О чем нам поет игорь растеряев?
Совсем кратенькое предисловие
Название этой статьи одноименно работе Марии Шрамовой «Русский полифонизм. Это сделано мной неслучайно. Почему так, всякий может узнать, если в интернете наберет имя Мария Шрамова и прочтет ее небольшую, но очень интересную и полезную уму и сердцу работу. Ниже я дам еще кое-какие разъяснения. Но предупреждаю, – эта работа туманная и темная. Не потому что я что-то хотел сокрыть, но потому, что – поднятая тема не прояснилась, а вдруг исчезла. Пропала, как утекла сквозь пальцы вода.
1
Несколько лет назад, будучи паломником Оптиной Пустыни, я вынужден был несколько часов стоять на остановке в ожидании рейсового автобуса. Было это близ города Козельска в деревне со смешным названием Дешевки. Рядом со мной автобус ждали две пестро наряженные бабушки. Признаюсь, я страстный любитель подглядывать и подслушивать окружающую жизнь. Вот и в тот раз от скуки ожидания, я занялся именно этим делом. Сперва я пытался понять, о чем говорят эти женщины. Но очень скоро внимание переключилось на то - не о чем они говорят, а как они это делают. Какой же удивительной оказалась их речь! Я слушал и жалел только об одном. Жаль, что в эту минуту у меня под рукой не было диктофона. Речь бабушек была до того чудесно музыкальна и при этом богато информативна! Никакая запись в виде слов на бумагу или, как это делается сейчас – кнопочками в комп, - не смогла бы передать вкус их речи, объемы сочащихся, как из спелого плода, смыслов и будто затаенная рыба в омутах - недосказок. Все это крылось в паузах и интонациях. Вздохи с долгими протяжками сменялись проглатываемыми слогами, отчего слова, будто драгоценные камушки, блистая, переливались многоцветием звуков. Диапазон их речи , будто полноводная река, растекался от тихой приглушенной скорби до озорной насмешки и веселого незлобивого юмора.
- Да, сколько душевных богатств эти люди хранят в себе ! При этом они не разучились речью выражать чувства! - стоял в сторонке, слушал и для себя понимал я. – А что же мы? Мы горожане давно разучились так широко чувствовать и потому нам нечего друг другу сказать. Наши сердца обмелели, а речь стала сухой и, как формула, рационально выверенной. Да, все так. Именно от удушающей математики мысли выглядят какими-то безвкусными переваренными макаронами.
С той встречи прошло много времени. Жизнь наша запуталась в сетях паука интернета. И вот я открываю комп и натыкаюсь на статью о русском полифонизме автора Марии Шрамовой. Пересказывать здесь статью считаю бессмысленным делом. Ее надо читать и потом надо много думать. Именно так в современном прогматичном и высоко технологичном мире осуществляется настоящее общение. И только так мы способны обогатить себяи украсить окружающую нас действительность. Это так просто. Открыл, к примеру, книгу, прочел страничку , задумался и, сквозь века, протянул и пожал руку автору. Вот так между людьми происходит бескорыстный обмен роскошными богатствами чувств и нетленными истинами. Вот и, прочитав эту статью, каждый сможет еще что-то узнать о себе и о национальном характере русского народа.
2
Недавно один известный российский медийный деятель с твердым взглядом, явно женственными интонациями и сильным либеральным акцентом назвал русский народ (вслед за европейским культурологом, которого он очень внимательно прочел) – так вот, - он назвал русский народ народом субстрационным. Это такая интеллектуальная конструкция помесь из субстанции и субстрата. В том смысле, что русские именно по коренной сути не желают, да и не способны развиваться. Не то чтобы не способны, а просто от природной лени и вековой неподвижности не хотят дюже шибко напрягаться. И вот это, - доставшееся вышедшему из рая Адаму почти святое качество медийный босс оценивает, как жирный минус. Тут очевидно противоречие и потому надо разобраться. Ну, действительно, - теплые сортиры, горячая из крана вода и вездесущий интернет ведь это блага цивилизации. Как можно их игнорировать? Кстати, народный бездельник (назовем его Ванькой или Вовиком) ничего против цивилизационных благ никогда не имел. При этом наш Ванька с удовольствием будет лежать на печке, плевать в потолок, давить мух и рассуждать о достоинстве того же интернета!
- Нафига мне теплый сральник? – в конце концов, заявит он, - Дырка ведь в тубзике есть!
А ведь действительно дырка в его туалете есть и в этой логике нахрен бы ему теплый сральник? При этом русский Ванька отлично знает, - если на морозе надолго в таком туалете присесть, то жопа и кое-что конкретно замерзнут. Но ведь это если не просто покакать, а через смартфон в интернет пялиться или газетку читать...
И вот тут надо напрячь мозги и понять - это про что так убого рассуждает Ванька. Напомню, наш гипотетический русский мужичок не против теплого сортира и если очень захочет, то и комфорт сладить сможет. Значит, не хочет. Вот где ответ. А спроси его- почему ты не хочешь вокруг себя создать комфорт?
Он с удивлением поглядит на тебя да, скорее всего плечами пожмет типа - не знаю! Чтобы не оказаться в смысловом тупике, надо вернуться к утверждению высоколобого медийного боса и, отбросив жирный минус, поинтересоваться что же, в самом деле, означает употребленные им термины «субстанция» и субстрат»? А если не поможет философская энциклопедия, то можно послушать что про это думает бард Игорь Растеряев. Это, если кто не знает, - русский парень и наш современник. А еще он поэт, композитор и исполнитель.
Кстати, именно он про дремучего Ваньку т. Е. про дядю Вову хорошо нам спел. Его песенка так и называется «Дядя Вова». В любом поисковике набираем два слова - «Игорь Растеряев» и слушаем простые переливы его гармошки.
3
В интернете на FB есть группа «Русь триединая». Это общедоступное сообщество. И в этом сообществе есть девушка по имени Маша Грачова. Так вот, Маша как-то выложила ссылочку на одну из чудесных песенок Игоря. Песня, как помню, называлась «Рожок». Ну, я по ссылочке и сунулся. А как сунулся то неожиданно для себя наткнулся на интереснейшего человека. У американского уважаемого мною писателя товарища Сэлинджера в его самом известном романе есть рассуждение главного героя о том, как он различает людей. Для него хороший человек тот, которому после общения хочется пожать руку.
Так вот, Игорю Растеряеву пожать руку хочется.
4
Как сказал один пастух - вернемся к нашим баранам. Буквально сегодня я тиснул в группе «Русь триединая» статью Марии Шрамовой о феномене русского полифонизма и получил от Маши Грачовой следующий ответ:
- Очень любопытная и интересная статья. Спасибо.
Я порадовался и тут же написал ей ответ. Вот он:
«И вам Мария спасибо. Ведь, кажется это вы рассказали здесь про Игоря Растеряева. С того времени я часто его слушаю. Гармошка, простоватая музыка и голос, как поют в деревнях на завалинках, у реки у костров, на поминках и праздниках. А "Ленинградская песня" так просто вышибает слезу. У меня ведь в 1944 году в январе, освобождая Ленинград, погиб дед по матери Григорий Шаповалов. Офицер, капитан, летчик, на тяжелом бомбардировщике он был сбит и где-то в гатчинских болотах погиб. В его память и в память всех погибших освободителей Ленинграда , я когда-то написал стихотворение. Вот несколько строчек:
Ленинградский, болотами вскормленный лес.
Здесь деревья крестами стоят до небес,
тут Россия своих хоронила детей,
и остался вопрос без ответа: «Ты чей?»...
Сколько раз я слушал эту песню Игоря! И столько же раз, утирая слезы, не переставал восхищаться его талантом! Как человек, профессионально занимающийся литературным творчеством, могу сказать одно- по стихам и исполнению все у Игоря выполнено на пятерку с плюсом. В тексте нет ни одного пустого или лишнего слова. Все слова, интонации и разрывающие сердце звуки гармошки бьют в десятку! Ну и другие стихи у него тоже хороши. Игорю удается сочетать высокую поэзию с нашими земными радостями и заботами. А еще - Игорь создает такие удивительные интонации, будто не поет а предъявляет тайну русской души. Действительно, житие-бытие русской души дюже привлекательно и загадочно. Это, на мой взгляд, субстрат не какой-то особенной закваски. Там сквозит что-то первичное, девственное и почти дикое, что когда-то было присуще всему человечеству. Вот и статья Марии Шрамовой об этом. Отталкиваясь от ее мыслей можно сказать, что в нашей русской хоровой полифонии мы все вроде поем каждый свою партию. Но, в сущности, все мы, так или иначе (даже если ничего не делаем), то все равно как-то пытаемся лепить единое дело так сказать тянем общую песню. Иногда в этой песне все кажется таким светлым и ясным. А порой – все будто в тумане - трудно разобрать».
5
Хочу напоследок предложить простое математическое сложение с последующим вычитанием:
Давайте представим человека, к сущности которого время прилепило конституцию, теплый нужник, вездесущий интернет, отличную машину и кучку разнообразных гаджетов. Вопрос – как мы с подобными прибамбасиками назовем такого человека? Я едвали ошибусь, если назову этого условного паренька– человеком цивилизованным. А теперь вопрос на вычитание. Если у этого цивилизованного паренька взять да вычесть конституцию, вырубить интернет и запереть дверь в теплый туалет? Чего тогда с ним будет? Неужели он останется таким же цивилизованным красавцем? Сомневаюсь. Этому пареньку Фридрих Ницше на выбор предлагает два пути:он должен или себя убить, или стать сверхчеловеком. Что такое сверхчеловек? Достоевский в Родионе Раскольникове представил такого супер-героя. На фоне всяких там Лужиных и Сведригайловых малый, хоть и зарубил старуху, но ведь симпатичен. А вот, испытать муки, на которые Раскольников себя обрек мне бы не хотелось. Но довольно отступлений! Назад к нашим бараньим вопросам! Я спрашиваю: без благ цивилизации кем будет современный человек? Вопрос до тех пор останется открытым, пока, какой–нибудь сумасшедший возьмет да клацнет рубильником! Вот тогда мы и поглядим на самоуверенных детей цивилизации. Как? Что это такое? Разве возможно чтобы гордый человек упал на колени! Увы, но очень даже возможно. Так не лучше ли, упрятав свою гордость в спущенные штаны, просто сидеть на дырке в углу огорода и оставаться полупьяненьким и добродушным дядей Вовой из философской песенки Игоря Растиряева?
Все. Более сказать мне нечего. Кто смог понять, - тому спасибо. А остальным мой поклон и извинение за отнятое время. С уважением ко всем Сергей Царапкин
Свидетельство о публикации №218091400230