Джоан Роулинг - 18 век или 21?

Еще Один Дождь: - А чем Вас Джоан Роулинг не устраивает?

Алесис Андромеда: - Джоан Роулинг тянет, скорее, на автора готического периода. Ну, никак это не 21 век!

Еще Один Дождь: - Мне думается, что в готический период Роулинг бы не очень читали. Но вот в 21м веке ее проекция темы Золушки в мирок английского среднего класса стала мегапопулярной. Мне кажется, что тот 21й век, который Вы ожидаете и тот, который наступил, несколько разные. Вы ожидаете каких-то прорывных сверхтемы и сверхидеи, а это мир инфантильных взрослых детей родителей средней руки. И я бы по этому поводу не очень бы огорчался, потому что мы все помним, к чему привели сверхидеи в начале прошлого века. Может, люди просто устали?

Алесис Андромеда: - Не согласен! Не тему Золушки она там раскрывает; эту тему уже заездили мексиканские сериалы. А вот тот ее мир футуроархаики, к которому приучают нашу молодежь, и который гротескно описан у Хаксли, мне действительно не нравится. И Вам бы не понравился, если бы Вы столкнулись с ним поближе. Инфантильность постсоветских людей состоит в том, что они ожидают человеческого отношения от социального монстра. Но - как говорят те же англичане - у того, кто обедает с дьяволом, должна быть слишком длинная ложка. У нашего общества ее определенно нет.

Еще Один Дождь: - Не совсем так. В мексиканских сериалах все примитивненько. Неиспорченная дочь богатых родителей, выросшая в нищете. А тут унижаемый, простите, задрот с миссией спасения мира. А вот по поводу футуроархаики... Это другой аспект. Дело в том, что это такая архаика, которая легко переводится на язык современного мира офисного планктона. Вспомните министерство магии и ответственного по связям с маглами. Мне это сильно напомнило советскую тюремную иерархию, где были главвор, и, еще раз простите, главпидор. А Хогвартс - это обычная англицкая школа закрытого типа для богатых подростков. Инфантильность советских людей?..Но Роулинг - англичанка. Или Вы серьезно думаете, что Поттера издают по плану Даллеса? Уверяю Вас, я лично видел, как по выходу в продажу нового тома книжные магазины брали штурмом в Германии и Франции. Скажу Вам больше, молодежь Европы часто еще более инфантильна, чем постсоветская, которая «ожидает человеческого отношения от социального монстра." Это во всем мире так. Обыватель сейчас рассчитывает на человеческое отношение со стороны государства почти во всех странах т.н. "золотого миллиарда". Послевоенный мир на этом весь стоит.Что же касается длинной ложки - тут я соглашусь. И не только у вашего общества ее нет. Дело в том, что проблема современного развитого общества состоит в том, что массу людей нечем занять. Это американский ржавый пояс и современный Рур, где не дымят заводы. В РФ эта проблема более очевидна потому что а) основной доход получается от экспорта углеводородов, а там задействовано миллионов 15 из 147, б) в РФ просто меньше денег и социальное одеяло все в прорехах. Российское общество - это такое гротескное отображение того, к чему может скатиться общество западное - миллионы нищих бездельников, миллионы полунищих продавцов и охранников. Для них Гарри Поттер, который толком в жизни ничего не умеет кроме игры в квиддич и готовности к подвигу - их герой.
 
Алесис Андромеда: - В принципе, соглашусь со многим. И кое с чем не соглашусь. Начнем по порядку с самого начала. Тема спасителя человечества (спасителя, разумеется, с маленькой буквы) прослеживается в огромном количестве текстов и фильмов. Ее едят, поэтому и подается. Даже в культовом и действительно прекрасном фильме «Матрица». Но появился некий аспект, причем давно – это не свободное общество, которое борется с (чем угодно, от машин до марсиан), а модернизированная феодальная структура (пример – «Звездные войны»). И ребенок, окруженный компьтерами, ракетами и машинами, полагает, что так и должно быть. Допустим, он просто еще не знает о «золотом миллиарде» или о 2% населения, которые и есть бенефициары. Но даже если он и узнает об этом попозже, то эта «архаика, которая легко переводится на язык современного офисного планктона» будет ему милее и ближе, чем реальный мир. А если, к тому же, он не станет учиться в обычной английской школе типа Итона или иной, с элеменами ордена тамплиеров, то у него возникнет сильное желание разрушить мир, который не соответствует его ожиданиям. И тут возникает проблема современного общества – масса недовольных людей, которых надо куда-то деть. А куда? Ответ на этот вопрос давно уже предлагается англосаксами, например, Гербертом Уэллсом. Единственная проблема состоит в том, что она (проблема) не решается, а замораживается возвратом в средневековье. И ржавый Рур, и заброшенный Детройт – все остается, а, может, и разрастается. Наверное, тут и захочется вспомнить великие идеи, которые мы так самонадеянно стерли из памяти. Или нет?.. Или пытаться выживать в этом дивном мире?

Еще Один Дождь: - Тут я про другое писал. Спасителем может оказаться любой маленький и ничего из себя не представляющий человек. Раньше Золушка становилось богатой. Теперь Золушка спасает мир. Концепт поменялся."Но появился некий аспект, причем давно – это не свободное общество, которое борется с (чем угодно, от машин до марсиан), а модернизированная феодальная структура (пример – «Звездные войны»). И ребенок, окруженный компьтерами, ракетами и машинами, полагает, что так и должно быть." Тут все немного сложнее. Понимаете, раньше маленький человек мог мало. Теперь его мощь растет. Сколько лошадей под капотом Вашей машины? Если у Вас есть мобильник, то Вы носите в кармане суперкомпьютер с точки зрения начала 70х годов. Но. Само общество декларируется как более безопасное. А значит мощь каждого его члена нужно урезать. И вот появился Гарии Поттер - маг среди магов. Ощущаете аналогию? "Допустим, он просто еще не знает о «золотом миллиарде» или о 2% населения, которые и есть бенефициары. Но даже если он и узнает об этом попозже, то эта «архаика, которая легко переводится на язык современного офисного планктона» будет ему милее и ближе, чем реальный мир." В этом и цель, да. Если рядовой член общества многое может, то нужно сделать так, чтобы он многого не хотел. "А если, к тому же, он не станет учиться в обычной английской школе типа Итона или иной, с элеменами ордена тамплиеров, то у него возникнет сильное желание разрушить мир, который не соответствует его ожиданиям." Сейчас школа важна не в смысле получения знаний. По инету бесплатно можно обучиться так, что Итон покурит в сторонке. Проблема в том, что школа важна в смысле мотивации. Мало потенциально мочь хорошо обучиться. Нужно захотеть. А общество к этом не располагает. Современное общество сообщает две вещи:  оно индуцирует у своих членов лишь те потребности, которые в состоянии удовлетворить и  оно утверждает, что каждый член общества ценен не более и не менее, чем любой другой. И это никак не определяется общественной функцией члена, простите. Потому у кухарки нет больше стимула лезть в управление государством. Почему? Она считает, что ценна не менее президента (и многие говорят, что это так). А лишний "головняк" ей не нужен, хватает того, что ее кухарку будут уважать за то, что она кухарка.
"И тут возникает проблема современного общества – масса недовольных людей, которых надо куда-то деть. А куда?" См. выше. Проблема же возврата в средневековье «решается»  скорее виртуализацией реальности. Гарри Поттер - это одна из ипостасей это виртуализации. Взрослые и не очень люди будут играть кто в магию, кто в танчеги, кто еше во что. Информационные технологии изощряются, так что тут сложно увидеть предел. А что до великих идей, то их вспомнят только в случае некоей апокалиптической угрозы. Сейчас у человечества нет проектов, которые превышают по длительности человеческую жизнь, потому великие идеи ни к чему.

Алесис Андромеда: - Однако глобальный кризис всего общества может затребовать именно такие идеи и проекты. А как считают другие авторы?


Рецензии
Мне понравилось! Со многими Вашими выводами не поспоришь, но мне было бы интересно с Вами пообщаться и может быть даже подискутировать.
С уважением Владимир Чаплин. Спасибо, что зашли на мою страничку.

Владимир Чаплин   07.08.2019 10:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.