Реклама

РЕКЛАМА

Александр Широбоков


      - Как, дядя Саша, Вы съездили в Америку, - спросил я своего дядю в начале 60-х, когда тот вернулся в родной Куйбышев, ныне город Самара.

   Мой дядя Саша, как подающий надежды учёный,  был направлен  тогда по какой-то совместной  программе  в Принстонский университет для подготовки  докторской диссертации, связанной с  исследованием  вихревого эффекта в термодинамике.

     Проживал в Америке будущий доктор технических наук в скромной гостинице для аспирантов. Аспиранты из разных стран  были значительно моложе моего дяди, прошедшего всю войну; они имели звания магистров и тоже готовили свои докторские диссертации, по уровню, правда, сильно уступающие даже нашим советским кандидатским диссертациям.

        - В Америку я добирался самолётом через Париж, - начал свой рассказ дядя Саша, -  но в Париже успел посмотреть только несколько достопримечательностей. Было очень мало времени.  В Париже  меня удивили молодые женщины – я думал,  что они там все, как Бриджид Бордо с рекламного журнала мод, а они были сплошь такие же, как и Бордо в кожаных куртках, но  далеко не худенькие… Нет, наши девчата гораздо интереснее.! А в Принстоне молодые аспиранты называли меня рекламой советского образования и трудового воспитания: - только я мог выполнить чертёж своей опытной установки, изготовить некоторые детали, спаять, сварить и собрать установку без помощи штатного механика. Более того, когда часть нашей компании аспирантов собралась на мальчишник в гостинице, откупорив  большую  бутылку  виски, и все мои коллеги стали разбавлять виски кока-колой примерно пополам, я налил себе полный фужер неразбавленного напитка со словами: – Так пьют в России!

    Забавно,  но тоже  самое я проделал много лет спустя  в Китае*. Правда,  там была рисовая водка.

    Ещё дядя Саша рассказал, что его неприятно поразило обилие рекламы на американском телевидении.

    - Любой фильм, будь то художественный или документальный, минут через пять – семь прерывался навязчивой рекламой зубных щёток, мыла и прочей ерунды. Даже только что вышедший тогда в прокат фильм «Клеопатра» смотреть было невероятно противно! – вспоминал дядя Саша.

   - Как хорошо, - подумал я тогда, - Несчастные американцы. А у нас в Советском Союзе ведь этого нет! Показывают по телевизору, например, «Подвиг  разведчика» - так от начала и до конца!

    Потом и у нас появилась навязчивая реклама. Она застревала в голове даже у детей. Однажды моя пятилетняя дочь играла в слова с детьми и их мамами. Нужно было по первой и последней букве назвать слово. Когда подошла её очередь, Оля спросила, хитро улыбаясь:

     - Начинается на «к» и заканчивается на «с»?

      Посыпались ответы: - Класс, кросс, колосс, комплекс, конгресс и так далее.

       - Нет, вы не угадали,- победно улыбнулась Оля, -  Я выиграла. Это кухонный комбайн фирмы Филипс!

     Всё это промелькнула однажды у меня в памяти, когда я был вынужден провести вечер наедине с телевизором уже в наше время.

    Хорошо известно, что реклама является двигателем  торговли. К тому же, тем, кто читал Джером К. Джерома,  не составит труда найти у себя не мене ста болезней. Особенно в этом может помочь Интернет…

      … И тут на меня с экрана телевизора посыпались разнообразные советы.   Оказалось, что при насморке надо обязательно вдуть в нос это, если болит спина, то надо намазаться тем-то, при болях в желудке надо выпить то-то. Покупай, покупай, пей, дорогой телезритель, пока у тебя не отвалится печень!  Жалко было смотреть, когда популярные артисты, подобно печально известному Лёне Голубкову,  без зазрения совести настойчиво советовали пользоваться услугами различных банков, которые в любой момент могут лопнуть. Впрочем, на это обстоятельство популярным личностям было решительно наплевать – платили бы деньги за мелькание лицом на экране! Даже опостылевшие всем пресловутые ток шоу тоже являются рекламой: - как плохо там у них и как здорово у нас. Тем не менее, и эта бредятина  то и дело прерывалась. Вот юная спортсменка без малейших  признаков  интеллекта на лице, порхая с ракеткой по корту, рекламирует какие-то женские прокладки. Сразу после этого молодая симпатичная дама в самом расцвете детородного возраста, - не старушку же с глубокими морщинами показывать, - с восторгом рассказывает о своих зубных протезах, плотно сидящих  на дёснах с помощью зубного  клея,  – похоже, она утратила все свои зубы ещё в ранней молодости!  Зато теперь эта особа может наслаждаться стейком, поскольку её жевательная сила увеличилась, якобы, на 65%. По поводу слова «наслаждаться». Вспомнились школьные годы в середине 50-х. Учительница ботаники, приехавшая в Ленинград  откуда-то из провинции, на одном из своих из уроков про фрукты спросила нас, мальчиков и девочек: -  Ребята, вы любите лакОмиться яблоками?..

        Я тут же образно представил себе как молодая беззубая  особа с протезами на клею   лакОмится своим стейком, и у меня надолго пропал аппетит.

      Понятно, что кому-то выгодно увеличивать свой товарооборот за счёт навязчивой рекламы. Чтобы мы больше покупали и тратили свои и без того  скудные сбережения.  Тут и возникает главный вопрос: - Зачем же нам тогда постоянно, помимо рекламы, показывают фильмы про убийства и всяческое насилие. Где, так называемый,  передовой рабочий класс, как в былые времена; где творческая интеллигенция, двигатель прогресса? Одни бандиты и менты на экране. ЭТО-то кому  выгодно? Призадумаешься…


*Рассказ «Однажды в Китае».


   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.