Маргинальный пояс. Эпилог

информационные аспекты власти (*)

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти
http://www.proza.ru/2018/06/21/815
2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693
5. Инерция исполнения
http://www.proza.ru/2018/07/19/1025
6. OS Голем
http://www.proza.ru/2018/07/26/954
7. Сумерки власти
http://www.proza.ru/2018/08/02/905
8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867
9. Цикл Соляриса
http://www.proza.ru/2018/08/16/1008
10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684
12. Ренегаты элиты
http://www.proza.ru/2018/09/06/954

Прыжки над пропастью

     Когда Протагор постановил, что «человек есть мера всех вещей», на минуточку показалось, что все просто, и «все вопросы теперь решены». Но Лукавый сделал людей разными, и мера вещей один раз одна, другой раз другая – и даже, по его лукавой диалектике, вовсе противоположная. Предназначение разума – разрешить конфликт между должным и действительным, воплотить одно в другом. И альтернативное разделение человеческой расы на «мыслителей» и «практиков» воплощает этот антагонизм разума. Кого считать нормальным, кто из них – мера вещей? Как их примирить, если между ними пропасть? Одни не умеют мыслить, другие – действовать… Хуже всего, что пропасть эта, если и заполнена, то людьми, которые толком не умеют ни мыслить, ни действовать; и, строго говоря, просто не адекватны. Но именно им выпадает руководить исполнением человеческой миссии – и по ходу дела решать «проблему Демиурга».

     Эта глупая история повторяется с угнетающим постоянством: мы оказываемся абсолютно не готовы к будущему, когда оно приходит… Но глупа не история. Драма всякого пророчества в том, что оно несказанно; на то оно и пророчество – истина о будущем, – что прошлое не создало слов и понятий для его изъяснения. Чем вразумительнее предсказание, тем дальше оно от истины. Разного рода «подготовительные тетради» только подтверждают правило – не только своей исключительностью, но и своей невостребованностью.  Мы отказываемся воспринимать их как подготовительные и даже как тетради. До тех пор, пока эгрегоры элиты воспринимаются обществом только в краткие мгновения катастроф и тяжкие периоды упадка, мы обречены на потрясения и упадок, обречены на революции.

     Но кроме личности, живущей в глубинах человеческого общества, есть еще личность, живущая в глубинах души. Мечта обывателя восходит к рассудку мыслителя, чтобы вернуться к исполнителю как идея. Между мечтой и исполнением лежат слова; они и искажают. Поэтому правда о будущем всегда фантастична. Внимательному наблюдателю может показаться, что существует непреодолимая пропасть между истиной и реальностью, между мечтой и исполнением. Но как и всякая пропасть шириной в два прыжка, она обладает ступенькой посредине… Разбегайтесь и прыгайте.
     Оболгав и исказив истину, состряпав миф из пророчества, неполное зло несет его в массы как лозунг, оправдывающий низость самовластия. Вот именно: несет в массы. Кто кого использует? Трагедия всякой лжи в том, что ей верят. Неважно, насколько верит самовластное зло в то, что провозглашает; главное, что авторитарная масса верит его словам абсолютно – и овеществляет трудом.
     Я сказал «масса», да. Но уточню: новое поколение. Быть обманутым – необходимый и неизбежный этап возмужания. После того, как тебя использовали, есть только один достойный способ сохранить самоуважение: воплотить в жизнь красивую сказку, с помощью которой тебя обманули. Потратив на это, если потребуется, – а это, как правило, и требуется – всю оставшуюся жизнь. Человек имеет право на ошибку – но только на одну; она необходима и неизбежна, как ступенька посредине пропасти. Так обретается смысл жизни.
     Драма всякого мифа в том, что он сбывается как пророчество. Всякая тень – от света. Зло вторично; это просто порченое добро – и потому ложь есть искаженная правда. Пройдя через соблазн искажения, пророчество возвращается к истоку. Как правило, исполненное пророчество неузнаваемо, потому что зло обогащает его своим абсурдом – и потом, выходя из кривозеркальной критики, становясь былью, сказка мыслителя обретает суть овеществленного парадокса. Она – исполняется; то есть, обретает полноту. Когда демагоги и мошенники получают то, чего добивались, когда лозунги вчерашнего дня, потеряв актуальность, осыпаются, как жухлые листья, что остается? Пророчество.
     Внимательному наблюдателю может показаться, что творения высокого разума умирают не воспринятыми. Но они живут – живут в отражениях – и однажды выйдут из зеркал, полные сил и отваги.   

2015  (*) Вторая редакция: 2018

Литература:

А.и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне».
А.и Б. Стругацкие. «Поиск предназначения»
А.и Б. Стругацкие. «Гадкие лебеди»
А. Лазарчук. «Солдаты Вавилона»
А. Лазарчук. «Из темноты»
А. Лазарчук. «Кесаревна Отрада…»
А. Лазарчук. «Посмотри в глаза чудовищ»
А. Лазарчук. «Зеркала»
А. Лазарчук, П.Лелик. «Голем хочет жить»
С. Лукьяненко. «Спектр»
С. Лукьяненко. «Непоседа»
С. Лукьяненко. «Звездная тень»
С. Лукьяненко. «Танцы на снегу»
С. Лукьяненко.  «Линия грез»
В. Рыбаков. «Камо вставляши?»
В. Рыбаков. «Вечер пятницы»
В. Рыбаков. «Возвращение»
Е. Лукин. «Бытиё наше дырчатое».
Е. Лукин. «Толкование яви»
Е. Лукин. «История одной подделки»
Е. Лукин. «Манифест партии націонал-лингивистов»
О. Дивов. «Мастер собак»
В. Панов. «Продавцы невозможного»
Ст. Лем. «Солярис»
Дж. Оруэлл. «1984»
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Т. Эллиот. «Полые люди»
Т. Уильямс. «Орифламма»
Дж.Ст. Милль. «О свободе»
Ф. Ниче. «Так говорил Заратустра»
Ф. Ниче. «Человеческое, слишком человеческое»
А.Ф. Лосев «Диалектика мифа».
З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».
Э. Фромм. «Бегство от свободы»
Дж.Д. Майерс. «Социальная психология» 
Лев Гумилев. «Тысячелетие вокруг Каспия»
Р. Докинз. «Эгоистичный ген»
Конфуций. «Лунь юй»
Лао Цзы. «Дао дэ цзин»
«Люй ши чунь-цю»
«Сюнь-цзы»
«Ли Цзи»


Рецензии