Лахудра

     Сейчас это слово используется как ругательство в отношении грязной не только телесно, но и душевно, растрёпанной женщины вне зависимости от её возраста.
     Относительно происхождения и использования термина на Руси существует несколько версий.
     Если считать, что слово лахудра состоит из двух корней, слово лах можно вывести от слова лох, произведенное жителями русского севера, и которым они называли лососевую рыбу, из последних сил возвращающуюся с нереста, где она облоховивалась.
     Облохиваться, это обтереться о камни в реке, в результате чего имела она неважный вид, и была неспособна к сопротивлению. А тут, внизу, её уж поджидал мишка, а неподалёку и местные жители, которые брали её голыми руками.
     Так они и жили. Но пришли казаки, были среди них зажиточные, которые смекнули, что рыбу эту можно на продажу выставлять. Начали они скупать у местных офеней лосося лоховастого на вид неказистого, но вкусного. Так торговца звали рыбаков местных, поскольку они говорили вроде по русский, но не всегда понятно. Наверное, отсюда пошло выражение: говорить по фене, то есть малопонятно. А лохами бродячих торговцев лоховой рыбой, которые привозили из далёких ущелий потёртых лососей на городские рынки-торговища.
     Действительно, эти торговцы, в виду долгого пути, имели и сами вид потёртый, измождённый, лоховитый, как и их лоховая рыба. Да ещё к тому же и в делах торговых эти горе-рыбаки были просты, словно лохи. Так и остались они лохами, кое имя закрепилось на всей Руси за неопрятными, измождёнными, нечёсаными мужчинами и женщинами.
     В славянском лексиконе присутствует похоже слово лахон, относимое к обрывкам одежды, также лахонами звали ярославцы кудри женские нечёсаные и неопрятные, тамбовцы их звали лакудрами. Ивановцы и костромские звали таких людей лахундрами.
     На Западе Руси похожим появилось слово лахон, оба относимое к тем же по виду людям: разлохмаченным, неопрятным.
     Однако история происхождения этого слова и его смыслов на это не заканчивается. У угорских племён есть слово лаахутра (laahutra), которое тоже обозначало грязного и жалкого бродягу. Можно предположить, что угорцы, вместе с сарматами могли позаимствовать это слово у северных славян через купеческие отношения, когда начали своё движение с Востока на Северо-Запад, поскольку в их сказочно-мифологическом словаре такого слова нет.
     По всей видимости, это слово через гуннские переселения проникло и на западную территорию Европы. В Средние века сварливых итальянских дам звали ла худра (La Hydra). Французы словом ла фудр (la foudre) звали ярких словно молния, ослепительных, но шустрых женщин благородного происхождения, старавшихся привлечь мужчин. Эта вторая часть смысла была привезена иностранными купцами на Русь в Средние века, где слово ла фудр нашло своё фонетическое и некоторое лексическое подобие, при этом обрусев и преобразовавшись в лахудру, заодно опустилось до лахудры.
     На Руси мамушки сильно не любили таких женщин, которые старались привлечь к себе внимание их зятьёв, женихов, мужей или детей, называвших лахудрами слишком уж ярко, необычно одетых, раскрашенных девушек и девиц. Ишь ты, вырядилась Лахудра эдакая.
     В Восточной Пруссии у кашубов и мазуров тоже присутствовало слово лахудра.
     Так и кочует это слово от народа к народу, по ходу видоизменяясь
     В двадцатом веке слово лахудра и лох перекочевало в воровской жаргон, где лахудрой звали проституток, а лохами последних по воровском рейтингу зэков. Это можно объяснить тем, что основные зоны располагались в именно в тех местах, где слово лоховатый и лох имели этнических носителей.
     По поводу различных объяснений слов на основе лох, а также десятков тысяч других терминов, выдающихся по своей глубине и необычайной истории, в них сложившейся, можно сказать, что русо-славянская слава гуманитарная не так ясна, как ей надлежит быть в пределах Вселенной. Если бы изначально русские устанавливали учёность как привилегированное качество своих людей, так же, как и воинственность, то русский и славянин были бы самыми первыми в примерах Европы и остального мира.
     Другие европейские народы в славе исторической и истинных знаниях намного ниже русо-славян, но умело славят себя, так что все и думают, что они именно и есть самые великие. Это только от того и происходит, у них всегда почитались книги и люди учёные.   


Рецензии