Джон Уэберсакс. Что такое материализм и идеализм?

ЧТО ТАКОЕ "МАТЕРИАЛИЗМ" И "ИДЕАЛИЗМ"?
Джон Уэберсакс (2013)

Введение

Большинство людей, вероятно, согласятся с некоторой версией следующего утверждения: проблема с жизнью в Америке сегодня - радикальный дух материализма; и это не только материализм в смысле жадности, а скорее фундаментально материалистический взгляд на жизнь. Но что такое материализм именно в этом более широком смысле культурной ориентации? Тот факт, что мы критикуем материализм, предполагает, что мы имеем в виду некоторые альтернативы, которые материализм не понимает. Каковы эти альтернативы?
Когда мы начнем более внимательно изучать эти вопросы, мы быстро осознаем, что первым препятствием является отсутствие четкого определения и понимания того, что такое материализм. Определения необходимы для продуктивного мышления. Самый верный способ оставаться в замешательстве в том, чтобы иметь только неопределенные определения, чтобы ум не мог зацепиться за определенную концепцию, с которой можно логически рассуждать. В этом и заключается цель нашей статьи: помочь читателям получить более четкое представление о том, что такое материализм и каковы альтернативы ему. С более ясными концепциями вы сможете более продуктивно рассмотреть эту тему, поскольку она затрагивает как вашу собственную жизнь, так и общество в целом.
С самого начала следует отметить, что наша главная проблема здесь заключается не в материализме, а скорее с конкретным конкурирующим мировоззрением - что это такое и почему это важно, в чем процесс, который мы также должны будем рассмотреть, как его назвать. Еще одна центральная задача - показать, что существуют фактически две основные альтернативы материализму, одна из которых есть полярная противоположность или антитеза материализма, а вторая - мировоззрение, которое примиряет, гармонизирует или интегрирует материализм с его противоположностью. По причинам, которые мы объясним, мы будем называть это третьим решением, оптимальным мировоззренческим идеализмом. Мы также будем утверждать, что это гармонизированное мировоззрение является традиционным, естественным и, возможно, даже инстинктивным способом рассмотрения жизни, присущим христианству и другим религиям, и наиболее вероятно, что именно это мировоззрение способствует личной самореализации и счастью.

Материализм

Итак, каково мировоззрение материализма? Мы не заинтересованы здесь в ходячем смысле этого понятия как жадности, озабоченности материальными благами. Скорее мы стремимся понять его как целостное мировоззрение, выяснить, что такое философский материализм. Если мы внимательно исследуем это явление, то вскоре обнаружим целое созвездие связанных с ним понятий. К ним относятся эмпиризм, логический позитивизм, рационализм и редукционизм. Наше определение материализма должно поэтому учесть, как все эти явления относятся к нему. Задача понимания материализма также будет значительно облегчена, если учесть, что он означает относительно нескольких традиционных разделов философии, каковы, в частности, метафизика (какова природа реальности?), антропология (что такое человек?), эпистемология (какие формы действительного знания существуют?), этика (как жить наилучшим образом и быть счастливым?), а также относительно религии и политики.
1. Метафизика. В метафизике центральная предпосылка материализма состоит в том, что реальна только материя материалистический монизм). Нет другой, духовной реальности. В некотором смысле материализм можно понимать как отрицание метафизики вообще; для него нет ничего за пределами («мета») наблюдаемого, материального мира. Следствием материализма является детерминизм. Каждое состояние вселенной приводит лишь к простому причинно-следственному эффекту от предыдущего состояния. Подобно тому, как один бильярдный шар ударяет и приводит в движение другой, который двигает третий и т.д., так все события во вселенной полностью определены предыдущими событиями. Это считается современным взглядом, но на самом деле  датируется как минимум деятельностью греческих философов Демокрита (около 400 г. до н.э.) и Эпикура (около 300 г. до н.э.).
2. Антропология. Человек - это тело, машина, животное - и больше ничего. Все его мысли и умственные переживания вызваны биологическими состояниями мозга и не имеют независимого существования помимо них (редукционизм). В соответствии с принципами детерминизма, у человека нет свободной воли; у него нет также никакой бессмертной души.
3. Эпистемология. Человек рождается в мир с умом, подобным "чистой доске" (tabula rasa). У человеческого разума нет врожденных идей. Единственный способ получить достоверную информацию есть прямое наблюдение (эмпиризм) и дискурсивное логическое рассуждение (рационализм). Интуиция, вдохновение или религиозные способы познания (вера, откровение) не являются реальными, ибо их нельзя доказать или испытать на опыте (логический позитивизм).
4. Этика. Чувственное удовольствие - высшее благо (summum bonum); здоровье, процветание и материальные ценности играют важную роль в расширении чувственного удовольствия, и это хорошо. Лучший образ жизни - это беспрепятственное следование инстинктам в той мере, в какой это разрешает общество (натурализм). Абсолютных стандартов нет; всякая этическая правота определяется по отношению к конкретной ситуации и культурной системе координат (релятивизм). Конечной основой правильного или неправильного является физическое удовольствие и боль. Удовольствие есть благо, а страдание - зло (гедонизм), а цели оправдывают средства (прагматизм). Такие социальные добродетели, как сострадание, альтруизм и щедрость, генетически запрограммированы; они имеют ценность, лишь поскольку они естественны и производят положительные чувства (сентиментализм).
5. Религия. Бога не существует (атеизм) или Он тождествен вселенной (пантеизм).
6. Политика. Общество - это бесчеловечное противостояние (война всех против всех, социал-дарвинизм). Там, где нет духовных реалий, чтобы было иначе, мы должны принять это как естественный порядок вещей и жить в соответствии с ним. Лучшим обществом является то, которое производит наибольшее благо для наибольшего числа людей (утилитаризм ). Альтруизм может быть ориентирован только на улучшение материального благосостояния других. Поскольку другие люди и страны, скорее всего, будут действовать эгоистично и агрессивно, разумная стратегия - попытаться обрести превосходство и большую власть, будь то в экономическом или военном отношении (политический реализм).

Имматериализм

Как мы сказали, с материализмом конкурируют два других мировоззрения. Одно из них является полярной противоположностью материализма, другое, о котором мы скажем далее, является примирением или гармонизацией материализма с его противоположностью (нам предстоит выяснить, что это значит). Первым делом мы должны решить, как назвать эти два других мировоззрения. Терминология здесь проблематична. Исторически сложилось так, что каждое из них обозначается несколькими словами. Более того, одно и то же слово «идеализм» часто использовалось для обозначения обоих. Это вызвало значительную путаницу, которую мы должны постараться прояснить.
Мы будем использовать слово «имматериализм», чтобы обозначить мировоззрение, которое является полярной противоположностью материализма. Это имеет то преимущество, что делает минимум метафизических допущений; это просто означает, что в этом мировоззрении утверждается, что действительно реально что-то нематериальное, и  материя, если она вообще реальна, есть лишь некая производная или более низкая форма существования.
Что же тогда представляет собой реальность, если это не материя? Ответ для идеалистов заключается в том, что реальность - это умственный опыт. Другими словами, нет дуализма явлений (феноменов) и вещей (ноуменов). У нас есть ментальный опыт (явления), и это все, что мы имеем; за завесой восприятия нет ничего вообще или того, что мы можем знать. Следовательно, мы могли бы назвать это также мировоззренческим психизмом.
Имматериализм часто идет в комплекте с различными религиозными убеждениями, такими, как существование Бога, бессмертной души и т.д., поэтому его иногда называют спиритуализмом. Иногда он обозначается также как радикальный или чистый идеализм, субъективный идеализм и идеалистический монизм; но, как мы сказали, такие термины затушевывают важное различие между имматериализмом и более гармоничным мировоззрением, которое мы называем идеализмом. Социолог Питирим Сорокин (которого мы затронем очень кратко) называл имматериалистическое мышление идеациональным, однако этот термин имеет недостатки и его легко спутать с идеализмом.
Как и в прежнем случае, чтобы понять имматериализм, полезно рассмотреть его значение относительно традиционных разделов философии.
 1. Метафизика. Имматериализм утверждает, что материя сама по себе не существует, и объективный материальный мир стоит ниже или выше нашего сенсорного опыта. Поскольку у него нет объективной реальности, мир, который мы переживаем, может быть просто мечтой или иллюзией (майя). В некоторых случаях материальному миру может быть предоставлена ограниченная степень реальности, но это либо зло (как в некоторых формах гностицизма), либо искаженное или неопределенное отражение некоего более высокого уровня реальности (как в платонизме).
2. Антропология. Люди имеют бессмертную, нематериальную душу и тело. Тело - это гробница или тюрьма души. Телесные страсти разрушают душу и уменьшают ясность ее духовного видения. Мудрец должен использовать духовные практики, чтобы отвергать тело и подчинять его страсти (аскетизм). Смерть приветствуется, потому что она освобождает душу. В самых радикальных формах имматериализма человек может быть монадой, бестелесной душой вне времени и пространства, которой снится, что она воплощена в материальном мире.
3. Эпистемология. Сенсорный опыт производит ложное, иллюзорное или, в лучшем случае, сильно ошибочное знание. Истинное знание приходит от других способностей, таких, как интуиция, чистый разум, вера, вдохновение и творческое воображение.
4. Этика. Поскольку материальный мир является злым или иллюзорным, нужно бежать от него, например, в монастырь или изолированную общину, и жить созерцательной жизнью, удаленной от социальных дел. В крайних случаях созерцание ставится даже выше другой религиозной деятельности (исихия, отшельничество). Добродетель - единственное благо;  добродетельный человек счастлив, даже когда страдает. Конкретные моральные заповеди часто представлены как абсолютные и безусловные (морализм). Люди жестко осуждаются за нарушение моральных законов. С другой стороны, некоторые формы восточного имматериализма могут видеть мир чувственного опыта столь бессмысленным, что этические социальные действия практически не имеют значения, ибо всякое зло есть иллюзия.
5. Религия. Бог существует. Ллюди существуют как бессмертные души, могут существовать и другие бестелесные существа, например, ангелы. После смерти тела душа может испытать награды или наказания, полученные за жизнь на земле. По отношению к другим наша единственная забота должна заключаться в том, чтобы помочь им в обретении счастливой загробной жизни. В крайних формах имматериализма собственная душа может считаться единственным, что существует, одиноким Я, которому пригрезилась вселенная  (солипсизм).
6. Политика. Правительство должно управляться церковью или иным религиозным образом (теократия). Правительства и церкви не только имеют право, но и обязаны предусматривать и применять моральные ограничения (моральный авторитаризм). Юридические запреты против пороков или незаконных удовольствий являются обычными. Религиозное обращение ради спасения души при необходимости должно касаться целых народов («доброжелательный» империализм). С другой стороны, приверженность абсолютному моральному принципу ненасилия может привести к строгому пацифизму (т. е. убеждению, что агрессия и война ошибочны, даже для самообороны.
В целом можно видеть, что мировоззрение имматериалистов, строго интерпретируемое, четко рисует довольно непривлекательную картину. Это одна из причин, почему так важно рассмотреть следующее мировоззрение, которое примиряет противоположности материализма и имматериализма, при этом не путая его с последним.

Идеализм

Теперь мы рассмотрим мировоззрение, которое представляет собой согласование, гармонизацию или интеграцию материализма и имматериализма. Конечно, мы не можем пойти очень далеко, пока мы не решим, как назвать это мировоззрение, которому многие авторы дали разные имена. Здесь мы будем использовать термин «идеализм» для описания этого интегрального мировоззрения.
Наш выбор основан на нескольких соображениях. Первое из них - историческое. Это мировоззрение может пониматься как тесно связанное с платоновской теорией форм или идей. Эта теория утверждает, что в дополнение к материальному миру существует вечное царство, содержащее нематериальные формы, для которых материальные объекты и их качества есть несовершенные копии или примеры. У Платона есть идеи лошади, стола, стула, прямого угла и т.п., но более важными являются особые идеи, связанные с добродетелями, и особенно высшие из них - идеи истины, красоты и добра. Истинное, прекрасное или доброе есть в материальном мире, будучи причастным этим вечным формам.
Этот сложный взгляд на реальность - временную материальную вселенную и вечную сферу форм или идей - является платоновским идеализмом или просто идеализмом. Практически все, что подразумевается нашим третьим, интегрированным мировоззрением, вытекает именно из него. Поэтому, называя наше мировоззрение идеализмом, мы признаем его тесную связь с идеализмом Платона.
Питирим Сорокин использовал понятие идеализма как мировоззрения, объединяющего материализм и имматериализм. Такие авторы, как американский трансценденталист Орест Браунсон, видели в истории, как и Сорокин, динамичную борьбу и чередование этих доминирующих мировоззрений. Неявно они допускали возможность и желательность получения оптимального баланса между ними. Но Сорокин сделал важный шаг, явно идентифицируя и подробно описывая это третье, гармонизированное состояние - таким образом, перемещая его из статус несколько неопределенной, неявной концепции, к чему-то более ясному, определенному и научно обоснованному.
Еще одна причина назвать это третье мировоззрение идеализмом состоит в том, что у нас действительно нет хорошей альтернативы или совершенно нового термина. Возможно, здесь подошел бы термин «интегрализм» - это слово, которое иногда иногда использовал Сорокин в качестве замены или синонима идеализму. Однако этот термин очень неоднозначен, поскольку он не дает никаких понятий о том, что интегрировать. Поэтому, взвешивая все варианты, мы предлагаем принять конвенцию об обозначении данного мировоззрения как идеализма.  В конечном счете, как его назвать, не имеет особого значения, лишь бы было четкое и постоянное понятие.
Теперь мы рассмотрим: что такое идеализм? Ходячее представление, что идеалисты - это непрактичные мечтатели, не имеет какой-либо связи с тем, что мы подразумеваем здесь под идеализмом. Мы уже говорили, что идеализм, как мы его понимаем, не следует путать с различными нематериалистическими философиями, которые иногда тоже называют идеалистическими. Также важно признать, что идеализм есть нечто намного большее, чем средний или компромиссный путь между материализмом и имматериализмом. Скорее это богатое и цельное мировоззрение, гораздо большее, чем просто сумма его компонентов. Его можно сравнить с отфокусированным бинокулярным зрением, в котором, когда вы настраиваете фокус, совершенно неожиданно два размытых изображения сливаются в одно четкое и яркое. Это эффект, когда материализм и имматериализм должным образом гармонизированы: совершенно новое и намного лучшее - возможно, даже преображенное - видение мира.

Идеализм и "вечная философия"

Что же мы подразумеваем под идеализмом? Идеализм можно понимать как "вечную философию" (Philosophia perennis),  религиозное и философское мировоззрение, которое возникает неоднократно в разных местах и в разные времена человеческой культуре, и особенно связано с теми культурами, которые имеют сильные, стабильные и продуктивные религиозные ориентации (1). Ведущие ее принципы таковы:
1. Есть временный материальный мир и вечный духовный;
2. Последний может быть более важным, но и первый имеет определенный смысл и цель, а также святость;
3. Человек является составным существом, отчасти материальным, отчасти духовным, соединяющим в себе два царства.
Мы полагаем,  что это основные принципы, а все остальное вытекает из них.
"Вечная философия", как следует из ее названия, имеет долгую историю в человеческой культуре. Она имела место во всех традиционных обществах, например у коренных американцев  На Западе она имеет корни в Двуречье и Египте и  в несколько более рационализированной форме - в греческой мысли (Пифагор, Платон, Эмпедокл и др.) (3). Из всех греческих философских школ в классический, эллинистический и римский периоды, платонизм наиболее склонен к гармонизации духовной и материальной природы человека. Напротив,  стоицизм имел тенденцию подчеркнуть духовную природу человека и исключать материальную, тогда как эпикуреизм делал обратное.
Христианство следовало за платонизмом как доминирующее выражение вечной философии на Западе (? - Пер.). Наиболее драматичным свидетельством этого является его взгляд на Иисуса Христа как на воплощенного Бога и истинного Человека. Поскольку Христос является нашим высшим примером, подразумевается, что каждый христианин уподобляется Христу как Посреднику между небом и землей. Следует отметить, что такие идеалы в христианском мире практиковались не всегда. Христиане часто были склонны становиться слишком мирскими, с одной стороны, и слишком потусторонними - с другой. Орест Браунсон в своих « Новых взглядах на христианство, общество и церковь» (1836), например, критиковал то, что он рассматривал как протестантский материализм и католический имматериализм, и выразил надежду на появление нового и окончательного христианства, которое могло бы интегрировать оба принципа.
Интерес к "вечной" или идеальной философии достиг пика в течение высокого Средневековья (например, у Фомы Аквината) и снова в эпоху Возрождения (например, у Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, позже Кембриджских платоников (4). После Возрождения произошла Реформация, открытие Нового Света и эпохи науки, которые способствовали пути к отмеченному культурному повороту к материализму на Западе - фазе, в которой мы все еще живем. Идеализм Ренессанса временно поднялся в форме трансцендентализма Новой Англии как сознательная реакция на эксцессы современного рационализма и материализма. Поскольку мы все еще пребываем в той же материалистической культурной фазе, которую критиковали трансценденталисты, их работы остаются актуальными и сегодня (это не христианство! - Пер.).
Что касается современного христианства, то католицизм в ХХ в. постепенно продвигался в сторону идеализма. Протестантская доктрина, с другой стороны, в некоторых случаях делала слишком много уступок материалистическому мировоззрению (например, десакрализованное «социальное Евангелие»), а в других случаях стала избегать взаимодействия с наукой, превращаясь в фундаментализм.
Обратимся теперь к более подробному описанию идеализма в терминах различных разделов философии.
 1. Метафизика. Временный, материальный мир реален; существует также вечный небесный или духовный мир. Материальный мир имеет цель, смысл и святость, но только или прежде всего из-за его отношения к вечному царству. У Бога-Создателя есть благожелательный план для творения. Центральным элементом этого плана является действенное провидение, посредством которого Бог организует все, что происходит. Человек играет особую роль в домостроительстве творения, связывая духовные и материальные сферы. Зло существует, хотя природа зла остается загадкой. За тем, что представляется злым, часто стоит работа Божия провидения, направляющего нас к выполнению нашей миссии, закаляющего нас и делающего сильнее.
2. Антропология. Человек - - это составное существо, обладающее материальным телом и нематериальной бессмертной душой. Он живет как во временном, так и в вечном мирах одновременно, и люди образуют связь или мост между ними. Человек создан по образу и подобию Бога, из чего следуют несколько вещей: что каждый человек имеет огромное достоинство; что он должен проявить усердие, чтобы раскрыть в себе образ Божий, и что центральная часть этого процесса - это самопознание ("Познай себя"). Когда люди умирают, их души возвращаются домой к вечному царству; души живых и мертвых могут иметь некоторое знание друг друга. Жизнь на земле - это школа для души. Все, что происходит с нами на земле, исполнено духовного смысла и цели. Некоторые дисциплины и практики способствуют интеграции тела и души.
3. Эпистемология. У людей есть другие способы получения достоверных знаний, помимо внешних чувств и дискурсивных рассуждений. Эти другие способы знания включают "высокий разум", совесть, интуицию, духовное воображение, вдохновение и веру. Совесть - это нечто больше, чем просто фрейдистское суперэго, и она подразумевает способность воспринимать истинное моральное добро и зло. Духовное воображение позволяет человеку понимать и выражать духовные истины в образах или искусстве, различать духовное значение событий во внешнем мире и понимать аллегорические смыслы Писания.
Вера - это не слепое доверие, а высокая форма знания, благодаря которому у вас может быть сильное и подлинное убеждение, что религиозная доктрина верна, хотя вы не всегда можете объяснить источник этого убеждения или предложения, или по крайней мере обосновать его.  Не всегда хорошо понимаемое, духовное знание может даваться свыше, и эти тонкие воздействия могут быть обнаружены, но для этого мысли и чувства должны быть надлежащим образом очищены.
4. Этика. Каждый из нас постоянно находится на стыке между двумя путями или личными ориентациями: следовать нашей эгоистичной воле или следовать воле Бога. В оптимальном состоянии человек направляет свое внимание как на небо, так и на землю, но более склоняясь к первому. Таким образом, по благодати, интуиции или высокому разуму он различает Божью волю и ее проявление в мире. Таким образом, человек действует в гармонии с Божиим замыслом, и Провидение поддерживает его во всех его начинаниях, ибо "любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу". Человеческое счастье - это «жизнь в согласии с природой», то есть в гармонии с действиями Бога в Природе в целом.
У человека есть определенная свобода. Но поскольку он выбирает следовать своей воле, например, из-за чрезмерного стремления к чувственным удовольствиям - вместо того, чтобы искать волю Бога, он отпадает от Него, оказываясь в фундаментальном заблуждении гордости. Чтобы противодействовать этому, необходимы достоинства смирения и благочестия. Когда человек впадает в своеволие, он противопоставляет себя плану творения. Поэтому должен произойти процесс искупления, возвращающий человека к его изначально задуманному статусу и функциям, которые являются единством с Богом и состоянием благодати. Сама жизнь - это процесс постепенного искупления, посредством которого душа становится все более совершенной. Процесс падения и искупления также происходит в меньшем масштабе на протяжении всей жизни - ежедневно или даже непрестанно. (Подход ближе к англиканству, чем к Реформации. - Пер.)
У каждого человека есть уникальная цель и миссия в этой жизни. Это отчасти нужно понимать как мистическое предназначение, которое должен исполнить каждый человек. Большая часть этой работы касается морального развития. В конечном итоге каждый человек должен выполнить это для себя, хотя мы также можем помогать друг другу. Часть дела человека заключается в том, чтобы интегрировать вещи, которые могут показаться конкурирующими и противоречивыми требованиями двойственного (материального и духовного) характера. Это и есть тот вызов, который придает ценность формированию характера и добродетели. Материальные интересы и физические удовольствия не должны быть отвергнуты полностью или устранены - это означало бы просто уклонение от той борьбы, которая формирует наш характер, - но скорее гармонизированы и подчинены духовной жизни. На земле мы служители Бога, приносящие порядок, красоту и справедливость в материальный мир.
Человеческая природа не вполне развращена, скорее, люди, созданные по образу и подобию Бога, имеют врожденную способность быть моральными (тезис, несовместимый с библейским христианством, для которого полное падение состоит именно в утрате человечеством Божьих нравственных координат. - Пер.). Моральное развитие достигается не через простые кодексы поведения и долга, но прежде всего культивированием нравственного сознания и просвещения.
5. Религия. Следует поклоняться Богу как в частном порядке, так и в общинных собраниях. Выражения благодарности и мольбы о помощи являются важными частями публичного поклонения. Ритуалы и таинства имеют как психологический, так и духовный эффект. Люди обладают способностью молиться и могут помогать друг другу посредством молитвы. Молитвы живых могут помочь мертвым, и наоборот (? - Пер.). Писание Божественно вдохновлено и обеспечивает сверхъестественную помощь.
6. Политика. То, что каждый человек создан по образу Бога, имеет глубокие политические последствия. Это означает, что: (1) каждый человек имеет огромное достоинство; (2) все люди в важном духовном смысле равны; и (3) что общество должно стремиться снабжать каждого человека тем, что необходимо для его полной самореализации и морального развития. Существует также тесная связь между социальными и душевными сферами как внутри, так и вовне; социальные разногласия и конфликты укоренены в динамике личности каждого человека.
Истинный социальный прогресс лучше понимается как естественное раскрытие Божьего плана, а не просто как деятельность человека. Поскольку человек склонен к эгоизму, институты обычно страдают от коллективного эгоизма. Опасность современной демократии в том, что коллективные материальные инстинкты (стремление к безопасности, процветанию, власти и т. д.) не балансируются коллективными религиозными чувствами (доверие к Богу, вера в справедливость, милосердие, смирение, понимание родства между народами и т. д.).

Вывод

 Таким образом, мы изложили основные принципы трех основных культурных мировоззрений и объяснили, почему идеализм в значительной степени предпочтительнее. Остается сделать несколько замечаний о будущих перспективах.
Нынешняя культурная фаза интенсивного материализма была доминирующей, по крайней мере, с XVIII века. Есть школа мысли, считающая, что эта материалистическая фаза продолжать и неуклонно продвигаться в течение неопределенного будущего, что мы находимся в конце истории и никаких радикальных изменений в мировоззрении не произойдет; технологии будут продолжать улучшать нашу жизнь и достигать тех жизненных целей, которых не достигли имматериализм и религия. Но это мнение является неубедительным или, по крайней мере, неполным. Во-первых, в то время как современные технологии несомненно принесли много преимуществ, ясно, что они создали также множество опасностей и проблем. Часто отмечалось, что наша власть возрастала намного быстрее, чем наша мудрость, позволяющая употреблять эту власть достойно и безопасно. Хотя мы не можем предвидеть, какие дальнейшие технологические успехи будут иметь место в ближайшие 100 лет, у нас есть все основания полагать, что более важные успехи в области благосостояния людей должны исходить от решения основных социальных, экологических и психологических проблем модернизма.
 Второй и более фундаментальный вывод таков, что поскольку человеческая природа врожденно настроена на восприятие как материального, так и нематериального, ни один компонент нельзя подавлять до бесконечности. Когда один из них отрицается, он продолжает работать под поверхностью и оказывать давление до тех пор, пока он активно не проявится снова. Таким образом, периодические чередования мировоззрения отражают фундаментальное диалектическое напряжение, которое вряд ли скоро исчезнет.
Американский трансценденталист Октавиус Фротингем писал: «С трудом можно предположить, что нынешнее движение, которое мы наблюдаем, окончательно, что отныне мы должны продолжать идти прямо, пока не достигнем научной истины, что идеализм мертв и ушел навсегда, и материализм изысканного типа держит будущее в своих руках. Триумфы научного метода в естественном мире прекрасны. Закон эволюции полон обещаний. Но тот, кто изучал всю историю человеческой мысли, кто видел философию, увенчанную и отвергнутую, воспринятую и изгнанную, кто следил за изменением состояния противостоящих школ и стал свидетелем чередующихся побед и поражений, которые каждый раз угрожали решить судьбу философии, вряд ли поверит, что этот конфликт окончательно решен сейчас или что это не потребует еще многих веков"  (Frothingham O. Transcrndentalism in New England. Boston,1876. P.205).
Поэтому реальный вопрос, возможно, не в том, является ли нынешняя фаза радикального материализма  последней, а скорее в том, когда она закончится и уступит ли место эпохе имматериализма или идеализма. Одно большое преимущество, которое мы имеем относительно предыдущего, таково, что мы имеем некоторое ограниченное понимание интеллектуальной истории и динамики изменений мировоззрения. Вооружившись этими знаниями, мы, возможно, получим способность помогать направлять нашу эволюцию в идеалистическую культуру самосознания.
Одним из основных способов осуществления перехода к идеалистической культуре, конечно, является образование, особенно высшее. Вместо нынешнего радикального материализма, царящего в наших колледжах и университетах, нам нужно выделить больше места для идеализма как мировоззрения. К традиционной концепции образования в области гуманитарных наук, в отличие от узкой преобладающей философии, что высшее образование должно сосредоточиться на технической и профессиональной подготовке, необходимо отнестись серьезно.
Одно из простейших, лучших и наиболее действенных средств для получения либерального высшего образования является уделение большего внимания чтению классики. Благодаря ей студенты могут познакомиться с "вечной философией" и понять ее центральное и неизменное значение для западной цивилизации. Это не только Платон, Аристотель, Цицерон, Эсхил и Фукидид - авторы, которыми образованный человек просто не вправе пренебрегать - но и великая традиция идеализма в английской литературе, Шекспир, Мильтон, метафизические поэты, Кольридж и Вордсворт должны войти в современный учебный план, как и работы Эмерсона и других трансценденталистов Новой Англии, чья идеалистическая критика модернизма сохраняет особое значение сегодня.
То, что здесь сказано, справедливо для высшего образования в колледже - в отношении всех специальностей и областей исследований. Но это тем более важно в тех областях, в которых человеческий разум имеет особое значение. Таким образом, классика должна быть лучше освоена в таких дисциплинах, как психология, философия, история и литература. Поскольку христианство является наследником, носителем и живым проявлением идеалистической традиции в современном мире, необходимость утвердить свободное образование и подтвердить классику тем больше для христианских колледжей и университетов. Серьезное рассмотрение этих принципов необходимо наряду с приобретением достаточной воли, видения и вдохновенной уверенности, чтобы противостоять напору материализма, которое доминирует над высшим образованием на Западе сегодня.

(1) Теософы использовали термин "вечная философия", и для них это  сложная метафизическая система, характеризующаяся, например, многими уровнями реальности, переселением душ, циклическими разрушениями и воссозданиями космоса и т.д. Какова бы ни была основа этих теорий, это не то, что мы имеем в виду. Оккультизм и теософия претендуют на тайну; настоящая вечная философия хорошо известна. Это религиозность, общая для всего человечества и универсальная по принципам, касающимся человеческой природы и ее религиозных импульсов. Скорее она отразится на убеждениях простого фермера или рыбака, чем на спекуляциях метафизика.
(2) Для дальнейшего описания основных особенностей этого мышления см. "Духовные законы" Эмерсона.
(3) Дэвид Бэрдсли (David Beardsley, 2010) предоставил отличную историю идеализма на Западе.
(4) Следует отметить, что оба этих исторических эпизода были связаны с притоком трудов Платона, Аристотеля и неоплатоников в Западную Европу через контакты с исламом, а затем - с грекоязычной ученой диаспорой после падения Византии.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии