Русский татарин. Знатоки истории

                К пограничному пункту Эстонии со стороны России подъехали красные «Жигули». Очереди практически не было, если не считать впереди стоящий «Мерседес». Иван забрал документы у домочадцев и пошёл к таможенной стойке оформлять их на право пересечения границы. За стойкой стоял молодой розовощёкий эстонец с равнодушным взглядом. Взяв загранпаспорта, он мельком просмотрел их и скучным голосом спросил, - с какой целью посещаете Эстонию?
- Еду в Таллинн на конгресс свободных татар.
- Каких татар?
- Свободных!
- Минуточку, минуточку.
Он снова взял паспорт Ивана и уже внимательно просмотрел его.
- Но в графе национальность написано, что вы русский.
- Там не правильно написано. Я татарин! Свободный татарин!
- Что значит свободный? Это что, национальность такая?
- Нет. Но мы, свободные татары, хотим жить отдельно и я еду на конгресс выразить своё мнение.
- А что остальные? Просто татары.
- Остальные считают, что живут хорошо, но они заблуждаются.
- Ладно, ладно, дело ваше, мы тоже так думали. Но вас пропустить я не могу. У вас в документе ошибка. Вы сами признались.
- Это почему? Документы в порядке!
- Но вы сами сказали, что вы татарин, а здесь написано русский. Хорошо, сейчас позову начальника пункта.
Подошёл начальник. Высокий брюнет с желчным лицом.
- Ну, что у тебя, Арно?
- Этот… Иван Спиридонович Егоров утверждает, что он татарин, а в документе записано русский. Ошибка. Я с ошибкой в паспорте не могу его пропустить.
- Правильно. С ошибкой нельзя. Какой же он татарин, если белобрысый и ещё Иван Егоров. Не пускать!
- Но у меня фамилия и цвет волос от отца. Он был русский. А мать татарка. Когда мне выдавали паспорт, я был русский, как отец. А теперь я татарин, как мать. Я свободный татарин!
- Это ещё кто такие?
- Я еду на конгресс в Таллинн.
- А-а-а. Слышал. Так там татары собираются, а кто вы непонятно. И в паспорте ошибка, сами признали. Можно сказать, документ недействительный.
- Нет, давайте разберёмся!
- А что же вы у себя конгресс не проводите?
- Так там татары довольны жизнью. А мы нет!
-Кто это мы?
- Свободные татары!
- И много вас?
- Пока мало.
- Не пускать!
- Как же так! Мы с вами всегда были заодно. Плечо к плечу. Всегда воевали вместе против русских.
- Что-то я не припомню, чтобы мы с татарами дружили.
- Ну, как же. А татаро-монгольское иго? Мы не раз вас выручали.
- Про монголов слышал, а про татар нет. Ты, Арно, слышал что-нибудь?
- Мне, кажется, наоборот, они хотели нас грабить, как русских.
- Тем более не пускать!
- Постойте, постойте. Вы же тогда были этими…, как их… рыцарями Как их?... А-а-а… Вроде тевтонскими и воевали с русскими, а мы вам помогали.
- Так то монголы были, из далека. А вы-то на Волге живёте.
- А мы монголам помогали.
- Помогали?
- Помогали. Мы на реке вместе стояли, реке… Мария, Машка, выйди из машины.
Из машины вышла жена Ивана. С чёрными волосами, средних лет, дородняя женщина, но с недовольным лицом.
- Чего тебе?
- На какой реке мы с русскими бились?
- Это где монголам и ливонцам морды набили? На Угре кажись.
- Ливонцам!? Не пускать! Вот она на татарку похожа.
- Вот же, дура! Она русская.
- Русская? А чего на татарке не женился?
- Так, когда я женился, я тогда русским был. Да и люблю я её.
- Арно, а хорошо проверил документы остальных? Ну-ка пусть все выйдут из машины.
Из «Жигулей» вылезли поочерёдно дети. Белобрысый парень лет двадцати, похожий на отца и черноволосая девочка лет пятьнадцати, похожая на мать.
Арно снова посмотрел в документы.
- Мария Николаевна Егорова, русская. Марат Иванович Егоров, татарин. Светлана Ивановна Егорова, русская.
- Что-то я не пойму, как это в одной семье дети разной национальности?
- У нас свободная страна!
- Свободная? Чего же вам тогда не хватает?
- Немного ума.
- Маша, помолчи. Не начинай.
- Значит так, Арно. Ивана Спиридоновича Еголрова из-за ошибки в паспорте не пропускать, остальные пусть едут. Я бы и Марию не пропустил. Ишь, ливонцам морду набили! Но мы тоже свободная страна и законы уважаем. А вы, Мария Николаевна, с какой целью едите в Эстонию?
- Так за мужем приглядеть, чтобы чего сдуру не ляпнул.
- Поздно. Не уберегли мужа, он уже всё нам рассказал.
- Чего же это он успел натворить, что вы его не пропускаете?
- У него в паспорте ошибка. Он сам признался. Там написано русский, а он татарин.
- Свободный татарин!
- Вот же, паразит. Ни на минуту нельзя одного оставить. Вы посмотрите на него. Какой же он татарин?
- Он сам так сказал.
- А как же мы можем поехать, если права на машину только у мужа?
- Ничем помочь не могу. Раз татарин, значит татарин.
- Я свободный татарин!
- Иди в машину, идиот, а то прибью сейчас.
Семья с разочарованными лицами села в «Жигули» и поехала обратно, домой к простым татарам, так и не побывав на конгрессе свободных.
- А что, Арно, может татары и помогали нам в войне с русскими?
- Не знаю, Вайно. Я только про монголов слышал. Вроде они хотели нас захватить, а русские их разбили.

Алексей Балуев (12.09.2018)


Рецензии