Чудовищница- 35. Первый великоросс

 Не  скоро сказка сказывается. Не скоро дело делается. Всё время приходиться начинать сначала. Появляется новая информация или трактовка - возвращаешься к пройденному.
 Есть у меня подписка на одно радио. Оно размещает ролики не только свои, но и соседей по бывшему единому пространству. Там тоже роются в архивах, копаются в раскопах.
 Никто, думаю, не ожидал, что науки, обращённые в прошлое, будут так динамично развиваться. Улучшаются методы анализа данных - появляются факты. Приходит палеоантрополог, дотошный архивариус  разводит в немом восторге руками  над пыльным, не разбери,  чем, а историки, соорудившие  теории  на каком- то фундаменте, остаются у разбитого корыта.
 И не надо никакого марксизма- ленинизма, чтобы отправить к чёрту многовековые построения.  Тем более, мудрствования последних тридцати лет.

На этот раз меня вернули во времена до Рюрика сразу два аудио. Историка и археолога. Каждый говорил о своём, но картинка получилась общая. Не было никакого «Золотого века» для протославянского человечества. На всей территории Европы лежал ледник. Льды отступали. На освободившиеся земли приходил зверь, за ним шёл человек.
 С севера- финны и чудь с мерею. С юга - славянские племена. Точнее, со стороны нынешней Польши.  Степь принадлежала тюркам. Болота, из которых выросла Москва, осваивали- осушали угры, которые эрзя и мокша, да прочие коми- пермяки.
 Я узнаю, что есть горячие ребята, доказывающие заселение Москвы русскими в эпоху палеолита. «Нет, говорит историк из Санкт- Петербурга, название города имеет  мордовские корни, а ещё там было много лягушек. По этой причине к  слову,  обозначающему воду, прибавилось «ква», как самый употребляемый звук в словаре  милейших коренных жителей Москвы». Древний Укр, сидящий во мне по праву крови, удовлетворённо хрюкает: «Гы».
 
Славян было много. До 13 самоназваний насчитывают современные историки. Письменности, вестимо, не наблюдалось.  О жизни предков мы знаем мало. В разговор из другого ролика вступает археолог. Есть захоронения в окопчиках, под курганами, сожжения, прочие разновидности обрядов,  но нигде не говорится, что вот так хоронили поляне, а вот так - древляне.
 Скифам повезло, что ими интересовались и восхищались такие историки, как Геродот.  Мы теперь имеем задокументированные представления об этом легендарном народе.  Славяне оказались загадочнее.
 В самих захоронениях редко попадаются человеческие кости. Поели во время тризны, собрали кости покрупнее, куда- то засыпали. Мы знаем, какой скот держали в своём хозяйстве предки. Какие- то украшения, керамика, оружие, поделки. Но чьи?
Если случается большая удача и археологи находят человеческие останки, то они «расскажут» исследователям всё.  Чем болел во время жизни, чем питался, предположительный статус,  женщина сколько раз рожала и сколько раз пыталась это сделать. И так далее и тому подобное, но таких удач, повторяю, мало. Климат, меняющееся лицо земли,  мало ли. Самая важная причина, условие, Deus ex machine- бог из машины. Мало ли.

Человеческие останки превращаются в костную пыль. Успел собрать - статья твоя. Не успел, подул ветер - накрылась научная работа.  Но мы точно знаем, что пращуры занимались земледелием, отгонным скотоводством, охотой и бортничеством. С племенными союзами, военными контактами,  прочей дипломатией сложнее.  Жили люди. Не хуже, не лучше других.
 Вот на эту территорию, откуда- то из Малой Азии  со стороны Волыни на землю Восточно-европейской равнины, внимание, во втором веке нашей эры, пришли русские.
То есть, никаких сотворений мира в звёздных храмах, никакой поголовной грамотности, никакого русского языка- отца всех европейских, как минимум, языков. Уже подчёркивала сей, не самый патриотический, факт.
 Когда Медея наказала   блудливого Ясона и зарезала его сыновей, колдунья пустилась во все тяжкие по всей Греции. Где- то там она родила сына Меда.  Этот Мед потом жил в Малой Азии, кажется, создал   государство. Русские, там ищите свои исходники!
 
Пришельцы,  как и положено хорошим  мальчикам и девочкам,  перенимали обычаи и традиции коренных жителей  новой родины. Снова напрашиваются сравнения с ацтеками. Индейцы пришли в будущую Латинскую Америку с территории будущих США, заняли место тольтеков и принялись перенимать привычки, образ жизни окружающих народов. Ими были не кто- нибудь, а просвещённые майя и лучезарные инки. Не смотря на свои потрясающие познания в астрономии, ни те, ни другие, не брезговали ритуальным каннибализмом. По этой причине твёрдо говорить о гастрономических пристрастиях ацтеков мы не можем. Кто кого там к чему приручил, остаётся загадкой.
Окружение русских, слава богу, людей не кушало, но мы, всё равно, не знаем, с чем пришли новые племена. Что умели, чем занимались. Снова в разговор вступает археолог.
 Нашему неведению мы обязаны следующему факту, не получившему объяснения.  До пятого века нашей эры идёт накопление артефактов, пополняются   знания о предках. В частности, в районе нынешней Москвы. В пятом веке что- то происходит, исчезают все свидетельства о жизни человека на данной территории.  Снова накапливается фактический материал. Седьмой век. Как корова слизала, никакой информации. Явление получило  традиционное название «война», но что там происходило, пока не знают.
 Могло быть всё, что угодно. «А пойдёмте туда. Там попкорн на ёлках крупнее растёт». Могла быть и реальная война кого- то с кем- то.
В девятом веке появляются Рурики и «объединяют»  страну для удобства взимания налогов.  Объединение, конечно, было очень условным. Большие расстояния. Связь только по вставшим рекам. Сопротивление местной знати.
 Есть  картины русских художников, на которых изображены ордынские баскаки, приехавшие за данью. Сами татарове на лошадях. Народ - на коленях. Где- то лежит кучка товара, приготовленная для ордынца.
  Ну? И кто мне скажет, кто докажет, что так не собирались подати Руриками?  И белок с собой забирали, и девок. Не мужики, что ли? Все берут, обкладываются наложницами, а эти- праведники. С чего бы? Как не читай летописи, а «белые приходют - грабят, красные приходют - тоже того».  Война, однако.
Семьсот лет. Много или мало? Династия Рюриковичей правила боее шестисот лет. Вроде, много,  а какими были отношения славян с русскими?
 Если взять второй век нашей эры - появление нового племени на территории славянских народов  за основу, становится понятным,  почему  все разговоры по душам кончаются у русских мордобоем.  Естественно  подростковое желание научить людей  своей особенной грамоте, языку, стать отцом  народов. Вокруг- то одно старичьё. Ты  вперёд смотришь, а оно за отжившие традиции цепляется.
 
Сидит себе подросток Русский приймаком где- нибудь в конце хозяйского стола. Что- нибудь вякнет, а ему - от всей души по всей масляной рожице, бац, блином.  «О, ты бачь, яка бестолокова дитына попалась. Каже ему: «Цыць»,  а вин лизе и лизе в разговор старших».
 «Правильно, кум, говоришь, поддерживает хозяина стола  другой хозяин, пошли его, лучше, бульбу копать».
«Так, зима, жижь, удивляется Русский.
 «О,  тож», хохочут Славяне.
«Всё- то ви, панове, шутить изволите», подхихикивают гости из ближайшего аборигентства.
«Ничё, думает Русский, хлюпая носом,  растирая блин по лицу, вот придёт моё время…»
Русский оказался  прав, время пришло.

 Как первая египетская казнь, Киев в результате многочисленных погромов и грабежей, превратился в заштатную деревушку, насчитывавшую ко времени Александра Невского, дворов двести.
 Очерёдность условная. Речь идёт о стольном граде.  С тех  пор все столицы окружают себя кольцами всевластия.  То еды набросают. То должностей. То Тополей понаставят. Озеленением занимаются.
Торговый путь, на котором стоял Киев, потерял своё значение и прибыльность.

Сильные подались в автономное плавание. От грабежей подальше. Полоцк, к примеру. Следующим стало Галицко - Волынское княжество. Его князья тоже были солнцелики.
 Та Ярославна, которая на Путивле плакала,оказалась  дочкой Ярослава Осмомысла.  Чего, только, в  его  княжестве не насчитали.  Даже первое в Европе наёмное войско там придумали.
  О могуществе Ярослава печалился киевский князь, когда Игорь Святославович попал в плен. В «Слове…»  написано.  Мол: « Раньше бы не посмели бы, представить себе такое не могли бы». Всего хватало Осмомыслу,  да случилась беда. Влюбился князь. Приглядел себе какую- то поповну. Та ему ребёночка родила.
В назначенный день и час законная супруга с законным наследником выехали из столицы. Боярство как- то нейтрализовало Ярослава.  Поповна была сожжена по обвинению в колдовстве. Участь её сына темна. Когда остыли угли, супруга Осмомысла вернулась домой в полной уверенности, что её встретит радостный и соскучившийся муж.   
 Не простил князь   жену. Той пришлось из княжества уже бежать. Не знаю, как Осмомысл  обошёлся с боярами, сам он загрустил, запечалился и помер. 
 Перед смертью Ярослав отписал бастарду городишко, но  поповича  быстренько отравили, чтобы не нарушал отчётности.   Молодой князь  начал попивать. Так в княжестве появились внуки Ярослава - сыновья  Ярославны.
Что- то у них  сразу не заладилось.   Игоревичи казнили человек пятьсот. Историки сомневаются, что в городе было столько бояр. Значит,  хватали всех подряд. Пока  разбирались,  в княжество пришёл венгерский король, всех полонил, начал хозяйничать.
 Галичане собрали денег, выкупили молодых князей, при большом стечении народа, в яркий солнечный день. Там ещё в колоколах зайчики играли. На центральной площади Игоревичей повесили. Начало боярство снова искать себе князя.
Бежит мимо Роман Мстиславович. Все князья   давно были наёмниками. Этот уже повоевал на стороне Новгорода. Жители вольного города выставили Романа  в угоду Андрею Боголюбскому.   Но у  Мстиславича  был тесть. Князь Киевский, единственный Рюрик среди Рюриковичей. Он порадел зятю, галицкое боярство зазвало Романа на свою голову.
  Начал князь  с того, что основательно проредил ряды местной знати.
 Никто не пожалел о боярах Галитчины. В  летописях написано, славились они   на всю Русь своей скандальностью, паскудством, вздорностью. Роман восстановил мощь и единство  княжества.  Правил теми  методами, которыми не брезгуют.  Папа предлагал ему королевскую корону в обмен на смену веры. Обещал поддержку оружия  святого Петра. 
Роман, бац, свой меч на стол.  «Таков ли меч, у вашего Петра, мол, я и сам справлюсь», задвинул какую- то православную речёвку.
Всё было у Романа Мстиславича, да жёнка наследников не рожала.  Роман  кинулся к церковным властям. Но кто  даст развод зятю киевского князя? Осерчал Мстиславич, взял Киев, тестя, тёщу, брата жены, саму жену. Всех отправил в монастырь. Ещё и праведником  прикинулся.  Тесть с тёщей живут  богопротивно, так как являются близкими родственниками. Троюродными братом и сестрой.  Сам Роман тоже приходился троюродным братом своей жене.
 Так мы первый раз в истории отечественного нобилитета  сталкиваемся   с темой инцеста.
Пока Русь была в моде, европейские короли и королевы не брезговали, роднились с многочисленными Рюриковичами, но радоваться этому факту не стоило бы. Там кровосмешение началось раньше. Все знали причину проблем с психикой и физикой своих монархов. Спокойно высчитывали степень идиотизма  детей брачующейся королевской пары. Где- то так. Больше трёх- четырёх нельзя. Но рожали намного больше.
 Старшие почему- то быстро отдавали богу души. Ещё медицина не догадывалась, что внешнее благополучие не несло с собой никаких гарантий. У власти оказывались откровенные параноики. С ними и вступали в брачные отношения  на свою беду русичи. На Западе это всё называется правильным словом, а у нас всё  «связь двух сущностей».
 
К  Роману Мстиславичу сбежал из, осаждённого крестоносцами Византия,  император Алексей III.  Правда, говорят, что хронисты что- то напутали с похожими названиями тех времён.
Вроде, Роман, благодаря поддержке Алексея, смог жениться на дочке императора Исаака Ангела II, но точно ничего не известно.
Принцесса Ефросинья- Анна  родила князю долгожданных наследников Даниила и Василько. Счастье было кратким. Роман полез к родственникам в Польшу наводить свои порядки. Убили. Молодая вдова с трудом сбежала с детьми от охотников за наследниками в ту самую Польшу, к тому самому родственнику, против которого выступал Роман.
 Поляк дальновидный оказался. Или нормальный человек. Поди - разбери.
 
Даниил вырос и потратил сорок лет жизни на возвращение отцовского княжества. Принял королевскую корону из рук папских легатов. Поддержки не получил, естественно. Появились войска Орды, навели свои порядки, показали, кто в доме хозяин. Даниил Романович расстроился и умер, но юридическим лицом  здесь был он. По этой причине тесть  Даниила - Мстислав Удатный, выдал овдовевшую дочь за венгерского короля, а княжество стало приданым для новой королевишны и ушло за пределы разваливающегося объединения Рюриковичей.
  Просьба не путать Мстислава Удатного и Мстислава Удалого. Две большие разницы. Может быть, остановлюсь.
 
Нигде в Европе  торговые города не создали новое государство.  И   Новгород стоял в своём углу, богател, без особого интереса наблюдал за жизнью нищающего Понизовья, « смотрел на сторону».  Позже вошёл в объединение богатых торговых городов Европы. Можно сказать, тоже автономно плавал.

Подросший Русский бегал по очищающемуся  дичающему  пространству, как лилипут по великанше во время первой брачной ночи. «Такое большое и всё моё!»  Плодом  этого союза  стал Андрей Боголюбский - « первый великоросс»  на исторической сцене. Пожалуй, самый интересный и талантливый  человек  среди Рюриковичей.   Сначала закончу с теорией.

На территории Киевской, пока ещё, Руси, сформировалось три формы государственного управления. Новгород с его вече. Принцип, взятый за основу американцами. «Поори  и утешься». Специальные зазывалы- кликуши «заводили» народ. Выбранные народом уважаемые люди шли думу  думать. 400 человек- представителей самых богатых семей города.  Все роли, слова расписаны. Князь приглашался. Чуть что: «Путь чист, княже». Всё схвачено. За всё заплачено.
Вторая форма государственного управления - боярский беспредел. Собственно то, что нас всех сейчас имеет. Бояре давно осели на местах, дружинники с них были никакие, но хозяевА - отменные. С ними не могли справиться князья, бывшие, по сути, наёмными менеджерами.

 Так вот, смотрел на это Русский, смотрел,  выродил Андрея. Боголюбский совершил деяние, которое будет посильнее переноса столицы Олегом и желания Святослава жить в Болгарии.
 Олег просто перебрался на место потеплее. Тут оказались племена, ещё не платившие ему дань. «Это я удачно  зашёл», наверняка подумал Вещий. 
Святослав, как положено большому пацану, стремился туда, где крутятся большие бабки, есть готовый бизнес.
Все князья Рюриковичи слетались на огонёк Киева, будучи не в силах стряхнуть с себя морок традиции. Богатый  Киев давно стал былью, а сворке отца небесного  всё что- то блазнилось и грезилось. Тесть Романа Мстиславича 17 раз становился киевским князем. Скинут - залезет. Спихнут - снова карабкается, кряхтит. Как только Романа убили, Рюрик снял  монашеские одежды, пошёл добиваться Киева. Даже Всеволод Большое Гнездо успел на склоне лет посидеть семь месяцев князем в бывшей столице, а мы, между прочим, подсчитываем количество грабежей, обрушившееся на город ещё до Орды.

Андрей нашёл в себе мужество повернуться к прошлому спиной. Если гора не идёт к Магомету, то Магомет построит себе  гору с эскалатором.  У Боголюбского были все шансы стать киевским князем, он и   побывал им, так как отец Андрея - Юрий Долгорукий, таки угнЕздился в многострадальном городе. Естественно силой. Но  для Андрея  Киев был вчерашним днём.
 
  Во Владимире и его  пригородах  Боголюбский провозгласил себя главным князем Руси и принялся отстраивать новое государственное здание. Благо, свойств характера для этого у  князя  было предостаточно. Вдруг, оказалось, что Владимир стоит на реках удачно. До всего достать можно. О военных талантах как- то уже говорила.  Дальше Андрей разрубил ещё один Гордиев узел.
Дружина боярская заставляла князя иметь огромный штат прислуги. Дворни. Холопов. Они поили, кормили, одевали, обували, изготавливали оружие, чесали пятки боярам. Андрей показал на дверь строптивому  дружинству и оказался один в окружении холопов.
 Раньше он был первым среди равных. Теперь Боголюбский оказался  единственным. Его содержанками стали  люди, полностью от князя зависевшие.

Монархия. Она самая. Возможно, о ней мечтал Святослав, говоря: « Середина Моей земли». К ней стремился Владимир, выбирая византийскую веру, а точнее, принципы подчинения в Своём хозяйстве.


Рецензии
Кто знает, о чём мечтали князья.
Но вовремя повернуться к прошлому спиной иногда очень важно.

Лидия Сарычева   05.05.2020 14:03     Заявить о нарушении
Вы не представляете, как я с вами согласна.

Оксана Самоенко   05.05.2020 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.