Евпатория память об Ахматовой

Евпатория! Город, куда в течение многих лет едут соскучившиеся по солнцу люди, знаменитые и не очень, совсем никому не известные.

Среди известных здесь отметила свое 16-летие Аня Горенко, для нас – Анна Андреевна Ахматова.

Период жизни в Евпатории не был для поэтессы радостным: ушла от мужа ее мать, взяв с собой пятерых детей, расстроены были отношения с Николаем Гумилевым. Но жители Евпатории сохранили светлую память и в доме, где жила семья Горенко, открыли литературное кафе. Не посидеть в нем – преступление. И мы заказали мой любимый кофе капучино и кусочек бисквита, который оказался на удивление изумительно нежным, вкусным.

В литературном кафе проходят творческие вечера, но (увы!) нам не удалось побывать здесь еще раз. Зато нам принесли счет в старинной, немного потертой шкатулке с дизайном в стиле модерн.

Известно, что Анна Горенко в период жизни в Евпатории пыталась добровольно уйти из жизни, в чем призналась сама. «…я в Евпатории вешалась на гвоздь, и гвоздь выскочил из известковой стены. Мама плакала, мне было стыдно — вообще скверно». К счастью для нас, суицид не удался, и мы можем с вами наслаждаться стихами, написанными много позже.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

                (Двадцать первое. Ночь. Понедельник…)

Евпатория – не единственное место в Крыму, где жила Анна Ахматова, но именно в этом городе с его барским обаянием, прожженном солнцем и негой, незримо видишь изящную женщину, идущую по старинной улочке, вскоре ставшую эталоном красоты стиля модерн.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем

                (Песня последней встречи)

 


Рецензии