Мителер Ребе в Кременчуге

В "Толдот Хабад" говорится: "Именно в Кременчуг из Ляд переехал вместе с семьей раби Дов Бер - сын и преемник рабби Шнеура Залмана ("Алтер Ребе") на посту лидера движения ХАБАД, и именно в Кременчуге, уже будучи главой ХАБАДа, постоянно проживал вместе с близкими с конца месяца тевет 5573 года (кон. декабря - нач. января 1813), вплоть до первых чисел июня того же года".

Когда летом 1812 года французская армия напала на Россию, многие еврейские лидеры надеялись на победу Наполеона. Они верили, что с победой Бонапарта улучшится жизнь евреев и у них появится возможность трудиться и жить не только в местах оседлости. В противоположность им раби Шнеур-Залман бен Барух из Ляд, или Алтер Ребе - основатель хасидской династии Шнеерсонов, выступил в поддержку русского царя. В 1812 году глава движения ХАБАД - Алтер Ребе был пожалован императором Александром I званием наследственного Почетного гражданина Российской Империи.

Когда французская армия стала приближаться к местечку Ляды, Алтер Ребе, вместе со своей семьей и близкими, должен был бежать. Необходимо было выбрать место, где бы можно было переждать, пока будет освобождена от французов Белоруссия.

Был выбран Кременчуг. В то время это был город, в котором проживало много евреев.

В Кременчуг первым отправился старший сын Шнеура Залмана (Алтер Ребе) - Дов Бер Шнеерсон (Миттелер Ребе), для того, чтобы снять жильё.

Миттелер Ребе писал, что "Кременчуг показал себя подходящим для этой цели городом. Были найдены дома для Алтер Ребе и его близких и для всех семей, которые сопровождали его. Из Кременчуга было легко организовать и доставить помощь тысячам евреев, которые остались без крова из-за войны".

По дороге в Кременчуг Алтер Ребе заболел и умер недалеко от Гадяча.

Из разных центров в Кременчуг направились делегации хасидов с просьбой, чтобы раби Дов Бер стал вторым главой ХАБАДа.

Собрав кременчугских хасидов у себя в доме, на Городовой улице (сейчас ул. 29-го Сентября), раби Дов Бер Шнеерсон подвердил свое решение стать главой движения.

Хасиды-хабадники надеялись, что Миттелер Ребе останется в Кременчуге, но он принял решение переехать в Белоруссию, в местечко Любавичи, которое и стало центром движения ХАБАД.

Миттелер Ребе оставался в городе до лета 1813 года, после чего покинул Кременчуг.

Внутри любавичской общины были группы, которые назывались "Томарес" (очевидно так называли приверженцев Кременчугского раввина Иосифа Тумаркина) и "Берелах" ("Медведи" - идиш).
Сохранился красивый нигун "Кременчугер берелах" (гаагуим), который евреи Кременчуга напевали более ста с лишним лет назад (прослушать можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=G3UXRW8x4dw).

Шестой Любавичский ребе - Ребе Раяц- раби Иосиф-Ицхак Шнеерсон, написал письмо своему хасиду Эли-Хаиму Алтойзу, в котором Ребе просил Эли-Хаима написать воспоминания об этих двух группах.

В одном из писем Ребе Раяц так объяснил название "Берелах" - во время ребе Маараша в Кременчуге жило несколько известных хасидов, которых на языке идиш звали "Береле" ("Дов" - на иврите): реб Дов сын Моше, реб Берел Мойшес, реб Дов Масеев, реб Хаим-Дов Виленский и ещё три или четыре других.

Миттелер Ребе покинул этот мир в 5588 году. Накануне Рош Ашана 5588 года Мителер Ребе отправился в Гадяч (Полтавская область) на могилу своего отца, Алтер Ребе. Там собралось большое количество хасидов. По окончании праздников, по пути в Любавичи, Мителер Ребе тяжело заболел и был вынужден задержаться в городе Нежине (Черниговской области). Болезнь Ребе обострялась изо дня в день. Так продолжалось вплоть до 10 Кислева, когда он скончался.


Рецензии