Венок лавровый 1

               
               ГИМН МАМЕ

25 октября исполняется,  Мама,  105 лет со дня  твоего  рождения. И я  дожил до  твоих  лет, когда  ты  оставила  этот  бренный  мир и душа  твоя  вернулась в Космос, туда, откуда ты и пришла ,чтобы  дать  жизнь  мне. Нет  на  свете ничего  дороже, чем сама жизнь  с её   радостями  и  печалями. И нет  никого  ближе и бескорыстнее ко  мне, чем  ты, моя родная  Мама.

21 год я  живу  без  тебя, не забывая, что  ты  есть у  меня, что ты  мой  Ангел  хранитель, мой  заступник  защитник. С каждым  годом не  меркнет  у меня  память  о  тебе.  И чем  ближе  я  сам  подхожу к  черте, тем чаще вспоминаю о  тебе и больше  сожалею, что  многого  не  вернул, не додал тебе  за любовь, ласку  и заботу обо  мне.  Ты  прости  меня за это,  Мама.

Поздно я  стал  осознавать, только  после  твоего  ухода на  Небо,  Мама, что  ты  была еще не просто  человек, но ещё и женщина, со  своими  сокровенными  желаниями  и  мечтами, которые  , к  сожалению, не  сбылись. Нет, ты не мечтала  о  принце  на  белом коне. Нет, ты ждала, что  отец мой, ушел на  войну и вернется  офицером, а получила похоронку.

Ты  такая  молодая, 26 летняя со мной , 4х летним на  руках. Одинокая встретила  войну, хоть и в глубоком  тылу, но когда  все  было  отдано  для  фронта, для  победы,  то в тылу было  и голодно  , и холодно .но  ты сумела  сохранить и  вырастить  меня  сама  одна. Окончив  7 классов и бухгалтерские  курсы, работать  ты начала, едва  минуло  17  лет.

Родилась ты  за  год первой мировой  войны и за  четыре до  Октябрьской Социалистической революции в  состоятельной семье, о которой  ты мне  не рассказала  ничего ни  в детстве, ни в зрелости. Но я  могу  судить о твоем  счастливом детстве  по  фотографической  карточке, снятой в 1916  и хранившуюся у тебя  всю жизнь и досталась  мне  по наследству. Я время от времени  пристально рассматриваю  тебя на этой  фотографии.

Ты , Ангелочек, в белом роскошном платьице  с пышными воланами на  рукавах , в такой же белоснежной  панамачке, в  коженных туфельках  и белых  чулочках стоишь  на  шикарном  венском стуле  держишь  в  ручках  яблочко. Вся  притихшая, встревожено глазками смотришь в сторону, видно  на  маму  свою  ,мою  бабушку  Варвару, которая  тоже  сфотографировано   в этот  день у  этого  же  фотографа.  в дорогом модном  платье до пола, с жемчужным ожерельем на  шее, с часами на  запястье и кольцами на  пальцах.

Мировая  война, видно, еще не нарушила  ваше  благополучия и вы не знали,  и знать не  могли, какие  потрясения  и  испытания  вас  ждут  впереди. Войну  начинают по  приказу главы государства  в угоду   кучки  толстосумов, для захвата чужой  территории и присвоения  её  богатств, а гибнут и разоряются  миллионы и миллионы. Вся писанная история пестрит войнами  от древнего  мира до наших  дней. Но главные  события, отразившиеся  на  всей  последующей жизни, были  впереди. И испуг , запечатленный в глазах на фотоснимке, сопровождал  её  все  дальнейшую  жизнь. Я не помню, ни одного факта, чтобы  мама  радостно  от  счастья  хохотала.

Родилась она  за 4 года до Октябрьской  революции  17  года, перевернувшая  сложившийся  уклад  жизни  вверх  тормашками. От пережившего  испуга в самом раннем детстве она не могла избавиться всю свою  жизнь. Я не понимал этого и не  соболезновал  тебе, за что  прошу прощения. Дети  эгоистичные по отношению  к  своим родителям, чем  к  посторонним  людям.  Мама   есть  мама,  она не человек, не женщина, с легкоранимою  душой.  Что она хочет, что ее печалит,  не думал я  тогда,  знал  только  лишь  себя. Ты  прости меня за то,  мама.

Исторические  события  совершаются   как бы  само  собой. Но  обязательно  в них  есть  зачинщик, инициатор организатор для  воплощения  своего  личного  желания.  Люди, как овцы в отарах, идут за  своим  вожаком, как за  козлом.  Все  революционные события происходят, как записано  в Библии, что  первые  станут  последними, а последние  первыми.

Революции совершаются  с целью установления  равенства  и справедливости,  ликвидации привилегий  одних над  другими, а завершаются   всё  тем же, присвоением привилегий  себе. Все  буржуазные революции происходили  тоже  вооруженным  путем, но  менее болезненно, потому, что власть  переходила  из  рук одних  собственников  в руки других , не  нарушая  права  на  частную  собственность, Иное  дело, Октябрьская  Социалистическая  революция,  устанавливающая право на общественную собственность, ликвидируя право на частную.

Власть Советская устанавливалась от имени  рабочих и крестьян вооруженным  путем. Такого еще  история не  знала. В школах по  ликвидации  безграмотности заменили  Буквари, и уроки  начинали  с написания: « Мы не рабы.  Рабы не  мы». Но рабскую психологию за  все годы  Советской  власти  не  вытравили. Из  кухаркиных  детей  выросли  новые  господа.  И всё  вернулось на  круги  своя. В каждой новой  справедливости  есть  свои  несправедливости. Не получается жить богато  только  за  собственный  труд. Богато живут те, на кого работают другие.

После революции за правду и справедливость  были  ущемлены  права господ  товарищами.  Отечественная  война 41 года в защите  отечества  уровняла  всех.  Чувствуя  нарастающую угрозу  войны, в 39 году  был  принят Закон  о всеобщей воинской  повинности и в ряды РККА (Рабочая Крестьянская Красная Армия) был  призван  мой  отец Анатолий. Ты осталась одна  со мной на  руках.

Война уравняла  всех.  Только  перед  смертью все  равны. Почетной  была  роль  командира. Помню, когда к концу  войны  мы мальчишки  без отцов  подросли  и в тылу  своем играли  в войну, с гордостью  заявляли  друг другу, что  мой  папа  командир, не ведая  того, что  папа уже давно лежит в земле  сырой. Сколько отцов полегло не  счесть. Столько и осталось  вдов женщин молодых.

Тебе, мама, еще  повезло. Не всех  мужчин  твоего  поколения  поубивало  на  войне. Остался в живых и вернулся  в село бухгалтер Сеня. Семён  Васильевич был  первый  мужчина , которого я увидел у нас с тобой на  квартире .зимой 45 года, а летом  46 года  ты стала  его женой и он нас перевез  в свой  дом на улице  Луговой и я его  стал  называть  папа.

Жили мы  в материальных недостатках, как и многие другие  сразу  после  войны .Но дружно.  Он ничем не обидел  меня, за что я  благодарен  ему  и  тебе, мама,  Вы меня  вместе взрослели. Вы меня  вместе  и женили,  Поставили на  крыло  и я улетел далеко, но никогда  не забывал  вас и помню  сейчас.

При всем хорошем, не легкая  женская  доля  и тяжек  её  крест, который она  несет до  своих  небес. Кроме работы по добыванию средств для  жизни. на е ё  плечах  лежит забота   о домашнем очаге и чтобы  было в доме  чисто и на  столе   сытно.  Вари. корми, пои, убирай, стирай,  гладь, всех к порядку призывай,  всем угождай, позже  всех  ложись  раньше  всех  вставай, всех по своим местам провожай и сама на  свою  работу  не  опаздывай.  И больше  радоваться не своим, а нашим радостям.  Это я узрел на  примере  супруги  своей, матери  детей  моих.

Женская  доля  твоя  родилась  вместе  с тобой, как и с каждой  девочкой, которая  появляется на  свет  Божий, где  жизнь из века в века  остается  несправедливо Безбожной. Потому  что  люди поклоняются  ему, но не соблюдают  Заповеди  Его.  Не легкой  тебе  досталась  Судьба испить  чашу  женских  страданий  до  дна. Но ты  страдала,  молча,  не жалуясь  вслух и никого не  кляня, осознавая, что живем мы  во  времени, которое мы не выбираем, как не  выбираем  ни родителей своих, ни детей. Что нам Бог дает, то и наше. Каждый  живет путем своим , согласно уму и совести своей.

Ты  бала красива, мамочка  моя. Оставшись перед войной  одна, ты не пошла по рукам, осталась  верной  долгу  и Судьба  тебе  благоволила, не  у каждой  вдовы  после  войны появился  мужчина. У него умерла  жена в тылу, а он остался   жив на  фронте все  четыре  года, но здоровье  потерял и  до  пенсии своей не дожил. Я его  почитал  за отца и папой  звал.

Светлая ,Мама , у тебя  душа. Ты на меня и пальца не подняла. Ты постоянно проявляла  заботу обо мне, но не диктовала  волю свою. Я жил всегда  своею головой. каким ты  меня  родила, за что я  бесконечно  благодарю тебя. В душе  своей  я не расстаюсь  с тобой и по  сей день. Твоя  фотография висит  у меня  на  стене и каждый день я  гляжу на  тебя.  Каким ты  меня  родила, таким я и живу.

  Ты у меня  умерла  на  руках. На  могиле  твоей  я широкой  оградой землю припас, чтобы  лечь  рядом  с тобой, когда  придет и мой  черёд. Эстафету  жизни, что получил от отца, я передал  сыну, а он  сыну  своему. У внука  тоже родился  сын Артем. Ты держала на руках  правнуков, а при мне живут  праправнуки  твои.

Мама , ты  живешь  в душе  моей,  частица   крови  твоей течет  в жилах правнуков  моих  Ирины и Артема, которые открыли линейку пятого колена от  тебя  и отца. Надеюсь, что наши с тобой  имена  не  затеряются во  времени, в реке Лето, как затерялись  для  меня имена  предков  моих.

Мама, ты была  для  меня  всё, пока я не  встретил   любовь  свою и с твоего благословения  женился.  Всё  внимание  своё я отдал её, матери  моих детей, а  тебя целовать  забывал. Прошу прощения у  тебя  за  это.

У меня от тебя  хранятся   реликвии, бесценные  сувениры: фотокарточки 1916 года твоя и твоей  мамы,  и чайный бокал . К этому простому бокалу из  белого  фарфора  чешского  производства, изящного в простате  сваей классической формы,  у меня  особое  отношение.  Я помню, как этот чайный  бокал с цветным рисунком трёх  граций всегда  стоял у тебя  на   блюдечке с позолоченной  каёмочкой, и рядом лежала  чайная  ложечка.  И весь этот  натюрморт был накрыт кружевной салфеточкой. Теперь этот бокал  стоит у меня  на  столе,  и я из него  каждый  день  кофе  пью по утрам. Бережно объемлю его двумя  ладонями, воображая  тепло  твоих  рук и прикосновение  твоих  губ. Пью ,обжигаю губы свои и ностальгирую. Особо вспоминается,  как  было пустынно, когда  ты уходила  на  работу  в Госбанк., а я ждал, когда  ты  вернешься  с  работы с хлебом по карточке  служащих на  200 грамм  меньше чем по  карточке  для  рабочих.

Мама, ты  начало всех моих  начал. Если  бы ты меня не родила, то сколько  бы  жизней не  было   бы  после  меня.  Если бы не было  тебя, то и не было  бы  меня. Пусть  твоё имя Вера светится  в веках. Вера, Надежда и Любовь  меня по жизни  ведут.

   
 










Рецензии
Замечательное посвящение! У Вас очень доброе сердце, уважаемый Владимир!
Успехов и здоровья!

Басира Сараева 2   24.09.2018 10:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.