Римский-Корсаков и Свешников

   Александр Свешников, основатель киностудии имени Дворжецкого, в прошлой жизни был композитором Николаем Римским-Корсаковым, и творчество режиссёра по своей глубинной сути поразительно похоже на творчество композитора.
   Доминантами художественного мировоззрения Римского-Корсакова были «вселенское чувство» (его собственное выражение) и широко понимаемый мифологизм мышления. В главе из «Летописи», посвященной «Снегурочке», он сформулировал свой творческий процесс следующим образом:
   – Я прислушивался к голосам природы и народного творчества, и брал напетое и подсказанное ими для своих произведений.

   Внимание композитора в наибольшей степени сосредоточивалось на великих явлениях космоса – небе, море, солнце, звёздах, и на великих явлениях в жизни людей – рождении, любви, смерти. Этому соответствует вся эстетическая терминология Римского-Корсакова, в особенности его любимое слово – «созерцание». Его заметки по эстетике открываются утверждением искусства как «сферы созерцательной деятельности», где объект созерцания — «жизнь человеческого духа и природы, выраженная во взаимных отношениях».
   Свойственная Римскому-Корсакову отзывчивость к прекрасному в явлениях реальной действительности нашла отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образах природы, играющих большую роль в его сочинениях. Картины моря, леса, разгорающейся утренней зари, ночного звёздного неба, пейзажи Севера и Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы» – все это подвластно музыкальной фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи. Римский-Корсаков был наделён каким-то особенным талантом живописать средствами музыки. Однако музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и точностью музыкального изображения, но и поэтической одухотворенностью, глубокой лирической выразительностью. Они эмоционально окрашены.
   По особенностям своего дарования и мироощущения Римский-Корсаков принадлежит к числу художников-оптимистов. Произведения его как бы излучают солнечный свет и тепло, подчёркивают мудрое, гармоническое начало в жизни, и вся его музыка, наполненная воздухом и красками живой природы, передаёт многообразную красоту мира.
 
   ______________

   Михаилу Врубелю очень нравилась музыка Н. Римского-Корсакова – она вдохновляла его на собственное творчество, а что касается композитора, то он был достаточно сдержан в оценке работ Врубеля, отдавая предпочтение картинам В. Васнецова.
   Но в следующих воплощениях композитор и художник словно поменялись местами! Теперь уже Свешников неизменно восхищается искусством актёра Дворжецкого и, вдохновлённый его талантом, решает стать кинорежиссёром – чтобы снимать Влада в своих фильмах.
   К сожалению, этой мечте не суждено было сбыться, но во всех картинах Александра Свешникова, также, как и в творчестве Дворжецкого, наиболее значимыми являются молчаливые сцены…
   По признанию самого Свешникова, Владислав Дворжецкий часто приходит к нему во сне – почти перед каждым новым фильмом. И они разговаривают о жизни…



   О прошлых жизнях Дворжецкого написано в публикации «Фантастический Дворжецкий»
 http://www.proza.ru/2018/07/21/319


Рецензии
Светлана, какая колоссальная работа проводится Вами! На сколько всё это интересно и необычно! С теплом и восхищением, Елена.

Елена Самойленко 4   13.03.2020 23:21     Заявить о нарушении
Елена, вы правы! Эта колоссальная работа не тяжела, так как связана с искусством, которое приносит лишь радость! И глубокое ПОНИМАНИЕ прошлых жизней Дворжецкого приходит лишь тогда, когда узнаёшь прошлые жизни Личностей, что так или иначе пересекались с ним...

Светлана Шакула   14.03.2020 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.