Я сделал всё, что мог
Не важно...
1912-й год. Позади – русско-японская война и первая революция. Народ пришёл в себя после этих испытаний, даже не подозревая, что всё это было цветочками. А что же царь? Он знает всё. Он прекрасно осведомлён о том, что произойдёт через несколько лет. Предсказания старцев; записка Павла I; спиритический сеанс, в ходе которого дух Александра III рассказал сыну о грядущих потрясениях…
Все мы немного фаталисты. Но Николай II был фаталистом максимальным. В этом – его трагедия. Постоянно думающий о будущем всенародном предательстве, он не желал направить свои мысли в иное русло, например, на решение проблем людей, населяющих огромную страну, которой он владел. Лишённые всяческих гражданских прав и свобод, вымирающие от голода и различных заболеваний русские люди выглядели лишь будущими иудами в глазах царя, но никак не жертвами его кровавого режима. Стоит ли помогать человеку, заранее зная о том, что он предаст тебя? На это император дал бы твёрдый отрицательный ответ, закрепив его реальными действиями. Ведь за всё время своего царствования он не пошевелил и пальцем, чтобы улучшить жизнь своих нищих обездоленных подданных. Пришёл 1917-й год, и народ предал царя.
Можно ли всё это сравнить с предательством близкого человека? Представьте: Вам изменила любимая женщина. И вот Вы не находите себе места; проклинаете её; чувствуете себя безмерно несчастным, униженным, растоптанным. Во всём случившемся Вы вините только её. Вы не при чём. Это Вам причинили боль, Вы – жертва. Через какое-то время Ваша обида притупляется, и Вы начинаете трезво оценивать ситуацию. Поневоле в памяти всплывают какие-то счастливые и грустные моменты вашей совместной жизни. И вдруг в какой-то миг Вы осознаёте, что во всём произошедшем виноваты Вы сами. Это Вы были грубы со своей любимой; это Вы играли её чувствами; это Вы вынудили её уйти. Теперь Вы понимаете, почему всё именно так, а не иначе?
А теперь представьте, что Николай II – это Вы, а русский народ – женщина, которая Вам изменила. На протяжении долгой совместной жизни она не видела от Вас ничего, кроме унижений, боли и равнодушия. И вот она возненавидела Вас и ушла. Вся Ваша жизнь превратилась в кошмар. А теперь вспомните: сколько страданий Вы причинили Вашей женщине. Чего же Вы хотите сейчас? За всё нужно платить. И каждый получает то, что заслуживает.
Я не спорю, ритуальное убийство Николая II и его семьи – это чудовищное, нечеловеческое преступление. И нам никогда не найти покоя из-за всего произошедшего. Царь не заслужил такой кончины. «Судьба» - скажет кто-то. А от неё, как известно, не уйдёшь. Или можно уйти? Вдруг выражение «От судьбы не уйдёшь» придумано слабаками и для слабаков, которые во всех своих проблемах винят какие-то силы извне и постоянно твердят о том, что прокляты с рождения? Но если мы все будем плыть по течению, что с нами станется?
Зная о том, что у Вас – предрасположенность к онкологическому заболеванию, что Вы будете делать, если врач находит Ваши анализы не очень хорошими: ляжете заранее в гроб с ощущением безсмысленности борьбы или постараетесь что-то изменить?
Мог ли император изменить свою судьбу? Или это было невозможно? Или он не хотел ничего менять, мысленно примерив и облюбовав терновый венец? Царь был фаталистом, и это всё объясняет. Опьянённый грядущей славой святого, он не желал выходить из образа мученика. Но насколько нужно ненавидеть народ России, чтобы равнодушно взирать на его страдания с высоты собственного трона, пусть даже зная о том, что предательство неминуемо.
Вся жизнь Николая II - это жизнь человека, знающего, что у него возможно развитие злокачественной опухоли. Но этот человек уже опустил руки, написал завещание, закрылся от внешнего мира и возненавидел окружающих с их мольбами.
Разве чья-то боль может сравниться с его болью? Он – величайший мученик из всех возможных, потому он имеет высшее право плевать на других людей с их бедами. Пускай, страдания этих людей несоизмеримы со страданьицами этого человека, которые он выдумал себе сам, он не желает знать об этом. Он – мученик, и более ничего не существует.
За несколько лет до февральского переворота Николай II возомнил себя Христом, но прочувствовать и осознать суть подвига Иисуса он не смог. Мало быть преданным кем-то. Мало знать о предстоящем предательстве и ненавидеть за это того, кто тебя предаст. На это способен каждый. А вот знать будущего предателя в лицо и продолжать любить его, всем сердцем надеясь, что он останется тебе верен, - это подвиг. Именно этот подвиг и совершил Христос по отношению к Иуде. Ведь будучи величайшим провидцем на Земле Иисус почему-то подпустил его к себе. Неужели Он был настолько глуп и слеп, чтобы включить в число своих любимых учеников будущего предателя и, по сути, потенциального убийцу? Нет. Просто Христос искренне любил Иуду, как и всех людей, и не верил до конца в возможность предательства. Он приблизил к себе Иуду, надеясь исцелить его заражённое семенем предательства сердце, сделать его добрее и честнее. И Он боролся до конца, до конца не верил в неотвратимость трагедии. Если бы Он жаждал лишь преклонения, если бы Им двигало лишь желание мученически умереть, чтобы после воскреснуть в великой славе - стал бы Он просить Отца своего о том, чтобы не пить ту горькую чашу, которая была Ему уготована? Целью Христа была не смерть на кресте, не будущая вечная земная и небесная слава, а исцеление сердца Иуды.
Целью же Николая II была игра в искупительную жертву. Царь мечтал уподобиться Христу, но, зная будущего предателя в лицо, он в отличие от Иисуса возненавидел своего персонального Иуду, а не пытался спасти его.
Многие из нас думают, что уподобились Христу, будучи преданными близкими людьми. Сидят, рассусоливают о собственной избранности, не подпуская мысли о том, что сами являются такими же предателями и лицемерами. А вы попробуйте уподобиться Ему не через помпезные мысли и разговоры о тяжести собственного креста, а через любовь к ближнему. Трудно? Думаю, что непосильно. Кстати, Иисус, держа свой путь на Голгофу, не жаловался никому на то, как тяжёл Его крест.
Но вернёмся к Николаю II - «искупительной жертве», которая, якобы, была нужна России. Об этом он писал в собственном дневнике. Почему-то в царском дневнике нет записи о том, что он сам виновен во всём, что происходит. Ещё бы… Тогда миф об «искупительной жертве» будет развенчан. А этого царь опасался больше всего.
Наверное, узнав о количестве убитых в Кровавое воскресенье, он испытал жалость не к жертвам расстрела, а к самому себе, опять вспомнив о будущем предательстве и возненавидев тех, кто ещё не убит.
А ведь будучи императором он обязан был заботиться о своих подданных, внимать их просьбам, а не проходить мимо, вновь прокручивая в голове мысль о том, что они скоро от него отвернутся. Вместо этого царь натягивал лук до предела. Всё равно от судьбы не уйдёшь, верно? Поэтому люди вымирали сотнями и тысячами каждый день. И он равнодушно взирал на это. Будущие предатели не нужны царю, пусть вымирают. Чем больше – тем лучше. И пусть подыхают в нищете, а не в сытости, всё равно ведь предадут. Так предсказали старцы, так сказал дух отца…
Люди вымирали, а нам вдалбливают со всех сторон, что царь был добрый и хороший, ведь он на свои собственные средства построил несколько тысяч храмов и часовен... Россия, в целом, "процветала": печатались газеты; работало радио; с триумфом шёл по Европе русский балет; в магазинах можно было приобрести заграничное платье, сигары, шоколад… А какие письма писали друг другу Николай II и его жена – сколько в них святости и любви! Кто-то даже заикнулся, что люди посчитали бы царя и царицу святыми, если бы прочли их переписку. Вот весь этот бред преподносится нам в качестве фактов экономического и социального развития царской России. Но разве от всего этого стал сытым хоть один человек? Хоть один нищий ребёнок почувствовал себя счастливым, околачиваясь в рваных лаптях возле лавки со сладостями, которых он никогда не попробует? Хоть один крестьянин испытал гордость от мысли, что живёт в России Николая II, будучи забиваемым до смерти казаками за попытку голодного бунта?
Да, Николай II был добрым, но только для своей собственной семьи, многочисленных родственников, а также банкиров и прочих представителей элиты.
Но ведь ты же – царь, чёрт возьми! Так почему же ты не заботишься о своём народе, как отец о своих детях? Зачем тогда ты стоишь во главе государства? Сделай хоть что-то хорошее! Спаси хоть одного человека! Помоги же!
Увы, но Николай II каждый день предавал свой народ. То, что произошло в 1917-м; то, что произошло в подвале т.н. ипатьевского дома - ни что иное как эффект бумеранга. Осознал ли это император, видя, как его детей убивают в той полуподвальной комнате? Вряд ли. Мысленно он уже отнял у Христа терновый венец, принеся детей в жертву своей будущей святости. Цель была достигнута.
От судьбы не уйдёшь, верно? Слабаки остаются слабаками. Но даже заглянув в глаза бездны задолго до 1917-го Николай II не имел права по-скотски относиться к народу России. Ему был дан уникальный шанс - стать для своих подданных любящим отцом и верным другом, и тем самым очистить свою совесть в первую очередь перед ними, чтобы ТАМ, стоя у последней черты, он мог бы сказать себе: «Я сделал всё, что мог».
Август - Сентябрь 2018
Свидетельство о публикации №218091301113