C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

О чем нам поет игорь растеряев?

О чём нам поет Игорь Растеряев или что такое русская  полифония.
Совсем кратенькое предисловие
Название этой статьи одноименно работе Марии Шрамовой «Русский полифонизм. Это сделано мной неслучайно. Почему так, всякий может узнать, если в интернете наберет имя Мария Шрамова и прочтет ее небольшую, но очень интересную и полезную уму и сердцу работу. Ниже я дам еще кое-какие разъяснения. Но предупреждаю, – эта работа туманная и темная. Не потому что я что-то хотел сокрыть, но потому, что  – поднятая тема не прояснилась, а вдруг исчезла.  Пропала, как утекла сквозь пальцы вода.

1
Несколько лет назад, будучи паломником Оптиной Пустыни, я вынужден был несколько часов стоять на остановке в ожидании рейсового автобуса. Было это близ города Козельска в деревне со смешным названием Дешевки. Рядом со мной автобус ждали две пестро наряженные бабушки. Признаюсь, я страстный любитель подглядывать и подслушивать окружающую жизнь. Вот и в тот раз от скуки ожидания, я занялся именно этим делом. Сперва я пытался понять, о чем говорят эти женщины. Но очень скоро внимание переключилось на то - не о чем они говорят, а как они это делают. Какой же удивительной оказалась их речь! Я слушал и жалел только об одном. Жаль, что в эту минуту у меня под рукой не было диктофона. Речь бабушек была до того чудесно музыкальна и при этом богато информативна! Никакая запись в виде слов на бумагу или, как это делается сейчас – кнопочками в комп, - не смогла бы передать вкус их речи, объемы сочащихся, как из спелого плода,  смыслов и будто затаенная рыба в омутах -  недосказок. Все это крылось в паузах и интонациях. Вздохи с долгими протяжками сменялись проглатываемыми слогами, отчего  слова, будто драгоценные камушки, блистая, переливались многоцветием звуков. Диапазон их речи , будто полноводная река, растекался от тихой приглушенной скорби до озорной насмешки и веселого незлобивого юмора.
-  Да, сколько душевных богатств эти люди хранят в себе ! При этом они не разучились речью выражать чувства!  - стоял в сторонке, слушал и для себя понимал я. – А что же мы? Мы горожане давно разучились так широко чувствовать и потому нам нечего друг другу сказать. Наши сердца обмелели, а  речь стала сухой и, как формула, рационально выверенной. Да, все так. Именно от удушающей математики мысли выглядят какими-то безвкусными переваренными макаронами.
С той встречи прошло много времени. Жизнь наша запуталась в сетях паука интернета. И вот я открываю комп и натыкаюсь на статью о русском полифонизме автора Марии Шрамовой. Пересказывать здесь статью считаю бессмысленным делом. Ее надо читать и потом надо много думать. Именно так в современном прогматичном и высоко технологичном мире осуществляется   настоящее общение. И только так мы способны обогатить себяи украсить окружающую нас действительность. Это так просто. Открыл, к примеру, книгу, прочел страничку , задумался и, сквозь века, протянул и пожал руку автору. Вот так между людьми происходит бескорыстный обмен роскошными богатствами чувств и нетленными истинами. Вот и, прочитав эту статью, каждый сможет еще что-то узнать о себе и о национальном характере русского народа.

2
Недавно один известный российский медийный деятель с твердым взглядом, явно женственными интонациями и сильным либеральным акцентом назвал русский народ (вслед за европейским культурологом, которого он очень внимательно прочел) – так вот, - он назвал русский народ народом субстрационным.  Это такая интеллектуальная конструкция помесь из субстанции и субстрата.  В том смысле, что русские именно по коренной сути не желают, да и не способны развиваться. Не то чтобы не способны, а просто от природной лени и вековой неподвижности не хотят дюже шибко напрягаться. И вот это, - доставшееся вышедшему из рая  Адаму почти святое качество медийный босс оценивает, как  жирный минус. Тут очевидно противоречие и потому надо разобраться.  Ну, действительно, - теплые сортиры, горячая из крана вода и вездесущий интернет ведь это блага цивилизации. Как можно их игнорировать? Кстати, народный бездельник (назовем его Ванькой или Вовиком) ничего против цивилизационных благ никогда не имел. При этом наш Ванька с удовольствием будет лежать на печке, плевать в потолок, давить мух и рассуждать о достоинстве того же интернета!
- Нафига мне теплый сральник? – в конце концов, заявит он, - Дырка ведь в тубзике есть!
А ведь действительно дырка в его туалете есть и  в этой логике нахрен бы ему теплый сральник? При этом русский Ванька отлично знает, - если на морозе надолго в таком туалете присесть, то жопа и кое-что конкретно замерзнут.  Но ведь это если не просто покакать, а через смартфон в интернет пялиться или газетку читать...
И вот тут надо напрячь мозги и понять - это про что так убого рассуждает Ванька. Напомню, наш гипотетический русский мужичок не против теплого сортира и если очень захочет, то и комфорт сладить сможет.  Значит, не хочет. Вот где ответ. А спроси его-  почему ты не хочешь вокруг себя создать комфорт?
Он с удивлением поглядит на тебя да, скорее всего плечами пожмет типа - не знаю! Чтобы не оказаться в смысловом тупике, надо вернуться к утверждению высоколобого медийного боса и, отбросив жирный минус, поинтересоваться что же, в самом деле, означает употребленные им термины «субстанция» и субстрат»? А если не поможет философская энциклопедия, то можно послушать что про это думает бард Игорь Растеряев. Это, если кто не знает, - русский парень и наш современник. А еще он поэт, композитор и исполнитель.
Кстати, именно он про дремучего Ваньку т. Е. про дядю Вову хорошо нам спел. Его песенка так и называется «Дядя Вова». В любом поисковике набираем два слова - «Игорь Растеряев» и слушаем простые переливы его гармошки.

3
В интернете на FB есть группа «Русь триединая». Это общедоступное сообщество. И в этом сообществе есть девушка по имени Маша Грачова. Так вот, Маша как-то выложила ссылочку на одну из чудесных песенок Игоря. Песня, как помню, называлась «Рожок». Ну, я по ссылочке и сунулся. А как сунулся то неожиданно для себя наткнулся на интереснейшего человека. У американского уважаемого мною писателя товарища Сэлинджера в его самом известном романе есть рассуждение главного героя о том, как он различает людей. Для него хороший человек тот, которому после общения хочется пожать руку.
Так вот, Игорю Растеряеву пожать руку хочется.

4
Как сказал один пастух - вернемся к нашим баранам. Буквально сегодня я тиснул в группе «Русь триединая» статью Марии Шрамовой о феномене русского полифонизма и получил от Маши Грачовой следующий ответ:
- Очень любопытная и интересная статья. Спасибо.
Я порадовался и тут же написал ей ответ. Вот он:
«И вам Мария спасибо.  Ведь, кажется это вы рассказали здесь про Игоря Растеряева. С того времени я часто его слушаю. Гармошка, простоватая музыка и голос, как поют в деревнях на завалинках, у реки у костров, на поминках и праздниках. А "Ленинградская песня" так просто вышибает слезу. У меня ведь в 1944 году в январе, освобождая Ленинград, погиб дед по матери Григорий Шаповалов. Офицер, капитан, летчик, на тяжелом бомбардировщике он был сбит и где-то в гатчинских болотах погиб. В его память и в память всех погибших освободителей Ленинграда , я когда-то написал стихотворение. Вот несколько строчек:
Ленинградский, болотами вскормленный лес.
Здесь деревья крестами стоят до небес,
тут Россия своих хоронила детей,
и остался вопрос без ответа: «Ты чей?»...

Сколько раз я слушал эту песню Игоря! И столько же раз, утирая слезы,  не переставал восхищаться его талантом! Как человек, профессионально занимающийся литературным творчеством, могу сказать одно- по стихам и исполнению все у Игоря выполнено на пятерку с плюсом. В тексте нет ни одного пустого или лишнего слова. Все слова, интонации и разрывающие сердце звуки гармошки бьют в десятку! Ну и другие стихи у него тоже хороши. Игорю удается сочетать высокую поэзию с нашими земными радостями и заботами. А еще - Игорь создает такие удивительные интонации, будто не поет а предъявляет тайну русской души. Действительно, житие-бытие  русской души дюже привлекательно и загадочно. Это, на мой взгляд, субстрат не какой-то особенной закваски. Там сквозит что-то первичное, девственное и почти дикое, что когда-то было присуще всему человечеству. Вот и статья Марии Шрамовой  об этом. Отталкиваясь от ее мыслей можно сказать, что в нашей русской хоровой полифонии мы все вроде поем каждый свою партию. Но, в сущности, все мы, так или иначе (даже если ничего не делаем), то все равно как-то пытаемся лепить единое дело так сказать тянем общую песню. Иногда в этой песне все кажется таким светлым и ясным. А порой – все будто в тумане - трудно разобрать».

5
Хочу напоследок предложить простое математическое сложение с последующим вычитанием:
Давайте представим человека, к сущности которого время прилепило конституцию, теплый нужник, вездесущий интернет, отличную машину и кучку разнообразных гаджетов. Вопрос – как мы с подобными прибамбасиками назовем такого человека? Я едвали ошибусь, если назову этого условного паренька– человеком цивилизованным. А теперь вопрос на вычитание. Если у этого цивилизованного паренька взять да вычесть конституцию, вырубить интернет и запереть дверь в теплый туалет? Чего тогда с ним будет?  Неужели он останется таким же  цивилизованным красавцем? Сомневаюсь. Этому пареньку Фридрих Ницше на выбор предлагает два пути:он должен или себя убить, или стать сверхчеловеком. Что такое сверхчеловек? Достоевский в Родионе Раскольникове представил такого супер-героя. На фоне всяких там Лужиных и Сведригайловых малый, хоть и зарубил старуху, но ведь симпатичен. А вот, испытать муки, на которые Раскольников себя обрек мне бы не хотелось. Но довольно отступлений! Назад к нашим бараньим вопросам! Я спрашиваю: без благ цивилизации кем будет современный человек? Вопрос до тех пор останется открытым, пока, какой–нибудь сумасшедший возьмет да клацнет рубильником! Вот тогда мы и поглядим на самоуверенных детей цивилизации. Как? Что это такое? Разве возможно чтобы гордый человек упал на колени! Увы, но очень даже возможно.  Так не лучше ли, упрятав свою гордость в спущенные штаны,  просто сидеть на дырке в углу огорода и оставаться полупьяненьким и добродушным дядей Вовой из философской песенки Игоря Растиряева?
Все. Более сказать мне нечего. Кто смог понять, - тому спасибо. А остальным мой поклон и извинение за отнятое время. С уважением ко всем Сергей Царапкин


Рецензии