Глава 6 Репрессии

Вероятна это самая проблемная глава.
Давайте сформулируем проблему. Дело вот в чем: по каким-то причинам или власти (правительство) или те, кто им противостоит, желают добиться некоего результата. Чем сильнее давление, тем ожесточенней сопротивление. При этом само по себе слово: «репрессии» подразумевает массовость, иными словами – реки крови. Так где же тут найти смех и юмор, да хоть иронию? Есть хоть за что-нибудь тут зацепиться?!
Вы удивитесь: от великого до смешного и здесь один шаг.
Начнем с простенького.
Про сталинские репрессии много чего сказано, преимущественно чудовищного. Новая власть действительно уничтожала своих противников: и реальных, и вымышленных. А маховик репрессий, хорошо раскрученный, способен и реально зацеплял и засасывал людей: и случайных, и посторонних, и аполитичных. Вероятно один из способов не сойти с ума - посмеяться.
В качестве примера можно привести эпизод из художественного фильма «Стиляги»:
-Дядя Адольф сидел только потому, что у него политически неправильное имя! А тетю Фиру забрали за то, что она повесила портрет Сталина напротив туалета! Мне они вообще не смогли объяснить, за что я сижу…
Да, так было, и анекдот – чем не повод для отсидки. Самое неприятное с анекдотами (не смешное), это то, что шутят в присутствии самых близких людей, которым доверяют, но бах – и сел! Кто сдал? Удивительно, но это не самое главное, не самое проблемное, это – не важно.
О происшествии становится известно всем, соответственно выявить информатора становится и жизненной необходимостью и интересом и спортивным соревнованием – я лучше Шерлока Холмса?
Рано или поздно выясняется любопытная деталь: слушали все, а сел рассказчик и еще кое-кто, кто якобы не донес. А остальные?
Нашли! Вот они - стукачи!   
Вот они, стукачи? Слушали трое, сели двое – всё логично и понятно кто информатор. А если слушали пять, пятнадцать, а сели всё так же только двое, ну трое?
Нет, логикой эту задачку не решить, поэтому защитной реакцией тех, кто стал слушателем некоего крамольного, было сразу убежать, пояснив, что не любит анекдоты, не понял и прочее. Либо самому первым информировать кого надо. Ну, вариант поведения зависел от моральных установок (иногда от скорости перемещения или написания)!
Но наш рассказ не про это. Хотя вопрос о том, кто же написал пять миллионов доносов стал почти сакраментальным. Наш рассказ про разрушителя и разоблачителя системы ГУЛАГа – Александра Исаакиевича Солженицына.
Скажу честно, что много размышлял над этой проблемой, но ответа не нашел. Может быть я не вижу очевидного? Судите сами.
Итак, автор «Ивана Денисовича» и «Архипелага», лауреат нобелевской потряс устои и в своем многотомнике вывел на чистую воду и показал малейшие нюансы этой чудовищной системы. С одной стороны это ему было легко, ведь он сам был сидельцем и знал всё изнутри. А с другой – как он туда попал? Вот это тот самый вопрос, который меня мучил и не давал покоя.
Разберемся!? 
Александр Исаевич (Исаевич – так он сам подписывался, но отца звали Исаакий Семёнович Солженицын, погиб в 1918 году после демобилизации из армии от несчастного случая на охоте, еще до рождения сына) в детстве и юности будущий писатель бедствовал, приходилось и голодать. По этой причине в 1941 в армию призван не был. Явился сам, как доброволец, но получил отказ по этой же причине – слабости здоровья.
Однако катастрофические поражения и гигантские человеческие потери начала войны привели к тому, что в армию он попал - ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальон.
В это время пишет повесть «Люби революцию» (неоконченную) и одновременно рапорта на поступление в военное училище. Добился, поступил и дослужился до капитана, а в феврале 1945 всё рухнуло: героя и орденоносца арестовали.
Вот мы и приблизились к ключевому моменту: почему сие произошло?
Фронт – дело хлопотное, а боевые действия грозят непредсказуемыми поворотами. Проще говоря, и человек может попасть в плен и личные вещи потерять, да и диверсанты способны каверзу сотворить – например почту захватить. Так что любой письменный документ, особенно содержащий конкретные факты, может дать совершенно безценную информацию для разведки с далеко идущими последствиями. А посему категорический запрет на дневники и цензура – абсолютно понятные и естественные требования. 
Любой военнослужащий сдавал свои письма в незапечатанном виде, потому что цензор ОБЯЗАТЕЛЬНО будет читать и, по своему усмотрению, недопустимые моменты будет просто вычеркивать. И солдатские письма и офицеров – ВСЕ!
Александр Исаевич, безусловно, всё это знал, но – вел дневник! Вместе со своим другом Николаем Виткевичем он составил некую «резолюцию», так как полагал что Сталин отошел от «ленинизма». В этом документе сравнивал порядки в стране с крепостным правом, планировал создание после войны «организации» по восстановлению «ленинских норм». «Резолюцию» Солженицин так же хранил среди личных вещей, более того в письмах к Виткевичу обсуждал её содержание, а самого Сталина называл «Паханом»!
Еще раз: Солженицин знал, что письма читаются и пишет! Он знает, что любой цензор не только будет вымарывать недопустимое, но и обязан доложить в СМЕРШ! Пишет! Он знает, что никакие записи, в том числе дневники невозможны на фронте, но пишет и хранит! На что надеется? На еще один орден или медаль от сталинского режима за критику этого самого режима?
В начале главы я предложил начать с простенького, но данный факт не подвластен моему разумению. Я просто не понимаю!
Впрочем, чему удивляться: все люди знали, что за анекдоты сажали и…  рассказывали и слушали. Такое поведение вам кажется более логичным? Сяду, но напоследок посмеюсь?
Согласитесь, в обоих вариантах нужно искать любой мотив, кроме логичного.
Может быть дальше будет проще?

Еще история времен сталинских репрессий, в том числе косвенно затронутая Александром Исаевичем.
Чеченцы.
Репрессированных народов было много, но Солженицин выделил именно чеченцев. Негнущиеся! Предпочитали работать водителями – относительная свобода, иллюзия воли, автомобиль, как подобие коня.
Но, снова обрываю сам себя: речь идет не про обоснованность претензий к горцам или любым иным народам. Я не за и не против, так было; я просто хочу сказать про один момент, который заставлял прекратить яростный спор в интернет пространстве или студии ТВ.
Вот он: после реабилитации вернулось в республику больше чеченцев, чем было депортировано! Стоило задать его, этот вопрос: почему вернулось больше чем было выслано, как спор затихал и прекращался.
А как же ужасы ссылки? Неужели неправда? Да нет, правда, но правда так же и численность вернувшихся. Вот это несоответствие, противоречие заставляло замолкнуть спорщиков. Если численность населения растет, то рассказы про репрессии – сказки, но если люди голодали, если умирали в вагонах для перевозки скота, если не позволено было взять теплые вещи – чему есть множество подтверждений, то…
Что - «то»?
В вашей жизни только светлые моменты? Только черные? Что если каждый из рассказчиков вытаскивает только то, что подтверждает его слова и выводы?
«Принудительная высылка была геноцидом народа».
«Переселение – акт защиты государством своих интересов».
Оба эти утверждения не являются стопроцентновсеобъемлющими (какое гнуснодлинное слово), они выражают только часть правды, а вот сообщение о росте населения отсекает неправду и чудесным образом скрепляет их вместе.

Еще один народ репрессированный и снова: я не буду рассматривать за и против. Правильно или нет поступил Сталин и т.д. - только история.
Калмыки.
«Пришли немцы, небольшое затишье и стали пропадать немецкие солдаты,  офицеры. Тактика поведения в таких случаях давно у немцев отработана: брать заложников, а за гибель немца расстреливать трех, десять, сто местных. Так повторять до тех пор, пока нападения не прекращались».
Рассказ достаточно необычный. Партизанам в голых степях взяться неоткуда, это раз. Тем более излагал такой ход событий мне представитель местного народа – это два. И еще: я точно знал, что и калмыки были репрессированы, то есть подразумевалось - за измену. Вывод напрашивался сам собой: рассказчик пытается обелить и выгородить своих предков. Попросту говоря, обманывает меня. Однако продолжение истории заставило изменить решение и удивиться еще более.
«Нападения на немцев прекратились, но начались на русских».
Пока я издавал междометия и пытался сформулировать вопрос, мой собеседник, вернее собеседница пришла мне на помощь.
«Нет не партизаны и не изменники родины - обыкновенные бандиты. Республика и до войны была не самая богатая, а с войной и вовсе все обнищали, так что нападения на немцев были продиктованы исключительно стремлением поживиться чем-либо, одеждой, например. Как и на русских, кстати».
И чем всё закончилось?
«Расстрелами и заложниками. В мастерских калмыки не работали, только русские, так что фактически нападения причиняли вред немецкой армии и администрации. Нескольких заложников расстреляли и разъяснили, что и на русских, работающих на местных предприятиях и комендатуре, нападать не следует».
И нападения прекратились?
Кстати предлагаю и вам, дорогие читатели попробовать ответить на этот вопрос: после репрессий, после разъяснений нападения прекратились?
«Нет, нападения на русских продолжились, но и на немцев возобновились. Однако теперь ограбленных и убитых раздевали догола, чтобы определить русский это или немец было невозможно».
Ну и…?
«Пришлось еще раз собрать народ и довести, что за любого погибшего с европейской внешностью будут расстрелы заложников. Только тогда наступил «орднунг».

А теперь пример частного случая, но, как и в случае с анекдотами, он является выражением общей тенденции.
 Город Кизел, разумеется сталинские времена. На одной из двух центральных улиц города – улице Ленина (вторая улица – Советская) построена обычная средняя школа. Школа №2.
Строение стандартное, план типовой: фасад выходит на улицу, а справа и слава два крыла уходят вглубь квартала так, что образуют перевернутую буква П или U, если угодно. Внутри большая площадка: очень удобно – не мешают шумом грузовики, непоседы первоклашки не выбегают на проезжую часть, здесь можно спокойно проводить линейки, построения и прочие школьные мероприятия.
Прямо учебно-воспитательная идиллия, но вот дернул же кто-то архитектора сделать над выходом во двор некие архитектурные излишества!
Спору нет: когда выносят Знамя и глаза всей школы, направлены в это место – всё должно играть на торжество момента. Однако по факту получается, что парадный вход – внутри, во дворе, направлен от главной улицы города, а якобы главный, который должен играть и впечатлять – суть скучный и скромный - запасный. Или лучше сказать черный – так вообще впечатляет! А выходит он – на улицу Ленина! Знающий читатель, вероятно, может самостоятельно предположить, содержание анонимки и какие вопросы задавал злой следователь НКВД бедолаге архитектору.
Так что в условиях тоталитаризма даже стопроцентная лояльность, любовь к родине и честная работа не спасает от коллизий.

История по случаю.
Лето 1945 года. Марсель. Разговор советской репатриационной комиссии и полковника Русской Армии П.Л.Цырас-Мрозовича
- Когда вы уехали за границу?
- 11 ноября 1920 года из Крыма.
- С Врангелем?
- С генералом Врангелем.
- Значит, вы старый враг России!
- России? Нет!
- Ну все равно, революционной России.
- Тоже нет.
- Почему же вы эмигрировали из России?
- Из России? Нет. России не существует.
- А мы кто же?
- Не знаю. Укажите мне на карте, где написано слово Россия. Везде только четыре буквы: СССР.
- Ну так это только пишется, а Россия как была раньше, так и теперь.
- Значит, СССР только одна видимость?
- Кем вы были в России?
- Царский полковник.
- А в немецкой армии?
- Я был в Русском корпусе в Сербии унтер-офицером.
- Как? Русский полковник и немецкий унтер-офицер?
- Нас в корпусе в Сербии было до 60 процентов офицеров, и многие полковники шли за рядовых. В корпусе я в третий раз взял в руки винтовку.
- Как так?
- Китайский поход и военное училище, потом Гражданская война, где начал тоже с рядового, а теперь эта.
- А как вы жили за границей? На бриллианты?
- На бриллианты? У меня их было столько же, как и у вас.
- Я живу на жалование.
- И я жил так же. Офицеры в царской России были бедным сословием. Мы получали в два раза меньше, чем получаете вы.
- Что же заставляло вас служить?
- Как что? А любовь к делу! За границей было всяко: и хорошо, и плохо. Начал с грузчика, потом устроился много лучше. Жить можно было.
- Почему вы не вернулись в Россию? Многие из офицеров поступили в Красную армию и занимали высокие посты,
- Да. Но не знаю, живы ли они теперь, а я жив.
- Знаете графа Игнатьева?
- Ну, знаете, не все же графы Игнатьевы! Взявши одно направление, менять его не следует. Получится измена. Вы присягали?
- Да. Мы давали торжественное обещание.
- Ну и я присягал. Это побольше всяких обещаний. Присягал Государю Императору и России. А теперь ни Его, ни России нет.
- Как нет? А что же мы? Наша Родина?
- Не знаю. Повторяю, на картах России нет, а стоят четыре буквы СССР.
- Россия как была, так и осталась. Ничего не изменилось в ней.
- Ну это как сказать. Бросьте пропаганду. Меня не переубедите.
- Хотите ехать в Россию?
- Боже сохрани! Не хочу!
- Что же вы хотите делать?
- Уйду в монастырь и буду молиться Богу.
- Бога нет.
- Ну это тоже как сказать, Поживете с мое, будете говорить иначе.

Продолжим, давайте посмотрим примеры из зарубежного террористического бытия. Терроризм не совсем репрессии, но если взять масштаб жертв – совсем рядом.

Иордания. Одна из исламистских группировок решила временно переключиться с Израиля и поправить внутренний порядок. Врагами были объявлены спиртные напитки и кинотеатры со специфическим репертуаром. Действительно произошло несколько взрывов у винных магазинов и кинотеатрах с клубничкой, но шедевральным считается эпизод 1994 года.
Молодой человек с бомбой за пазухой направился на сеанс. Но в условленное время фильм не стали крутить. Появился представитель администрации и вежливо извинился за отмену сеанса: продан всего один билет и кина не будет. Разумеется, стоимость билета посетителю вернут. Не знали они, с кем связались! Борец за нравственность вернулся в кассу, скупил более чем половину мест и потребовал продолжения, вернее начала сеанса.
Делать нечего, пришлось крутить. Молодой человек взвел часовой механизм, установил бомбу и… засмотрелся на интригующий сюжет (назовет это так). Сел, забылся. Присел, кстати, именно на то место, под которым и оставил бомбу. Произошел взрыв, тело не нашли.
Любопытно было бы узнать – а по законам шариата он погиб во время праведного дела - и теперь в раю с гуриями, или смерть настигла его во время греха - и теперь его мучают иблисы в аду?

Ирак. Еще один террорист-неудачник, но в связи с гибелью его не непонятно где, а в собственном доме, то фамилия его известна - Ранаджет.
Выполняя задание руководства, террорист изготовил бомбу и отправил её куда сказано, но вот беда: марок наклеил недостаточно. Посылку вернули, а мститель кому-то за что-то почему-то принялся её вскрывать.

Палестина – Израиль. Получив задание, бомбы и маршрут, трое палестинцев дисциплинированно направились в ненавистный Израиль исполнять порученное. Точно и в срок перешли границу, старались не привлекать внимание. Синхронно перевели время на час назад, аккуратно добрались до места и стали терпеливо ждать срока выхода на позицию, чтобы заложить и исчезнуть. Получилось только последнее - исчезнуть.
Даже если бы палестинцы не знали что между Израилем и Палестиной есть часовая разница во времени, их предупредили на границе и напомнили о необходимости провести это нехитрое мероприятие, но они помнили, сами перевели свои наручные часы и их никто не остановил. А вот те, кто посылал их и поставил взвод на бомбах – забыли.
Террористы ждали терпеливо, часы шли точно, взрывы прогремели вовремя, но не там, где планировалось.

Давайте посмотрим одно историческое событие: открытие Америки. Здесь практически всё – один сплошной анекдот, если это определение и здесь уместно. Приплыли не туда, открыли не то, назвали не так. Но давайте по порядку.
Заканчиваются средние и темные века, Европу захлестнуло Возрождение. Происходит развитие культуры, науки, искусств, я бы даже сказал – разгул. Начинается эпоха великих географических открытий.
Кое-кто из ученых позволил себе заявить что земля круглая. У инквизиции зубы были уже повырваны, но сила оставалась, поэтому – на костер.
Художники принялись рисовать дам не совсем одетых и называли их то музами, то богинями. На критику церковных блюстителей нравственности отвечали, что это мифология, представления диких еще, непросвещенных народов. А разве кто-нибудь видел нимфу одетой? видел нимфу? Ну, право слово, кто же будет обижаться на выдумку. Да и картины висели преимущественно в замках знати, подальше от глаз населения, потому падре и прочие ворчали, но с критикой не усердствовали. Но то падре, однако в реальной жизни царила всеобщая свобода нравов.
Ну а с путешествиями так вообще наблюдалась полная гармония: планировали открыть быстрый путь в Индию (вообще-то уже смешно: церковники настаивают что земля плоская, но благословляют путешествие, призванное доказать что она круглая), от этого увеличится доход государства, а значит и пожертвования. А если случится открыть новые земли, то есть возможность обратить заблудшие души в истинную веру.
Как дьявол кроется в деталях, так и в нашем случае произошел конфуз. Получили не совсем то, что планировали, но это мелочи. Первые жители на островах были настолько наивны, что отдавали всё дорогим гостям даром. Обнаружилась громадная разница в восприятии денег, жизни, порядочности, гостеприимства и много еще чего. Менталитет иной!
Посмотрели конкистадоры на аборигенов и решили:
-Нет, не нормальные люди.
Ну ладно, пускай теперь цивилизованно работают на «наших» плантациях и приносят пользу нам.
Но не получилось: к подневольному труду индейцы оказались плохо приспособлены. Точнее сказать: рабы из них не получились. Никак не желали уразуметь что не в гамаке следует прохлаждаться в жару, а вкалывать на новых господ, у которых правильное отношение к собственности.
-Нет, точно не люди.
Как не люди? Не люди, а кто?
-Человекообразные обезьяны! Те так же не ценят собственность и принудить их к труду нет никакой возможности.
Свои глубокомысленные выводы новые хозяева жизни стали претворять в жизнь. Например кормили охотничьих собак детенышами недочеловеков, а самих «приматов» попросту уничтожали.
Нельзя сказать что католическая церковь одобряла такое поведение: нехорошо! Но, с другой стороны «эти» действительно не работали, а ведь все «нормальные» люди знают, что сам Бог велел добывать пищу в поте лица своего. Или труда своего? Не важно! Не работают, значит и пользы от них ни государству, ни церкви никакой. Потому особо не возмущались, вернее сказать помалкивали.
Кончилось тем, что местные индейцы на островах были полностью уничтожены, а вместо них навезли негров, но это другая история.
Наши доблестные первооткрыватели успешно возвернулись домой: кто разбогатев, а кто не очень и в довесок привезли пикантную болезнь под названием сифилис.
А что вы хотели? Свобода нравов не только у знати!
Последствия были самыми печальными. Эпидемия валила народ тысячами. Поговаривают что парики появились вовсе не из стремления к красоте, а примитивно как способ скрыть выпадение волос вследствие этой самой болезни.
Это общеизвестные факты и, в целом, не стоило бы в очередной раз пересказывать историю репрессий против целого народа, приведшую к их полному уничтожению, если бы один пикантный момент. Итак: уничтожать «этих» можно потому что они не работают и поэтому они не люди, а спать с животными можно? И как на это смотрит католическая церковь?

Между прочим сами по себе репрессии в принципе контрпродуктивны и не достигают тех целей, которые с их помощью пытаются достичь.
Уничтожив местное население новые хозяева жизни привезли послушных людей, пригодных к труду, сделали их рабами, но называть предпочитали все также – скоты, то есть суть – животные. Животные многие века оскорблений и притеснений не забыли и когда созрели условия – принялись мстить.
Негром не назови – тюрьма, уволить нельзя – засудят, в «черных» университетах Америки из белых – только русские, приехавшие по обмену. Показательна история Детройта. Некогда гордость государства и автопрома превратилась в пустыню. Началось с того, что власти попытались ресоциализировать бывших рабов в современное общество. Афроамериканцы переселялись в Детройт, им обеспечивалось жилье и работа.
Прекрасно, но благими намерениями дорога в ад выложена. Дома, где поселялись черные переселенцы становились сплошь «черными». Поведение бывших белых хозяев бывшими рабами воспринималось не как жест доброй воли, а как плата за прошлые унижения предков, поэтому профсоюзы сначала стали преимущественно черными, а потом и стопроцетнтночерными. Права защищались исключительно рабочих одного цвета кожи, помимо этого обоснование такого поведения не пряталось, не скрывалось, а наоборот выпячивалось: за прошлые унижения и угнетение следует расплатиться.
Далее следовали безконечные требования – увеличить оплату и уменьшить рабочее время, а еще льготы, премии и поощрения и прочее. Закончилось тем, что владельцы стали выводить производства из славного города Детройта, рабочие места сокращались, не на что стало содержать профсоюзных работников… сейчас в Детройте цеха есть и дома есть, но работы нет, как нет и людей. Только ветер.

Закончить главу предлагаю рассказом о величайшем тиране всех времен и народов – Гитлере. Без всякого сомнения это еще одно подтверждение контрпродуктивности репрессий.
Ничего нового не расскажу – всё общеизвестные факты, просто чуть-чуть иной ракурс.
Фюрер заявил о насущной потребности «жизненного пространства» для арийской нации немецкого народа. В смысле что надо это пространство расширить и очистить от нежелательных элементов. Стереть с лица земли следовало цыган, евреев, славян.
 Кто-то исчез? Да, исчез – Гитлер, а в Германии сейчас придумывают различные уловки чтобы стимулировать евреев жить в Германии. Оказывается они, как правило, умелые специалисты и доход приносят.
Были и еще категории людей, кто не вписывался в предлагаемую доктрину: безбилетники и гомосексуалисты. Здесь решение было как под копирку, несмотря на то, что это, как-никак, а немцы. В один прекрасный день школы СС были выведены на улицы городов и вопрос был решен самым радикальным образом – их всех расстреляли.
Здесь есть несколько моментов, о которых я должен предупредить читателей.
Читал восторженные отзывы по этому поводу: Гитлер конечно тиран, но как гениально просто и эффективно решена проблема, до сих пор немцы весьма дисциплинированы и без билетов не ездят.
Читал и гневные отповеди: нет ни единого документа, который подтверждал бы что безбилетников реально расстреливали или хоть малейший намек на конкретную дату когда эта операция могла быть проведена.
Я с такой постановкой не согласен. Тираны в принципе не стремятся документировать свою, не совеем законную, деятельность, но кроме того: заставьте дисциплинированного и исполнительного чиновника выполнять какое-либо действие, так это немедленно превратится в бюрократическую процедуру. Вместо нескольких человек, которые проверят наличие в вагоне билетов у всех пассажиров, а виновных тут же на остановке и расстреляют, если облекать всё в законную форму, то теперь за каждой такой группой извольте таскать судью, прокурора, писаря, нотариуса, секретаря…
Дело нескольких минут превратится в многочасовое, а то и многодневное мероприятие – эффекта не будет. Ну на кого подействует то, что безбилетников вылавливали не кондуктора, а военные? Расстреляли? А может не безбилетников, и не расстреляли, и не везде. Смешно и неэффективно.
А что касается извращенцев, то здесь всё немного проще: их действительно, реально, физически уничтожили и оспорить это не получится, однако…
В пятидесятых годах провели исследование и выяснилось, что количество гомосексуалистов соответствует проценту довоенному, то есть после войны прошло чуть белее пяти лет и всё вернулось на круги своя! Зря Гитлер свирепствовал.
Между прочим, если кто-то вас станет уверять что в Германии нет безбилетников – не верьте.


***


Рецензии