Дорога жизни

Дорога жизни.
Именно по такой дороге, в двадцатые годы прошлого века, из центральной России пешком на Донбасс шла молодая семья.
Муж и жена, на руках попеременно они несли  свою маленькую годовалую доченьку.
Повсюду свирепствовал разбой, голод и холод, воровство..смерть.
Это были мои дедушка с бабушкой. На руках совсем ещё крошечная мама моя..
 Дорога невозвратной юности и детства босоногого.
Сколько воспоминаний у меня о тебе, юность моя, ты ушла навечно, но возвращаюсь я мысленно к тебе с доброй улыбкой и со щемящей грустью.
Разные дороги уводили меня от тебя и разные выпадали испытания.
Радости перемежались огорчениями, не все, далеко не все дни были солнечными, да так наверное и не бывает, даже у самых беззаботных.
Дорога детсва моего, самая счастливая и беззаботная пора.
Пыльные тропинки, по которым бегала босАя с такими же девчонками и пацанами.
Летом, в какой-нибудь знойный полдень, нам так хотелось побыстрее  окунуться в воду речки.
Холодок радости успокоил бы наши загорелые ноги, которые от солнца и пыли начинали шелушиться.Мы бежали по этой пыльной дорожке, но вскоре замедляли свой бег, бежать слишком быстро по этой тропинке было опасно, каждый попавшийся малюсенький камешек или даже крупинка засохшей земли, больно кололи босые ноги.
Каждому из  этих  ребят выпала своя дорога жизни, и пусть не такой уж была она ровной и гладкой, но шли по ней они с высоко поднятой головой.
Давно повыгорели, повылиняли травы, цветы, деревья, поблекло даже небо, и все это, казалось,  было сейчас одного рыжего цвета-как солнце.
Только впереди, на самом  верху пригорка, на бугре, где как маленький сказочный теремок стоял железнодорожный вокзал, еще зеленели ели и сосны у памятника погибших в  мировую войну наших солдат, у них тоже была своя дорога жизни, которую не суждено было им пройти до конца.
Этой тропинкой, ведущей к железнодорожному полотну, мне нравилось бегать  и о ней, тропинке детства моего, у меня сложились свои впечатления.
От этой тропинки как паутина в разные стороны разбегались другие тропинки.
Почему- то именно здесь у реки они вились и будто, чуть постояв одна с другой, а то и пройдя немного рядышком, обменявшись новостями, расставались, разбегались к дорогам в разные посёлки.
Тропинки-это те же ручьи, которые будто обнюхивая, выбирают самый короткий, самый лучший путь и впадают в реки.
Кстати, а куда впадают сами тропинки?
Конечно же в дороги: петляют, петляют, покуда не уткнутся носом в какой-нибудь пыльный шлях.
А дороги-это уже реки, и впадают они, видимо, в города.
Нет, сначала в хутора, деревни.
Пылят себе из посёлка в посёлок- как из озёра в озеро.
А кончаются ли где дороги?
Наверное, нет.Просто войдя в город, они выходят из него с обратной стороны-другими уже дорогами.
Дорогам нельзя кончаться.
Это уже плохо, когда тропинка или дорога, никуда не впадая, пересыхает где-то в поле, в лесу, на лугу, и зарастает травою, как вон та тропинка, что ведёт к хате Лисавки, которая живёт одна и, больная, редко когда на улицу она выходит..
Ирония судьбы, пока ходила она по тропинкам- дорожкам своим, была нужна она всем, сыну, которого вырастила сама без мужа, соседкам-подружкам, а теперь, кроме Катюшки, молоденькой почтальонки, никто к ней и не заходит.
Катюшке тоже выпала своя дорога жизни, которая слишком рано  оборвалась..
Мне кажется, каждому обидно видеть некогда утоптанную стежку или наезженную дорогу, по которой ходило столько ног, заросшею, трава пробивает даже утрамбованную землю.
И почему все же зарастают стежки,-пересыхают как реки, дороги?
Дорогу детства и юности моей,
часто небо заволакивало тучами, но разве они могли остановить тогда меня,  у той, чье  сердце горело и для которой, дорога испытаний была самой жизнью?!
Конечно, были и есть люди, у которых солнца было больше, но были и есть такие люди, которых оно не очень жаловало.
У каждого из нас есть своя дорога жизни, которую нам суждено или не суждено пройти до конца.
Многое сказано, и написано о тебе, дорога жизни нашей..
Так и я вспоминаю тебя..
Дорога жизни моей.
Мысленно возвращаясь в своё прошлое, задаю часто себе я вопрос:Смогла бы я выбрать инной себе путь, более проторенной дорогу жизни своей?!
Нет, не суждено мне это было.
Сам Господь Бог выбрал мне этот путь, по которому я иду до конца жизни своей.
Пусть не вся дорога моя гладкой была, но иной мне и не надо..
И..пока я жива, хожу по тропинке своей, она ещё не заросла, и думаю, надеюсь, что ещё долго она не зарастёт.
Дорога жизни моей..

Раиса Арсентьева.


Рецензии