Голубая Надежда. Игры Богов ч. 13

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов


"Нити судеб прядут, вырезают волшебные руны.."

В надежде - радость, в испытанье - горе,
А в прошлом - сон, растаявший, как дым.
Все это так. Но избежит ли грешный
Небесных врат, ведущих в ад кромешный?
(Уильям Шекспир)



 Кольцо богини Хель. В этом кольце богиня видит очертания дворца Вальхалла в Асгарде,  где царит верховный бог Один. (1)В его руках бразды правления не только небесного мира, но и мира людей Мидгард.
- Асгард, Мидгард, - для нас эти слова ничего не значат! - с вызовом заявила Антропос. Она всё ещё злилась, что не могла вернуть себе молодой облик, как раньше. Просто злость мешала. Так решила Анна Перенна, богиня времени.
- А мне интересно!
- И мне тоже, - одна за другой высказались Клото и Лахесис.
"С ними легко общаться...давай, Анна, продолжай! - это с Олимпа Перенне дал наказ Зевс.
"Давно ничего не слышал от Одина. Редко встречаемся. Мало конференций и симпозиумов у верховных богов. Все хотят под себя подмять, мир переиначить...как люди...Эх...нет на них, как это у скандинавов, Один говорил... Рагнарёк, судьба богов и их гибель...Ох..."
 Последние рассуждения Анна не слышала и продолжала своё повествование.
- Высоко-высоко над облаками лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный радужный мост Биврёст соединяет Асгард с землей, но плохо придётся тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжёт любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться. (2)
    Две другие полосы моста - тоже опасны для человека - голубая и белая - вода и воздух. Только  боги-асы могут пройти и то не все. Бог грома и дождя  Тор (3)в своем тяжёлом, волшебном  снаряжении ищет другой путь. Молот Мьёльнир во время битвы раскаляется докрасна,  вот для этого и нужны железные рукавицы, чтобы удержать рукоять орудия, да  и пояс Мегингъёрд, удваивающий силу,  весит изрядно.  Ещё не хочет Тор встречаться со стражем моста.
  На той стороне от Асгарда, у входа в  Мидгард, стоит  бог неба Хеймдалль. Неподалеку пасётся его верный конь - златогривый Гуллтопр.  Любой звук, даже тихий, улавливает Хеймдалль. У него не только хороший слух, но и острое зрение.  Стоит появиться  богам на Биврёсте, как Хеймдалль достанет, прикреплённый у пояса  золотой рог Гьяллархорн, и польются трубные звуки, которые слышны во всех уголках мира. Но не звук страшен. Страшно то, что это будет свидетельствовать  о начале Рагнарёка, предрешавшего не только гибель богов, но и всего мира.(4)
  "Мир не спасать надо, а беречь".
(Жемчужины мысли)
  Но скрыт от людей путь в Асгард, как ни пытались его найти.
- Может, надо было идти по направлению радуги? - наивно предположила Лахесис.
- Я, думаю, если всё было бы так просто, люди сразу же могли найти дорогу в Ас-гард, - высказала своё мнение Клото, запнувшись на незнакомым для мойр слове.
- Хи-Хи-Хи...- неожиданно сёстры-мойры услышали едкий язвительный смех и следом пение на три голоса:
- Три девицы допоздна
Нить прядут веретена...
В месте, что зовётся Урд
Призываем мы  судьбу
- Я слежу за тем, что было,
Ничего я не забыла!
- Призываю я талант,
Тот кузнец, тот музыкант!
Тот учитель, тот танцор,
Акробат и режиссёр...
Сколько жить я не решаю...
- Ну, а я
 Жизнь обрываю...
-  Ой, кто это?
- Кто здесь?
- Кого к нам ещё сюда принесло?
Первым прозвучал вопрос Лахесис, второй - Клото, ну а третьей, как всегда, недовольная, задала вопрос  Антропос.   
- Не пугайтесь, сестрицы, не волнуйтесь!  - успокоила мойр Анна Перенна. - Я немного приоткрыла завесу времени, расстояний и границ.
- Мы ненадолго!
- Мы с вами во многом схожи...
- Мы - норны - ваши дальние родственницы...(4)
Волшебное установилось время, посмотри! 
Неторопливо, солнечно порхают дни...
(Александр Логинов)
   Норны - волшебницы, три сёстры, как и греческие мойры богини судьбы из  скандинавской мифологии.
   Первая  норна, старшая,  самая мудрая из сестёр и  очень старая Урд /"судьба". Такая старая, что её плечи  тяжело опустились вниз  от многочисленных знаний, а голова   часто  повёрнута  назад,  так как она   оглядывается на то, что было. Ведь Урд читает свиток прошлого. Именно с неё  начинается рождение человека.
   Вторая норна, средняя сестра,  Вернади/"становление", женщина средних лет, символизирует настоящее. Она предопределяет становление, взросление человека, его таланты и действия по жизни. Вернади символизирует материнство, силу и энергию.
   Третья, самая молодая норна, Скульд/"долг" никогда не оглядывается и безжалостно режет нити, которые годами плетут её сестры. Скульд - это Будущее и для каждого оно разное. Её молодость - это бесстрашие и уверенность в правильности своих действий.
- Режет нити самая молодая? - удивилась Лахесис.
- А я вот самая пожилая, - сокрушалась, вздыхая, Антропос.
  Анна стала её успокаивать:
- Хорошо сказала Коко Шанель:
"Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает".
- Ага, "во всяком возрасте свои гадости", - с иронией согласилась Антропос.(5)
"Люди борются за свою жизнь, не обращая внимания на жизнь других людей, и тем самым теряют свою жизнь"
(Симеон Афонский)
Судьба всех живых существ находилась в руках трёх богинь.
 Когда где-то рождался ребёнок, они собирались вокруг него, чтобы предсказать будущее нового человека. Для определения судьбы новорожденного Норны использовали не только руны, но и прекраснейший опал, в котором отражались все грядущие события.
"Человек, которые не хочет делать добро другим, не находит его сам"
(Симеон Афонский)
  Норны лишь определяли судьбы богов и людей, но распоряжаться
Вот только судьбами, как мойры, норны не могли, хотя нередко предвещали несчастье. Например, Урд поведала верховному богу Одину, что ему суждено погибнуть в пасти ужасного волка Фенрира в день битвы  Рагнарёк.(6)
   Ужасный Волк, Бог Ужаса Фенрир  был вторым из детей Локи, бога хитрости и обмана. (7)
   Именно Локи был отцом Хель. Первоначально асы посчитали Фенрира  неопасным и позволили жить в Асгарде.
    Волк вырос  и стал таким огромным и ужасным, что кормить его отваживался только бог воинской храбрости Тюр. Чтобы обезопасить себя от возможного нападения,  асы решили сковать Фенрира цепями, но для  могучего волка  это было игрой. Он легко разрывал любые цепи.
  Тогда асы обратились за помощью к гномам. Они ведь знатоки любых металлов. Подземные жители изготовили Глейпнир.(8) Состав этой цепи был волшебным! Гномы использовали  шум кошачьих шагов, женскую бороду, корни гор, медвежьи жилы,  птичью слюну и даже рыбье дыхание.
- Удивительное сочетание! Хм...женская борода... - Антропос взмахнула руками. Широкие рукава одеяния напоминали птичьи крылья. Получилось, будто птица огромная крылами машет. Не в хитонах - безрукавках ходили мойры, а в широких платьях, скрывающие фигуры.
-   Всего этого больше нет уже  в мире, - продолжала Анна Перенна. -  Цепь  Глейпнир была тонка и мягка, как шёлк.  Но, чтобы волк позволил надеть на себя эту цепь, асы пошли на хитрость, они сказали волку:
" Мы решили попробовать цепь. Только ты один сможешь  справиться.  Если же  не разорвёшь цепь, то мы тебя  отпустим".
" Хорошо, - согласился Фенрир. - Но только при условии, что один из вас вложит руку мне в пасть".
 Это пришлось сделать Тюру, никто другой даже близко к Фенриру подойти не решался. Тюр надеялся, что ничего плохого не случится.  Он  вложил руку в пасть волка   в знак отсутствия злых намерений. У Тюра их и не было, он просто не знал, что произойдёт.
   Фенрир как ни старался,  не смог разорвать Глейпнир: чем больше он рвался, тем сильнее цепь врезалась ему в тело. Асы нарушили обещание и не освободили волка. Тюр лишился правой руки.
  Асы приковали Фенрира к скале глубоко под землёй и воткнули меч между его челюстями, остриё которого упирается в небо. Убивать  волка не стали, чтобы не осквернить себя убийством. До сих пор сидит Фенрир на цепи, но знает, что Глейпнир  порвётся в  день Рагнарёка. И богов ожидает гибель. Вот только, сколько ждать, неизвестно.
"Ты не стал выбирать судьбу, так она тебя выбрала"
(Фэн Цзицай "Полет души")
 Скандинавы предполагают, что у каждого человека есть своя норна, которая находится с ним всю жизнь с самого рождения. Иногда она является, предупреждая об опасности или скорой смерти.
"Люди не жаждут бессмертия. Они просто не хотят умирать"
(Станислав Лем "Из воспоминаний Ийона Тихого. II"
Люди старались задабривать норну, относились уважительно,  делали  щедрые  подношения.
  Не боялись, но уважали, ведь норны не добрые и не злые,  они даже сочувствуют смертным в случае неблагополучного предсказания.
"Нити судеб прядут, вырезают волшебные руны..."
(Тара Ирия стихи.ру)
 Но не всегда Скульд обрезает нити в точности с предсказанием. Человек своими действиями может изменить нить Настоящего, тем самым поменять своё Будущее.
Мгновенья выбора - великий дар,
возможность с вечностью соприкоснуться,
Но важно тьму от света отличать,
чтоб в этом выборе не обмануться.
(Ю.Новиков)
 То человек, а вот  верховный бог Один часто навещал сестёр и пользовался  их  советами, но  предотвратить начертанную ими судьбу он не в силах. 
"Сила - в знании слабости. Мудрость -  в знании, что все имеет свои пределы и имеет свойство когда-нибудь заканчиваться, а глупость не имеет пределов. Сомнение должно всегда иметь место"
(Е. В. Антонюк)
    Чтобы постичь силу рун, Один принёс самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе  мирового дерева, ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир. (9)
  Один свой глаз он отдал Мимиру(10), чтобы испить из источника мудрости.
Мимир по наговору был убит и обезглавлен. Один пожертвовал правым глазом, чтобы оживить его голову, которую отнёс в подземную пещеру у корней мирового дерева. Там он мог советоваться с умной головой и пить воду, которая наделяла его  мудростью, но лишь на время.
Кто говорит, что жизнь без зла
была бы скучной и унылой,
Сам предпочтёт, чтобы ему
зло никогда бы не вредило.
  (Юрий Новиков)
  Норны жили возле источника Урд у корней мирового древа, древа жизни Иггдрасиль,  которое они ежедневно поливали водой, продлевая  его  существование. Также заботливо норны относились к двум лебедям, живущих на источнике. Именно от них произошли все остальные лебеди в мире.
У источника Урд поселились три вещие Норны.
Здесь - их тихая пристань, стоит их роскошный дворец.
Они ведают всё! Пусть вы даже Судьбе непокорны!
Они знают о каждом: глупец в мир пришёл, иль мудрец.

И неравные судьбы дают они людям рождённым.
Кто-то будет в почёте, довольстве всю жизнь почивать.
Кто-то будет без воли и доли, людьми осуждённый.
Этот -  сгинет младым, ну а тот - будет век доживать.
(Тара Ирия)
   Норны пришли к источнику Урд в то время, когда стало понятно, что Золотой век для людей и богов заканчивается, а начинаются смутные времена, полные вражды, ненависти и алчности. Боги в Асгарде стали действовать только в своих интересах и для личных целей, из-за этого начались ссоры и противостояния. Норнам пришлось вершить судьбу и на земле, и на небе.
"Как можно избежать
Судьбы, нам предназначенной богами?"
(Уильям Шекспир "Юлий Цезарь")
   Так и живут норны у источника, заботятся о древе жизни, Иггдрасиль, поливая его водой и присыпая свежей землей. Дерево всегда стоит зелёным и приносит плоды, которые позволено собирать  только одной богине  Идунн - богине весны и вечной юности.  Идунн раздавала золотые яблоки асам и богам, изведав их, они сохраняли красоту и молодость.
- На ясени растут золотые яблоки? Как это так? - удивилась Лахесис.
- Ты очень внимательная, - взглянув с улыбкой на мойру, сказала Анна Перенна.
- Но древо жизни - волшебное дерево, правда? - предположила Клото.
  Тут опять раздалось хихиканье.
- Ты умница, Кло! Молодцы, сестрёнки! Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки...
  Тут вспыхнула даже всегда спокойная и уравновешанная Антропос.
- Хватит! Вы, норны, возвращайтесь к себе! Издеваться над собой и сёстрами не позволю!
- Что ты можешь, старушенция! - продолжала зло Скульд. - Думаешь, что легко резать нити жизни, когда этого  не хочется? Ты вот сама когда хочешь можешь лишить человека жизни...
"Зло никогда не бывает неумышленным. У него всегда есть скрытая причина для совершения зла"
(Симеон Афонский)
  Антропос стало стыдно. Она вспомнила, как по своей прихоти лишала людей жизни, играла с нитями, переплетая их и путая, что приводило к бедам и болезням, а потом к скорой смерти. Она то бледнела, то краснела, её  бросало сначала в жар, потом в  холод. За состоянием и преображениями Антропос наблюдали сёстры, Анна Перенна и норны, невидимые мойрам.
 И в конце концов внешность Антропос изменилось до неузнаваемости: она помолодела!
- Девочки! Я всё поняла! Теперь только предназначение, судьба! Я не подниму руку против этих сил.
Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело" - вот девиз,
Который души возвышает.
А зло их сталкивает вниз.
  (Юрий Новиков)


(1) Один или Вотан - верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель богов-асов.  Мудрец и шаман, знаток рун и саг, царь-жрец, конунг(князь), колдун-воин, бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Соответствует греческому Зевсу.
  Один часто является людям в различных образах. Чаще всего - в образе старца в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооружённый копьём. Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнёт его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
   Во время зимних бурь Один в сопровождении погибших в боях проносится в небе. Эти выезды носят название "дикой охоты"
(2)  Мир Скандинавской мифологии - Мифы Древней Скандинавии "Асгард  и асы" на mifs.su ›
Асгард - один из 9 миров скандинавской мифологии - царство и обитель древнескандинавских богов, скандинавский Олимп. Боги Асгарда  - прототипы греческих богов и Титанов. Асы - род Одина
Мидгард - средний мир, мир смертных людей
Асы - род Одина
Вальхалла - небесный  чертог* в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов
*чертог - пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
Асгард и Мидгард ezoport.ru/Наследие древних цивилизаций, Боги викингов
(3) Тор - в скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ
(4)  Норны - в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделённые чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов. Аналогичны греческим мойрам.
(5) Анри Батай
(6) Фенрир - в германо-скандинавской мифологии огромный волк, сын Локи и Ангрбоды, брат Хель и змея Ёрмунганда
(7) Локи -  отчаянно смелый, необыкновенно хитрый и прозорливый, коварный красавец Локи - побратим Одина и бог огня
(8) Глейпнир - в германо-скандинавской мифологии, а именно в "Младшей Эдде", волшебная цепь, которой асы сковали волка-чудовище Фенрира. В некоторых переводах Глейпнир названа не цепью, а путами
(8)  Иггдрасиль -  Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.
       Гунгнир - копьё Одина, изготовлено карликами,чтобы показать мастерство подземного народа. Копьё обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закалённые мечи.
(10) Мимир -  великан, живший среди асов, охраняющий источник мудрости, колодец, вода которого даёт испившему знания. Он не даёт никому пить из этого источника просто так. По легендам Один, чтобы обрести мудрость пожертововал  своим правым глазом именно для этого.
Имя др.-сканд. M;mir обычно сравнивается с др.-англ. mimorian, лат. memor "помнить"


Рецензии