Забытые земли

 
      Моя краеведческая тема не претендует на открытия и научные обобщения историко-географических фактов, глобальным образом влияющих на мировоззренческие взгляды людей. Личный интерес в проработке  найденных мною исходных данных, как исследователя, проще. Он заключается в выявлении  тех «крох» забытого моими нынешними земляками, комсомольчанами,  о Предыдущих. О тех россиянах, которые жили 3-4 поколения назад в местах под общим названием «Комсомольский район», а также в черте города на берегах реки Амур. Хотелось бы найти, всколыхнуть и обогатить память современников и будущих поколений знанием того, что известно уже только «единицам» (например, альбом Фефилова П.Л. «Рисунки деревень  на Приамурских землях», произведения С.И. Вишняковой и материалы других авторов-краеведов), которое вскоре может бесследно уйти в Лета. Необходимо подтвердить известное  то, что приамурские и даже ныне городские земли, уже давно, до строительства города Комсомольска-на-Амуре, были социализированы. На это были положены многочисленные жизни предыдущих поколений населения, тех, о скромной жизни которых мы мало знаем.

     И, конечно, на самом деле не до конца известны составляющие личных факторов, так называемые, «мотивы поступков» определённых групп людей, селившихся издавна и до ближайших дней, на берегах Амура, приехавших из глубин России, преодолев неизмеримые тяготы длинного пути. Например, почему они уходили для организации своей жизни в малодоступные и удалённые места? Понятно, что они жили по-другому, не так как мы – современные жители, они о другом мечтали, и, вообще, были другими. А какими? На сегодняшний день остаётся открытым, казалось бы, простой вопрос: почему значительные группы людей селились изолированно от мест большого организованного и официально принятого поселения, города, например, где было бы, казалось, проживать более комфортно?

     Можно только предположить сейчас, что побудительными мотивами  ухода населения в сельский быт были причины субъективного и объективного характера. К ним можно отнести: продолжение привычного патриархально-традиционного сельского образа жизни; реализация собственнических интересов; уклонение от контроля органов власти; принятых религиозных верований и т.д.; нехватка земель для проживания (Китай) и т.п. и др.

      Известно, что 1932 год вошёл в историю страны, как начало строительства города Комсомольска-на-Амуре. В то же время, из архивных данных год стал известен, как период заселения не только новых домов по улицам города, но также и близлежащих к нему территорий.

     Так, необходимо отнести и организацию возникшего поселения под названием «Чапаевка», расположенного на прибрежных землях за городской чертой, ниже по течению реки Амур. ( Глава 2)
 
     Известен и тот факт, что к 1932 году можно приурочить начало поселения на Островах, находящихся в районе впадения реки Силинка в воды Амура. Острова стали известны сейчас многим (на основании соответствующих публикаций автора в том числе рассказ  "Забытые острова" и передачи их в Краеведческий музей города Комсомольска-на-Амуре) и уже не забыты, хотя исследования продолжаются и обогащаются новыми материалами.  Кроме того, на береговой линии этого района города в 80 годы 20 века выстроен и успешно  заселён со всей инфраструктурой посёлок «Парус». А в настоящее время уже узаконен проект  дальнейшего благоустройства этого посёлка как Территории Опережающего Развития.

     И многие, многие другие заселённые, иногда, на непродолжительное время места, которые  имеют свою ценность отслуживших очагов культуры, внесших определённую лепту в историю освоения земель Приамурья и, оказавшись началом или продолжением родословных семей и фамилий, которые будут музейно интересны многим потомкам горожан в будущем.



      2. Село «Чапаевка»*

      Чапаевский Сельский Совет народных депутатов Комсомольского-на-Амуре района был образован в 1932 году. Административный центр – село «Чапаевка».

     Позже, в разное время, Чапаевский Сельсовет  объединил по территориальному признаку несколько населённых пунктов, каждый из которых уже имел  к тому времени свою историю проживания. К ним относились, кроме села «Чапаевка», село «Шарголь», «Дом Отдыха», «Камышовая падь». Этот состав Сельсовета зафиксирован с 1953 года.

     Село «Шарголь» было образовано в 1938 году на основе существовавшего там гольдского стойбища. История возникновения стойбища говорит о том, что в 1870 году с реки Горин пришли несколько человек гольдов, которые поселились в этих местах. На дату образования села «Шарголь» стойбище состояло из двух дворов, где проживало семь мужчин и четыре женщины.


     Фамилию  этого рода точно установить пока не удалось. Предположительно  можно сказать, что, скорее всего, они (одиннадцать поселенцев) относились к роду Самар - одного из самых больших и известных в Комсомольском районе. Поскольку из  найденных в  публикации источников известно, что,  учитывая их приход с реки Горин (Горюн), где всех жителей называли «самагирами» при Крещении в православии, что обозначало - документально зафиксировано - фамилию рода Самар.

     Удалось выяснить о гольдах следующую информацию, которая поможет нам представить этот народ и узнать образ его жизни в то далёкое время, а также понять, что заставило этих людей далеко уйти из обжитых мест и от своих сородичей.

      «Гольды - народ тунгусского племени, живший на р. Амур, преимущественно по правой его стороне, начиная от впадения в него р. Сунгари и до устья р. Горин (Горюн), а также по южным притока Амура по р. Сунгари в нижнем его течении и по р. Уссури до самого её верховья… Название Гольды стало известным только после занятия края русскими в 1950-х годах…
Язык гольдов близок к маньчжурскому. В образе жизни много китайского: мужчины заплетают волосы в одну косу, женщины – в две, девушки носят волосы распущенными и т.п. Живут разбросанно, в несколько семей или отдельными посёлками. Зимой в мазанках или фанзах, летом – в шалашах из бересты и камыша. Могут стать осёдлыми, но не крепко привязаны к месту. В случае плохого улова или уменьшения зверя легко переходят на другое место. Иногда за 100 и более вёрст. Используют в рыбалке лёгкие берестяные лодочки (оморочки) или дощатые (выдолбленные из целого ствола)…»  Так пишет  о гольдах «Энциклопедия слов» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

      В 1940 году был образован «Дом Отдыха», который также вошёл в состав Чапаевского Сельсовета.( Историческая справка будет приведена позже).

      О селе «Кедровая падь» сведений на данный момент не найдено.


      Из архивных источников об общей жизнедеятельности Чапаевского  Сельсовета на сегодняшний день автору стало известно следующее.

      Село «Чапаевка» было заселено в 1932 году. Основную часть его населения составили бывшие жители села «Пермское», организованного переселённые путём освобождения своих «насиженных» мест в связи с началом строительства города Комсомольска-на-Амуре. (По решению организаторов стройки дома  жителей села были распределены между первостроителями или строители подселялись в дома оставшихся на своих местах жителей, пожелавших  участвовать в общих работах).

      Источник названия села «Чапаевка» неизвестен.

      В селе «Чапаевка» проживало предположительно свыше 200 человек в 50 дворах. Имелось стадо крупнорогатого скота, около 20 свиней и 20 лошадей.

      По состоянию жизнедеятельности села и всего Чапаевского Сельсовета активно функционировали и планово финансировались из средств Комсомольского райисполкома все необходимые местные органы власти, а также относящиеся к органам здравоохранения, просвещения и культурно-просветительным.
Так, например, известно, что на 1956 год:
Состав Чапаевского Сельсовета состоял:
1.Председатель – Силин В.Х., образование 4 класса, оклад 450 рублей;
2.Секретарь – Лебедь Г.П., образование 7 классов, оклад 306 рублей.

      В селе работал фельдшерско-акушерский медпункт, который был заполнен, согласно штатного расписания, медперсоналом:
1.Заведующий – Гете Николай Фёдорович, должностной оклад 675 рублей;
2.Санитарка – Тадюк, оклад 175 рублей.

      В селе постоянно работала начальная школа, которой отпускалась годовая сумма в размере 11000 рублей на зарплату учителям, уборку, приобретение канцелярских товаров, не считая сумм на ежегодные  мелкие и крупные ремонты. Заведующей школой известна Полякова Полина Петровна. Школа имела 3 кабинета, 8 окон.
       В отдельных жилых поселениях Сельсовета в наличии имелись избы-читальни, клубы, библиотеки, на работу которых отпускались денежные средства в размере 8000 рублей ежегодно. Известно, что в селе «Чапаевка» имелся в отдельном помещении клуб, в котором штатно работали завклуб, уборщица.

       Население  занималось картофелеводством, животноводством, рыболовством. В связи с этим, Чапаевский Сельсовет имел обязательные плановые поставки государству соответствующей продукции. Так, например, на 3 квартал 1956 года план составлял по: молоку - 1525 литров; мясу – 1378 кг; яйцу – 150 шт.;  картофелю – 855 кг; коже – 2 шт.

       Государству систематически отчислялся подоходный налог с населения, сельский налог, а также налог с холостяков и малосемейных граждан.

       В 1956 году жизнь села «Чапаевка» серьёзно осложнилась. Были высокие осенние паводковые воды.

       Произошло полное затопление рекой Амур земель, занятых под жилищным фондом Чапаевского Сельсовета и всех примыкающих сельскохозяйственных угодий. Поэтому, (цитата): «Решением № 472 Исполкома Хабаровского краевого Совета от 18.12.56 «О перенесении административного центра Чапаевского Сельского Совета из села «Чапаевка». Перенести административный центр Чапаевского Сельского Совета в п. «Галичный», сохранив название».

      Следовательно, в результате наводнения 1956 года село «Чапаевка» перестало существовать, как самостоятельная структурная единица. Его жители были переведены, т.е. срочно эвакуированы на катерах, частично в п. «Галичный» и в населённый пункт «Свободный» по желанию.

      В последующие годы, освобождённые из-под воды земли бывшего села были постепенно заняты дачниками.

Предлагаемые сведения пополняются.
Интернет. Гольд Дерсу-Узала в молодости
---------------

* Из «Материалов архива Администрации Комсомольского района», 1956 г.
** С.И. Вишнякова, «Село Пермское на Амуре», Документальная повесть, изд. первое, 1991 год.


Рецензии
Низкий поклон Вам, Лидия, за такую кропотливую краеведческая работу!
Это бесценные страницы нашей истории.
Прочитал с большим интересом.
Здесь, на Прозе, таких исторических материалов очень мало.
А они так нужны!
Пишите! У Вас это хорошо получается!
С глубоким уважением и признательностью,

Валерий Бородянец   23.04.2020 11:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валерий!

Старых поселений на Приамурских землях очень много. Меня интересуют те, которые брошены народом по разным причинам.Приходится работать в архивах, искать следы и причины ухода. Так много интересного находишь! Какой поток людской прошёл по этим далёким местам, всем кажется - диким, но жили здесь люди всегда.

Спасибо за внимание к моим публикациям !

Всегда Вам рада, Лидия.

Лидиия Смирнова   26.04.2020 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.