Песня вся, песня вся, песня кончилася

Каждое лето мои родители отправляли меня к бабушке в Вязьму. От Москвы каких-то всего двести километров, но там была совсем иная, тихая, спокойная и размеренная жизнь.

Для меня наступало время свободы.  Вместе с  соседскими детьми мы ходили за грибами. Почему-то здесь говорили «пойти в грибы».  Сначала я спорила и старалась поправить, а потом привыкла и стала ходить «в грибы», как и вяземские ребята. Мы играли в казаки-разбойники и в прятки, в лапту и догонялки. Но больше всего нам нравилось бегать на речку, где были купальни, в которых  мы плескались  весь день. Иногда по реке,  шла драга, машина для чистки реки. Мы бежали следом и перебирали землю, которую это диковинное устройство выбрасывало на берег. Иногда удавалось найти что-нибудь интересное: монету времен войны с Наполеоном или звездочку солдатскую, или  наконечник какой-то старинной стрелы, которой пользовались еще во времена крещения Руси. Сколько было счастья и радости. Мы показывали свои «сокровища», обменивались ими. 

Теперь я уже с нетерпением ждала лето, знала, что меня вновь отвезут в Вязьму к моей бабушке. Днем у нас было много дел, а по вечерам мы выходили к подъезду и играли в «спокойные игры». «Колечко, колечко, выйди на крылечко», или в «глухой телефон», рассказывали всякие страшилки, стараясь испугать друзей всякими невероятными историями. Весело жили.  По вечерам у подъезда собирались взрослые жители со всего двора. Дядя Андрей выносил гармонь, садился на стул, играл, а соседки пели. Это были старинные песни о том, что « пропал за поворотом санный след», про то, как «ромашки спрятались», или пели про «платок – голубой лоскуток». Песни были протяжные и лиричные, женщины пели задушевно, а мы им подпевали. Иногда дядя Андрей играл что-нибудь веселое, или «по нашим заявкам», о том, как «клен шумит над речной волной».

Ближе к полночи распахивалось окно, и жена дяди Андрея кричала во двор.
- Заканчивай концерт, завтра вставать рано, а то тебя не добудишься.
Дядя Андрей не спорил с женой, доигрывал песню, поднимался, и уже подходя  к подъезду, вновь растягивал меха гармони и весело напевал:
- Вот и вся, вот и вся, песня кончилася.

Всегда одни и те же слова. Это было словно прощание с сегодняшними посиделками. А в ответ ему веселая тетя Нюра вторила:
- Нам по рюмочке винца, допоем мы до конца.

А мы смеялись, так было легко и беззаботно.

Как быстро летит время, кажется, что только вчера ездила в Вязьму, но не была там много лет. Жизнь летит, не остановить ее. А подумаешь, вроде бы еще и не жила, а уже половина века за плечами. Вязьма. Разрастается город, есть улица, и дом, где когда-то жила моя бабушка.  Но давно уже нет в живых самой бабушки, нет и дяди Андрея.

Другие песни поют, иная музыка звучит. А так хочется вновь вернуться туда, в пору моего детства. Но, к сожалению, это невозможно. Видно, и вправду, закончилась песня моего детства.
               
                14.09.2018


Рецензии
Что-то близкое чувствуется и родное в Вашем рассказе!Замечательный рассказ, Лариса, спасибо!

Марина Пушкарева Кмв   16.06.2021 22:18     Заявить о нарушении
Вам спасибо за прочтение

Лариса Черепанова 2   17.06.2021 10:15   Заявить о нарушении