Русский Крест. Глава 13. Поход Дроздовского

Русский Крест.Глава 13.ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОХОД ДРОЗДОВСКОГО ПОЛКА.


                «Из Румынии походом
                Шёл Дроздовский славный полк
                Во спасение народа
                Исполняя тяжкий долг…»
                (переделан из «Марша Сибирского полка»)
                Автор – писатель Гиляровский В.А.

Теперь настало самое время нам обратить свой взор на славный переход героического Дроздовского полка из Ясс до Новочеркасска. Он был совершён с 26 февраля по 24 апреля 1918 года. По пути были успешно взяты Ростов и Новочеркасск.
Как же это было?! Для этого необходимо вернуться к середине ноября 1917 года. Когда в Петрограде к власти пришли большевики, то далеко не многие кинулись на их сторону. В том числе, и в армейской среде, на фронте.  Вскоре в Румынии, где находилась часть Юго-Западной армии, офицеры начали получать известия, сначала из Петрограда, а позже – с Дона о том, что генерал Алексеев формирует отряды добровольцев для борьбы с большевиками с целью восстановления порядка в России. Позже был получено сообщение о том, что освобождённые из Быхова генералы и офицеры, прибыв на Дон во главе с Корниловым, также приступили к формированию Добровольческой армии России.
Тогда на Румынском фронте офицерами была создана организация, призывающая под свои знамёна всех, не согласных с большевистским режимом.
В Яссах, Кишинёве, Одессе и прочих городах создавались сборные пункты, где шла активная агитация в ряды Новой Русской армии на добровольной основе, с выплатой денежного содержания и назначением выслуги.
Единственным условием Новой армии было то, что какие-бы то ни было комитеты упраздняются вовсе. Существует строгая воинская дисциплина и беспрекословное подчинение старшим начальникам.
Агитаторы выпускали листовки. Кроме того, перед кандидатами выступали представители офицерской антибольшевистской организации, кои разъясняли людям, что ежели они устали воевать и хотят убыть домой, то глубоко ошибаются, будто там их ждут мир и покой.
Дома они обязательно встретят орды большевиков, убивающие и грабящие всех несогласных. Так что лучше уж не метаться, а сделать свой выбор и сначала навести порядок в стране, после чего уже можно будет решать и свои вопросы. Без этого не обойтись. Выжидательная позиция сыграет лишь на руку красным комиссарам.
Но далеко не все понимали это. На Румынском фронте находилось около 40 тысяч только офицерского состава. А в добровольцы пожелали записаться лишь около 300 человек. Часть из них, даже записавшись и получив первое денежное довольствие, затем скрывались, заявляя при этом:
- Мы лучше поглядим, что будет. А после уж и решим….
Тем не менее, наиболее активные составили костяк добровольцев на Румынском фронте. Вооружение их шло полным ходом. Пользуясь затишьем, вызванным перемирием, дроздовцы приобретали пушки, снаряды, броневики, оружие и боеприпасы. Правда, сам полковник Дроздовский Михаил Гордеевич был ярым монархистом. Его убеждения раздели абсолютно все офицеры и солдаты полка.
Высокий, худощавый, в очках тонкой оправы, полковник горячо любил матушку-Россию, но не мыслил себе её без монарха из династии Романовых.
Хотя, как мы знаем, в рядах Добровольческой армии в целом были люди самых разных политических убеждений. Но всех их объединяло одно: Россия, для начала, должна быть единой и неделимой. А с верховным управлением после разберётся русский народ сам. Но это должно быть без жидов-большевиков, соглашателей с германцами и врагов России.
Дисциплина в полку Дроздовского была отменной.
Толчком к их выступлению в поход послужило то, что Румыния стала склоняться на сторону немцев. И наши воины поняли, что вслед за промедлением могут последовать предательство и аресты со стороны румынских властей.
К концу февраля отношение румын к русской армии настолько накалилось, что уже звучали высказывания относительно немедленного разоружения дроздовцев и передаче их германцам. Приходилось неоднократно выдвигать войска на линию обороны и наводить орудия на дворец в Яссах.
 А 26 февраля 1918 года наступила развязка. С раннего утра полковник Дроздовский выехал в Яссы и передал ультиматум правительству Румынии о том, что ежели оно собирается противодействовать русским открыто, то последние будут вынуждены обстрелять позиции румын, включая и дворец короля.
И русские победили! Румыния убрала заслоны и беспрепятственно пропустила полк на железнодорожный вокзал. Более того, последовало распоряжение властей подать состав для погрузки русских частей. И дроздовцы направились в Кишинёв. Там к ним присоединились немногочисленные добровольцы. Далее состав проследовал 7 марта на Дубоссары.
Хочется указать, что общая численность дроздовцев насчитывала около 1100 человек, включая офицеров.
Интересно, что по своему количеству и по составу часть Дроздовского была идентична Добровольческой армии Корнилова в момент выступления того в Ледяной поход. Но, в отличие от последних, дроздовцы были гораздо лучше вооружены, благодаря смекалке своего командира, проявившего поистине недюжинные способности в своих ухищрениях по оснащению подразделения.
Путь из Дубоссар, после переправы через Южный Буг, пролегал через Мелитополь, который был взят ими с ходу.
По пути следования полк рассеивал небольшие румынские заслоны. Затем, по направлению на Юг России, их целью стало взятие Ростова, занятого красными.
Дорогой отряд получал незначительные пополнения в виде добровольцев. Так, небольшие группы присоединились к ним в Каховке, Мелитополе, Бердянске и Таганроге.
К сожалению, крупное соединение из Одессы, желавшее примкнуть к добровольцам, так и не подошло. Дело в том, что местные газеты распространили ложные сведения о гибели отряда, чем ввели в заблуждение желавших выступить на Дон в его составе.
А вот на Дону, особенно в Новониколаевске, в полк влилось столько конных казаков, что из них было сформировано крупное кавалерийское соединение.
В самом начале похода все его участники нашили на рукава форменной одежды бело-сине-красные шевроны. Многими были получены награды в виде георгиевских крестов.
Во всём пути следования в полку поддерживалась строгая дисциплина. Резко пресекались все размолвки и ссоры вплоть до изгнания из рядов подразделения. Порой, среди офицеров, случались попытки выяснить отношения в виде дуэлей. Виновники несли за это строжайшие наказания.
Таким образом, все походники превратились в сплочённый коллектив единомышленников, для которых существовала одна цель – освобождение России и установление в ней законной власти.
Дроздовскому и его офицерам удалось также сагитировать и взятых в плен красноармейцев, из коих была сформирована отдельная, 4-я рота, составившая 300 человек. Надо сказать, что они проявили себя как герои, удостоившись повышения в званиях до прапорщиков и подпоручиков.
Что же касается дезертирства, то оно было минимальным. Так, за два месяца пути, отряд покинули всего 12 человек.
Таким образом, полк Дроздовского являл собой монолитный коллектив, коему удалось, с боями на марше, совершить свой беспримерный героический переход из Румынии на Дон.
Товарищеский дух бойцов за это время окончательно укрепился.
По мере прохождения полка через населённые пункты, восстанавливались в них законность и порядок, какими они были до большевиков.
В подавляющем большинстве мест население радовалось их приходу, встречая хлебом и солью, предоставляя фураж и продовольствие чуть ли не даром. Но Дроздовский распорядился, чтобы всё это оплачивалось из армейской казны, но «по-божеским» ценам. И это добавляло им симпатии населения, которое уже ожидало, как при красных, сплошных реквизиций.
Во время перехода через территорию Украины, к тому времени занятой, с разрешения Рады, немцами и австрийцами, полк неоднократно входил в соприкосновение с их частями.
Что интересно, немцы полагали численность отряда в 5 тысяч человек с 2-мя тысячами офицеров. Характерно, что отношение к дроздовцам, с их стороны, было превосходным. Германское командование располагало информацией, что добровольцы намерены восстановить в России законную власть через свержение большевистского режима. И этот факт явно импонировал недавнему неприятелю. Оттого и препятствий монолитной боевой единице – полку Дроздовского – нигде не чинилось.
По сути, весь основной путь дроздовцев проходил через территории Румынии и Украины. Поэтому, в любой момент, от них могли потребовать разоружиться, так как ни с кем из властей перемещение чужой боевой единицы согласовано не было. Но активно это делать не решились ни румыны, ни украинцы, ни австро-венгры с немцами. Поскольку прекрасно понимали, что отряд представляет собой весьма грозную силу. А посему любое противодействие ему чревато большими потерями.
В результате власти сторон прибегали, по отношению к перемещению дроздовцев, к нейтралитету. Те также старались не вступать в стычки на чужой земле. Немецкое командование вообще опасалось трогать 8-тысячный (по их сведениям) вооружённый полк.
Уже на территории Донской области было получено известие о неудачном штурме Екатеринодара частями Добровольческой армии и гибели генерала Корнилова. Кстати, весть о гибели Лавра Георгиевича, Дроздовский довёл лишь до своих командиров. Верить в разгром Белого движения на Дону не хотелось. Потому как терялся бы весь смысл их трудного перехода как бы в никуда.
И Михаил Гордеевич вёл свой отряд, руководствуясь только верой и личной интуицией. Эту его целеустремлённость разделяли абсолютно все. Вскоре они подошли к Ростову.
Перед этим обогнули с севера Таганрог, занятый немецкими войсками. От разведки были получены сведения о том, что немцы готовятся к выступлению и захвату Ростова. Власть в нём в тот момент находилась в руках большевиков. Гарнизон насчитывал до 12 тысяч человек, при 6 батареях и военном корабле, который мог обстреливать атакующих с Дона.
Дроздовский прекрасно понимал, что соотношение сил явно в пользу противника. Но при этом он осознавал огромное значение захвата этого большевистского центра. Мало того, ежели оставить город красным, тех могут выбить оттуда подошедшие немцы.
Взвесив все доводы, Дроздовский решился на штурм.
Авангард полка, в ночь на 21 апреля, с ходу атаковал позиции врага. Мало того, что натиск дроздовцев был весьма успешным, красные в темноте, не поняв ничего, откатились в предместья, оставив весь центр города. Многие сдались. Но на рассвете, увидев малочисленность противника, бросились в контратаку. Погиб заместитель Дроздовского, начальник штаба полковник Войналович. Авангард стал понемногу отходить назад под натиском врага. В этот момент подошли основные силы полка, навалились на противника и обратили его в бегство.
Красные спешно покинули Ростов, бросив всю амуницию и огромные трофеи. Но на этом битва за город не окончилась.
Утром к Ростову стали подходить эшелоны Красной Армии и два бронепоезда противника. И вскоре бой за город, уже оставленный большевиками, разгорелся с новой силой. Только позже Дроздовский узнал, что численность красных составила до 28 тысяч человек. А это – громадный перевес.
Измотанные части пока стали понемногу отходить из города в сторону Таганрога. Оттуда к ним прибыл Уланский кавалерийский полк германцев. Те предложили Дроздовскому помощь и сообщили, что на подходе остальные немецкие части. Но Михаил Гордеевич категорически отказался от взаимодействия с недавним врагом. И его отряд направился в сторону Новочеркасска, также занятого частями красных, с целью овладеть им и поискать в донских степях хоть какие-то войска Добровольческой армии.
Немцы же, практически без боя, вошли в Ростов.
Так и закончилась эта битва героического Дроздовского полка за Ростов. И хотя они имели лишь кратковременный успех, однако позволили своим бойцам и командирам уверовать в силу своего воинского духа, сражаясь не числом, а умением, за веру и Отечество Русское.
Потеря Войналовича была поистине невосполнимой. Дроздовский лишился боевого товарища и друга, с которым вынес столько испытаний и коему всецело верил. На его место был назначен полковник Жебрак. Также была произведена замена командира Сводного полка, самоустранившегося во время сражения, проявив тем самым позорное малодушие. Более доверять командование такому офицеру Дроздовский не мог. Тем паче, что и ранее у него с ним случались конфликты вследствие излишней жестокости того по отношению к пленным.
По оставлении Ростова полк взял направление на Новочеркасск. Тем временем, казаки в области Войска Донского восстали против красных. Они даже смогли выбить большевиков из Новочеркасска. Но удержать его не смогли, так как противник бросил против них крупные силы. Казаков возглавлял полковник Денисов.
Красные уже вошли в предместья Новочеркасска. Казаки выдохлись и уступали противнику улицу за улицей.
Подошедшие в это время дроздовцы с фланга атаковали врага. Используя орудийный и пулемётный огонь, они сбоку врезались в цепи наступающих красных. Те никак не ожидали такого поворота событий, дрогнули и кинулись бежать.
Отряды Дроздовского и донцы преследовали противника 15 вёрст от города. Новочеркасск был взят! Это произошло 25 апреля 1918 года.
А на следующий день в город вошли и передовые части Добровольческой армии.
Так закончился героический и беспримерный по мужеству и выносливости славный поход Дроздовского полка.
26 апреля в Новочеркасске, у Войскового Свято-Вознесенского собора, состоялся парад дроздовцев.
Со стороны казачества его принимал генерал П.А. Краснов.
А 27 апреля Дроздовский выехал в станицу Мечётинскую, где расположился штаб Добровольческой армии. 18 мая Деникин подписал приказ о включении полка в состав армии. К тому времени, за счёт активного пополнения, состав его доходил до 3-х тысяч человек. Теперь он стал именоваться 3-й дивизией. Командиром остался Дроздовский. Его бойцы были хорошо вооружены. Офицеров насчитывалось до 70%.
Все юнкера и кадеты, прошедшие Ледяной либо Румынский (Дроздовский) поход, приказом генерала Деникина были произведены в офицеры.
Очень важным было присоединение дроздовцев к Добрармии, если упомянуть, что в последней оставалось в строю лишь 2 тысячи человек. Соединившись, они теперь представляли собой весьма внушительную силу.
Генерал Алексеев выступил с речью, в коей произнёс:
- Мы были здесь одни. Но далеко в Румынии, в такт нашим сердцам, бились отважные сердца рыцарей русского духа. И благодаря их мужеству и отваге, сердца наши слились с ними здесь, на Тихом Дону! Теперь нас никто и ничто не остановит! Слава героям!!!
И, в заключение похода дроздовцев, хочется сказать, что их героический переход из Румынии в Россию стал успешным благодаря смелости, целеустремлённости и воинским талантам самого полковника М.Г. Дроздовского. Службой под его началом гордились все военные, именуясь в войсках Добровольческой армии именем «дроздовцы».


Рецензии