Но они не умирали...

Для внешнего человека нет более пугающего слова, чем «кладбище». А люди православные… Нет, нельзя сказать, будто мы вовсе не боимся смерти: положа руку на сердце, как бы мы ни храбрились, как бы ни уверяли, что-де «смерть — это только переход», но когда судьба подводит к этому переходу вплотную, мало кто остаётся невозмутимым. И всё-таки мы любим гулять по кладбищам, мы любим дышать этим покоем, впитывать эту тишину… Порою среди смиренных могилок Божие присутствие ощущается острее, чем в ином храме…

В Петербурге много чудесных кладбищ, много славных могил, давно ставших святынями для всей России. Одно из них — Волковское кладбище. Освящённое останками блокадных мучеников, оно дорого сердцу всех, любящих наш город. Но я сейчас говорю не об этих святых могилах, а только об одном уголке Волковского кладбища — о Литераторских мостках.

Дух захватывает, когда попадаешь сюда! Как густо засеяна здесь земля русской славой! Академик Павлов, Миклухо-Маклай, Тургенев, Блок, Бехтерев, Гаврилин, Петров-Водкин, Ольга Берггольц… Вот они — все лежат тут, рядом, на маленьком пятачке питерской холодной земли, и нет никакой помпы, никаких фанфар — всё тихо, спокойно, мирно и смиренно, как и положено быть на кладбище.

Ходишь от могилы к могиле, читаешь за одним громким именем другое — не менее громкое, сравниваешь надгробия… Вот незатейливый памятник над могилой Александра Блока — точно не надгробие, а верстовой столбик, — скромная веха на пути в вечность. А вот пышный монумент поэту Апухтину — очень красивый, но кто его, бедного, помнит сейчас? Поэт был неплохой, очень неплохой, — но в России мало быть неплохим поэтом, здесь заметны только гении… Всё же нельзя не помянуть Апухтина добрым словом: душевный был стихотворец, и не без блеска. Помните, может быть, его душераздирающий стих: «Всё васильки, васильки… Сколько их выросло в поле!..» Этот стих написан от лица больного в психиатрической лечебнице, в нём бред и кошмар перемежаются с ясными и нежными воспоминаниями о днях юности… Прежде чтецы-декламаторы любили читать его со сцены, поражая зрителей переходами от лирической напевности к диким воплям безумца.

А вот и настоящий безумец — Всеволод Гаршин, простенькая его могилка… Признаться, я был удивлён, что он, самоубийца, попал на православное кладбище. Потом решил: видимо, самоубийство Гаршина было списано на болезнь писателя и потому не сочтено грехом… Не много написал Гаршин за свою недолгую и полную боли жизнь, но две его вещи будут жить, пока жива русская литература: пронзительный рассказ «Красный цветок» и скромная «Лягушка-путешественница» — сказка не хуже, а может быть, и лучше самых знаменитых творений Андерсена.

Вот Иван Сергеевич Тургенев — как странно видеть его здесь, в Питере… Что общего он имел с этим городом? Лежать бы ему в родных, мягких орловских землях или, может быть, в любимом Париже — уж Париж-то был ему роднее промозглого Петербурга. Неподалёку Иван Гончаров — его могила на приволье, вокруг просторно, чисто, много воздуха… А вот изумительный памятник над могилой Глеба Успенского — куда там Тургеневу и Гончарову!.. Но и этого писателя имя тоже мало что говорит сегодняшним людям… А жаль, жаль! Глеб Успенский, может быть, и не лучший из наших литераторов, но читать его сегодня отнюдь не бесполезно. Один только рассказ «Выпрямила» чего стоит! Сколько в нём остроумия, сколько метких слов о западной культуре, сколько мудрых раздумий — и с Достоевским сравнить не стыдно!

…Пока не споткнёшься, не заметишь могильную плиту Помяловского. Вот уж этого-то нам помнить просто необходимо! «Очерки бурсы» современным православным людям нужно читать и перечитывать — и мирянам, и священникам, — хотя бы для того, чтобы лучше понимать, почему в России случилась революция и была ли она такой уж несправедливой. Или небольшой рассказ «Вукол» — об отважном маленьком мальчике, нашедшем в себе силы противостать наглости, хамству и жестокости взрослых дядей, — прекрасный рассказ, благотворная и целительная встряска для души!

Бродишь и бродишь по Литераторским мосткам, и ноги сами не хотят уходить отсюда… Вот чудно красивый памятник над могилами Дмитрия Мамина-Сибиряка и его жены, вот благородно-сдержанный памятник Крестовскому, автору «Петербургских тайн»… А вот и Салтыков-Щедрин… Здравствуйте, Михаил Евграфович… Не объедешь на кривой кобыле этого автора, а хотелось бы объехать, хотелось бы вовсе забыть его и не вспоминать никогда. Страшный, больной, исходивший ядом человек, отец современной «чернухи», русский писатель, чью безумную русофобию не смогли перещеголять и деятели нашей эпохи… Но встретив его здесь, на кладбище, не чувствуешь в себе желания ругаться и проклинать… Что ж, есть в России и такие литераторы… На то и щука в море, чтоб карась не дремал, — тот самый щедринский Карась-идеалист…

И довольно об этом. Подойдём лучше к могиле Ольги Берггольц — вот где надгробье изумительное! Я сейчас не говорю о самой поэтессе: её поэзия — особое явление в жизни великого города и так же неотъемлема от него, как Александрийский столп или Ростральные колонны. Но вот надгробие: сколько жизни, сколько надежды! Много писали об этом памятнике, на котором поэтесса изображена на фоне огромного окна, — легко заметить, что в оконную раму тайно вписан крест, да и само окно нельзя трактовать иначе, как указание на иной мир, лучший мир, — окно, открытое в небеса…

Удивительное ощущение не покидает вас, когда вы ходите по Литераторским мосткам: великие имена, встречающиеся здесь на каждом шагу, дышат таким смирением, скромностью и миром, что пропадает всякая отчуждённость, всякая хрестоматийность. Ты стоишь лицом к лицу с великими тружениками русского духа — и чувствуешь себя в кругу родственников, в кругу старших братьев, любящих, понимающих, способных помочь…

И не удивительно, что, встретив могилу человека, которого знал при жизни, чувствуешь желание раскланяться с памятником, и невольно произносишь вслух: «Здравствуйте, Андрей Юрьевич!» Такое было со мной у могилы Андрея Толубеева. Встречался с ним за год до его смерти, расспрашивал о том, как та или иная роль влияет на душу актёра. И знаменитый артист размышлял, оценивал, судил свои роли — не для меня, не для газеты, — в первую очередь для себя самого. Кстати, выглядел он тогда хорошо — мне и в голову не приходило, что скоро его не станет… А вот теперь иду по кладбищу, и встречаю его могилу, и пытаюсь понять: как ему там? покойно ли спится? Литераторские мостки полны мира и покоя, и могила Андрея Толубеева ничем не противоречит этой небесной тишине — вокруг неё так же мирно и светло, как и повсюду здесь…

В России много святых, и они молятся за нас, русских. А здесь, на Литераторских мостках, святых, наверное, нет. Нам самим нужно молиться за этих людей, — и вместе с ними молиться. Тут, на кладбище, храм Воскресения Словущего. Что бы нам, православным, не заходить в эту церковь почаще да не писать поминания о наших учителях? Как ещё мы можем сказать спасибо Блоку и Тургеневу, Гаршину и Гончарову?

Под сенью Воскресенского храма лежат они, ожидая, как и все, общего воскресения… Но ведь они и не умирали: дела рук их живут; главное, что было в их душах, лучшее, что в них было, живёт. На Литераторских мостках слова «жизнь вечная» — это не пустой звук: сюда стоит прийти хотя бы для того, чтобы ещё раз почувствовать человеческое бессмертие…


Рецензии
Кстати, в тему. А у ХАРМСА могилы и вовсе нет?

Алексей Курганов   13.09.2018 12:32     Заявить о нарушении
Какая может быть могила у человека, расстрелянного в 1941 году за распространение пораженческих слухов?

Алексей Бакулин   13.09.2018 13:18   Заявить о нарушении
ТО есть, вы не в курсе. Хармс умер в начале сорок второго в психиатрическом отделении тююемной больницы в "Крестах".

Алексей Курганов   13.09.2018 20:03   Заявить о нарушении
То есть, на самом деле не в курсе никто. Как всегда в таких случаях версий - воз и маленькая тележка. Я просто выбрал ту, которая представляется мне более правдоподобной (в силу ряда причин). Впрочем, не отрицаю и возможность того, о чём Вы говорите.

Алексей Бакулин   13.09.2018 21:32   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Насмешили. Как можно отрицать очевидное и - главное - задокументированное: Даниил Хармс умер 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда, в наиболее тяжёлый по количеству голодных смертей месяц, в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты» (Санкт-Петербург, Арсенальная улица, дом 9).

Алексей Курганов   14.09.2018 01:40   Заявить о нарушении
Да я не отрицаю, Алексей! Наоборот, если ваша информация действительно неопровержима, то это прекрасно: значит, стёрто ещё одно белое пятно. Вы не могли бы дать ссылку на эти документы?

Алексей Бакулин   14.09.2018 10:39   Заявить о нарушении
Даю. Хармс - Википедия

Алексей Курганов   14.09.2018 11:49   Заявить о нарушении
А, старушка Вики... У неё с головой не всё в порядке, - час-тенько заговаривается. Не раз её на этом ловили. Впрочем, я опять-таки не утверждаю, что она непременно врёт, - может, на этот раз паче чаяния сказала правду. Суть, однако в том, что где бы ни кончил дни гражданин Ювачёв - в расстрельном подва-ле или в тюремной психушке, - а могилы у него нет. Бог ему су-дья, не хочется злорадствовать по этому поводу. Всё же я дер-жу на него обиду: страшно талантливый был поэт, с моцартовским поэтическим слухом, и - даже не зарыл свой талант, а зашвырнул в кучу дерьма - и потом плясал вокруг этой кучи.

Алексей Бакулин   14.09.2018 14:02   Заявить о нарушении
К чему эти эмоциональные образности - "Зарыл талант", "зашвырнул в дерьмо"? А мы, сегодняшние, не зарываем и не швыряем? Однозначного ответа нет. В литературе все оценочные категории достаточно УСЛОВНЫ. "Одному нравится арбуз, другому - свиной хрящик". Хотя я понимаю: вы говорите личное СВОЁ и только своё мнение. Имеете право. Я придерживаюсь другого, и во многом у Хармса учусь. Например, абсурдизму логики. Выверенности текста. Стилистике.

Алексей Курганов   14.09.2018 14:40   Заявить о нарушении
Да, Алексей, поучиться у Хармса есть чему. Возможно, я недостаточно ясно выразился, и у вас сложилось впечатление, что я отвергаю Хармса как поэта. Это не так. Я вижу его первоклассный талант и не могу не восхищаться отдельными его произведениями, отдельными строчками, отдельными оборотами. И - да, я слишком эмоционально выразился на счёт кучи дерьма, - пардон. Если хотите, могу выразиться по-другому, - допустим, на языке "Звёздных войн": Хармс встал на Тёмную сторону Силы. Определённо, это будет более точно, хотя и несколько по-детски. Да: могучий поэтический джедай встал на Тёмную сторону, отдал свою мощь силам зла. А Тёмная сторона - она ломает человека, она цинично глумится над ним, над его талантом. Цинизм сил зла зашкаливает, и в этом смысле сравнение с кучей дерьма вовсе не столь уж эмоционально, - скорее точно и научно. Хармс мог бы стать поистине великим поэтом, но он предпочёл стать знаменитым антипоэтом. Для сравнения можно вспомнить собрата Храмса по обериутскому цеху - Николая Заболоцкого. Он тоже долгое время балансировал на границе Светлой и Тёмной стороны, но в конце концов выбрал Светлую, отдал талант свету - и в результате стал одним из величайших русских поэтов ХХ века. Хармс выбрал иную дорогу. Бог ему судья.
Во всяком случае, спасибо, Алексей, за эту чрезвычайно интересную беседу.

Алексей Бакулин   15.09.2018 14:59   Заявить о нарушении
Пожалуйста. Рад познакомиться. Кстати, совсем не в хармсовскую тему: у вас,Алексей, родственники в подмосковной Коломне не проживают?

Алексей Курганов   15.09.2018 15:39   Заявить о нарушении
Нет, насколько мне известно. Разве что недавно кто-нибудь переехал, - но мне ещё не докладывали.

Алексей Бакулин   15.09.2018 18:52   Заявить о нарушении