Введение в культурологию

Культурология – раздел исторической науки об истории технологии, искусства, образования, науки и художественной литературы.

В соответствии с разделением исторической науки всю культурологию делят на:

по периодам:

- культуру первобытного общества
- культуру Древнего мира
- культуру Средних веков
- культуру Нового времени
- культуру Новейшего времени

по разделам культуры:

- историю технологии
- историю искусства
- историю образования
- историю науки
- историю художественной литературы.

Иногда историю технологии неточно называют «историей материальной культуры», однако, это название невозможно признать правильным, поскольку вся культура целиком материальна.

В качестве одного из разделов технологии в традиционной (первобытной и средневековой) культуре существовала сфера суеверий, мифов и религии, поэтому история суеверий, мифов и религий этих периодов также входит в состав культурологии.

Существуют разделы культурологии о культурах отдельных стран и регионов. Для России имеет значение раздел о культуре России.

Историю культуры России можно разделить на следующие разделы:

1.Культура первобытного общества на территории России

1.1.история технологии первобытного общества на территории России (до 862 г.)
1.2.история искусства первобытного общества на территории России (до 862 г.)
1.3.история суеверий, мифов и религий первобытного общества на территории России (до 862 г.)

2.Культура Древней Руси

2.1.история технологии Древней Руси
2.2.история искусства Древней Руси
2.3.история суеверий, мифов и религий Древней Руси

3.Культура России Нового времени (1694-1917 гг.)

3.1.история технологии России Нового времени (1694-1917 гг.)
3.2.история искусства России Нового времени (1694-1917 гг.)
3.3.история образования России Нового времени (1694-1917 гг.)
3.4.история науки России Нового времени (1694-1917 гг.)
3.5.история художественной литературы России Нового времени (1694-1917 гг.)

4.Культура России Новейшего времени (1917-2018 гг.)

3.1.история технологии России Новейшего времени (1917-2018 гг.)
3.2.история искусства России Новейшего времени (1917-2018 гг.)
3.3.история образования России Новейшего времени (1917-2018 гг.)
3.4.история науки России Новейшего времени (1917-2018 гг.)
3.5.история художественной литературы России Новейшего времени (1917-2018 гг.)

Важнейшее понятие культурологии – культурная революция, под которой следует понимать преобразование традиционной культуры (культуры первобытного общества и культуры Средних веков) с сильным влиянием суеверий, мифов и религий в современную культуру (культуру Древнего мира, особенно культуру Древней Греции и Древнего Рима) и в культуру Нового и Новейшего времени с сильным влиянием науки, образования, атеизма, художественной литературы и с ослаблением влияния суеверий, мифов и религий.

Причины культурной революции – прогресс технологии, проявляющийся в повышении производительности труда, уровня и продолжительности жизни и просвещенности общества.

Культура интенсивно изучается с момента возникновения современной культуры, науки в Древней Греции. Культурологию можно разделить на культурологию античную (культурологию Древней Греции и Древнего Рима) и культурологию Нового и Новейшего времени, поскольку из-за отсутствия науки в первобытном обществе и в Средние века в эти периоды не существовало и культурологии.

Проблемами культуры первыми в науке Древней Греции занялись так называемые софисты, чьи произведения не сохранились, потом Сократ (ничего не писал), Платон и Аристотель, чьи произведения сохранились, в своих несохранившихся произведениях Аристипп, Евклид, Антисфен, Зенон, Эпикур, Пиррон, потом пришёл черёд сохранившихся произведений римлян – Лукреция-эпикурейца, Цицерона-платоника, Сенеки-стоика, потом снова греков – Секста Эмпирика-скептика, Плотина-неоплатоника.

Наиболее ранней у греков была мифологическая концепция культуры Гесиода (7 в. до н. э.), считавшего магистральным путём развития культуры её вырождение от золотого века, века богов и героев, к веку железному, веку несовершенных людей, в деградации своей опускающихся всё ниже.

Софисты в 5 в. до н. э. впервые зафиксировали текучий, изменчивый, релятивистский характер культуры, условность её норм и необязательность её требований. Они впервые атеизировали, демифологизировали культуру, поставив мифы и богов вне высокой культуры. Именно софисты провозгласили гуманизм принципом высокой, настоящей культуры. «Человек есть мера всех вещей, существующих, если они существуют, и не существующих, если они не существуют», провозгласил софист Протагор. До сих пор именно гуманизм, гуманность, человечность, человеческое отношение к человеку считается главным культурным принципом человечества. 
 
Сократ (5 в. до н. э.) был только частью этого софистического движения, но он выявил важность интеллектуального в культуре, связанного с правильным, логическим мышлением. По мнению Сократа только разум, базирующийся на самопознании человека, может построить совершенное общество, совершенное государство, а значит и совершенную культуру. Эта софистически-сократовская культурная революция до сих пор остаётся главным переворотом в мировой культурологии и в мировой культуре вообще. После Сократа почти все античные культурологи развивали свои концепции в русле концепции Сократа, они стали предлагать наиболее разумные способы совершенствования культуры.

Платон (5-4 вв. до н. э.) считал, что эта высокая интеллектуальная культура может быть свойственна только элите общества, обладающей особыми качествами. Массовая же, народная культура никогда не поднимется до этого и только её силовое, государственное подавление позволяет сохранить высшую элитарную культуру.
Аристотель (4 в. до н.э.) считал, что только древнегреческая культура и может претендовать на такую элитарность. Аристотель считал, что развитие культуры идёт циклически, никакого прогресса в культуре нет.
 
Прочие античные последователи Сократа предлагали разные пути понимания и развития культуры.

Аристипп-гедонист (4 в. до н. э.) считал сутью культуры физическое наслаждение.

Евклид-мегарик (4 в. до н. э.) предлагал совершенствовать культуру гармонизацией элементов мироздания, каждый из которых обладает собственной культурной значимостью.

Антисфен-циник (4 в. до н. э.) считал настоящей культурой только народную, массовую культуру неприхотливости, бедности и труда.

Зенон-стоик (4-3 вв. до н. э.) предлагал совершенствовать культуру личности воздержанием от сильных эмоций.

Эпикур (4-3 вв. до н. э.) считал сохранение культуры личности возможным только через уклонение от саморазрушения, свойственного человеческому обществу и государству.

Пиррон-скептик (4-3 вв. до н. э.), единственный противник Сократа в античной культурологии, оставаясь на почве софистического релятивизма, считал интеллект, науку разрушительными для культуры.

Римские и позднегреческие культурологи Лукреций, Цицерон (1 в. до н. э.), Сенека (1 в.) и Секст Эмпирик (2 в.) только повторяли и развивали некоторые из уже созданных греками концепций – платоническую, стоическую, эпикурейскую, скептическую.

Последним словом античной культурологии стал неоплатонический подход Плотина в 3 в., превративший культурный элитаризм Платона в многоступенчатую конструкцию, внизу пирамиды которой стояла материальная, народная, массовая, бесполая, бесчувственная, безумная и безбожная культура, второй ступенью вверх стала псевдоэлитарная, женственная культура чувств, искусство с его страстями, ещё выше располагалась элитарная мужественная интеллектуальная, научная культура. Наивысшей же ступенью культуры Плотин считал сверхэлитарную религиозную культуру самосозерцания бога в себе.

Таким образом, перейдя в 6-5 вв. до н. э. от традиционной, мифологической и религиозной культуры к культуре современной, атеистической и научной, античные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима к 3-6 вв. деградировали обратно в традиционную культуру, однако, многие труды античных культурологов всё же сохранились до Нового и Новейшего времени, оказав большое влияние на культурологические исследования после их возрождения по окончании Средних веков.

Причины культурного многообразия человечества в 18 в. исследовал Ш. Монтескье в трактате «Дух законов»: культура обуславливается географическими особенностями страны, набором природных ресурсов – климатом, плодородием почв, водными объектами.

И. Винкельман в 18 в. провозгласил древнегреческую культуру эпохи классики (5-4 вв. до н. э.) высшей стадией развития культуры вообще.

Ж. Руссо считал, что наблюдается регресс культуры по сравнению с эпохой первобытного коммунизма и поэтому необходимо возвращение человеку свободы от неравенства, бедности и эксплуатации.

О. Конт в 19 в. считал, что человечество в своём развитии проходит стадии: богословскую, метафизическую и научную, преодолевая религиозно-мифологические и философские фантазии и переходит к изучению законов собственного существования (позитивизм).

К. Маркс (19 в.): культура определяется материальным производством и отношениями эксплуатации или сотрудничества, складывающимися при этом, классовая борьба двигает вперёд прогресс человечества.

Ф. Ницше (19 в.): человечество развивается в ложном направлении из-за гуманизма, христианства и господства «аполлонической», неподвижной культуры, не позволяющей дать возможность сверхчеловеку переустроить мир на принципах чувственной «дионисической» культуры. Будучи атеистом Ф. Ницше попытался создать новую религию сверхчеловека.

З. Фрейд считал, что культура находится под сильным воздействием подавленной сексуальности, которую общество вытесняет в подсознание человека, что вызывает невроз.

О. Шпенглер (20 в.): европейская культура 20 в. выродилась в цивилизацию – безжизненный набор правил, не позволяющий обществу нормально развиваться. Такое вырождение неизбежно для всякой культуры на стадии умирания.

И. Хейзинга: в основе культуры лежит процесс игры, общей как человеку, так и всему живому.

М. Вебер: переход христианства в стадию Реформации сформировало современное могущество европейской культуры капитализма, освободив внутренние резервы человеческого общества.

К. Юнг: в основе человеческой психики лежат врождённые архаические архетипы (коллективное бессознательное), определяющие человеческую культуру: отец, мать, младенец, дочь, герой-спаситель, …

Н. Данилевский (19 в.): человеческая культура существует как независимые друг от друга и непохожие культурно-исторические типы – романо-германский, славянский, китайский, индийский, мусульманский, древнегреческий, римский, американский, древнеегипетский, древнеперсидский, месопотамский, …

Л. Мечников (19 в.): решающее значение для человеческой культуры имеет стадия развития технологии – речная, морская, океаническая.

К. Леонтьев (19 в.): культура не существует вне религии и соответственно делится на культурно-религиозные типы отдельных периодов и регионов.

Все культурологические концепции, таким образом, делятся на прогрессивные (научные, современные), регрессивные и циклические (религиозные, традиционные).


Рецензии