Как Волконcкая к Пушкину в Сибирь ездила

"Что за ерунда! – скажете вы, - Пушкин не был в Сибири. А в Сибирь Волконская ездила к своему мужу декабристу Сергею Волконскому." Мы это точно помним по поэме Некрасова «Русские женщины» и фильму «Звезда пленительного счастья». Всё верно, только вот какое дело: оказывается, Волконских в Сибири было, как минимум, две!
ДВЕ ВОЛКОНСКИЕ
Мы знаем историю про Марию Волконскую, дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Но за 30 лет до неё другая Волконская, только Наталья, так же добилась высочайшего разрешения последовать за мужем в Сибирь. Так же прощалась с сыном, так же ее все отговаривали, так же жила с мужем в ссылке, родила там детей, так же потом вернулась домой. Только ехала она не до Читы, а до Тобольска. И муж был не Волконский, а…Пушкин. Так что она была по мужу Пушкина. История там не менее интересная, закрученная, достойная отражения в каком-нибудь историческом детективе. Как я об этом узнал? Через того же прадеда моего прадеда, секунд-майора Смоленского драгунского полка Василия Васильевича Измайлова.
Дело было так. Отец Василия Васильевича, тоже отставной военный, прапорщик Василий Васильевич Измайлов, владел многими имениями, а 1 марта 1779 купил для одного из сыновей ещё одно (подробнее тут: http://www.proza.ru/2018/10/03/146). Принадлежало оно полковнику Михаилу Алексеевичу Пушкину. Мне из-за фамилии любопытно стало, кто такой этот Пушкин. Оказалось – интереснейшая личность: двоюродный дед А.С. Пушкина, гвардеец Преображенского полка, соратник Григория Орлова, активный участник дворцового переворота 28 июня 1762 года. Именно его мундир был на княгине Дашковой, когда она сопровождала Екатерину Вторую в Петергоф. Во время Чумного бунта 1771 года Екатерина Вторая отправила в Москву наводить порядок Григория Орлова. В своих отчетах граф регулярно отмечал храбрость полковника Михаила Пушкина. Именно заступничество Орлова через год спасёт Пушкина от смертной казни. А что же случилось? Вкратце история такова...
БАНДА ПУШКИНЫХ
Как многим известно, в XVII веке в Европе появились бумажные деньги – «банкноты», что буквально расшифровывалось, как «банковские расписки». Хитрость в том, что банкнот нередко печатали на большую сумму, чем можно было обеспечить золотом и серебром. Банкиры таким образом делали деньги почти из воздуха, несмотря на риск оказаться побитыми. Инициативу у них перехватили феодалы и короли, быстро осознав, какую власть и богатства даёт возможность печатать банкноты, обеспеченные не монетами, а будущими ценностями. Собственно, эта особенность бумажных денег и дала старт бурному развитию научно-технического прогресса.
В Россию бумажные деньги пришли уже в XVIII веке. Екатерина Вторая начала их печатать, получив возможность воплощать в жизнь свои замыслы. Едва успела императрица Екатерина II ввести в обращение бумажные ассигнации (1769), нашлись желающие на этом заработать. Канцелярист Николаев и сержант Шулепин «превращали» 25-рублевый номинал в 75-рублевый. Злоумышленников изобличили, когда они запустили в оборот около сотни купюр, и отправили очень далеко от столиц. А выпуск 75-рублевок прекратили.
Ну, а причём тут Пушкин? Притом, что он и его брат Сергей стали организаторами новой преступной группы фальшивомонетчиков. Гвардейцы жили на широкую ногу, денег не хватало. И вот кто-то из них сообразил, что выцарапывать двойку в каждой купюре – дело долгое. «Мы пойдём другим путём», - решили они и попытались организовать печать фальшивых купюр. Для заказа клише привлекли французского авантюриста Луи Барро Бротара, а для организации сбыта братья привлекли непосредственного начальника Михаила Пушкина - вице-президента Мануфактур-коллегии Фёдора Сукина. Этот Сукин, начальник, и заложил всю компанию.
Сергея Пушкина взяли с клише на границе. Перехватили и его письмо к брату: «Когда я приехал, стали разбивать сани и нашли штемпель и литеры, которые тотчас признали годными для делания ассигнаций». Именно по этому письму Екатерина Вторая, лично взявшая под контроль дело Пушкиных, пришла к выводу о причастности к делу и Михаила. Хотя позже некоторые в этом сомневались, тот же Вяземский.
Наказание за подобные преступления всегда были суровым. Хотя Екатерина чуть смягчила участь братьев в память о заслугах Михаила и при заступничестве Орлова. Обоим учинили гражданскую казнь, преломив над их головами шпаги и лишив их не только дворянского звания, но и фамилии. Теперь они должны были именоваться Бывшими Пушкиными. Сечь плетьми их не стали. Царица пожалела. Обоих заклеймили буквой «В» - «Вор». Сергея отправили в Пустозерский острог, откуда он через 10 лет был переведен в Белозерский монастырь, где и умер в 1794 году. А Михаилу повезло чуть больше. Он был сослан в Тобольск. Кстати, был еще третий брат Пушкин – Фёдор. Но он в это время воевал с войсками Пугачева. Интересно, что позже на его дочке Софье чуть не женился Александр Сергеевич, который посвятил ей несколько стихотворений.

ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД
После гражданской казни Михаила Пушкина отправили в Тобольск. А за ним следом, оставив маленького сына Алексея, поехала в ссылку жена Наталья Абрамовна Пушкина (в девичестве Волконская, сестра героя суворовских походов Сергея Волконского). Этот женский подвиг был совершен за 30 лет до поступка Марии Волконской и других жён декабристов. Даже само понятие «декабристка» стало в русском языке синонимом верной, самоотверженной жены. Но о подвиге жены фальшивомонетчика Михаила Пушкина предпочли забыть.
Хотя история примечательная. Наталья Волконская так же писала Екатерине Второй, как Мария Волконская Николаю Первому. Оба монарха разрешили женам не только поехать, но и полностью разделить судьбы мужей. Мария Волконская спускалась в шахту и жила с мужем в камере без окон в далёком забайкальском остроге. Наталье Абрамовне жилось легче. В Тобольске она с мужем имела большой дом с двадцатью дворовыми людьми, родила двух дочек Варвару и Екатерину. Н.А.Пушкина надеялась через брата посодействовать помилованию мужа, но Сергей Волконский погиб в битве при Очакове в 1788 году. Поэтому Михаил Пушкин до своей смерти в 1791 или 1792 году прожил в Тобольске, занимался переводами, писал и печатался в местных изданиях, в том числе в журнале «Иртыш», познакомился с Радищевым. Сын четы бывших Пушкиных Алексей Михайлович Пушкин в начале XIX века станет известным литератором, юмористом. На него и его сестёр статус «бывших Пушкиных» уже не распространялся.
Что ещё в этой истории важно? Присутствие дворянских жён в Сибири, в частности, Марии Волконской, других жён декабристов и за 30 лет до них – Натальи Пушкиной (Волконской) не просто скрасило годы сибирской ссылки мужей, а стало заметным событием в культурной жизни России. Дом Натальи Пушкиной, дом Марии Волконской, дома других жён декабристов становились центрами культурной и светской жизни сибирской провинции.

ЗАБЫТЫЕ ЛИЦА
В начале XX века Великий Князь Николай Михайлович Романов издаст 5 томов своего труда «Русские портреты XVIII-XIX вв», в третьем томе под номерами 135 и 136 позже обнаружат портреты Михаила и Натальи Пушкиных. Всего в пятитомнике более 1000 портретов, репродукций с миниатюр, которых было около 2800.
Но после революции Н.М.Романов был заключен в Петропавловскую крепость и, несмотря на заступничество А.М.Горького и Академии Наук, расстрелян в 1919 году у мраморных надгробий своих родителей. «Революция в историках не нуждается» - якобы отметил тогда Ленин.

На фото Городошенcкого: миниатюры с портретами М.А. Пушкина и Н.А.Пушкиной (Волконской)

Данное эссе связано с другим - "Храм по наследству" http://www.proza.ru/2018/10/03/146


Рецензии
Спасибо за статью.
Интересный поворот!

Варакушка 5   14.09.2018 22:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.