Сквозь года

    Моё время на исходе. Были мы с ней как две ниточки сплетённые...
    Если одну перерезать, другая сама истончается и обрывается.
                \Э.Сафарли\
   
  В то лето, когда мы впервые встретились, ему исполнилось 75 лет. Но поверить в это было трудно. Мужчина - высокий, статный, спортивный, с красивой шевелюрой каштановых с проседью волос, невероятно заразительным смехом и очень живыми серыми глазами - производил впечатление баловня судьбы.

   Жена, сын и дочь - врачи - любили его какой - то особой, трепетной любовью, внуки льнули к деду, обнимали, целовали. В этой семье все были добры и счастливы.
Забыла сказать, что речь идёт о югославских эмигрантах, проживающих в Нью-Йорке.
Небольшой, уютный деревянный дом, окружённый ухоженным садом, манил сюда друзей и знакомых, которых всегда ждал радушный приём и вкусное угощение.

   Хозяина дома звали Милун. Помню, я спросила:
 - У вас такое милое имя, а что оно означает?
 - Имя моё в переводе - добрый.
 - Какая прелесть! Оно вам очень подходит: вы ведь такой добрый.
   Милун засмеялся, отвесив церемонный поклон:
 - Я рад, что вам понравилось.

   Как я попала в дом к Милуну? Дело в том, что я работала в медицинском офисе, и Милун был одним из моих 28 пациентов. Но говорю я именно о нём, т.к. от остальных
он отличался невероятным жизнелюбием, начитанностью и умением увлечь собеседника приятной беседой. А беседовали мы постоянно. Дело в том, что у Милуна были проблемы с ногами, и ему необходимо было побольше двигаться.

   Но, если остальные больные, к которым я ходила, были нытиками, охали и ахали, жаловались на судьбу, то Милун о своей проблеме вообще не вспоминал. Когда я входила, он радостно восклицал:
 - Моя дама здесь, и я готов сопровождать вас на променад!
   Его весёлая жена Драгана смеялась:
 - Это ещё вопрос, кто, кого сопровождает.

   С Милуном мы спокойным шагом гуляли по бульвару, заходили в парк, немного отдыхали на удобных скамейках и продолжали прогулку. О чём только мы не говорили!
Сколько стихов прочли, песен спели! Милун расспрашивал обо мне: муже, детях, о моей стране. И мне казалось, спрашивая обо мне и ценя мою откровенность, он хочет поделиться чем - то своим, но почему - то не торопится.

   И я не ошиблась. Однажды - это было осенью - мы гуляли  в парке. Я сказала, что осень - моё любимое время года, и что в моём родном городе она особенно красива, и ежегодно у нас проходит праздник "Золотая осень". Милун - своим приятным баритоном вдруг стал читать "Листопад" Бунина:
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Блестят в лазури голубой.
    Как вышки, ёлочки стоят,
    А между клёнами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, как оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца.
 - А последние две строчки забыли?
 - Нет, они мне просто не нравятся, - с улыбкой ответил мужчина голосом капризного ребёнка. - А вы помните их?
 - И осень тихою вдовой
   Вступает в пёстрый терем свой.
 - Умничка! Но, скажите, какая вдова?! Осень - карнавал, ликование природы, королева, а не вдова! Но ...

 - В чём дело? Почему вы изменились в лице? Устали? Вам больно? Может, присядем?
 - Не устал я ... А, что касается - боли,... болит ... давно болит...
   Я поняла, что Милун говорит о  иной боли, душевной. Какое - то время мы шли молча. Мужчина явно нервничал, словно решал в уме трудную задачу.
 - Давайте сядем... Знаете, я давно к вам присматриваюсь, простите меня ... И я понял, что вы умеете слушать, не задаёте лишних вопросов... Если позволите, я расскажу вам одну историю... Я мог бы сказать, что это случилось с моим другом, например, но... зачем лукавить? Это моя история, ... которая 40 лет, как старая рана, болит ...

   Мне было 35 лет... Я был уже женат и имел сына. Всё у нас было хорошо. Не буду
скромничать - женским вниманием я никогда не был обделён. Но я так любил Драгану, что никого не замечал. Тогда я работал в одном из научно - исследовательских институтов Белграда. Вы знаете, что я занимался болезнями плодовых культур и приходилось по работе ездить в совхозы. Обычно меня сопровождала лаборантка. В тот год к нам в отдел приняли несколько девушек, только что окончивших институт.
Среди них была ... Радойка ...
 - Какое славное имя.
 - Да ... Радойка ... радость ... И случилось невероятное - я влюбился... как мальчик влюбился... И ужасно то, что она тоже влюбилась... Представьте: женатый мужчина 35 лет и молодая красавица 22 лет...
 - Но у сердца свои законы.
 - Свои законы ...

 - Как мне было трудно! Дома - милая моя Драгана, на работе - Радойка. Мы молчали о своих чувствах, но глаза ... глаза кричали ... И вышло так, что мне надо было ехать в совхоз ... на 5 дней. Лаборантка, которая обычно сопровождала меня,  болела, и Радойка сама вызвалась ехать со мной. Конечно, я обрадовался, но постарался не выдать своей радости. Приехали мы в знакомый совхоз, нас встретили, провели в небольшой дом, три отдельные комнаты которого играли роль гостиницы. Все удобства были во дворе. Мы с Радойкой разместились в соседних комнатах...
   Вы не устали?
 - Нет, но, если вам трудно продолжать, помолчим.
 - Спасибо... я продолжу ... В тот год осень была дождливая. С утра мы уходили в сад, вели наблюдения, девушка аккуратно записывала... Прошло два дня. Ночью была гроза с громом, молнией. Неожиданно меня разбудил очень сильный раскат грома и, раздавшийся вслед за ним, крик. Кричала Радойка. Я вскочил, выбежал из комнаты, с силой толкнул дверь в комнату девушки. Она - в тонкой рубашке - кинулась ко мне со словами "мне страшно!" Я обнял её... Наши сердца готовы были выскочить... Мы стояли, боясь пошевелиться... Наконец, девушка подняла голову, и прижалась ко мне губами... Простите,... я ... снял с неё рубашку и осторожно обнял  её упругие груди... Она сладко застонала ...  Что было потом, вы понимаете...  Оставшиеся три дня мы жили, как во сне, ожидая ночи ... Эта девушка  отдавалась с такой неистовой силой, что мы, казалось, улетали в космос ...

   Но надо было возвращаться. И - это было ужаснее всего - делать вид, что всё, как прежде. Не буду лукавить - мы встретились ещё два раза у Радойки. Но не мог я жить в обмане, да и девушка страдала. Положение было, казалось, тупиковым. Но женщины мудрее... Прошло два месяца. Однажды Радойка не пришла на работу. Не пришла и на второй, и на третий день. Тогда я спросил у её подружек, в чём дело. Одна из девушек сказала, что Радойке предложили хорошую работу с высокой зарплатой и она ушла.

  Я не знал, что предпринять. Вроде, всё само сабой решилось, но не могла же она так просто уйти! Я же знал, как она ... меня любит... Телефон девушки не отвечал. Я пошёл к ней домой. Дверь открыла незнакомая женщина и сказала, что Радойка сдала ей квартиру, а сама уехала. Куда уехала, жиличка не знала. Круг замкнулся.

  Я - с трудом - пришёл в себя, но иногда, когда дождь барабанил в окно, мне становилось тепло: казалось - это Радойка шлёт мне привет. А весной, через 9 месяцев после тех наших ночей, она родила мальчика... В то утро, когда я вошёл в комнату, девушки - лаборантки были возбуждены: смеялись, прыгали.
 - По какому поводу веселимся? - спросил я.
 - У Радойки сын родился! Открывайте шампанское!
 - А на свадьбу она нас забыла пригласить?
   Сразу стало тихо. Наконец Ядвига, близкая подруга Радойки, тихо сказала:
 - Она сына родила... Назвала она его Милян...

 - С тех пор я не видел ни Радойку, ни сыны... Прошло много лет. Потом та же Ядвига сообшила, что Радойка с родителями и сыном уехала в Америку... Сейчас моему сыну 30 лет, и его, скорее всего, воспитал другой мужчина... Но меня все эти годы мучает совесть и теплится надежда - увидеть Радойку и сына... Хоть издали ... Какие они? Помнит ли она меня  ... как выглядит сын, на кого он похож, знает ли обо мне?
   Когда мы получили разрешение поехать в Америку, первое, о чём я подумал - моя Радойка, мой сын... Я пытаюсь их найти по интернеру, но пока не получается. Может быть, она взяла фамилию мужа. Неужели я так и уйду, не посмотрев в глаза Радойки, не обняв сына?
   Я ничего не ответила, но захотела помочь мужчине, решив, для начал, найти её подругу Ядвигу, а там, даст Бог, и саму Радойку.
   

      

    


Рецензии
и как поиски?

Елена Голобор 3   11.09.2018 21:46     Заявить о нарушении
Отлично! Нашла в другом штате, связалась и ... разочаровалась. Она вычеркнула из памяти всё, что было до её приезда в штаты. Мои уговоры были тщетны, и я взяла грех на душу: сказала мужчине, что женщина тяжело болела и ушла из жизни. Пусть лучше он помнит её молодой, нежной, любящей его. Может быть, это - святая ложь во спасение.
Я Вам очень благодарна за частые визиты и неравнодушие. С теплом.

Магда Кешишева   11.09.2018 22:04   Заявить о нарушении
мне у Вас интересно

Елена Голобор 3   12.09.2018 21:27   Заявить о нарушении