Пенсионные системы в Российской империи, СССР, РФ
не сообразуясь с отечественными традициями.
Наши реформаторы,к сожалению, продолжают воспринимать нашу страну
в стиле новогоднего поздравления 2011 года. Тогда,будучи президентом,
Д.Медведев произнёс:
"Россия -молодая страна.В наступающем году ей исполнится только 20.
Для государства это не возраст".
Конечно,если Российская Федерация воспринимается страной,
которой без году неделя,то,как говорил другой реформатор,
надо "учиться,учиться и учиться" у всех подряд,
и у запада в первую очередь.
Для всех нормальных людей Солнце восходит на востоке.
Для наших реформаторов прогрессистов Солнце всходило,
всходит и продолжает светить им только с запада.
Они продолжают отрицать и самобытное творчество и
всякий опыт национальной традиции.
Как было в Российской империи?
Пенсии состояли из двух частей:
государственной казённой и
эмеритальной накопительной для невоенных;
и трёхсоставной:
казённой,
эмеритальной и
выплачиваемой из Комитета о раненых для военных.
Всё начиналось с жалованных денежных вспоможений и
земельных дарований увечным воинам,
которые отражались в офиц.документах ещё в эпоху Московского гос-ва.
Император Пётр Первый первым ввёл содержание по старости, которое
было зафиксировано в "Уставе Морском русского военного флота"(1720),
где определялось пенс.вознаграждение морским офицерам.
Армейские офицеры стали получать "пенсион" лишь с сер.18 столетия.
Основателем же системы пенс.законодательства по праву можно считать
Николая I,который в 1827г утвердил "Устав о пенсиях...".
В этом Уставе пенсии стали назначать исходя из кол-ва выслуженных лет.
С 1869г военнослуж. были разделены на 9 разрядов,
и размер получаемых пенс.сумм зависел от разряда и срока службы.
За 35 лет безпорочной службы - полагался полный оклад
(офиц.зарплаты за послед. 5 лет службы),
за 30 лет - две трети, за 25 - половина и за 20 - одна треть.
Формировались суммы эти из 2 % ежегодных отчислений.
В дальнейшем сист.пенс.выплат совершенствовалась.
С 1912г,оставив половину годового содержания,
с каждым последующим прослуженным годом (от 25 до 35 лет)
стали добавлять по 3 % пенсии.
Полная пенсия полагалась после 35 лет службы.
Сюда необходимо добавить,что служба во время войны считалась год за два.
А в особых случаях (напр,в Севастополе во время осады в Крымскую войну),
каждый месяц засчитывался за год,
а оборона Порт-Артура считалась 1 день за 12.
На особом положении были лётчики Императорской армии:
с 1914г налетавшим опред.норму продолжительности полётов
засчитывали 5 лет стажа как за 7.
Такая же повыш.дифференциация относилась и к службе
в отдалённых местностях империи. Так,
по I разряду 2 дня засчитывались за 3,
по II разр. 3 дня за 4,
по III - 4 за 5.
Особо надо отметить сохранение офиц. пенсии не только
за вдовами, но и за детьми умерших или погибших офицеров.
Вдова получала по смерти погибш.офицера половинную пенсию,
как если бы её муж ушёл в отставку.
К этой половине,если имелись дети, прибавлялась треть
другой половины пенсии на каждого ребёнка.
Так же и офиц. дети-сироты получали по 1/4 пенсии до
своего совершеннолетия(сыновья до 17 лет, а дочери
либо до замужества, либо до 21 года).
Кроме гос.казначейства,офицеры,и,что важно,нижние чины и их семьи
получали деньги,как раненые,через Александровский комитет о раненых.
Известна и средняя выплата - 70 рублей.
Третьей ч.пенс.выплат занимались организованные мор.министром с 1863г,
а военным - с 1895г так называемые эмеритальные(накопительные) кассы,
формировавшиеся из 6 % отчислений из денеж.жалованья
и гос.финансирования.
Условия были следующие:
необходимо было прослужить не менее 25 лет и участвовать
в подобной кассе не менее 20 лет.
Тогда ветеран получал половину оклада за службу от 20 до 25 лет,
а за 25 и более - полный оклад.
Сходную сист.выхода на пенсию имели и гос.чиновники всех ведомств
и классов, преподователи , таможенники, врачи и др.
Они начали получать пенсиии с 1764 года.
Устав 1896г,просуществовавший с небольшими изм. до рев-ции,
требовал для получения полн.пенсиона 35 лет службы,
а для половины - 25-летнего стажа.
При наличии тяж.неизлеч.болезней срок службы значит.сокращался:
за 20 лет стажа - давали полную пенсию.
от 10 до 20 лет - 2/3,
от 5 до 10 - 1/3.
В особ.случ.назначалась и усиленная пенсия.
Пенсии делились на 9 разрядов.
По первому получали 1143р.60к.
По самому низкому девятому - 85р.80к.
Интересно,что всем этим категориям засчит.учёба в университетах
и период военной службы.
А работа в особо сложных местах(напр.,в польских губ.),
считалась 5 лет за 7.
Гос.пенсия для служащих также дополнялась из накоп.касс министерств.
Похожими системами обладали пенсионы для духовенства,
и для земских служащих.
Пенс.сист.империи эволюционировала,но не претерпевала таких
революционных изменений и шатаний,которые мы видим
в последние десятилетия у нас.
Она имела стойкую тенденцию к расширению.
По сути,к 1913г все те,кого сегодня назвали бы "бюджетниками",
а тогда - работниками на "казённых предприятиях",охватывались
пенсионной системой.
Инженеры,мастера,рабочие всех гос.предприятий и ж/д входили
в пенсионную сферу.
Пенсионная система была построена не на возрастном принципе.
НЕ БЫЛО НИКАКОГО ВОЗРАСТА,ПОСЛЕ КОТОРОГО ЛЮДИ ОТПРАВЛЯЛИСЬ БЫ НА ПЕНСИЮ.
Пенсия и её размер зависел от конкретных лет службы,
и от её успешности и безпорочности.
Она была понятна людям
и стимулировала их к труду и службе!
При широко распространённой многодетности
и пенсионной системе старики в Российской империи
редко попадали в безвыходные социальные ситуации.
Классовый подход:
Большевики,начав утилизировать Российскую империю,
также революционно лихо отменили и все царские пенсии.
Все накопления эмеритальных касс и орденских комитетов
были национализированны и, по всей видимости,
пущены на какие-то более "важные" революционные нужды.
Широких социальных деклараций было выпущенно много:
1 ноября 1917 советское правительство заявило,что
собирается взять на себя заботу об обезпечении стариков,
вдов и сирот.
Но в реальности начали не с них,а с инвалидов.Красной
армии(1918г), затем вспомнили старых большевиков(1923) -
благо, их оставалось не так уж много.
Остальные были переведены на систему страхования
от несчастных случаев,отчасти похожую на систему страхования
фабрично-заводских рабочих ,введённую ещё правительством в 1912г.
Государство в этом страховании никак не участвовало,
а вся финансовая тяжесть переносилась на юридических лиц.
Страховые взносы колебались в пределах от 21 % до 28 %
от фонда зароботной платы организации.
До рабочих,красы и гордости революции,дело дошло лишь в 1928г.
Да и то только для работников горнорудной и текстильной отраслей.
Именно тогда всплыли те 60 лет для мужчин и 55 для женщин
как возрастной предел выхода на пенсию.
Интересно,что в 1926-1927 гг сред.возраст дожития для мужчин
был 40 лет,а для женщин - 45,5.
Так что дотянуть до той пенсии было делом крайне непростым.
Есть данные,опубликованные В.Роиком, о численности пенсионеров
в СССР. В 1928 их было 2700 человек, а,например,в 1932 - ок.48000.
По сути,на пенсию до 1929г(постановление ЦИК и СНК СССР от 15.05.1929
"Об обеспечении в порядке соцстрахования по случаю старости")
по старости уйти было невозможно.
Пенсия давалась только по инвалидности или,как тогда выражались,
мо утрате трудоспособности.
По этому постановлению пенсионная система носила жёсткую
классовую направленность - пенсионерами могли быть только
городские рабочие.
Другим ограничением был перечень отраслей ,в которых
вводились пенсии. Он охватывал только небольшую часть рабочих.
Мужчинам для получения 50 % прежнего заработка надо было
иметь не менее 25 лет стажа, женщинам - не менее 20 лет труда.
Фактически же в лучшем случае они получали 25 %
от средней зарплаты по стране.
До всех городских рабочих и служащих
пенсия дошла только в 1937 году.
В дальнейшие годы изменений особых не было.
Большинство пенсионеров получали небольшую пенсию,
при её потолке в 300 р.(1950-е гг) и при сред.зарплате
ок. 1200 р. Вспоминаем и о вынужденных подписках на госзаймы...
До 1940 г была шестидневная рабочая неделя,
с пятью выходными в мес.(6,12,18,24,30 числа) и 12 дн.отпуска в год
("Правила об очередных и доп.отпусках",утв.НКТ СССР 30.04.1930 N°169").
В 1939г XVIII съезд партии решил впервые догнать и перегнать
капиталистов по производству продукции на душу населения.
Выполнить эту задачу предполагалось за 10-15 лет, и приходилось
перейти на ещё более жёсткую рабочую систему.
В 1940г Указ Президиума Верховного Совета СССР
"О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную
рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих
и служащих с предприятий и учреждений".
Этим указом был увеличен рабочий день на один час.
Выходных стало четыре. Запрещался самовольный уход с работы,
а так же переход с одного предприятия на работу в другое
без разрешения директора.
Самовольный уход с работы судом наказывался на срок от 2 до 4 мес.
За прогул без уваж.причины суд приговаривал к исправит.-труд.
работам до 6 мес. с удерж. до 25 % зарплаты.
При Хрущёве,в 1956г,для рабочих и служ.была введена новая система.
Соотношение зарплаты к пенсии в СССР всегда было не более 25-38 %.
Особо по класс.принципу ущемлялись сел. жители, мелкобуржуаз.
элементы. Классовый подход в отношении крестьян - большинства
населения СССР,продолжался до 1964г, когда был принят закон
"О пенсиях и пособиях членам колхозов".
Но и после его принятия колхозники должны были уходить
на пенсию позднее:
мужчины в 65,женщины в 60 лет.
Да и размеры крестьянских пенсий были в разы меньше,чем у рабочих.
Мин.пенсия была установлена в 12 руб.
И эту сумму,уверяется,сокращали на 15 % - за
приусадебный участок,если он превышал 15 соток.
Положение было отменено только в 1978 году.
По возрасту выхода на пенсию горожан и сельчан уравняли,
судя по всему,только в 1971.
Тонда же введён и пенсион.минимум в 45 рублей.
На этом фоне,без учёта спецобслуживания и проч.привелегий,
персональная пенсия секретаря ЦК КПСС была 300 руб.
кадидата в чл.Политбюро - 400, а члена Политбюро - 500 рублей.
Что было бы полезно привнести в современную систему?
Прежде всего полезно было бы уйти от возрастного принципа.
Каждый старится по-своему. Каждый вырабатывет свой ресурс,
иисходя из условий и специфики труда, а так же здоровья.
Пожалуй,возрастной ценз можно было бы оставить только для тех,
кто по каким-то экзотическим причинам не работал вовсе или
для не достигших стажа,скажем, к 60 годам, и
не предполагающим дальше работать.
Зачем мы цепляемся за возрастные показатели 55 - 65 лет?
Кому это нужно?
Было бы полезно обратится к имперскому опыту трудового
или служебного стажа. Пусть именно качественные и
зарплатные пвраметры в годы активной работы и сам
трудовой стаж были бы мерилом
уменьшения или увеличения пенсионного содержания!
Этот принцип был бы более понятен
и люди не зацикливались бы на раздражающих цифрах
выхода на пенсию.
Их не нужно было бы обсуждать и тем более вводить,
под общественное недовольное улюлюканье.
Конечно,в системе стажа,возможно,нужно бы
было учитывать и такие параметры, как
время ухода за ребёнком, учёбу,
службу в боевой обстановке, на тяжёлых работах,
в труднодоступных местностях и т.д.
Учитывая подобное,корректирывались бы параметры
срока стажа.
И второе,необхидимо возвращаться к системе
эмеритальных(накопительных) касс, которые
при добровольным желании людей, копили бы
на старость, увеличивая суммы пенсионных выплат.
Российскому государству не 20 и не 100 лет,
а более 1000, и опыт,даже в такой спецефической
сфере,как пенсионная, накоплен немалый.
Не обращать на него никакого внимания - неразумно
и даже взрывоопасно.
"Русский Дом"
М.Б.Смолин
Свидетельство о публикации №218091100668