72. Отвратись от изуверства - обратись к вере

Послание 72.

"Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,
– я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,"

«Ибо позавидовал я беспутным» – говорится в прямом переводе (с еврейского текста).

Израиль (Исраэль), что значит «прямо к Творцу», – в духовном смысле это те, кто на пути к Всевышнему, кто пытается соединиться между собой над всеми противоречиями.

Даже праведник когда-то сомневался и задавал вопросы. Любой, кто приходит к вере,  на каком-то этапе испытывал разброд и шатания. У нечестивых много денег, масса удовольствий – и хотелось быть таким, как они.

Псалмопевец описывает искушение, которое атаковало его – зависть к процветанию нечестивцев. Это искушение, которое испытывало многих, и будет продолжать испытывать.
 
Иов в таком искушении сконцентрировался на принципе всеведения Бога: «Не сокрыты от Вседержителя времена» (Иов. 24:1).

Иеремия ухватился за справедливость Бога: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою» (Иер. 12:1).

Принцип Аввакума – святость Бога: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния» (Авв. 1:13).

А в псалме – высокое упование на благость Бога. Бог, который благ для всех, непременно благ к чистым сердцем.

"ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле."

Более точный перевод последней строки: «Обратили против неба уста свои и языком своим по земле ходят».

Кажется, что всё у них идёт хорошо. Им не приходится столько страдать, измождать себя человеческой работой.
«Человеческой работа» в духовном смысле – это установление правильной связи между собой, в которой между всеми – Бог; это помощь и поддержка слабых. Нечестивые избегают многих трудностей и проблем, связанных с этим.

Поэтому в отпущенное им время они так уверены в своих силах. Они горды и надменны. Они насмехаются над теми, кто живёт по закону совести. Бога они злословят. «Языком своим по земле ходят» – в наши дни это особенно видно и слышно: из всех СМИ – клевета и ложь, заказные вбросы или выбросы, включение самых изощрённых техник манипуляции.

Данное им внешнее процветание они использовали не во благо своему духу, и не для ближних, а только для себя. И процветание не сделало их лучше, наоборот, они ожесточились в своём нечестии, «…и дерзость, как наряд, одевает их». Процветание сделало их гордыми и заносчивыми, а нечестие побуждает превозносить себя и презирать окружающих.

"Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сём, умножают богатство."

«Вот эти – нечестивые, а вечно спокойны, и богатства много у них» – говорит прямой перевод Теилим.

«Пьют воду полною чашею» – бездумно поддаются пропагандируемому потребительскому отношению к жизни, разврату, жажде увеселений и обжорству, слушают и воспринимают изуверские «творческие» потуги.
И как народу не обращаться к тому же, особенно сейчас, когда нечестивые правят? И многие бездумно обращаются к нечистому.
Что бы дорвавшиеся до власти нечестивцы ни совершали, их ни в чём не обличить, на их защите выстроенная система насилия и лжи, и это всё больше укрепляет их высокомерие и направленность на зло. И с каждым днём они становятся богаче, их жизнь – роскошнее.
Обычные люди им кланяются им, расшаркиваются и выказывают им всяческое уважение. Что бы эти нечестивцы ни совершали, никто не берётся их обвинять. И сами они уже думают, что Бог явно не видит, что происходит.

"так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?"

«И поражаем был я каждый день, и бедствия мои всякое утро».

И какой тогда мне резон жить достойно, честно? Изобличать свои злые и похотливые помыслы, исправлять в себе грех, внимать голосу совести?
Такие помыслы неминуемо возникают. Псалом не ставит под сомнение всеведение Бога, он описывает типичное искушение богатством и телесными усладами, возникающие сомнения в верховенстве духовных ценностей.

И только у тех, кто душою ощутил, что беззаконные и нечестивые несут зло, кому стали противны соблазны, уводящие людей от их истинного предназначения, уже нет сомнений в том, что не напрасны их усилия на пути к Богу и Его Царству.


"Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих."

И наконец-то звучат праведные слова, позволяющие устоять и одержать победу над коварным искушением.

Псалмопевец бьёт в самую важную точку – страдать более нас будут сыны. А самая суть не только в этом. В духовном смысле сыновья – это новые состояния, которые даются Творцом, чтобы продвигаться дальше. Человек под управлением Всевышнего исправляет свои желания и видит, что ему нужен весь мир, ведь всё это его собственные желания, которые он присоединяет к себе и наполняет. Получается, что всё это – его сыновья.

"И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их."

Не получится справиться с этим искушением силой своего разума.
Войти в святилище – значит подняться на уровень слияния души с Творцом, – уровень отдачи. А святилище, святость означает свойство отдачи – полной противоположности эгоистическим свойствам. Войти туда можно только верой, через отказ от самости.
И с этого уровня хорошо видится и сразу разумеется: что временное, смертное, а что – истинно ценное и вечное.

"Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти."

«Истинно, на скользком месте ставишь Ты их, чтобы низринуть их в развалины» – это прямой перевод, и в нём «развалины» – более подходящий образ. Пропасть ассоциируется с бездумностью и неосторожностью, тогда как развалины – это то, что создавалось и разрушилось, стало тщетным.

"Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!"

«Как мгновенно они опустошены были, сгинули, погибли от ужасов» – непредсказуемость и стремительность разорения для них просто ужасна.

Когда эти ужасы отнесены к живой ещё виновной совести, которая не может найти себе прибежища, – тогда не сами нечестивцы, а их блаженство сгинет от ужасов. Чем выше они возгордились в своём процветании, тем мучительнее будет падение, опустошение.

"Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их."

«Как сновидение при пробуждении, Господи, образ их в городе унижаешь Ты».

Только гибельный ужас и страдание излечивают развратившихся и возгордившихся. И осознание ими ненужности прежней жизни и зла в себе станет их пробуждением. При пробуждении то, что волновало во сне, улетучивается, как призрак.

«…образ их в городе унижаешь Ты» – в городе, то есть в месте взаимодействия и приоритета общих интересов, их образ меркнет, уничижается, становится непривлекательным. И прельстившимся становится легче пренебречь всем тем богатством, которое обесценится.

Их процветание было лишь представлением, образом этого мира, становящимся ничтожным при пробуждении в духе. Богатство и благоденствие не имеют сущности, и являются лишь кратковременным сном.

"Когда кипело сердце моё и терзалась внутренность моя,
тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою."

Более точен перевод с еврейского текста: «Ибо наполнилось горечью сердце моё и почки мои как острием пронзены были,
И я невеждой был и не понял, скотом был я пред Тобой».

Разные значения сердца человека известны всем. А почки физиологически очищают кровь, выводят токсины и вредные вещества, регулируют химический гомеостаз (саморегуляцию) организма.
Во многих духовных учениях почки считаются вместилищем «родовой энергии» – потенциала, данного родом для успешного развития. Соответственно, они отвечают за связь с родом (родовым началом).

«…из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» – и так же из сильного искушения, которое невозможно преодолеть, происходит осознание зла, что в тебе находится, осознание своего реального духовного состояния. И в этом – потенциал исправления и духовного роста.

После того, как оступится, человек приходит в себя, а потом видит, куда сделать правильный шаг. Апостол Павел сравнивает такое искушение, производящее неудовлетворенность и зависть, с жалом в плоти.

Благодаря искушению получаешь много уроков, видишь свои ошибки и недостатки, и испытываешь пред Создателем стыд, подобный острию боли от поражения почек.

"Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу."

Только в уповании на Божью защиту и благодать, ощущая присутствие Господа, вспоминаешь свои обязанности перед Ним.

Человек так ощущает, будто Господь держит его за правую руку, как отец держит ребёнка. Это понятный земной образ высшего управления, ведущего в славу – высшие, совершенные свойства Творца.
Он держит за правую руку, и нынешняя моя недостойность не является препятствием для Божьей благодати. Мою сохранность во время искушения и последующую победу над ним обеспечит не собственная мудрость, которая проявилась как глупость и явное зло, а только близость Бога.
Водительство Богом за правую руку – значит управление советом Его слова и силою Его Духа:
«Советом Своим Ты наставляешь меня и потом к славе поведёшь меня» (еврейский текст) – это уже молитва надежды, молитва о том, что Бог, в Своём эффективнейшем «тренинге» показывающий зло и через это избавляющий от зла, сохраняет и ведёт в области Своего Небесного Царства.

"Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле."

Эти слова говорят об устремлении души, освящённой светом, коротко и изумительно ясно выражают благоговейные и благочестивые чувства души к Богу.

В постоянном ощущении Творца человек испытывает побуждение ещё сильнее прилепиться к Нему, ещё больше утверждается сделанным выбором. Его мысли с наслаждением осознают собственное блаженство в Боге, которое намного величественнее блаженств этого мира. Он уже не видит повода завидовать благополучным в мире сём нечестивцам, осознав, насколько более полное и приятное наполнение имеет в Создателе.

Душа тянется к Богу, жаждет Его и в то же самое время имеет полную успокоенность в Нём. Лишь Тот, кто сотворил душу, может сделать её счастливой. Более никто не может сделать этого, ибо устремления не только возносятся к Богу, но и будут завершаться в Нём.

"Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог – твердыня сердца моего и часть моя вовек."

Желания плоти направлены к Нему, а все ощущения пребывают в Нём – вот что значит ощущать Творца. Наслаждаться тем, что имеем от Бога, и стремиться к тому, на что надеемся и уповаем. Он – всё, что мне понадобится в вечности.

Сердце утратит силы, тело умрёт, но для телесного и душевного страдания предоставляется могущественная помощь: Бог – твердыня моей земной сущности, и Он же – всё, в чём я буду существовать в вечности.

"Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя."
«…отвращающегося от Тебя» – уточняем по прямому переводу.

Господь не «карает» отступающего, удаляющего себя от Него. Для нашего же блага, для исправления, Он временами отдаляется Сам.

Отвращающийся – это уже отступивший, который осознанно выходит из «поля притяжения» (из-под влияния Творца), – и тем самым обрекает себя на гибель.
Почему? Потому что ранее по исповеданию входил в это поле и там «облучился» (в Писаниях часто звучит образ «обручился»).
Удаляясь теперь, он теряет свою истинную сущность и «привязанную» к ней программу духового развития – и неизбежно теряет цельность и распадается.

"А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои."

Познавший Бога ощущает благо только в том, чтобы приближаться к Нему.
Упование – это высшая форма надежды и веры. Возможная этимология слова «уповать» – от древне-индийского pаvatе, punаti со значением «очищает, искупает, проясняет». Таким образом, это не слепая вера. Это – ощущение, ведущее к прямому знанию.

У познавшего совершенные свойства Творца само рождается желание возвещать Его чудесные дела перед людьми, которых хочет спасти. И Бог хочет спасти всех по высшей милости Своей!
Они только должны искренне к Нему обратиться: СПАСИ! Спаси нас, Боже!

В этих последних строках псалма изложена «двойная» истина: приближение к свету есть благо, но жизнь и развитие начинается с применения этой истины к своей душе: «мне благо». А продолжается уже в том, чтобы в свете Бога возлюбить ближнего своего и в исправляющей силе этой высшей, самоотверженной любви выполнять замысел творения – становиться подобием Его и соединиться в Нём с другими душами.

Пользу этого псалма для всех, кто идёт к Творцу, невозможно переоценить. Он рассказывает нам, откуда и как приходит незаметно действующее, но самое коварное и сильное искушение; как можно избавиться от него и даже одержать победу; что приобретается благодаря этому искушению.
В псалме приоткрывается «работа Господа» – смысл промысла Его, и «обратная связь» – ощущение Его. Такое научение позволяет осознанно настроиться на переживание такого ощущения Бога, и по милости Господа обретать духовные свойства, постигать духовный мир.


Рецензии
Хорошо написали, уважаемый Вячеслав,:
"Войти туда можно только верою, через отказ от самости."

Поддержу ещё и втом отношении, что эту веру не замечают в её самых обыденных явлениях.
Чтобы быть членом семьи, который не в обузу семье, а в укрепление, тоже ведь нужно отказываться от доли своей самости.

И этой обыденности многие не видят, устремляя ещё не окрепший ум куда-то в даль далёкую, загадочную и непонятную.

А если и поняли своё место в семье и её принципы, то за границами семьи часто не могут преодолеть веками накопленный обществом опыт вражды. Опыт, хоть и ослабляющий общество и её экономику, но... выгодный немногим, которые почему то считаются правыми и законными в поддержании вражды и соответствующего типа общества.
Возможно, в чём то это и нужно, но ... в чём?

Возможно ответ на такой вопрос заключают Ваши слова "Познавший Бога ощущает благо только в том, чтоб приближаться к нему."
Заключают ответ возможно в том смысле, что после уровня семьи многими Бог не познан.
Или предан.
Как думаете?

Георгий Сотула   23.09.2018 22:16     Заявить о нарушении
Георгий, спасибо за понимание и размышление, такого не часто удостоишься.
Мы с Вами рассматриваем идеализируемый вариант, далекий от нынешней жизни, из которой вытесняется духовность. Я думаю над тем, что вижу, а вижу что Бог многими не познан и на уровне семьи, тем более выше такого уровня. То, что предан - это не совсем верно, предают того, с кем каким-то образом взаимопоручились.
"накопленный обществом опыт вражды" - а откуда сама вражда? Только от эгоизма, разросшегося до абсурда, до безумия, ставшего корнями зла. Без осознания зла и пагубности эгоизма не перейти к его исправлению. А осознают люди только через страдание, не иначе. Напрямую, через данное им сознание, уже не могут, потому как сознание перекрыто тем же эгоизмом. Всё плохо? Увы. Но сейчас уже наступил момент, когда чем хуже, тем быстрее будет лучше.
Так вот думается и ощущается.

Вячеслав Абрамов   24.09.2018 17:11   Заявить о нарушении
Вячеслав, спасибо.
К Вашим словам "Без осознания зла... не перейти к его исправлению"
добавлю для нас почти невмещаемое.
Добро в социуме для нас обозначено некоторыми ориентирами.

В другом обществе - и это нам сложно вместить - ориентиры м.б. другие.
Юрий Мухин в сатье http://ymuhin.ru/node/1826/
"Путин сдаёт рашку в деле Скрипалей?" коротко затронул о понятии humbug (хамбаг) которое сложно перевести на наш язык, но оно реально в ходу и является ориентиром доблести, ориентиром устремлений. Вульгарный перевод слова - ловкий обман.
Но отсутствие там такого наработанного качества - это недостаток, зло, которое нужно исправлять.

Наша неграмотность в наличии разных систем добра у людей, с которыми мы имеем дело - тоже недостаток. Но наш. Наше, хоть и малое, но наше ... зло в отношении наших детей.

К Вашим замечаниям - с уважением

Георгий Сотула   24.09.2018 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.