу и будем пить чай! - он набрал номер, минуты две говорил,положил трубку, повернулся к нам и улыбнулся.
         - Полулюкс на двоих. Гостиница  “Душанбе”. Директриса ждет Вас через два часа.
         - Спасибо огромное! - мы искренне поблагодарили  главного инженера.

          Гуля вкатила столик на колесах. Аромат самсы наполнил кабинет. Она быстро расставила все на столе и вышла.
         - Прошу Вас , угощайтесь! - он быстро и ловко налил чай в пиалы, не отступив от обычаев, принятых на Востоке. - Не стесняйтесь! Такой самсы Вы нигде не попробуете! - долго уговаривать нас не пришлось!

          Мы обговорили все вопросы,  определили место для работы с машинами.
         - Я расстаюсь с Вами до завтра. Меня срочно требуют в министерство. - мы еще раз поблагодарили Мурада Алиевича и попрощались.

ГЛАВА 3. Гостиница

         - Хорошо! - сказал заметно повеселевший Володя. Мы стояли в фойе гостиницы, ждали директрису.
         - Здравствуйте! Лейла Халиловна! - она по-мужски пожала нам руки.
          - Идемте, я сама провожу Вас в апартаменты! - она рассмеялась. Мы последовали за ней на второй этаж. Она открыла дверь с цифрами 26 и пригласила нас войти. Номер был отличный.

         - Располагайтесь! У телефона есть все, что необходимо. Справочники, памятки,
 Карты и прочее. Всего доброго! - пожелала она.

         - Спасибо! - хором сказали мы. Лейла помахала рукой и ушла.

          - Пойдем за сумками, осмотримся и будем звонить. - мы спустились в камеру хранения,забрали наши сумки, узнали у дежурной, где вкусно и недорого поесть и вернулись в номер.

           - Я на телефоне! Сей момент все проверю и связь наладим! - Володя посмотрел на брошюры на столике, полистал одну и сообщил: -   В город звонить через восьмерку,а межгород через девятку.

         - Звони! - Володя позвонил домой, поговорил с мамой.
          - Тебя набрать? - я кивнул. Поговорил с женой, получил указания. Все в порядке!
         

        Мы приняли душ, улеглись на новые деревянные кровати и растянулись на упругих матрасах.  Несмотря на массу событий и очень ранний вылет, спать не хотелось.

         - А Бежанов вроде ничего мужик! - раздумчиво проговорил Володя.
         - По первому впечатлению так. Я не встречался с ним ни разу до позавчерашнего. Он же зам по экономическим вопросам. - я разделял мнение напарника.

         - Мне главный инженер базы понравился! - я говорил искренне.
       - И Гуля! - подхватил Володя.
        - Что такое ДГ? - спохватился он.

        - Утром узнаем! Ты есть хочешь? Пойдем,перекусим! Надо поглядеть, что за харчевню нам расхвалили!
         - Идем, проверим! - Володя встал и начал одеваться. Я последовал его примеру.

         - Если Вы на несколько дней, то можете завтракать, обедать и ужинать у меня! - хозяин небольшой столовой жестом пригласил сесть и сам присел с нами за столик.
         - Все вкусное, свежее и недорого! Сейчас угощу Вас пловом! - он оставил нас.

         - А пиво или вино есть? - спросил Володя.
         - Нет! Я не держу спиртного! Иначе моя столовая превратится в пивнушку. А я людей кормлю! Не обижайтесь! Кстати! Если Вам хочется пива, то недалеко есть пивбар. Его  хвалят. А потом приходите ужинать!

         - А недалеко это где? - Мне стало интересно.
         - Две остановки на троллейбусе любом и точно напротив цирка! Остановка через дорогу. - он объяснил очень точно.

         Плов оказался настоящим! Мы сердечно поблагодарили Карима, хозяина столовой и поехали в бар.

ГЛАВА 4. Пивбар

         Стоя спинами к цирку мы смотрели “напротив”. На красивом кирпичном здании была  надпись из пластика и стекла. Она извещала, что здесь располагается “Детское кафе “Молочное”!
Мы посмотрели друг на друга. Потом опять напротив. Людей видно не было.

         - У цирка,хоть он и круглый, все равно есть четыре  “напротив”! - Володя , студент-вечерник, рассуждал вполне логично. Мы осмотрелись. Другие  “напротив” интереса не представляли…
         - Пойдем, посмотрим, что там! - я направился к кирпичному дому. Володя не отставал.

         Заглянули в окна-витрины детского кафе.
Там было темно. Мы начали нервничать…
         - Вот! Вот! Смотри! - я разглядел лестницу,ведущую в подвал. Володя кинулся к ней, я следом.
Мы спустились и увидели вывеску, гласящую:
“Пивной бар-клуб  “Полная кружка”
         - Вот он, голубчик! - Володя толкнул дверь, пропустил меня вперед. Мы вошли.

         Приглушенный свет, много людей, большой зал. Столы на четверых,стулья,как в киношных средневековых трактирах или замках… Стилизованно, однако без излишеств.

         Мы еще толком не осмотрелись, как появилась невысокого роста женщина и велела идти за ней. Почему-то мысли о неподчинении ей не возникало. Через полминуты мы сидели за столом на стульях с высокой прямой спинкой.
         - Сейчас буду! - сказала женщина и исчезла,                будто  в кино...

          - Чудеса! - я не пришел в себя от темпа, в котором здесь происходили действия. С того момента, как мы вошли в бар прошли две-три минуты!
          - Сказка! Я, Владимир Семенов, спрашиваю, где я?

          - Вот и пиво! Вы, видимо, впервые у нас! Мы, работники, и сами иногда удивляемся, как люди от порядка шалеют.Я Вам сушек фирменных принесла. Пейте на здоровье!

Мы попробовали пиво и опять немного отдалились от реальности… В меру охлажденное, с пенкой, вкусное пиво привело нас в восторг. Сушки были с крупинками соли и еще чего-то,хрустящие и вкусные, размером поменьше привычных.

          Многие  курили,однако дыма не ощущалось. Шума  не было. Было не жарко.Дышалось тоже легко. Кто-то, нам неведомый,построил отличное заведение! И думаю, что хорошие инженеры спроектировали все, как надо! Строители тоже сработали на совесть.

           Тем временем мы принялись за вторые кружки. Володя спрашивал, какие документы нам надо представить в отчете. Я рассказывал и устно составлял акты, протоколы, письма… Сушки закончились и кружки наши почти опустели...

        - Вот вам еще по кружечке! - наша фея появилась ниоткуда. - Ну как? Нравится у нас?
         - Все просто чудесно! - Володя сказал “прелесть”, но прозвучало хором.

         - Если захотите еще, позовите ,меня. Я отзываюсь на имя Раиса, для друзей - просто Рая!
         - Нет, “просто Рая”! Нам, пожалуй пора. Вот допьем сей  “Райский”, я выделил это слово, напиток и пойдем. Есть еще много дел.

          - Рада, что Вам понравилось. С Вас…
Она назвала сумму, которая была меньше, чем если бы мы пили пиво дома. Я расплатился и мы взялись за свежее пиво.

            - Только ради этого бара стоит ехать в Душанбе! - Владимир подытожил нашу посиделку.
             - Пойдем ужинать! Но пойдем пешком! - мы встали и стали пробираться к выходу.

           Бараньи ребрышки с тушеными овощами были превосходны.Весь день мы питались исключительно шедеврами многонациональной кухни. Договорившись о времени завтрака.  Сытые и умиротворенные, мы отправились в гостиницу.

ГЛАВА 5. Название для бара

         - Нет! Это банально! Мы будем его называть бар  “Напротив цирка”! - Володя как-будто спорил, хотя я не собирался возражать. Такое название очень отдаленно, но напоминало  “У чаши”...

         - Утверждаю!  Мне это нравится, особенно  поиски этого подземного филиала Раи! - я рассмеялся, Володя поаплодировал.
          - Шеф!  А  ты говорил о том, что главные люди, это инженеры. Но мысль не закончил.. - он нечасто меня так называл.

          - А-а-а! Поумничать хотел! - ответил я.
          - Договаривай! - потребовал Володя.
          - Главные люди - это инженеры! Без них никуда и ничего! Но не все инженеры - Главные! -я сформулировал.

           - И не все Главные инженеры - Люди! - Володя захохотал, довольный своей лептой в этот постулат, который, возможно, был теоремой.
           - Все на сегодня! В душ и спать! И не все Главные инженеры - инженеры! - вдогонку Володе крикнул я.

          Яичница-глазунья, щедро посыпанная  зеленью, свежая лепешка,мед и чай. Этот завтрак начал второй день нашей командировки. Мы поблагодарили нашего  “кормильца” Карима и полезли за деньгами, но он отмахнулся, смеясь.

         - Вечером! Я сегодня чучвару готовлю, а вечером опять ребрышки, но с картошкой. Жду! - он нам нравился и знал это.

          Мы поздоровались с Гулей в приемной.
         - Мурад Алиевич вот-вот подъедет!  Вы подождите его в кабинете. - обрадовалась она.
         - А это удобно? - спросил Володя.
         - Конечно! Он сам просил об этом! Прошу Вас! - Гуля открыла дверь в кабинет.

        - Гуля! А что такое КВ и ДГ?- нам интересно,но мы не догадались.
        - Это наш с шефом шифр! - она засмеялась.Ей нравилось называть главного инженера шефом. - “КВ” - это уровень приема  “Как Всегда”, а “ДГ”- это  “Дорогие Гости”! - она опять засмеялась.

          - Выдаешь секреты? - главный инженер вошел в кабинет.
         - Здравствуйте! - мы обменялись рукопожатиями.
         - Гуля! Искупай грех! Сделай чай! - сказал, смеясь хозяин кабинета.

          - Но по КВ! - сказали мы вместе.
          - Новостью делюсь! Назначен директором базы! - Мурад Алиевич улыбнулся.
Мы искренне поздравили нового директора,пожелали успехов.

          - В наших планах все без изменений! Хотя мне кое-что изменить придется! В другой кабинет перебраться! - он засмеялся. Гуля принесла чай.
          - Я доволен! Но придется немало повоевать! Надеюсь, получится. - директор был серьезен.

         Видимо вчера в министерстве заново распределили сферы влияния и ответственности. Но нас это пока не касалось.

          Мы отправились приводить машины в порядок.  Все тринадцать уже стояли рядом с навесом, где мы и собирались работать. Детали для замены тоже разложили под навесом. Мы начали.

          Загнали под крышу три машины. Я полез на одну Володя на другую. Через двадцать минут Володя закончил замену на первой машине. Я отставал, моя деталь не освобождалась и пришлось снимать еще соседнюю. Наконец и моя машина была готова. Володя уже почти сделал третью.

         Тракторист привез сифон с газировкой. Мы с удовольствием напились. За час с небольшим три машины! Выкатили готовые и загнали три другие. Мы изменили технологию и работали оба на каждой. Было легче и быстрее.

         Пришел директор, посмотрел на шесть  готовых машин и очень удивился тому, как быстро мы работаем.

          - Я прошу Вас снизить темп. Завтра пришлю к Вам сюда троих  рабочих. Покажете им как и что. Без гонки. Главное, чтобы они действительно научились! Не возражаете? - он весело улыбался.

          - Напротив! Это очень правильно! - я начинал понимать и уважать нового директора.
           - Значит договорились! - он пошел в сторону площадки, где стояла  техника.

Мы начали собирать инструменты и наводить порядок под навесом.

            - Ты сказал  “напротив” ,а я говорю  “цирка”! - Володя шутил. Хороший признак.
            - Собираемся! Да и обедать пора! - время летело быстро.

           Мы прекрасно пообедали и теперь, лежа на кроватях в нашем  номере, отдыхали,обмениваясь мнениями.

           - Шеф! А ты знаешь, что Бежанов нам предложит? - Володя понимал , что наша командировка  скоро закончится и, видимо, с нужным результатом.

           - Это и ты знаешь! Могут быть изменения, но вряд ли. Тебе должность зама в вашем цехе!        Мне, возможно, зам главного инженера. - это я озвучил аероятные варианты.

          - Ты сомневаешься? - вопрос, увы, не был риторическим. Но лукавить я не хотел.
          - На эту должность метят несколько тяжеловесов, уж больно хлебное место! Значит интриги, подключат связи. Мне со всем этим не сладить. - честно объяснил я.

          - Бежанов наверняка это все учел! Думаю,что он нас в свою команду готовит. - Володя сформулировал все точно.
          - Да, дружище! Именно так! - я  кивнул.
         - Дружище - это большо-о-ой друг! - Володя вернулся в свой обычный режим. 

         - Шеф! А на  “планерку” пойдем? - хитрый Владимир устал от серьезного разговора.
         - Конечно! Надо узнать, почему “бар-клуб”. Не все же время гайки крутить!

         - Тогда там и  набросаем все  “рыбы”  бумаг,устно, а придем, я напишу.
         - Нас ждет бар-клуб  “Напротив цирка”! - мы прокричали это хором.

         - Шеф! Если тебя назначат… - Володя сделал театральную паузу  и закончил:
         - То ты будешь  “зам главного человека”! - мы расхохотались.

         Раиса встретила нас, как старых знакомых и повела к свободному столику.
         - Сейчас буду! она исчезла, но мы знали, что появится через минуту. - Сегодня сухая рыбка! - Вот Вам пиво и рыба! Если хотите сушек, пожалуйста!

         - Спасибо! Рая! А почему бар-клуб? - задал я вопрос, который требовал разъяснения.
         - Раз в месяц для членов клуба здесь устраивается банкет. Из спиртного только пиво, а кормят всякими вкусностями. - начала  объяснять Рая. И вздохнув, закончила:

         - Члены клуба имеют скидку. Стать членом клуба можно только по рекомендации трех членов клуба. Членские взносы небольшие. - она посмотрела на нас.
         - Спасибо! Усё поняли! -  сказал Володя. Раиса исчезла, как и появилась - незаметно.

         - Приятно, когда четко и ясно! - Володя отхлебнул пива, бросил рот кусочек рыбки и прожевав, прокомментировал:
         - Полный ДГ! - он довольно засмеялся.
         - Ну понятно, чего ты меня стал шефом именовать! У Гули перенял! Однако и пиво пить пора! - я тоже отведал рыбки. То, что надо!

         Мы обсудили акты и протокол, еще тексты двух писем и я заставил Володю повторить дважды. Он был серьезен и послушно повторял.
 Пиву и рыбе внимание уделялось, как положено.

         - Шеф!  А вопрос с этими, помятыми в дороге, трубами, это же ерунда! Чего такой шум подняли? - смеялся и лукаво смотрел Володя.
         - Конечно! Пятака не стоит!  Играют в какие-то игры, а мы с тобой, увы, пешки. Вопрос, кто игроки? - разделил я его мысли.

          - Одного игрока, допустим, мы знаем! - Володя, понятно, имел в виду  Бежанова.
          - Он, условно, играет черными, так как делает ход вторым. -  развил он мысль.

          - Кто-то же играет белыми!  Хотя, может быть, зря мы все усложняем! Не думаю, что этот “кто-то” наш новый директор базы. Этот “игрок” в здешнем министерстве ! - подтвердил я.

          Мы загнали под навес очередные машины. Появился Мурад Алиевич, привел с собой  троих парней.
         - Вот учеников привел,как договаривались! Ребята хорошие, надеюсь Вы поладите!  Я в министерство, буду часа через два.

          Мы познакомились с рабочими и приступили к ремонту. Парни быстро схватывали и вторую машину отремонтировали сами. Володя подсказывал, когда нужно было.

Троим работать было неудобно, поэтому одного поставили на следующую машину для демонтажа,а один из освободившихся переходил к нему на помощь. Работа закипела.

         - Ну что же! В основном все, как надо! Протокол я чуть исправил, посмотрите. Я привез из министерства письма, вот они, ознакомьтесь. -  Мурад Алиевич подвинул ко мне папку.
          - Я в горсовет, буду через час-полтора. Гуля позаботится о Вас! - директор был весел.

          Я посмотрел протокол, был добавлен пункт о расширении сотрудничества.
Письмо министерства, отзывающее рекламацию. Другое письмо  “Предложения о расширении номенклатуры поставляемых запчастей”.

         - Отлично! Володя! Иди к Гуле, узнай о перспективах распечатки наших бумаг. - Володя исчез, как Раиса.

         - Вот чай свежий! Халва! Пейте на здоровье!  А насчет документов, не волнуйтесь, я все сделаю! Как только будут окончательные варианты. - Гуля улыбнулась.
         - Владимир пошел посмотреть, как идет работа под навесом и термос с чаем понес слесарям.- симпатичная, умная девушка!

         - Вот и я! Мужики работают здорово! Уже почти закончили! А что бумаги? - Володя был в приподнятом настроении.
         -  Посмотри сам! Не спеши, читай очень внимательно и старайся придираться! Я не шучу, так ошибки легче находить! - Володя погрузился в изучение документов, а я пил чай с халвой.

         - Это же то, чего хотел Бежанов! Отлично! По этому поводу в баре  “Напротив цирка” должно состояться чествование победителей!
         - Тише! Не опережай события! Бумаг еще нет. Подпишем, печати поставим, тогда и сможем громко радоваться. - охладил я Владимира.

         - Я был под навесом. Парни закончили.Вопроса ремонта больше нет! - директор звонко рассмеялся. 
        - Осталось напечатать акты и протокол. Вы согласны с моими дополнениями? - спросил он.
         - Конечно! Это очень точно и своевременно! Можно печатать! - с удовлетворением ответил я.

        - Гуля! Посмотри, сколько времени тебе надо? - директор передал ей папку.
        - Завтра к 10 часам все будет в порядке! - Гуля уже знала объем работы.

        - Отлично! А теперь один  неслужебный вопрос. - директор откинулся на спинку простого деревянного кресла.
          - Я член пивного клуба “Полная кружка”. Как Вы смотрите на идею вечером посидеть за кружечкой? Заодно отметим мое назначение! - он смотрел на нас, слегка прищурившись.

         - Прекрасно!  С радостью принимаем Ваше приглашение!  Мы уже знакомы с этим чудесным бар-клубом и для себя называем его пивбар “Напротив цирка”. - поддержал я директора.
        - Как? Как Вы сказали? Напротив цирка? Это же находка! Это то, что мы искали! - директора охватило возбуждение, мы пока не понимали, в чем дело.

        - Простите! Сейчас объясню. Один из учредителей клуба - брат моей жены. Я тоже принимал небольшое участие в его становлении. -сказал Мурад Алиевич.

         - Но мы не смогли придумать хорошее название… А сейчас Вы подсказали! Это именно то, что нам нужно! Спасибо большое! Значит в 17.30 я за Вами заеду в гостиницу. - закончил разговор директор базы.

          Едва мы вошли в бар, как возникшая ниоткуда Раиса бурно приветствовала Мурада Алиевича, нам тоже перепало немного повышенного внимания.
         - Я, как член клуба, привел гостей! Привечай! Рустам здесь? Позови, пожалуйста! - мы уселись за стол.

         - Уже позвонила! Да вот он! Я за пивом!
         - Останься! Возьми  стул! - Мурад Алиевич был в отличном настроении.

           Он познакомил нас с Рустамом Нуруллаевым, директором  “Полной кружки”.

          - Рустам! Наши друзья, придумали новое, отличное название для клуба: “Напротив цирка”! -он сделал жест в нашу сторону.
          - Напротив цирка - как бы вслушиваясь в эти слова повторил Рустам.
          - Напротив цирка - это же то , что мы искали так долго! - воскликнул он.

           - Я вчера слышала, как наши гости упоминали это! Я за пивом! - Раиса явно голосовала за новое название.
           - Друзья! - Рустам встал. -  Предлагаю по глотку за бар-клуб  “Напротив цирка” ! - мы сдвинули кружки, утверждая название.
            - Единогласно! Ура! Только тихо! - сказал Рустам.

          - Одну минуту! - Мурад Алиевич встал.
          - Нас за столом трое членов клуба, а это означает, что мы прямо здесь и сейчас можем принять в клуб наших уважаемых и уже столь заслуженных друзей! - все дружно зааплодировали. Мы сдвинули кружки!

           - Я вернусь через пару минут! - Рустам пошел в конец зала.
         - Вот! Получите! - он вручил нам красивые, в коленкоровых обложках, удостоверения членов клуба.
        - Свои имена и фамилии впишете потом сами! Новое название клуба не потребует замены удостоверений! Потому, что там не указано название! - все засмеялись.

          - Спасибо огромное! Нам более чем приятно! Обещаем расхваливать клуб везде и всем! Но у меня тост: За Мурада Алиевича! Успехов и достижений на новой должности! - кружки опять сдвинулись в приветствии…

          Раиса исчезла, но никто не волновался. Ушел Рустам. Через несколько минут появилась Раиса в нарядном платье, красивая и веселая. 

          - Мы готовы! - провозгласил Рустам.
          - Следуйте за мной! - скомандовал директор базы. Мы встали и пошли к выходу.
 
             На улице ждал микроавтобус.Мы разместились и поехали.

          Через две минуты остановились у столовой Карима. Он стоял у дверей, нарядный и немного смущенный. Мурад Алиевич и Карим обнялись,похлопали друг друга по плечам и засмеялись.   
          - Все готово, командир! - по-военному доложил Карим.

          - Вольно, старшина! - Мрад Алиевич повернулся к нам. - Мы служили вместе.
           - Ну! Приглашай нас! - скомандовал он.
          - К столу! Прошу, проходите, гости дорогие!
- Карим сделал приглашающий жест.

           Банкет удался на славу! Поздним вечером следующего дня мы улетели домой.

          Олег Петрович просматривал документы,привезенные нами из Душанбе.
         - Прекрасно! Иного не ждал, но это больше и лучше моих расчетов. Благодарю Вас!

         - Я с удовольствием вручаю Вам копии приказа о Ваших новых назначениях! Конечно, Вы просчитали варианты и это Вас не особенно удивляет! Не удивляет, но думаю, радует! Поздравляю и желаю успехов! - зам директора крепко пожал нам руки.

         - Вроде все по ДГ ! - засмеялся Володя.
         - Через некоторое время все станет по КВ! А сейчас поздравляю! - мы пожали другу руки.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.  Тетя Таня

ГЛАВА 1. Опять в Душанбе

                Олег Петрович Бежанов, зам директора завода, прохаживался по кабинету. Мы сидели в креслах у журнального столика и ожидали начала разговора. Мы   - это Владимир Андреевич Семенов, зам начальника экспериментального цеха и я, зам главного инженера завода.

           Оба мы вступили в наши должности недавно и находились под пристальным вниманием Олега Петровича.

         Как  говорил Володя, мы  под  “колпаком” у Бежанова. Впрочем он шутил, как всегда.

         - Я  доволен, друзья мои. Вы хорошо работаете. За эти  месяцы Вы доказали свою компетентность. - Олег Петрович жестом удержал нас в креслах. Сам он продолжал ходить по кабинету.

          - Я вижу неиспользуемый Вами ресурс. Не боюсь Вас перехвалить. Грядут новые времена, задуют другие ветры, надо встречать их заранее подготовленными. - мы слушали с интересом.
         - Я хочу, чтобы, когда начнутся перемены, Вы были рядом со мной. - закончил мысль Бежанов.

         - А сейчас конкретно. Надо еще раз поехать в Душанбе. Застопорилось выполнение  договора, который мы заключили после Вашей первой командировки. - назвал причину поездки зам директора.
         
      - Надо помочь нашим партнерам на месте и добиться выполнения договора в полном объеме. Это важно для завода в экономическом и технологическом направлениях. А, главное, им это еще важнее! - он дал понять, что миссия наша с подтекстом.

         - Есть  кое-какие нюансы, которые по телефону обсуждать  не очень удобно. 
         - Поезжайте с вопросами  и возвращайтесь с ответами! Удачи! - он крепко пожал нам руки.

ГЛАВА 2. Просьба мамы

         Мы с женой были у моей мамы. Разговор,как всегда, шел о повседневных заботах, о погоде, о моде и здоровье. Я рассказал о предстоящей поездке в Душанбе. Мама очень оживилась и начала интересоваться подробностями командировки.

            - Я узнала, что в Душанбе,возможно, живет моя подруга детства, Таня. После войны все уцелевшие из наших семейств разъехались, кто куда и мы тоже отправились искать лучшей доли. Надо было выживать. Мужчин не было в семьях, все погибли... 

          - Но в пути Таня отстала от поезда и мы потерялись… - мама вытерла глаза и продолжала:
             - Я много раз писала запросы, пыталась хоть что-то узнать о ней, но все без толку. Наверное и она искала, а может быть и сейчас ищет  меня... - мама помолчала минуту.   

          - И вот, буквально два дня назад, мне сказали знакомые, что Таня в Душанбе.  Не уверена, что это точно и ничего не знаю. Ни адреса, ни телефона, ничего… - она вздохнула.
         - И как  я буду ее искать?  От чего-то же надо оттолкнуться! - недоумевал я.

         - Ее девичья фамилия Славская. Татьяна Романовна Славская. - сказала мама.
         - Мама! Я сделаю все, что можно, но не стану обещать, что найду. Здесь Шерлок Холмс нужен! - осторожно ответил я.

         - На месте, может быть, что-то получится выяснить… Постарайся! Другого случая, наверно, и не будет... Надежда  слабая, понимаю. - мама волновалась, глаза ее опять стали мокрыми...

         - Конечно! Но она есть! Не волнуйся заранее! Напиши ей письмо. Как найду ее, так  и передам. Пиши сейчас и не торопись. - я тоже разволновался. Мозг начал осмысливать ситуацию.

         Через полчаса мама вручила мне белый, незаклеенный конверт с запиской для своей подруги… Для  “тети Тани”. Так я решил ее называть для себя.

ГЛАВА 3. Гостиница

           У стойки дежурной в фойе гостиницы   “Душанбе” мы ждали директрису. Она появилась через две минуты и очень обрадовалась нам. Мы тоже были рады видеть Лейлу Халиловну, для нас, впрочем, просто Лейлу. Прошло четыре месяца со времени нашей прошлой встречи и тогда же установились дружеские отношения.
 
        - Идемте! Номер для Вас готов! На этот раз  28-й. Я провожу Вас. - мы пошли за ней. Лейла открыла дверь, пропустила нас вперед и мы вошли в номер. Точно такой, как в прошлый раз.
        - Лейла! Мы привезли Вам сувенир. Разрешите вручить! - я протянул ей коробку размером с толстую книгу.

         - Спасибо! Не стоило беспокоиться! А что это? - Лейла с любопытством смотрела на сверток.
          -  Это настольный прибор, показывает время, месяц, день, число, температуру и влажность. Работает от двух батарей. Есть ночной режим. Пользуйтесь на здоровье!

          -  Ой! Как  интересно! - Лейла шутливо прижала к себе коробку Никому не отдам! Спасибо! Иду распаковывать! - она рассмеялась. -
Если запутаюсь, позвоню!
          - Я пойду с Вами и все установлю! - Володя забрал у Лейлы коробку и они ушли.

         Пока Володя любезничал с директрисой, я позвонил директору базы  “Сельхозтехника”, куда мы были командированы. Едва  услышав мой голос, Мурад Алиевич  закричал:

        - Привет! Салом алейкум! Как добрались? Как устроились? Лейла обрадовалась, когда я ей сказал, что Вы приедете. Все в порядке?
        -  Да! Спасибо большое! Все по  “ДГ”!  - я засмеялся. ( “ДГ” уровень приема  “дорогие гости”- условный код)

        -  А-а! Не забыли?!  На базе жду Вас завтра утром, но увидеться можем сегодня. В подземном царстве Раи! Как идея? - спросил он.
        -  С радостью! Бар -клуб  “Напротив цирка” это наша отрада! Мы же члены клуба! - напомнил я.
         -  Я заеду за Вами в 16.45! -сказал Мурад Алиевич.
         - Мы будем готовы! - весело ответил ему я.

Пришел Володя довольный и веселый. Жизнь начала входить в привычное нам русло.
         - Как часы? Запустил? - я спрашивал не ожидая ответа.

        Хорошо, когда людям просто приятно находиться рядом.  Мы еще не успели надоесть друг другу.
         
         - Предложил Лейле выйти за меня! - он засмеялся.
         - А она?- я знал, что женщины такого типа, как директриса, нравятся Володе.
         - Сказала, что с удовольствием, но в следующей жизни! А прибору радуется, как ребенок! - смеялся  Володя.

         - В 16.45 заедет Мурад. - сообщил я.
         - Очень хорошо! Успеем искупаться и поговорить. Я в душ! - Володя расстегнул молнию на своей сумке, бросил на кровать одежду и пошел в душевую.

         Я позвонил домой, сказал жене, что все в порядке. Она сама позвонит маме.    Вернулся из душа Володя, сел звонить домой. Я пошел купаться.

         Мы разложили вещи в шкафу приготовили одежду для  “похода” в бар и растянулись на кроватях. Говорили легко, понимая друг друга с полуслова. Поэтому беседа шла быстро и мы обсудили множество вопросов,  не затратив много времени.

       - Шеф! А как мы будем искать тетю Таню? - Володя по-прежнему называл меня  “шефом”,обосновав это тем , что я  в самом деле им являюсь, а  “босс” у нас - Бежанов.
         - Не знаю! Не знаю.. Но найти надо! - мы помолчали.

         - Давай порассуждаем! - пока я произносил эти слова, мне пришла простая и бесхитростная мысль.
         - Фамилия Славская довольно редкая. У меня знакомых с такой нет. - я начал излагать мои соображения.

         - Значит, если в Душанбе есть люди по фамилии Славские, то их немного. - Володя подхватил мысль. - Но она могла выйти замуж и теперь носит другую фамилию.
         - Конечно! Но людям свойственно узнавать об однофамильцах. Ты же знаешь, хотя бы одного-двух своих!

        - То есть, отыскав  одного или одну из Славских, мы через них сможем что-то узнать о других! - Володя вдохновился и вскочил с кровати. - Ты молодец, шеф! - он начал действовать.
        - Ты лежи, я сам! - Володя листал телефонный справочник, что-то выписывал, потом развернул план города и стал изучать.

         - Что накопал? - я не хотел мешать Володе,увлеченному реализацией нашего сырого, но все-таки плана. Но бездействовать тоже не мог.
          - Вот шесть телефонов Славских. А вот  адреса и на карте пометки. Почти все адреса недалеко от гостиницы.

         - Спасибо, Володя! Это же конкретика! Должно получиться!  Но звонить и ходить начнем завтра. Скоро приедет Мурад Алиевич!
         - Давай одеваться! - Володя с сожалением оторвался от своих записей.

         - “Планерка” сегодня будет знатная! Шеф! Ты даже не вспомнил, что мы с утра не ели!
         - Ничего! Наверстаем! Выпьем по паре кружек и…- я не договорил, потому что Володя перебил...
         - И Рая притащит еще по одной! - мы захохотали, настроение было отличное.

         Никого в наши дела по поиску мы решили не посвящать. Почему и сам не понимал, но это, наверно, было правильное решение.

ГЛАВА 4.  В нашем клубе

          Раиса, увидев нас, издала звук, который трудно как-то назвать, потом бросилась обнимать нас, глаза ее блестели…
         Через минуту мы уселись за стол. Рая ушла за пивом.
         - Рустама нет, он в Москве. Будет дней через десять. - сообщил Мурад Алиевич.
Раиса принесла пиво, какие-то орешки, сушки и курт ( сухой овечий сыр ).
         - Ну, по глотку за встречу! - директор базы встал. Мы тоже встали и сдвинули кружки.

         Мурад Алиевич попросил впредь называть его просто Мурад. Потом рассказал, из-за чего тормозится выполнение договора. Мы обсудили  основные пути преодоления препятствий.

         Я показал письма, которые привез с собой. Мурад оживился, сказал, что теперь ситуация должна развернуться в нашу сторону.

         - Один  “деятель” в министерстве постоянно сует палки в колеса. Он еще посмел мне сказать, что мы братья по крови, шакал!  - Мурад хлебнул из кружки.
         - Шеф говорит, что если есть братья по крови, то возможно, есть братья и по другим анализам… - Володя посмотрел на меня, потом на Мурада.

         - И я даже знаю, по каким! - Мурад громко захохотал, так громко и так заразительно, что за соседними столиками тоже начали смеяться.

          Потом подошли узнать причину, а узнав, хохотали, поднимали кружки приветствуя меня и вскоре  хохотали уже все присутствующие. Наконец, это маленькое, массовое веселое помешательство закончилось...

         - Так Вас тоже называют шефом? Меня так называют только Гуля,  мой секретарь и новый главный инженер. - Мурад перестал смеяться и стал серьезным.
         - У меня к Вам деловое предложение. - он покрутил кружку. Мы с Володей обратились в слух. Мурад откусил кусочек курта, сделал глоток пива и сказал:

         - У нас на базе каждый год проводится семинар для главных механиков и главных инженеров хозяйств. Делаются доклады, знакомятся с новой техникой и  т.д. - он обрисовал обстановку.

         - Прошу Вас принять участие, прочесть несколько лекций и       провести практические занятия. - изложил свое предложение директор базы.

         - Но как это увязать с целями нашей коман- дировки? - я начинал понимать замысел Мурада.
         - Очень просто! Это замечательно и легко вписывается в Ваши задачи. И мне поможет разобраться с недругами из министерства! -ответил он.
         - Хорошо! Завтра утром обговорим все это  в деталях. - согласился я , Володя кивнул.
         - Тогда едем к Кариму ужинать. - мы допили пиво и встали из-за стола.

         Карим, хозяин небольшой столовой, встретил нас , как старых друзей. Они с Мурадом служили вместе. Ужин прошел превосходно.

         Утром за нами заехал Мурад. Он сам был за рулем. Едва приехав на базу, мы сразу попали в плен к Гуле, которая так обрадовалась, что даже чмокнула нас в щечку, забыв , что восточной девушке этого делать не полагается.

         - Сейчас привезут самсу! Помните, какая у нас самса?  А я  уже все приготовила. Будем завтракать и знакомить  Вас с главным инженером. Его зовут Николай Леонидович. - все за полминуты рассказала Гуля.

         Пришли директор и молодой, парень.           Видимо главный инженер.
         Мурад Алиевич представил нас и познакомил с Николаем  Леонидовичем. Гуля вкатила знакомую тележку и через минуту аромат чая смешался с ароматом самсы. И чай и самса были великолепны!

         - Вопросы курсов и семинаров решать будете с Николаем. Вопросы же касающиеся договора и путаницы с марками машин, я решу сегодня в министерстве. -сказал директор.
         
         - Привезу все бумаги, все что надо! Эти “братья по анализам” уже не смогут ничего возразить, тем более саботировать выполнение обязательств. - директор встал, пожал нам руки и направился к выходу.

         - Одну минуту!  Задержитесь немного! - я повернулся к Володе.Он кивнул. - У нас есть для Вас небольшие сувениры. Позвольте вручить их.

           Владимир расстегнул сумку и протянул каждому по два свертка.

         - Это настольные приборы и настольные авторучки. Я сам, с Вашего позволения и с Гулиной помощью, установлю их. Это займет  минут пять-шесть.

         Через несколько минут все было готово и всем так понравилось, что Мурад, Николай и Гуля налюбоваться не могли на свои новые игрушки.
         - Спасибо! Спасибо , друзья! Но я поехал! - директор пошел к машине.

         - А что такое сказал шеф про братьев и анализы? О чем это он? - спросилаа Гуля.
         - Да! Я тоже не понял! О чем говорил шеф? - Николай смотрел на нас непонимающими глазами.

         - Объясню сейчас! - Володя  пересказал вчерашнюю сцену в баре. Начался приступ смеха… Такую картину мы уже наблюдали.  Николай хлопал в ладоши, Гуля спасала тушь на глазах…
         - Шеф любит такие шутки! А здесь в самое яблочко! Мы пофамильно знаем, кто “братья” и по каким анализам кто “пойдет”! - Николай попросил нас к себе в кабинет.

         - Чай я Вам сделаю! - Гуля улыбаясь,смотрела на нас.
         - Я сейчас все изложу! Буду кратким и  понятным. - Николай достал папку и начал рассказывать о семинаре, о разнице в занятиях для главных механиков и главных инженеров хозяйств…

         Говорил он четко, обосновано и кратко, не забыв и не упустив ничего. Мы переглянулись с Володей и признали Николая за своего.

         В следующие  три часа я читал лекции. По академической паре механикам и инженерам.Володя проводил занятия по настройке и регулировке систем на машинах.

         Если бы не Гуля, то нам пришлось бы туго.Но все закончилось хорошо. Все, и слушатели и руководство в, лице Николая, остались очень довольны. Мы договорились о завтрашней программе и на машине Николая уехали в город.

           - Шеф! Пообедаем и начнем поиск! - Володя еле дождался момента, когда можно  начать интересующее нас дело.
            - Да, друг Вольдемар! Именно так! - я сам сгорал от нетерпения. Мы пошли к Кариму.

          - Карим, дорогой! Покорми нас чем -нибудь поскорее! - мы по дружески обнялись с хозяином столовой. Он усадил нас за стол.
           - Поскорее, это пожалуйста! Но почему “чем-нибудь”?! Сегодня лагман. Пальчики оближете! - рассмеялся Карим.

            - Карим! Зайдем, на минутку, к тебе в кабинет! - Володя повел Карима в каморку,которую мы называли кабинетом  Карима.

          Через пять минут они вернулись. Карим выглядел очень довольным. Нам было приятно, что ему понравился  скромный подарок.

ГЛАВА 5. Начинаем поиск 

         Первые три номера из списка оказались бесполезными. Четвертый номер. Трубку взяла женщина, выслушала меня, сказала, что по мужу Славская, но отношения к нашей Славской не имеет и предложила  поговорить с бабушкой. Она  может что-то помнить и знать. Мы договорились о встрече через тридцать минут .

          Пятый номер ничем помочь не мог. Шестой, последний в списке, дал надежду на встречу с женщиной из того времени. Мы договорились быть через час.

          “Штурманом”  похода был Володя. Через полчаса мы были по первому адресу. Мой рассказ привел к тому, что мы получили еще два адреса, где возможно, нам могли помочь.
 По второму адресу из списка мы получили еще два адреса  людей, что-то знающих о переселенцах.

          Постояв под деревом и отдохнув несколько минут, мы продолжили поиск. На наше счастье, все нужные нам люди жили недалеко друг от друга.

          Вот и последний, четвертый из полученных адресовДверь открыла очень красивая девушка и узнав, в чем дело, пригласила войти.

         Она усадила нас на кухне, налила по кружке холодного компота и велела пить и ждать. Через пять минут на кухню, в сопровождении юной красавицы, вошла  пожилая  женщина. Красивая. Очень.

           Видимо бабушка и внучка. Мы встали ей навстречу. Они были очень похожи. Мы просто любовались обеими. Нас опять усадили.

         - Это моя бабушка, Эмма Алексеевна Славская! Она точно Вам поможет! Меня зовут Лиза. Я,к сожалению, Вас оставлю. Бабуля! Не переутомляйся! До свидания! - красавица умчалась.

          - Расскажите мне все, что знаете. - попросила Эмма Алексеевна.

         Она сидела в легком, плетеном кресле и смотрела на нас в ожидании  повествования.
Мы представились и  я рассказал, все, что  знал. Показал и мамину записку.               
          Мы ждали. Секунды вдруг выросли, растянулись на долгие минуты. Я волновался. Посмотрел на Володю. Он немного побледнел и сидел, сжавшись, на краешке стула…

          - Я слышала историю деушки, моей однофамилицы, отставшей от поезда. Нынешней фамилии ее не знаю, но история мне знакома. Я и сама приехала подобным  образом. - она опять замолчала. 

         Я почувствовал трепет, что-то внутри меня, настойчиво уверяло, что мы на правильном пути и вот-вот… Наверное, это и называется интуицией…

            - Вам надо идти к “Чинару”! - голос пожилой женщины стал уверенным и звонким. - Ах, да! Вы же не местные! Вам надо пойти на городской рынок. Слева от входа стоит огромное дерево. Чинар.

          - Пойдете дальше налево, за чинаром увидите  будку сапожника. Его зовут Мирон. Он Вам расскажет, как найти Вашу Таню! - она усмехнулась и продолжила:

           - Сейчас уже поздно! Он работает до трех часов каждый день. Передайте ему мой привет! Удачи Вам! - Эмма Алексеевна устало улыбнулась.

          - Когда найдете, дайте мне знать! Вот наш номер. - она протянула листок из блокнота.
         - Непременно! Спасибо Вам! - мы попрощались с доброй женщиной и вышли на улицу.

          - Что скажешь, шеф? - голос Володи был напряжен.
           - Мы на подходе! Уверен! После работы надо  мигом оказаться у сапожника! - я перестал сомневаться в успехе.
Волновался только о том , чтобы ничего не помешало нам завтра. Завтра… Скорее бы!

         - Посмотри, где мы! - я повернулся за взглядом напарника и засмеялся. Мы стояли в двухстах метрах за цирком!   
         - Идем! Надо посидеть, подумать и пива выпить, в конце концов! Время то еще ранее! Потом к Кариму успеем! - Володя потянул меня к бару..

          Мы спустились по знакомой лестнице и через несколько минут Раиса уже потчевала нас обычным ассортиментом бар-клуба  “Напротив цирка”

       - Когда Вы здесь, в городе, Мурад просто счастлив!  Вы приносите удачу! После переименования бара посетителей стало намного больше. - Раисе очень хотелось еще поговорить с нами, но ее позвали и она ушла в глубь зал

          Мы допили пиво, расплатились, тепло                попрощались с нашей доброй феей и пешком отправились к Кариму.
Утром за нами заехал Николай. Мы говорили по пути о перспективах, которые открывались, если все намеченное нами начнет претворяться в реалии 

         - Шеф решил вчера практически все вопросы в министерстве. Там поняли, что заигрались и согласовали все пункты договора. Остались еще несколько мелких вопросов. - сказал Николай с гордостью.

            - Сегодня я подготовлю протоколы, сметы, письма, акты, а завтра мы все подпишем. - Николай рассказал нюансы борьбы Мурада с чиновниками и роль в этом официальных писем  директора завод

         - “Мой шеф” считает, что у людей портится характер, если у них совсем нет чувства юмора  или оно не развито и представляет собой нечто вроде  “протеза чувства юмора”. Поэтому общаться и работать с такими людьми очень трудно. - Володя говорил, как бы взвешивая слова.   

         - “Протез чувства юмора” - Николай повторил, словно пробуя слова, как дегустатор. - Это сильно! Можно я буду пользоваться Вашими афоризмами? Мне они очень нравятся! А с людьми, у которых протезы разных чувств, мы знакомы! - он говорил спрашивал очень деликатно.

      - Шеф также считает, что самое опасное и  страшное, когда у человека  “протез совести” - Володя сказал это с такой энергией, что она передалась нам.

        - Это еще сильнее, чем о юморе! - Николай посмотрел на меня. Уважение и теплоту увидел я в его взгляде.
          - “Протез совести”!  Мы с шефом знаем фамилии таких людей! Я расскажу Мураду Алиевичу! - главный инженер был в приподнятом настроени.

          Занятия прошли отлично. Две пары пролетели как-то незаметно, хотя в мыслях я то и дело уносился к чинару… Пришел Володя. Он тоже закончил свою часть программы.   

         - Утром заеду за Вами. Если Вы закончили, машина в Вашем распоряжении! - Николай подошел незаметно. 
Мы попрощались и поехали в город. К рынку. К чинару. К сапожнику Мирону.

         Чинар корнями держался за землю, а верхушкой упирался в небосвод, видимо, чтобы ветры не раскачивали его. Дерево было обхватов в восемь. Впечатлял.

ГЛАВА 6. Старый сапожник

          Прямо за чинаром мы увидели сапожную будку. Скорее это был небольшой деревянный домик. Мы подошли, сердце начало стучать вдвое быстрее…

          Хозяин домика был на месте. Увидев нас, жестом пригласил внутрь. Там были места для трех-четырех человек.

           - Что будем чинить? - спросил сапожник. Он смотрел прямо мне в глаза. Взгляд его был добрым , но с хитринкой

          - Если Вы Мирон, то Вам привет! - я говорил неспешно, чувствуя, что так правильно.
          - Кто же передает привет старому молдовану? - Мирон испытующе смотрел на меня.

           - Эмма Алексеевна! Славская! - мне было приятно произносить ее имя.
           - Эммочка?! Не забыла меня! - он разволновался, в нем всколыхнулось что-то.. Видимо старые чувства…

           - Как она? Здорова? Ясно! Раз Эмма послала Вас ко мне, значит дело важное. - он отложил в сторону кусок кожи, который разглядывал.

             - Расскажите мне все, постараюсь помочь. Я в очередной раз рассказал историю девушки Тани Славской и мамы. Рассказал о наших поисках и о встрече с прекрасными бабушкой и внучкой вчера.

          - Все, дети! Всё! Больше не надо искать! Старый Мирон ничего не забывает и все знает!  Я знаю Вашу Таню! Я был первым человеком здесь, в Душанбе, который ей помог. Давно это было! - он разволновался, голос его чуть дрогнул.

           - Сейчас Вы выйдете из ворот базара,перейдете на другую сторону улицы,пойдете налево. Шагов через сорок-пятьдесят будет переулок, пройдете его насквозь. - говорил старый Мирон, без лишних слов.

            - Выйдете на параллельную улицу. Сразу перейдете на другую сторону и поищите темно-зеленый забор. Он один такой. В этом доме живет Таня. С богом! - он замолчал.

            - Как мы можем отблагодарить Вас? - я не знал, какие слова говорят в таких случчаях.
          - Вы хотите обидеть старого Мирона? - Доброе дело  делать за награду?! - сапожник  искренне возмутился.

           - Простите меня! Волнуюсь! Не то сказал! Но бутылочку коньяка от нас примете? - с надеждой спросил я.
           - И выпью за здоровье  обеих Эммочки и Танюшки! - мир был восстановлен.

         Через несколько минут мы вручили нашему спасителю бутылку  “Белого аиста”.
          - Коньяк с моей Родины! Спасибо, дети! Идите скорее! В добрый час! - старый сапожник растрогался.

Мы направились к воротам. У чинара я спохватился.   
         - Стой здесь! Я мигом! -  я  побежал в магазин, где мы добыли коньяк.
 Я купил две бутылки  “Белого аиста”, потом  букет чудесных роз.
          - Все! Идем! - мы пошли к тете Тане.

ГЛАВА 7. Тетя Таня.

            Дом за темно-зеленым забором был перед нами. Я постучал тихонько, Володя рукой показал на кнопку звонка. Я нажал, вскоре калитка приоткрылась, выглянула женщина, посмотрела на нас и спросила

          - Вы ищете что-то или кого-то? - голос ее  был приятный, спокойный.
          - Здравствуйте! Да! Нам нужна Татьяна Романовна Славская! - мой голос дрогнул..
          - Здравствуйте! Это я! Только давно уже не Славская, а Ганич! - она выжидающе смотрела на меня. - А зачем вы меня искали? - она распахнула калитку и жестом пригласила войти.

         - Это Вам! - я протянул ей букет. Она взяла, полюбовалась, вдохнула запах роз, положила букет на садовый стол.
          - Спасибо! Но я не понимаю! Кто Вы? Зачем я Вам?- она разволновалась.

          - Сейчас все объясню! - я положил сверток с коньяком на стол, рядом с букетом.
          - Вот! Это для Вас! - я протянул ей конверт с письмом мамы. Она достала листок, развернула и начала читать…

          - Ах! Боже мой! - она стала оседать, мы едва успели подхватить ее под руки.
           - Боже мой! Леля! Леля моя! Ой! - мы усадили тетю Таню на садовый стул, налили стакан воды из графина на столе, она пила, по щекам текли огромные слезы…
   Ю ю     - Она нашлась! Она нашлась! Моя дорогая Леля! Нашлась! - она начала приходить в себя.
         Я вздохнул с облегчением. Володя, не проронивший ни слова, тоже выдохнул и заулыбался. Но женщина всегда женщина!

         - Сейчас детки, сейчас! Вы же голодные! Сейчас! - она поднялась, постояла мгновенье, опираясь на стол и пошла в дом.
          Я сделал Володе знак, что все в порядке.

             - Ребята! Идите сюда! - тетя Таня звала в дом. Мы вошли, она усадила нас в гостиной  на диван и стала собирать на стол. Через пять минут стол был накрыт. Тетя Таня достала из холодильника бутылку коньяка сама налила по рюмке.

           - Идите мыть руки! - она сказала это так просто, как говорят близким. В ее сердце нашелся уголок для нас!

          Это было мгновенное проявление чувств, скрытых глубоко, которым  не часто дают волю...С ее души упал большой, старый камень...Она даже не поняла ещё  перехода в совсем другое состояние.

           Ей стало спокойно вдруг. Я думаю, что это состояние можно назвать блаженством. Она  искренне радовалась и хотела, чтобы все разделяли эту радость.
Хотя, может быть, это я так чувствовал и думал… Не знаю… Не знаю...

          - Давайте выпьем по  капельке за встречу! Сегодня для меня закончилась война! Нет! Я не буду плакать! Просто я еще не осознала! - мы чокнулись  и выпили  солнечный напиток.

          Тетя Таня кормила нас вкуснейшими котлетами и пюре, потом мы пили кофе с пирожными.

            - Это не Леля, это я нашлась! Хотя все равно “МЫ” нашлись! - ей надо было говорить, слова значения не имели…

          - Можно нам называть Вас тетей Таней? - я спросил, почти наверняка зная ответ.
         - Конечно! Называйте! Сколько угодно! - она была взбудораженной, но уже владела собой.

         - Тетя Таня! Я хочу... Идемте к телефону! Я свяжу Вас с мамой!

        - Идем, мой дорогой! Идем! Я уже готова. - мы пошли к телефону. Через минуту я  говорил с мамой. Еще через минуту мама и тетя Таня услышали голоса друг друга. Я вышел из комнаты, чтобы не мешать…

          - Мы поговорили! Говорили и не верили, что  мы говорим друг с другом! Решили позже еще раз поговорить.
           - Тетя Таня! Мы  в командировке. Нам пора идти. Скоро время связи с начальством. Должны быть в номере.

         - Хорошо! Но к семи прошу вернуться. Будем отмечать НАШУ встречу! 
         - Спасибо! Придем непременно! Но минут на 10-20 можем застрять из-за доклада.
         - До вечера, мальчики! - сказала тетя Таня. Мы отправились в гостиницу.

         Странное состояние! У меня было полное ощущение, что я в другой, не нашей    реальности..
          Слишком просто! До обидного! За четыре-пять часов мы нашли потерявшуюся мамину подругу. А волновались и сомневались, и не верили в возможность… Оттого и чувства такие непонятные…

         - Здорово! Мы сделали это! - Володя заговорил первый раз с момента, когда мы ушли от Мирон
         - Идем! Искупаемся,переоденемся и пойдем к тете Тане.
           - Она сказала, что сегодня для нее закончилась война… - голос Володи срывался...

              Что-то грустно-торжественное было в этих словах, что-то, только им понятное. Им, пережившим и уцелевшим, та надолго потерявшимся и нашедшимся
Я
              - Да, друг мой! Мы прикоснулись к чему-то большому и светлому… Идем!

         Нас встретили, как родных. Тетя Таня светилась.Она познакомила нас с мужем Григорием Дмитриевичем Ганичем, с сыном Игорем, моим ровесником и красавицей-дочкой Наташей, года на четыре младше.

          Мы выпили по бокалу шампанского за встречу, а потом пили коньяк и все были в веселом, приподнятом настроении. У нас с Володей  тревоги покинули души. Засиделись допоздна. Ганичи настояли, чтобы послезавтра мы опять провели вечер у них. Отказаться было невозможно.

ГЛАВА 8.  Заключительная

        Утром заехал Николай. По дороге на базу мы, как обычно, разговаривали.
       - Я рассказал шефу о людях с протезом  совести. Он дополнил, что  у многих еще и “протезы  мозга”!  - Николай с удовольствием внес лепту в нелестные характеристики тех, кого мы не любили...         

         Нам с Володей понравилось. Они подхватили и развили мысль! Слава богу, у них с юмором все в порядке! И с мозгом! И с совестью!


         Мы сидели рано утром у меня в кабинете. Из открытого окна слышался привычный заводской шум. Мы прилетели из Душанбе вчера поздно вечером, а ранним утром приехали на завод. Наш завод. Мы говорили о  тех событиях,участниками которых были считанные часы назад.

         Командировка, густо насыщенная разными интересными событиями, закончилась. Мы все успели и все завершили.

         Подарили по букету роз Эмме Алексеевне и Раисе. Красавице Лизочке коробку конфет. Другую коробку Гуле. Бутылку коньяка подарили Кариму. Мураду и Николаю по галстуку.

         Корзинку цветов Володя преподнес Лейле. Последний вечер мы провели с тетей Таней, потом Ганич старший  и Игорь отвезли нас в аэропорт.

         Олег Петрович был доволен. Мы сделали даже больше, чем он предполагал. Он сообщил, что нас наградили грамотами министерства сельского хозяйства  Таджикистана. Приятная новость!


Рецензии