Первый оклад

  Рассказы советского архитектора
  "Первый оклад"

Родился я в Башкирии, в посёлке Толбазы. Там же и школу окончил. Если бы не проблемы с русским и немецким языками, окончил бы с золотой медалью. Школа у нас была национальная, всё на родном языке. Русский считай как иностранный. Телевизоров как понимаешь, не было, так что по-русски говорили практически только на уроке.

  Вобщем, "4" по русскому мне поставили с натяжкой. Потом при поступлении в Уральский политехнический этот русский язык ещё сыграет со мной шутку, при чём, на экзамене по математике.
  Сначала,  я хотел поступать в Суриковский институт, художником хотел стать, но мне отсоветовали.

-Вот станешь ты художником и что? Они вон спиваются большинство после института. Заработок нестабильный, да и работу по заказам не всем с творчеством совмещать удаётся.
- Поступай-ка ты лучше в Уральский Политехнический институт, на архитектурный факультет. Работа творческая, для художника в самый раз. Из "политеха", много хороших художников, поэтов и писателей вышло. Так, что вперёд, и заработок стабильный будет, и рисовать для души всегда сможешь.

  Я послушался мудрого совета, о чём никогда не пожалел. Участвовал я в фестивалях и выставках, получал дипломы и грамоты за свои картины, а вот семью своим искусством я б не прокормил, это точно.

 Что касается экзамена по математике. Я сделал ошибку при переводе. «Квадрат суммы» я для себя перевёл как «сумма квадратов», ответ соответственно  подготовил неправильно.Разобрались, погоняли дополнительными вопросами, задачами. Я всё правильно ответил.

-Не знаю, что с тобой делать?- сказал профессор.
- Четвёрку ставить тебе жалко, а пятёрку права не имею, из-за твоей ошибки в элементарном вопросе. Скажи, если я поставлю тебе четыре. Ты проходной балл «4,4»  набираешь?
- Набираю!- ответил я.
- Тогда, я с чистой совестью ставлю четыре.

Вот так я стал студентом. А в то время, Хрущёв по всей стране затеял масштабное строительство. Да, да те самые «хрущёвки».  Рабочих рук не хватало,  и мы, студенты дневного отделения, два года должны были учиться как «вечерники».  Днём работали на стройке, вечером учились. Так я освоил специальности «штукатук-маляр» и «каменщик». Мы, архитекторы, правда, только год  так отработали.

Надо сказать, что в то время была странная система оплаты труда. Служащие ИТР, даже среднего звена, не говоря уже о младшем, получали меньше рабочих.  И когда я работал на стройке, я получал зарплату 1200 рублей, а когда закончив институт, устроился на работу, мой первый оклад составил всего 800 рублей. Когда я принёс его матери, она села и заплакала.
- И зачем я только тебя шесть лет учила?- спросила она со слезами.


Рецензии