Бабка

1   
-Она скоро умрёт   ,-услышала я сквозь сон.
Это был голос отца , такой далёкий и чуждый для меня . Обычно весёлый , бодрый , непременно уверенный и стойкий … А сейчас он казался мне ледяным , словно безжизненным…
В свои семнадцать лет отец был для меня словно тайной за семью печатями … Я мало видела его , он постоянно ездил по каким-то командировкам . Где работал отец , я до сих пор не знаю . Впрочем , и Лильке , моей старшей сестре неведомо место его работы .
Я лениво сползла с кровати , влезла в старые махровые тапочки . Старые , ободранные , грязные . Бабкины . Она вручила мне их на в пять лет .
Вынуждена до сих пор в них ходить … Заставляет мать … Говорит ,  что это память о ней … Нет , бабка жива , просто живёт вдали от нас , в какой-то глухой деревушке. Последний раз я видела её лет пять назад , на её юбилее . А сейчас бабке почти девяносто .
Я поздний ребёнок .Моему отцу шестьдесят два , матери пятьдесят четыре . Но я считаю , что выглядят они хорошо . Чего нельзя сказать про бабку . Честно сказать, мне иногда становится её жалко . Живёт бабка одна почти тридцать лет , после смерти деда она словно отшельником стала … Целые дни проводит в своей крохотной избе , практически ни с кем не общается , выбирается из дома только раз в неделю , в магазин за продуктами .Нас с Лилькой она не очень любит . Да и видит – то она нас не чаще чем раз в пять лет .
-Что – то случилось ? – спросила я у отца .
 Бабушка умирает   , -прошептал отец ,и по его щеке скатилась слеза…Слеза! Слеза и отец …Мне эти слова казались противоположными , или как их называют антонимами. Ну конечно , я вижу его всё реже и реже и представить даже не могу ,что творится у него в душе.
 -Баба Ира ? - уточнила я. Отец не ответил .Он только кивнул и погрузился в карман  своих брюк .Затем достал оттуда сигареты и  смачно закурил… И тут я заметила  ,что лицо его почему-то вытянулось и постарело…Обычно белая,  практически детская кожа превратилась в грубую, неотесанную, местами старческую . Глаза налились какой-то тоской…Лицо стало бледным,  волосы  поседели…
-Ты…молчишь ?  - странно ,даже не смотря на меня спросил отец.
 -Молчу  , -пожала плечами я .-А что говорить ?
-У неё был инфаркт ,-всё в том же духе продолжал отец .-Ты знаешь ,никогда не думал ,что она умрёт…Серьёзно…После того как ни стало отец ,она не горевала даже…Она сильная… Поэтому и прожила восемьдесят девять. Говорят , у ветеранов закалка иная, чем у нас…
-Па, ну  чего ты её раньше времени хоронишь? - начало раздражать меня то ,что  отец говорит о бабке в прошедшем времени. -Может, оклемается ещё, ты же сам говорил…
-Нет, Маша, нет,- перебил меня  отец  .-Я сегодня ездил к ней в больницу…Врач сказал, шансов на жизнь практически нет. Тут даже мои деньги не помогут . У неё в деревне сердце пошаливало, соседи мне сказали. А сейчас этот инфаркт…Она не переживёт его…
Трудно передать словами , то , что тогда произошло у меня в душе . Я кое-как дошла до дивана и пыталась уложить в голове слова отца .
  - Бабка умрёт? - спрашивала я сама у себя.- Нет, нет, этого быть не может! Отец наверняка преувеличивает, я уверена , всё не так плохо, как кажется ему .
Но когда зазвонил телефон, мои  хрупкие надежды разом обрушились  .     . Невозможно представить , как больно мне было слышать слова врача . Самые страшные слова в моей жизни … Врач сказал , что  у бабки предкомовое состояние , и её перевели в отделение реанимации .
Отец уронил телефон на пол, и замер, словно статуя…Так продолжалось минут десять. Затем, словно включившись в жизнь ,отец поднялся с дивана и шёпотом произнес:
-Мария, нужно ехать .Можем не успеть …   
Господи, да что же это такое ? За что, за что, наказание милой, безобидной,доброй бабушке?Доброй, милой, безобидной…бабушке ?Я что, назвала бабку…БАБУШКОЙ ?  Я конечно слышала, что горе напрочь меняет людей, ну не до такой же степени. Впрочем, если бы бабка заболела шесть лет  назад, когда я целый месяц жила у неё  в деревне и питалась исключительно овощами с огорода и продуктами из-под её животных  , то наверное, я бы нисколечко не забеспокоилась и не расстроилась за неё …Как бы это не звучало чудовищно ,даже обрадовалась…
-Господи, ну за что, за что я ее так ненавидела ?-думала я, когда мы неслись на отцовой машине по направлению к Москве. -Что она сделала для меня плохого?  Даже когда она била меня ремнём  , не стоило кричать на   и говорить, что я жду не дождусь «когда ты  сдохнешь и"  … Нет, дальше я продолжать не буду. Дальше я сказала бабушке такое ужасное, бесчеловечное и снова чудовищное…А может, она умирает из-за меня? Да, скорее всего. Она ведь любила меня, только не показывала своей любви. У неё ведь внуков кроме меня и Лильки не было…Гостили мы у нее не так часто,  она с годами все больше и больше любила тишину. Точно, она умирает из-за меня. Ведь я вот уже год не разу не позвонила ей, не поинтересовалась, как она, как её  здоровье…Ну и отец тоже хорош, -немного успокоила себя я, -его мать больна уже неизвестно сколько лет, а он не то что не приезжал, даже не звонил ей. А все из-за мамы …Да- да, из -за моей бесчувственной и чёрствой мамы  которая никогда не любила бабушку…Да что там не любила, она ненавидила  её…Я всегда спрашивала мать, за что? А она не отвечала .Быстро переводила тему разговора, заговаривала зубы мне. Постепенно меня этот вопрос покидал, но сейчас, когда бабушка, любимая, единственная умирала в реанимации, он снова меня настиг.
                2
Мы приехали в больницу только вечером, когда стрелки отцовых часов достигли половины седьмого. В больничном коридоре мы встретили Лильку, с мужем Борей и дочкой Ирой.
-Зачем взяла ребёнка?- сурово поинтересовался отец .-Бабушка умирает, а она дитя притащила…
-Здравствуй папа, -пропуская бурчания отца мимо ушей, поздоровалась Лилька .-Ты что, не рад видеть меня и   внучку?
-Рад, рад, конечно рад, -замахал руками отец, немного оттаяв. -Просто бабушка…ну впрочем, я тебе уже говорил. Нервничаю очень. 
-Королёвы, это вы ?-услышали мы голос сзади и увидели молодого, примерно Лилькиных лет врача. Если бы не белый колпак и халат того же цвета, ни за что бы ни подумала, что этот молодой ,с виду легкомысленный парень, чем-то напоминающий студента спасает жизни людям.
-Мы Королёвы, -указал отец на нас с ним. -А это Пономарёвы.
-Не имеет значения, -бросил доктор, и повёл нас в бабушкину палату.
Она лежала в глубине огромной подушки, под длинным пуховым одеялом. Её седые волосы бели аккуратно заплетены, руки дрожали, она шептала что- то. Именно из-за того что бабушка разговаривала сама с собой, мы с Лилькой и боялись её, считая старуху ведьмой.
-Людмила Ивановна, к вам, -пояснил молодой врач и удалился.
Мы долго не могли прийти в себя. Лично я не могла до конца осознавать того, что  бабушка скоро умрет… Нет, правда. Её лицо ничем не отличалось от себя прежнего , было таким же добрым, весёлым, ироничным…Как грустно, что я заметила это так поздно…В эту минуту ,стоя перед больной бабушкой, я проклинала себя…За те слова, которые я говорила ей…За то, что всю жизнь называла её бабкой…За то, что считала ведьмой…За то, что никогда не поздравляла её с днем рождения .
-Родные мои,- прошептала бабушка, и по её голосу стало понятно, что она смертельно больна…
Отец, не раздумывая, бросился к кушетке…
-Мамочка, милая, родная, ну почему , почему же ты раньше мне не сказала ?Ну почему ,почему?
-Сыночек, ты чего так убиваешься, как будто я скоро умру ?-Бабушка и при болезни не теряла своего чувства юмора. -Я выживу, родной, выживу, вот увидишь !Мы люди деревенские, живучие очень!
Второй к бабушке подошла Лилька.
-Это что, Лилька что -ли? -спросила бабушка, внимательно осмотрев внучку -Молодец, большая девка…Замужем?
-Да,- кивнула Лилька, и взяв Иру за руку, подвела к прабабушке. Глаза старухи налились слезами, такими удивительными и волшебными… Признаться , я никогда не видела бабушку плачущей. 
-Как зовут? – спросила бабушка.
-Ирой, мама, Ирой -беспокойно ответил отец .-В честь тебя …
 -Похожа ,-согласилась бабушка ,и мигом посуровела :-Так ,ну чего я здесь сопли развела? Как- будто умирать собралась ? Так, Евгеша  ,рассказывай ,как там Марина? И кстати ,почему не приехала ?
-Понимаешь ,Марина очень занята ,-соврал отец .-Но она обещала приехать в ближайшее время!
-Ты скажи ей ,чтобы поторапливалась ,-нахмурилась бабушка .-А то не дай Боже,   бабка ваша помрёт !
-Мама ,ну что ты такое говоришь !-всплеснул руками отец .-Ты у нас ещё сто лет проживёшь!
Я конечно понимала ,что отец лжёт ,  подбадривает  бабушку…Мне так больно было осознавать ,что скоро этой лучезарной старушки не станет…А вместе с ней не станет и маленькой уютной избушки в деревне ,добрых волшебный сказок ,  румяных пирогов и горячего чая…Вместе с бабушкой уходила и часть моего детства…Я начала понимать ,что бабушка не просто человек ,а человек эпоха! Да-да! Вы только подумайте ,она родилась в тысяча девятьсот двадцать седьмом году ! Сколько исторических событий пережила бабушка ! А какой была её жизнь…Вот именно ,какой? Мы с Лилькой никогда не задавали бабушки вопросы о её семье ,о семье деда ,об их совместной жизни…Подумать только ,какой шанс мы упустили! Ведь, возможно ,по жизни бабушки можно написать целую повесть ,а может быть даже ,эпопею! 
Когда все мы вышли из палаты ,бабушка позвала отца . Лилька с мужем и дочкой уехали ,отец велел мне ждать его в коридоре .Но через тонкое стекло был слышен весь их с бабушкой разговор.
-Евгений ,не делай из меня дуру .
-Мать ,ты о чём ?-прикинулся дурачком отец .
-Конечно ,ты думаешь ,если я старая-то тупая !Не тут-то было !Я слышала сегодня разговор врачей .Мне осталось совсем немного…
Я ужаснулась…Ну и что ,что теперь делать бедному отцу ? Боже ,в какое же нелепое положение он попал …Но раз бабушка всё знает…
-Женя ,ты знаешь ,больше всего на свете я не люблю враньё…
-Мамочка , но…
-Не перебивай меня…Я прожила достойную ,долгую жизнь…И знаешь ,мне умирать совсем не страшно…Нет! Ты знаешь ,я даже рада смерти! Ведь если бы не болезнь , сидела бы я в своей избушке ,за тысячи километров от вас… К тому же ,я наконец-то увижусь с Коленькой …Женечка ,похорони меня рядом с ним…
Отец молчал…Меня даже насторожило то ,что он так долго не выходил из палаты .А когда я приоткрыла дверь ,то увидела ,что он плачет на груди у бабушки… А она тайком смахивает слёзу … 
  3
Домой мы ехали молча .Отец слушал Лепса  ,я читала Толстого .Кстати ,любовь к Толстому да впрочем и ко всей литературе в целом  мне привила бабушка…Она в молодости работала в колхозе учительницей русского и литературы…С тех пор как я научилась читать ,книги охватили всю мою жизнь…Как же я раньше не понимала ,что все награды за различные олимпиады и конкурсы не мои…а бабушкины…Ведь это она пересылала мне журналы ,посвященные классикам и родному языку…Ведь это она на моё пятилетие подарила мне « Азбуку» Льва Толстого…Конечно ,раньше я не понимала,каким сокровищем являлась тогда «Азбука « ,потрепанная и совсем несчастная…Боже,как много сделала бабушка для меня !И вот теперь ,когда она умирает в больнице,я не могу даже поблагодарить её за всё то ,что она для меня сделала…
Мать встретила нас чернее тучи .
-Ты где была ? –сурово спросила она ,как только я достигла порога дома .
-У бабушки ,-пролепетала я.
-Она умирает ,- сухо бросил  отец.
 Мама притихла .Гнев её разом рухнул .Руки задрожали ,ноги подкосились…  Она шевелила губами ,словно пыталась подобрать нужное слово…
-От чего ? –в конце концов , выдавила из себя она .
Отец взял её за руку и повёл в спальню .Я не стала снова подслушивать …Слышала лишь материн плач ,и мягкое поглаживание её по голове отца…
    4
 Ночь я провела беспокойно . До чётырёх утра  не могла заснуть ,а под утро мне приснился страшный  сон…
Сижу  в зале ,в избушке у бабки .Она в соседней комнате , водит пальцем по Пушкину…Только глаза её закрылись ,как с огромного портрета моего деда ,сошёл …дед! Нет ,это был не призрак ,это был самый настоящий дед ! С точно такими же черными усами ,какие были на портрете , с точно такой же седой бородкой и серой шапкой…
- Ириша ,здравствуй! –подсел к бабке дед .(Я в это время наблюдаю за всем происходящим )
-Коленька ?-оправилась ото сна бабушка .-Коленька ,ты же умер ?
-Да ,умер .Умер ,и к тебе пришёл .
-То есть …Как ко мне ?
-А так…Пора тебе, Ирина,  пора…
Бабка заплакала…Дед погладил её по голове ,потом нежно поцеловал её руку и они встали…Встали…и растворились…
Я проснулась .Проснулась с мыслью:  срочно нужно ехать к бабке…Отцу и матери говорить не буду ,что еду в больницу…Возьму машину отца ,благо если не заметит…
И вот я уже мчусь по Ворошиловскому переулку ,где находится бабкина больница.   Припарковываю машину ,вбегаю в здание …Меня встречает всё тот же молодой доктор…Берёт за руку ,сажает на лавочку ,и даёт стакан воды:
-Девушка ,крепитесь…
-Она..умерла?
-Нет…Она умирает…Сердце вот-вот погибнет ,она не в силах даже поесть .Увы ,здесь медицина бессильна …Я думаю ,лучше её перевезти домой ,там она умрёт быстрее,спокойней что-ли…
5
 Вы никогда не замечали ,что наша жизнь чем-то напоминает кино ?Нет ,я серьёзно…Иной раз кажется ,что наша жизнь-киноплёнка , и ёё перематывает талантливый режиссёр.
Отец отвёз бабку домой .Попрощался с ней .Лильке и Борьке звонить не стали…Я вымолила у отца провести ночь с бабушкой…И вот уже сижу у её кровати ,в ночном халате ,и вспоминаю с ней детство …
-Да Машка ,было времечко ,-говорит бабушка ,захлопывая мой детский альбом .И тут я поняла: вот он ,настал момент сказать бабушке спасибо за всё то ,что она сделала для меня .Но порой я бываю очень нерешительной ,трушу…Я вышла на кухню попить воды…Открываю дверь ,вхожу в бабушкину спальню и замираю…У её кровати сидит дед ,и о чём-то разговаривает с ней…Я отошла на несколько шагов назад, и нечаянно опрокинула стакан воды .Прислушалась ,о чём разговаривает дед с бабушкой.Клянусь ,не пойму ни одного их слова !Как будто они разговаривают на совершенно другом языке ,нежели я…
Ещё одна странность, которая не даёт мне покоя до сих пор .Я не струсила,понимаете? Не струсила ,ну ни капельки  ! Как- будто это было обыденным:дед жив , и просто –напросто разговаривает с бабушкой . Я даже как-будто бы  не удивилась его присутствию  …
 Дед погладил бабушку по голове и…исчез…Просто взял ,и испарился…Бабушка потёрла глаза и устало опустила свою голову на подушку…Я вошла в комнату ,и опустилась на неё…Дыхания не было слышно…  Подёргала её за дряблую кожу…Бабушки больше не было…
6
 Можно я не буду описывать ,как я рассказала обо всём отцу ,как он приехал ,потом бабушку забрали в морг? Я думаю ,это были самые страшные моменты в моей жизни…
Похороны…Вы знаете ,всю жизнь боялась похорон…Только от этого слова вздрагивала…И вот я на похоронах у бабушки…Приехала Лилька, ещё несколько родственников бабушки ,соседи …
Время летело чертовски быстро … Гроб опустили в яму . Я подошла к ней ,и взяв  горсточку земли бросила в могилу . То же самое проделали и остальные…
Отец последним подошёл к могиле ,и положив  на неё венок с надписью «Мамочке от сына…Спи спокойно!»,потёр лицо носовым платком и двинулся вслед за нами…
Поминки прошли  так же вяло ,как и похороны .Никто даже не вспомнил про бабушку,не помянул её добрым словом…Все были заняты выпивкой и только…Как же обидно за бабушку! Даже отец не плачет ,а пьяный  играет в карты со своим троюродным братом… 
7
На девятый день после смерти бабушки я заболела .Распереживалась за неё ,начала часто плакать ,даже не пошла в школу .А на десятый день ,как раз с четверга на пятницу мне приснилась бабушка…
Я вяжу за столом у траурного портрета бабушки ,понимая ,что её нет …Тут дверь открывается ,и входит…бабушка! Такая вся молодая ,бодрая…
-Бабушка ,но ты же умерла ?-удивлённо спрашиваю я .
-А ты что Манюня думаешь ,люди умирают , а после куда деваются?
-Ну не знаю,- пожала я плечами…
Бабушка хватает меня за руку ,и тащит куда-то.
Мы выходим на деревенское кладбище…На лавочках возле могил сидят люди…
-Бабушка ,кто они? -спрашиваю я.
-Мертвые,- обыденно отвечает бабушка. -Ты не переживай ,все мертвые живы… И я тоже. Просто живём в другом мире…
Я просыпаюсь оттого ,что отец плачет… Встаю с постели ,захожу в его комнату .Он целует портрет бабушки .
-Пап ,не плачь ,бабушка жива, -успокаиваю я отца .-Просто живёт в другом мире. И целую его в затылок…
Эпилог
Когда я выздоровела ,сразу же помчалась к бабушке на кладбище .
Положив на могилку цветы ,я села на лавочку и посмотрела на лицо бабушки  изображённое  на памятнике…
Королёва Ирина Ивановна 10.08.1927-12.03.2017               
 Я было всплакнула ,но тут же вспомнила сон  и принялась успокаивать себя…И вдруг,увидела бабушку и деда ,идущих по тропинке…Таких весёлых и бодрых, молодых…Им было вместе так хорошо! И вот словно в тумане я слышу:
-Маша, мы  живы, живы! И нам хорошо ,хорошо!


Рецензии