Конспектив. Скорбь Сатаны
Повествование ведётся от лица персонажа, бедного романтика, ставшего позднее миллионером, Джеффри Темпеста:
Знаете ли вы, что значит быть бедным? Быть бедным не той бедностью, на которую некоторые люди жалуются, имея пять или шесть тысяч в год и уверяя, что едва-едва сводят концы с концами, но по-настоящему бедным — ужасно, отвратительно бедным? Бедность, которая так гнусна, унизительна и тягостна, — бедность которая заставляет вас носить одно и то же платье до полной его ветхости; которая отказывает вам в чистом белье из-за разорительных расходов на прачку; которая лишает вас самоуважения и побуждает вас в замешательстве скрываться на задних улицах вместо того, чтобы свободно и независимо гулять между людьми. Вот такую бедность я разумею. Это гнетущее проклятие, которое подавляет благородные стремления. Это нравственный рак, который гложет сердце благонамеренного человеческого существа и делает его завистливым, злым и даже способным к употреблению динамита. Когда он видит разжиревшую праздную женщину из общества, проезжающую в роскошной коляске, лениво развалясь на подушках, с лицом, раскрасневшимся от пресыщения; когда он замечает безмозглого и чувственного модника, курящего и зевающего от безделья в парке, как если б весь свет с миллионами честных тружеников был создан исключительно для развлечения так называемых «высших классов» — тогда его кровь превращается в желчь, и страдающая душа возмущается и вопиет:
— Зачем такая несправедливость во имя Божие? Зачем недостойный ротозей имеет полные карманы золота, доставшиеся случайно или по наследству, когда я, работая без устали с утра до ночи, едва в состоянии иметь обед?
...хорошо пообедавшие, услышав о каком-нибудь несчастном, умирающем от голода, рассеянно пробормочут: «Как ужасно!» — и сейчас же возвратятся к обсуждению последней новости, чтоб убить время, прежде чем оно убьет их настоящей скукой.
... Я узнал жестокое значение слова «голод» слишком хорошо: грызущая боль, болезненная слабость, мертвенное оцепенение, ненасытность животного, молящего о пище...
Кто бы ни искал заработка одной головой и пером, в начале этой карьеры с ним будут обращаться как с парией общества. Никому он не нужен, все презирают его...
о нем меньше заботятся, чем об осужденном убийце в тюрьме. Убийца по крайней мере одет и накормлен...человек, одаренный оригинальными мыслями и способный выражать их, считается худшим из преступников, и его, если б могли, затолкали бы до смерти...
Романист... который добивается места в литературе для самого себя, естественно, скорее одобрит заурядную работу, чем ту, которая могла бы оказаться выше его собственной...
Из письма друга: "На свете и нравственность, и цивилизация, и все остальное подчиняются могуществу денег"... (2.)
Князь Лючио (Сатана): Гений вырастает на чердаке, а умирает во дворце.
...Честные люди должны жертвовать собой, чтоб дать существование мошенникам.
...Каждый рассудительный человек ненавидит, чтоб ему говорили, чем он мог бы быть и что он есть. (3.)
4.
Князь: Оригинальность и вдохновение, странно сказать, редко одаряют миллионера... Гений есть Верх, а деньги — Низ; нельзя в одно и то же время летать и пресмыкаться... Деньги — это удобство... Гений и большое богатство не живут вместе...
Как только мы переходим детство, мы стараемся быть не тем, что есть...
Каждый человек есть одинокая душа, заключенная в собственноручно сделанной тюрьме ((тела))...
На этой планете нет благородных образцов жизни; во всем подлость и торговля. Человек — ничтожество, и все его цели ничтожны, как он сам... Живите для себя. Если вы сделаете что-нибудь для других, эти другие только ответят вам самой черной неблагодарностью ...
Порок и ... добродетель. Они, как хамелеон, в разных странах принимают разные цвета...
...- Мужчина должен выбирать себе жену внимательным глазом, для своего личного удовлетворения, - ((сказал я, ))-так же как он выбирает лошадь или вино, совершенство или ничего.
— А женщина? — спросил князь, и глаза его блеснули.
— Женщина, в сущности, не имеет права выбора, — ответил я; так как это был один из моих любимых доводов, то я с удовольствием говорил. — Она должна подчиняться, когда ее хотят. Мужчина — всегда мужчина, а женщина только принадлежность мужчины и без красоты не может рассчитывать ни на его восхищение, ни на его поддержку.
— Правильно! Весьма правильно и логично! — воскликнул он, сделавшись на минуту чрезвычайно серьезным. — Я сам не симпатизирую новым идеям об интеллектуальности женщины. Она только самка человека, она не имеет собственной души, кроме той, которая является рефлексом его души, и, будучи лишенной логики, она не способна составлять правильное суждение о вещах. Весь обман поддерживается этим истерическим существом, если принять во внимание, какое низшее создание она собой представляет; любопытно проследить, сколько зла она причинила миру, разрушая планы умнейших советников и королей, которые, без сомнения должны были бы господствовать над ней! А в настоящее время она сделалась больше, чем когда-нибудь, неукротимой...
VI
Князь: Я подлец сравнительно с честностью животных! Лев не принимает на себя повадок голубя, он громко заявляет о своей свирепости. Змея, как ни скрытны ее движения, выказывает свои намерения шипением. Вой голодного волка слышен издалека, пугая торопящегося путника среди снежной пустыни. Но человек более злостный, чем лев, более вероломный, чем змея, более алчный, чем волк...
Вера — такое чувство, которое навязать принуждением нельзя...
Человек отвергнет скорее и охотнее Бога, но дьявола никогда...
Многие делают все возможное, чтобы разрушить религию — ханжеством, лицемерием, чувственностью и различными обманами...
7.
...Творческая способность теперь спала во мне, я делал очень мало, я думал еще меньше...
...Моя работа, написанная с энтузиазмом, обсуждала чувства и твердила о теориях, в которые я не верил... Книга была благороднее, чем ее автор... она выше меня!
Князь: Только начать думать — и основы общества рухнут...
Ни один автор в продолжение многих веков не пишет от сердца...
Эра, в которой господствует только любовь к деньгам, имеет внутри гнилую сердцевину и должна погибнуть...
Искусство подчинено любви к деньгам; литература, политика и религия — также...
Очень вероятно, что когда вы писали свою книгу, вы были вроде человека-ежа в смысле чувства. Каждая из ваших острых игл поднималась и отвечала на прикосновение различных влияний: приятного или совершенно противоположного, воображаемого или действительного... Теперь, когда вам, как ежу, нет необходимости в самозащите или беспокойстве, ваши иглы успокоились в приятном бездействии, и вы перестали чувствовать...
Одно из главных преимуществ богатства — то, что оно дает нам способность удалять чужие несчастия от нашего личного внимания...
— Как можно жалеть людей, которых не знаешь?.. — начал я...
— Публика! — повторил я презрительно. — Публика интересуется только пустяками.
— В таком случае досадно, что вы обращаетесь к ней, — сказал он с улыбкой. — Если вы так пренебрегаете публикой, зачем же тогда делиться с ней своими мыслями? Она недостойна такой редкой милости!.. Не брюзжите, подобно неудачным авторам, которые защищаются, ругая публику. Публика — лучший друг автора и его вернейший критик...
В искусстве вещи всегда оправдывают себя...
Какая женщина может очаровать меня, с моим убеждением, что она не более как хрупкая бело-розовая кукла с длинными волосами, часто не ее собственными. Что же касается женщин с мальчишескими ухватками или новых типов новой эры, я их совершенно не признаю за женщин: они просто ненормальные зародыши нового пола, который не будет ни мужским ни женским... Я ненавижу женщин. Вы бы также ненавидели их, если б знали их, как знаю их я. Они сделали меня тем, что я есть, и они держат меня таким...
Женщины всегда вредили мне: они всегда мешали мне в моем прогрессе. И за что я особенно презираю их, это за то, что им дана громадная сила делать добро, а они растрачивают зря эту силу и не пользуются ею. Их предумышленность и выбор отталкивающей, вульгарной и пошлой стороны жизни возмущают меня. Они гораздо меньше чувствительны, чем мужчины, и бесконечно более бессердечны. Они — матери человеческой расы, и ошибки расы главным образом принадлежат им...
— Все в мире совершенно, — сказал он, — кроме этого любопытного произведения природы — человека. Приходила ли вам когда-нибудь мысль, отчего он является единственной ошибкой, единственным несовершенным творением в бесподобном творчестве?
8.
Леди Сибилла: Я вполне убеждена, что так называемая «дурная» женщина — единственный популярный тип среди нас, она берет от жизни всевозможные удовольствия; она часто делает прекрасную партию и вообще не теряет времени. Все равно, как положение наших преступников в тюрьме: они гораздо лучше едят, чем честные труженики. Я думаю, что для женщины большая ошибка — быть уважаемой: ее сочтут только скучной...
Издатель Моджесон : Чтоб убедить других, нужно сперва самому быть убежденным...
Князь: Лучший актер — тот, кто превосходно играет комедию в жизни, как я стремлюсь это делать. Ходить хорошо, говорить хорошо, улыбаться хорошо, плакать хорошо, стонать хорошо, смеяться хорошо и умереть хорошо! Все это чистейшая комедия, потому что в каждом человеке живет немой, страшный, бессмертный дух, который действителен, который не может притворяться, который есть и который выражает бесконечный, хотя безмолвный протест против лжи тела!..
10.
Наука сделала мой ум больным... Он привел меня к такому глубокому источнику горестных открытий, что не мудрено, если мои чувства иногда путаются, и в эти безумные моменты я верю в душу!..
11.
Князь: Богатство лишь играет роль зеркала, чтобы показать человеческую натуру в ее наихудшем виде... Вы можете говорить, как дурак, смеяться, как гиена, выглядеть, как павиан, но лишь бы был звон вашего золота достаточно громок...
13.
Бедняк, если завладеет любовью женщины, то знает, что любовь эта искренняя и лишена личного интереса. Но богач некогда не может быть уверен в истинной любви...
Лорд Эльпон: Поэты также такой вздорный народ — женоподобные, охающие, малодушные вральманы.
14.
Князь: Глупость — единственное качество, делающее мудрость возможной...
15.
Князь: ((Мир)) не счастливая семья союзных и любящих братьев, а заселенные колонии сварливых обезьян...
Человечество предпочитает дьявола всякому другому божеству...
я не мог себе представить, чтобы публика была способна сама заметить хорошую литературную работу без указания критиков...
Женщины, по моему мнению, должны держаться своего места, т. е. быть рабами или игрушками мужчин, как их жены, матери, няньки, кухарки... Какое право они имеют вторгаться в царство искусства и срывать лавры с головы своего господина!..
16.
Князь (о славе): Теперь она — лишь шумливая, кричащая гласность...
((Я:)) Слава имеет то качество, что ее нельзя добыть ни деньгами, ни через влияние...
18.
Лючио: ((О ЖЕНЩИНАХ)): ... Почему я ненавижу их! Потому что они имеют в своих руках все на свете данные для добра, а большинство из них предумышленно обращают эти данные на зло. Мужчины находящиеся всецело под влиянием женщин, хотя мало кто сознает это; из-за женщин они поднимаются к небесам или опускаются в ад...
— «Каждый человек имеет свои теории» — модный девиз дня. Каждое маленькое двуногое животное заявляет вам, что имеет «свою идею» о Боге и также «свою идею» о дьяволе...
Богачи самые несчастные люди на свете..
((Земля имеет значение)) пущенного на ветер мыльного пузыря!
Бог не может забыть...
О женщинах. ...Самоунижающие создания, которые изображают своих вымышленных героинь, утопающих в грязи, и которые свободно пишут о предметах, которые мужчина поколебался бы назвать, эти создания — действительно неестественные выродки и не имеют пола...
==
Я начинал почти ненавидеть мои миллионы — золото, которое давало мне лишь неискреннюю лесть друзей-флюгеров, и которое не могло мне дать славы, такой славы, какую иногда приобретает умирающий с голода гений и в объятиях смерти достигает успеха, господствуя над миром.
21.
Во мне было убито самое сильное, самое здоровое, что только есть в человеке, — необходимость труда. Я знал, что я не нуждался в труде, что общество, в котором я теперь вращался, нашло бы странным, если б я вздумал трудиться, что я был обязан тратить деньги и «веселиться» по-идиотски, потому что в высшем обществе это называлось «весельем»...
22.
Лючио: Деньги — это отмычка дьявола...
23.
...Чего стоит слава, если человек слишком беден, чтобы пользоваться ею...
Лючио: ((Мнение людей о Боге:)) Он делает, все чрезвычайно плохо...
24.
Лючио: Большинство людей жалуется на «нелюбезность», когда им говорят правду...
Я устал от самого себя...
...Падение общества есть апогей скуки и истощения...
25.
Лючин: Обидная откровенность не благородство, а только грубость. Действовать благородно лучше, чем говорить...
==
26.
...Маленькие безобидные души цветов, чья задача жизни, сладостно исполненная, была создавать красоту и теплоту своим чистым существованием, умирали, чтоб удовлетворять тщеславие одной женщины, для которой ничего не было святого!..
А я — с моими миллионами — был несчастлив!..
И теперь я принужден был сознать всю важность этих «сентиментальных бредней», без которых не было настоящей жизни...
Сибилла о развращающей современной литературе: предполагается, что литература отражает время, в котором мы живем, а так как этот род литературы теперь более преобладает, чем что-нибудь иное, мы принуждены принять и изучить его, как зеркало века...
Мучительно находить веру в Бога, когда вы не можете верить в Него; получать прекрасные доктрины, которых вы не можете принять, и знать, что живет такое существо, женщина ((по настоящему талантливая и нравственная писательница.)) такая же, как вы, во всем, кроме ума, которая имеет то счастие, какого вы не можете достичь, хотя бы вы протягивали с мольбой руки день и ночь и дико взывали бы к печальным небесам...
Ты говоришь о прекраснейшей стороне любви… По-моему, в ней нет прекрасной стороны: она вся груба и ужасна...
Палец прозы придавливает крылатую бабочку-поэзию...
Любовь мужчины — животная любовь... животная любовь скоро надоедает, и когда она погибнет от пресыщения, ничего не останется. Ничего ... абсолютно ничего, кроме вежливых бесцветных отношений, какие мы должны будем поддерживать для света...
Я низка, потому что я женщина...
Большинство мужчин твоего типа рады и горды быть добычей дурной женщины...
Лучше быть популярными, чем добродетельными: добродетель никогда не оплачивается...
==
Ее красота казалась мне красотой ядовитого цветка, который, блистая окраской и формой, дышит смертью па тех, кто сорвет его со стебля...
27.
Сибилла: Иногда природа делает ошибки... а когда она делает их, они обыкновенно непоправимы!..
28.
Эти высокого рода и высоких связей индивидуумы по большей части мало сведущи и лишены умственных ресурсов; они неинтересны как собеседники; от них не почерпнешь пищи для ума, они — просто скучные люди с преувеличенным сознанием своей важности, ожидающие, куда бы они ни пришли, позабавиться без всяких хлопот для себя.
Мэвис: Люди без врагов обыкновенно безличны...
Лючио: Что же лучше? Обожание грубого дурака или одиночество, принадлежащее душе, парящей где-то на снежных вершинах гор, только в обществе звезды?
...Две духовные силы управляют миром — любовь и ненависть, и их непрерывная ссора создает общий беспорядок жизни... Сам я на стороне ненависти, так как в настоящее время ненависти принадлежат все победы, достойные быть одержанными, между тем любовь так часто подвергалась мучениям, что теперь от нее на земле остался лишь бледный призрак...
30.
Лючио, о женщинах. Я ненавижу вас! Да, я ненавижу вас и всех женщин, подобных вам, потому что вы развращаете свет, обращаете добро в зло, превращаете безумие в преступление, обольщая вашим обнаженным телом и лживыми глазами. Вы делаете из людей безумцев, подлецов и животных!.. Вы бесполезны в жизни, вы делаетесь ядом в смерти...
Сибилла: Но стоит ли быть добродетельной? Какое удовольствие дает честность? Какая благодарность от самоотречения? Пройдет несколько лет, и мы все умрем и будем забыты даже теми, кто любил нас. Зачем же терять радости, которые мы можем иметь?..
32.
Лючио: лучше убить себя, чем терзать себя....
Большинство женщин не имеют настоящих чувств, серьезных эмоций, кроме одного — тщеславия. Они не знают, что такое великая любовь; их главное желание — победить, и, потерпев в этом неудачу, они в своей обманутой страсти доходят до бешеной истерии, которая у некоторых делается хронической...
33.
Лючио: ножество женщин подняли крик, как куры на птичнике, о своих «правах». Их величайшее право, их высшая привилегия — направлять и оберегать души мужчин...
Праздность, порочность, сумасбродство и себялюбие женщин делают мужчин грубыми и эгоистами...
— В этом деле сам черт замешан! — сказал я с горечью. — Если б женщины были хорошие, мужчинам нечего было бы с ними делать. Оглянитесь на то, что называется «обществом»! Сколько мужчин преднамеренно выбирают себе в жены развращенных женщин, а невинных оставляют без внимания!..
Лючио: ...Что называется красотой у сластолюбцев. Образец красоты, по их суждению, представляет собой просто хорошее мясо — ничего более. Мясо, красиво размещенное вокруг безобразного скелета, мясо, окрашенное и мягкое для прикосновения, без шрамов или пятен. Это самый тленный род красоты: болезнь портит ее, годы бороздят ее морщинами, смерть уничтожает ее, но большинство мужчин ищет ее в торговых сделках с прекрасным полом...
34.
Я: Нет в целом свете двух существ, более отдаленных друг от друга, чем муж и жена...
Сибилла. Посмертная записка (после её самоубийства): нет любви без сладострастия, нет дружбы без личного интереса и нет так называемой добродетели без сопровождаемого ею сильнейшего порока...
Развращающий поэт Суинборн...
((Приём у королевы. Вульгарные аристократки. )) Кто захотел бы быть монархом, обреченным непрерывно принимать компанию дураков!..
36.
***
Из всех разнообразных типов человеческих существ, мне кажется, я ненавижу класс поэтов. Я любила их и верила им; но теперь я знаю, что они — только ткачи лжи, строители воздушных замков, в которых ни одна трепещущая жизнь не может дышать, ни одно усталое сердце не найдет приюта. Любовь — их главный мотив; они или идеализируют, или унижают ее, а о той любви, которую мы, женщины, ищем, у них нет понятия. Они могут только воспевать или животную страсть, или этические невозможности; о взаимной великой симпатии, о нежном охотном терпении, о любящей снисходительности им нечего сказать. Между их преувеличенной эстетикой и разнузданной чувствительностью мой дух был подвергнут пытке и растерзан колесованием…
37.
Обычно люди редко искренне огорчаются, когда исчезает какой-нибудь блестящий член общества: остается вакансия для мелюзги...
Лючио: скорби Сатаны! Скорби неизмеримые, как сама вечность. Вообразите их! Быть изгнанным с небес! Слышать сквозь бесконечные сферы отдаленные голоса ангелов, которых однажды он знал и любил! Блуждать среди пустынь темноты и тосковать о небесном свете, который был раньше воздухом и пищей для его существа, — и знать, что человеческая глупость, человеческая жестокость, человеческий эгоизм держат его таким образом в изгнании, отверженным от прощения и мира! Человеческое благородство могло бы поднять заблудщего духа к пределам его потерянных радостей, но человеческая подлость тянет его опять вниз...
я скорее уважаю его за то, что он Архивраг такой недостойной расы!..
==
Я: Чувство самосожаления — худшее расслабление моральной силы, какое существует...
Лючио: . Как много может сделать женщина, если захочет! Как много она не должна делать в ее обычном скотском образе жизни!..
XL
Лючио: путь страдания, разочарования, самоотречения и бедности, так как только ими человечество облагораживается и стремится к совершенству. Через скорбь и тяжелый труд душа вооружается для битвы и укрепляется для победы...
Воистину мало разницы между человеком и дьяволом...
((Был бы образ Сатаны чудовищным, )) это было бы хорошо, потому что никто бы не сделал меня товарищем и никто бы не любил меня, как другие. Но мой образ нравится всем, в этом — мой рок и наказание...
— Каждый грех каждого человеческого существа прибавляет тяжесть к моим страданиям и срок моему наказанию; однако я должен держать мою клятву относительно мира! Я поклялся искушать, сделать все, чтобы уничтожить человечество, но человек не клялся поддаваться моим искушениям. Он свободен! Оказывает он сопротивление — и я ухожу; принимает он меня — я остаюсь!..
=====================
Свидетельство о публикации №218091300776