Утки

Утки.
Встречать этих красивых птиц приходилось в жизни достаточно часто, так как утки гнездились, и выводили птенцов, на тех же водоемах где мне  приходилось ловить рыбу. Если на озере Лебяжье можно было наблюдать за этими птицами только издалека, так как близко к себе они человека не подпускали, то на реке Казанке их можно было увидеть чаще и ближе. Здесь их инстинкт самосохранения был притуплен из за обилия камыша, или птицы уже давно привыкли жить рядом с рыбаками и садоводами. В том месте реки, где сейчас стоит стадион Казань арена раньше были обширные заливные луга, и во время весеннего разлива вода подступала прямо к заборам садовых участков расположенных на берегу. Поэтому гидрокостюм приходилось одевать в кустах тальника на берегу и пробираться по тропинке в камышах к месту лова. Вот здесь впервые пришлось близко столкнуться с уткой неудачно построившей свое гнездо рядом с тропой, по которой рыбаки скрытно заходили в воду. Странно было видеть испуганную мамашу сидящую на яйцах которая бусинками своих крохотных глаз как бы просила пройти мимо и не беспокоить ее. Несмотря на то, что проходилось проходить мимо утки буквально в полутора метрах она не бросала своего гнезда, только жалобно смотрела своими бусинками глаз на идущего человека, явно желая чтобы ее оставили в покое. Да не нужна ты мне, помнится невольно  сказал я птице понимая, что в этом месте высидеть птенцов у нее вероятнее всего не получится ведь наверняка найдутся люди, которые заберут из гнезда ее яйца. В итоге так оно и получилось, ведь вскоре гнезда этой утки около тропинки не оказалось, а на берегу я нашел утерянное кем то утиное яйцо величиной сравнимое с куриным но странного голубоватого цвета. Когда жена сварила принесенную с реки находку то оказалось, что оно совершенно свежее а по вкусу не уступает куриному. Как я уже писал ранее, обычно на рыбалку приходилось приезжать заранее и с противоположного высокого берега Казанки наблюдать в бинокль, что делается на лугах. Такая мера позволяла решить сразу несколько задач. Во первых удавалось отследить где затаились инспектора рыбоохраны или милиция приехавшая ловить браконьеров. Отследить проложенные рыбаками тропинки в камыше, по которым они ходили проверять свои снасти. Найти менее посещаемые рыбаками места на заливных лугах где больше всего собирается рыба, а главное где находятся домики ондатры или гнездятся утки. Таких мест нужно было избегать больше всего ведь запутавшаяся в сети птица, или зверек. безнадежно портили снасть и ее приходилось бы постоянно чинить. Вспоминается такой случай, когда мой напарник по рыбному лову Рязанов Николай на озере Лебяжье, решил поймать карасей больше моего для чего наложил в бочку своего вентеря хлеба. Каково же было его разочарование, когда на следующий день вместе с рыбой он обнаружил в своей ловушке мертвую ондатру. Да и рыбы у него оказалось не больше чем в моей ловушке. Отказаться от использования для рыбного лова сетей меня побудили две птицы, запутавшиеся и погибшие в снасти на реке Казанка. С тех пор я ловил рыбу только с помощью вентерей своей собственной улучшенной конструкции, причем мне вполне хватало для этого всего двух или трех снастей, а не десятка как у других рыбаков. Вспомнить давнюю историю с утками меня заставила сохранившаяся запись в моем личном дневнике. куда я записывал все свои похождения. Так как запись в общей тетради от шестого июня 1995 года трудно читаема ниже я приведу весь тест сохранившийся за этот день. (6 июня 1995 года. Переменная облачность, холодный ветер, вода из камышей практически вся ушла, осталась только в низинах по колено глубиной. Вентеря снял, один вентерь принес домой два других спрятал в камыше. В голубой вентерь, который принес домой, в обе бочки залезло по утке с птенцами девять штук. Уток и птенцов выпустил, но три утенка погибли. Видимо их привлекла рыба в бочках. Щука шесть штук,  одна из них один килограмм, гибрид две штуки по одному килограмму каждый, лещ две штуки, окунь шесть штук). 1. Благодаря этой сохранившейся записи можно достаточно подробно вспомнить, что происходило в тот день. Как обычно я еще засветло поехал на трамвае на реку. Проезжая по мосту через Казанку я обратил внимание, что вода из лугов почти полностью ушла а стоявший вертикально в воде камыш весь полег превратившись в однородную серо желтую массу. Только в том месте где стояли три моих снасти виднелись холмики покрытые прошлогодним камышом. Поняв, что рыбалка в этом году закончилась, я решил прямо днем сходить в луга, и забрать свои вентеря ведь опасаться за их сохранность не приходилось, раз уж я решил больше в этом сезоне свои снасти не использовать. Опасаться милиции или инспекторов рыбоохраны тоже уже не приходилось ведь проплыть на катере стало невозможно, а от людей на берегу можно было уйти в любой конец заливных лугов и скрыться в прибрежном кустарнике. Без проблем я смотал и отнес ближе к берегу два первых своих вентеря. Рассчитывая забрать их домой на следующий день, я спрятал свои снасти, сунув их в воду под полегший камыш. Такая предосторожность была уместной, ведь иногда люди поджигали сухой камыш, и мои снасти тогда могли попросту сгореть, если бы лежали спрятанными на берегу. Но то, что ожидало меня с моей самой лучшей третьей снастью невозможно себе даже представить. Убирая пластом лежавший на ловушке старый камыш я еще не предполагал того, что увижу в торчащей наполовину из воды снасти. Все началось, когда я выдернул из земли удерживающий ловушку колышек и приподнял первую из двух бочек. В ней оказалась взрослая утка с выводком маленьких утят. Со страху птица стала метаться в бочке хлопая крыльями по своим же птенцам. Оправившись от первого шока я раскрыл стянутую лямкой заднюю воронку вентеря и сунув внутрь бочки руку схватил птицу за длинную шею. Как только я вытащил птицу из бочки и откинул в сторону она не улетела как ожидалось а приземлилась в паре метров от меня громко крякая и видимо таким образом призывая к себе птенцов. Затем я стал по одному вытаскивать из снасти испуганных птенцов которые очутившись на свободе усиленно махая крыльями бросились к своей матери. Но один утенок оказался уже мертвый, так как сама мамаша видимо со страха забила его крыльями. Со второй бочкой вентеря оказалась та же картина, там тоже сидела мамаша с несколькими утятами, правда она успела забить крыльями насмерть двух своих птенцов. В этом третьем вентере и рыбы оказалось больше чем в двух первых ловушках, но вряд ли утки позарились на попавшуюся рыбу ведь она в большинстве своем была слишком крупная и щуки быстрее бы сожрали маленьких утят, чем стали сами добычей для птиц.
           Использованные материалы.
1. Страница из дневника, фото автора.               


Рецензии