имена Бхагиратхи Агастья Тритала
Читаю Васиштху в переводе Vidyananda Sarasvati (https://vk.com/vidyananda) (несколько постов ниже). Наткнулся на один интересный момент: "У царя Бхагиратхи, который принес Гангу на землю и заполнил океан, высушенный мудрецом Агастьей, был учитель Тритала".
Собственно интересность момента заключается в том, что имена действующих лиц в ведических трудах имеют определенный подтекст. Этот подтекст можно обнаружить, применяя метод осмысления имен по корням.
Так Ганга - следует понимать как Га-н-Га - движется и движется или вечное движение;
царь Бхагиратха - БХА(ХА)-ГИ(ГА)-РА-ТХА(ДХА) - сосредоточенный (ТХА) на осмыслении(БХА) движения(ГИ);
мудрец Агастья - А-ГА-СТ-ЙА - не(А) поколебимый(ГА-СТ) или устойчиво-неподвижный, духом (ЙА);
учитель Тритала - ТРИ-ТА-ЛА - имеющий тройственное(ТРИ) то, что (ТА) восприятие или разум (ЛА).
Таким образом, если имена заменить их расшифровками, то смысл сказания совершенно не теряется. Например: осмысливающий ... заполняет океан, высушенный неподвижностью, водами бесконечной подвижности (или изменчивости). Но это так, отступление, что бы создать подтекст для дальнейшего осмысления.
Тритала назван учителем. Как сказал выше, Тритала следует понимать как Тройственное Восприятие. Обычно под тройственным восприятием подразумевается восприятие (осознание) Настоящего, Прошлого и Будущего. И в общем то это вполне себе понятный подход. Но в сутрах Патанджали пытливый Ум может обнаружить иное трактование тройственного восприятия в процессе сосредоточения, это: сосредоточение на объектах этого мира (Пуруши), сосредоточение на объектах иного мира (по словам Патанджали - альтернативного нашему Пуруши) и сосредоточение на Абсолютном, выходящем за рамки обуславливая каким бы то ни было Пурушей.
Таким образом есть по меньшей мере пара Тройственных Восприятий, которые могут претендовать на знание учителя Тритала, один в контексте общеведической традиции, другой в контексте слов Патанджали.
На мой взгляд, Тройственное Восприятие (учитель Тритала) в контексте Патанджали в большей мере подходит для того, что бы его называть учителем. Потому что предложенное Патанджали восприятие выводит адепта за рамки каких бы то ни было ограничений и направляет непосредственно к Абсолютному, в то время как понимание Тройственного Восприятия как осознание Прошлого-Настоящего-Будущего ограниченно рамками обусловленности (в пределах единственного Пуруши).
А вы что думаете об учителе Тритала, тройственном восприятии?
Свидетельство о публикации №218091500324