Один день в Тагиле

Давно хотел побродить около старого завода в Нижнем Тагиле. Мечта сбылась.
Я вышел из Ласточки на нижнетагильском вокзале и прошёл на привокзальную площадь. Сразу заметил "ретро" - маршрутки системы "Газель" - "Дверь отъехала". Уже соскучился по ним, давненько на таких не ездил. Спрашиваю, как доехать до ул. Островского.
Мне отвечают - на 26-ю маршрутку иди. Водитель 26-ой говорит: "Нет, за мной стоит 30-я, вот на ней езжай". Водитель 30-ой послал меня к ... 20-й маршрутке.
В общем, я добрался, хотя можно было и пешком минут за сорок дойти до плотины. По пути встретилась скульптура - Ленин на земном шаре. Маленький такой. А завод - он большой!
Увидев давно остановленные цеха, почему то вспомнил наш ВИЗ, мартен и сутунку...
У старого завода стоит Железный... Металлург. Железные люди живут на Урале!
Хорошо, что сохранили такой Музей. Трубы не дымят, навсегда остановился паровоз - некуда ему спешить. Время утекло, как вода через заводскую плотину.

*** ЛИСЬЯ ГОРА ***
У меня было совсем немного времени, чтобы посмотреть Нижний Тагил. Куда податься? Конечно, на Старую Гальянку, на Лисью Гору!
Оттуда весь город видно хорошо, недаром там сторожевую башню поставили.

Конечно, гора - Лысая, притом и сейчас. Но название Лисья мне нравится больше. Когда из заводских труб летом вырывался оранжево-бурый дым с оксидами азота, в народе это называли "Лисий хвост". К Тагилу подходит.

У подножья горы стоит интересный монумент, посвящённый металлургам. Приглядитесь к нему - и Вы увидите битву человека и дьяволов. Оттуда я начал подъём на гору по симпатичной дорожке, мощёной камнем.
По дороге Вас встретит композиция Лисы и Вороны, напоминающая Пермский Звериный Стиль. Может, это и не Ворона, причём на груди птички красуется любопытный знак.
Дорожка поднимается к скальным выходам, у одного из которых имеется маленький грот.
И. Я. Кривощёков в 1910 году дал описание Лисьей горы (Словарь Верхотурского уезда). По мнению видного географа, Лисья гора - вершина вулкана, потухшего 340—360 млн лет назад и сложена из авгита и диабазо-порфиритов. Высоту она имеет в 132 сажени (289 м),

От скал каменная тропинка ведёт на самую вершину - к сторожевой башне и самому маленькому в России музею. Сторожевая башня, возведённая в XVIII веке, первоначально была деревянной. В начале XIX века, в 1818 году, была построена каменная башня, которая стала служить пожарной каланчой. При обнаружении пожара смотрящий бил в бронзовый колокол на башне и вывешивал красные фонари из больших кожаных пузырей. По некоторым сведениям, в середине 1830-х гг. для наблюдения кометы Галлея (была видна с Земли в 1835—1836 гг.) рядом была даже обсерватория, павильон на вращающейся платформе.

День был ясный. Вдали виднелось Синегорье. Были хорошо видны старообрядческие храмы. Внизу у плотины белели колонны старинного здания. В акватории перед плотиной рассекал волну катерок.

На горизонте высились мощные агрегаты промышленного гиганта - Нижнетагильского металлургического комбината. В той стороне голубое небо мешалось с дымом от республики Чад.

Я подошёл к башне, шпиль которой венчала фигурка Архангела Михаила - флюгер работы тагильского скульптора Александра Иванова. Портик в стиле Ампир украшал вход, закрытый массивной чугунной дверью.
Башню отреставрировали и торжественно открыли 8 августа 2015 года. Она входит в музей-заповедник "Горнозаводской Урал" и является символом города.
"Если Вы не бывали в Тагиле, приглашаем Вас в гости и ждём", - я бы так сказал, глядя на город с высоты Лисьей Горы.

Зайдя к башне напротив солнца, можно увидеть какое-то особенное сияние вокруг архангельского шпиля.
Так хорошо там!

На обратном пути я посетил сувенирный павильон - и Вам советую. Мастера тагильской росписи подносов славятся давно. Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад в среде старообрядцев и считается предшественником знаменитой Жостовской росписи.
Боже, какими дивными цветами горят краски на тагильских подносах!
Я приобрёл образцы росписи на плитках из змеевика.

Лисья Гора - знаковое место для горнозаводского Урала.

*** СТАРЫЙ ГОРОД ***
Пора было возвращаться и я решил пройтись от Лисьей Горы до вокзала пешком. Ещё на горе меня заинтересовал старинный дом с колоннами у набережной. За ним был виден Красный слон, приглашающий посетить нижнетагильский Цирк. Оказалось, что дом с колоннами - новодел 1970-х годов, зато рядом оказался Дом заводоуправляющего, построенный в середине XIX века. Он был в плачевном состоянии. На доме сохранился уникальный железный балкон. Тагильские заводы и такую продукцию выпускали. Железные балконы изготавливали для заказчиков Санкт-Петербурга и Москвы, затем Екатеринбурга и Сибири. "Балконы из Тагила встречались и встречаются до сих пор в домах, принадлежащих родственникам «акинфиевой» ветви Демидовых, а несколько экземпляров были установлены даже в их заграничных владениях", - пишут Д.Кужильный и С.Волков в статье "Тагильский Кремль" (АН "Между строк", 15.10.16).

Пройдя немного по набережной, я поднялся к выставке горнозаводского оборудования, у Провиантского склада. Вот где всё пронизано духом уральских заводов!
Казалось, снова закрутятся колёса водяных турбин, заухают огромные кричные молоты, заскрипит бадья с шихтой, направляясь к доменной печи. Жаром веяло от кузнечного горна, привезённого с Кушвинского завода. Вот-вот откроется чугунная дверь провиантского магазина. Выйдет приказчик, щурясь на солнце и осанисто поглаживая чёрную окладистую бороду...

Огромное колесо листопрокатного стана - маховик истории горных заводов, появившихся в уральской тайге. Они стали технологическим прорывом прошлых столетий и спасением России.
У стен краеведческого музея остановился паровоз Черепановых - первый русский "сухопутный пароход", ходивший от Медного рудника до Выйского завода.

Рядом с Музеем природы замер на постаменте легендарный Т-34, ещё одно свидетельство уральского вклада в оборону нашей Родины.
Здесь, на улице Уральской, заповедник музеев - от Краеведческого до Изобразительных искусств.
Выйдя на проспект Ленина, я рассматривал старинные особняки. В одном из них оказалась редакция газеты "Тагильский рабочий".

Наконец, фотоаппарат разрядился. Что ж, лучше поздно, чем ещё раньше.
В этот момент я оказался на Вшивой Горке, у забавной скульптуры с изнемогающими собаками.

Что меня удивило? Мне понравилась архитектура и убранство центральных улиц, роскошный Драматический театр, парки и скверы. Люди охотно подсказывали мне, как добраться до вокзала. И каждый раз на вопрос о трамвае почему-то отвечали, что лучше на маршрутке.
Купив мороженое за 15 рублей и с наслаждением прогулявшись по проспекту Строителей, я вышел к вокзалу.

Вспомнил, с чего началось знакомство с городом. Утром на вокзале я умудрился выронить на пол кошелёк. Обнаружил пропажу, уже сидя в маршрутке. Кошелёк нашли и отдали администратору, ничего не пропало. Не поверите, так бывает. Хороших людей всегда больше.
До свидания, Тагил!


Рецензии