Культура России

Древняя Русь 862-1694 гг. – аграрная средневековая страна с сильным влиянием традиционной культуры: с господством православной религии с большим количеством суеверий различного происхождения, отсутствием художественной литературы, образования и науки. Искусство Древней Руси находилось в полном подчинении религии, поэтому в области изобразительного искусства создание картин религиозного содержания – икон – стало единственной разновидностью живописи (Андрей Рублёв). Большое развитие получила религиозная архитектура – храмы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы.

Написание летописей («Повесть временных лет») – погодных описаний событий в стране с вставками юридического («Русская Правда»), географического («Хожение за три моря») и военно-исторического характера («Задонщина») – стало единственной формой осмысления исторического прошлого, которое также находилось под господством церкви. Наиболее известные летописи – Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородские.

В 17 в. под влиянием бурных событий гражданской войны и интервенции в начале этого века («Смута») произошли серьёзные подвижки в культуре в сторону ломки традиционной культуры и создания культуры современной – под влиянием западных образцов возникла художественная литература: поэзия, автобиография, сатирическая и бытовая повесть. Общество при помощи государства стало постепенно выходить из-под власти религии – государство стало менять руководство, религиозные догмы и ритуалы церкви по своему усмотрению, что вызвало раскол в русской православной церкви. Дальнейшее господство традиционной культуры грозило стране полным подчинением Западу. Культурная революция стала средством спасения независимости.
 
Культура императорской России 1694-1917 гг. – это культура глубоко расколотого общества. После реформ Петра Великого, который реформировал не только государство, но и культуру, правящие классы стремительно переходили к современной культуре – атеизм или полуатеизм, быстрое развитие художественной литературы (Пушкин, Тургенев, Чехов), публицистики (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Герцен), образования и науки (Ломоносов, Лобачевский, Менделеев, Павлов), возникновение театра (пьесы Островского, режиссура Станиславского), реалистической живописи (Репин, Суриков, Шишкин, Верещагин), симфонической музыки (Чайковский). Всё это культурное развитие было подражанием западной культуре.
 
Широкие народные массы в этой культурной революции почти не участвовали, пребывали в традиционной культуре безграмотности, религиозности, суеверий и примитивных технологий производства и потребления, что отразилось частично в художественной литературе (религиозность Достоевского и Толстого). Без современной культуры правящих классов невозможно было создать мощное государство.

Однако, сохранение традиционной культуры народа не позволяло создать развитую экономику, а в конечном счёте, всё равно резко ослабляло Российское государство. В императорской России правящая верхушка и государство жили в Новом времени, а народ и экономика пребывали в Средних веках.

Необходимость экономических, политических, культурных перемен осознавалась интеллигенцией – наиболее просвещённой частью правящего класса – и привело к возникновению российской революционной политической субкультуры 19 в. (декабристы, народники, социал-демократы), подготовившей очередную политическую и культурную революцию.

Культура СССР 1917-1991 гг. и современной России 1991-2018 гг. родилась из социалистической культурной революции, просветившей народ и приведшей к полной победе современной культуры в СССР, крупным достижениям в образовании, науке, художественной литературе, искусстве, основанным на огромным экономических и технологических успехах СССР. В советское время были созданы лучшие в мире военные технологии, в том числе космического (первый в мире космический спутник в 1957 г., первый человек в космосе в 1961 г.) и атомного (первая в мире АЭС в 1954 г.) характера. Это базировалось на лучшем в мире образовании и на крупнейших научных достижениях. Это позволило резко поднять уровень жизни в стране и влияние СССР в мире.

Киноискусство СССР создавало шедевры – «Броненосец Потёмкин», «Чапаев», «Иван Грозный», «Летят журавли». Советская художественная литература осмысливала опыт Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – «Чапаев» Фурманова, «Тихий Дон» Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Строговы» Маркова, «Молодая гвардия» Фадеева, «Живые и мёртвые» Симонова, «Горячий снег» Бондарева.

Однако, вся советская социалистическая культура базировалась на революционной культуре русской интеллигенции 19 в. Как только эти традиции стали ослабевать, в советской культуре стали появляться антисоветские, антисоциалистические, традиционные и религиозные тенденции – «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Доктор Живаго» Пастернака, «Архипелаг ГУЛаг» Солженицына.

Эти разрушительные тенденции в обществе привели к крушению социализма в 1991 г. и к возникновению современной российской культуры, в которой идёт разрушение современной культуры и восстановление традиционной религиозно-мифологической культуры, подавление науки, образования, деградация художественной литературы и кинематографа, которые заполнились ничтожным подражанием современному загнивающему Западу, с его культом жестокости, извращения, мракобесия, абстракционизмом. Современная российская культура – это возвращение к примитивной культуре Средних веков, потеря блестящих советских достижений, забвение эпохи расцвета народа, государства и культуры в советское время. Это угрожает полным уничтожением Российского государства и культуры России.


Рецензии