Античная культурология
Наиболее ранней у греков была мифологическая концепция Гесиода (7 в. до н. э.), считавшего магистральным путём развития культуры её вырождение от золотого века, века богов и героев, к веку железному, веку несовершенных людей, в деградации своей опускающихся всё ниже.
Софисты в 5 в. до н. э. впервые зафиксировали текучий, изменчивый, релятивистский характер культуры, условность её норм и необязательность её требований. Они впервые атеизировали, демифологизировали культуру, поставив мифы и богов вне высокой культуры. Именно софисты провозгласили гуманизм принципом высокой, настоящей культуры. «Человек есть мера всех вещей, существующих, если они существуют, и не существующих, если они не существуют», провозгласил софист Протагор. До сих пор именно гуманизм, гуманность, человечность, человеческое отношение к человеку считается главным культурным принципом человечества.
Сократ (5 в. до н. э.) был только частью этого софистического движения, но он выявил важность интеллектуального в культуре, связанного с правильным, логическим мышлением. По мнению Сократа только разум, базирующийся на самопознании человека, может построить совершенное общество, совершенное государство, а значит и совершенную культуру. Эта софистически-сократовская культурная революция до сих пор остаётся главным переворотом в мировой культурологии и в мировой культуре вообще. После Сократа почти все античные культурологи развивали свои концепции в русле концепции Сократа, они стали предлагать наиболее разумные способы совершенствования культуры.
Платон (5-4 вв. до н. э.) считал, что эта высокая интеллектуальная культура может быть свойственна только элите общества, обладающей особыми качествами. Массовая же, народная культура никогда не поднимется до этого и только её силовое, государственное подавление позволяет сохранить высшую элитарную культуру.
Аристотель (4 в. до н.э.) считал, что только древнегреческая культура и может претендовать на такую элитарность. Аристотель считал, что развитие культуры идёт циклически, никакого прогресса в культуре нет.
Прочие античные последователи Сократа предлагали разные пути понимания и развития культуры.
Аристипп-гедонист (4 в. до н. э.) считал сутью культуры физическое наслаждение.
Евклид-мегарик (4 в. до н. э.) предлагал совершенствовать культуру гармонизацией элементов мироздания, каждый из которых обладает собственной культурной значимостью.
Антисфен-циник (4 в. до н. э.) считал настоящей культурой только народную, массовую культуру неприхотливости, бедности и труда.
Зенон-стоик (4-3 вв. до н. э.) предлагал совершенствовать культуру личности воздержанием от сильных эмоций.
Эпикур (4-3 вв. до н. э.) считал сохранение культуры личности возможным только через уклонение от саморазрушения, свойственного человеческому обществу и государству.
Пиррон-скептик (4-3 вв. до н. э.), единственный противник Сократа в античной культурологии, оставаясь на почве софистического релятивизма, считал интеллект, науку разрушительными для культуры.
Римские и позднегреческие культурологи Лукреций, Цицерон (1 в. до н. э.), Сенека (1 в.) и Секст Эмпирик (2 в.) только повторяли и развивали некоторые из уже созданных греками концепций – платоническую, стоическую, эпикурейскую, скептическую.
Последним словом античной культурологии стал неоплатонический подход Плотина в 3 в., превративший культурный элитаризм Платона в многоступенчатую конструкцию, внизу пирамиды которой стояла материальная, народная, массовая, бесполая, бесчувственная, безумная и безбожная культура, второй ступенью вверх стала псевдоэлитарная, женственная культура чувств, искусство с его страстями, ещё выше располагалась элитарная мужественная интеллектуальная, научная культура. Наивысшей же ступенью культуры Плотин считал сверхэлитарную религиозную культуру самосозерцания бога в себе.
Свидетельство о публикации №218091400544