Размышления о науке управления

У меня большой опыт работы одним из руководителей органов здравоохранения, за плечами три курса обучения менеджменту, как на иностранный манер называется наука управления. Я хочу поделиться своими знаниями и опытом по этому вопросу, может, это кому-то и пригодится.

Впервые такое слово – менеджмент, - я услышал во время службы на подводной лодке. Кто-то может спросить – как сочетается военное единоначалие и наука управления?  В моем случае никак! Поясню, почему я оказался слушателем лекции на эту тему. Мой замполит Кудлаев год присматривался ко мне, и потом сделал меня пропагандистом. А что, дисциплинированный, эрудированный, идеологически выдержанный офицер как раз для проведения политзанятий среди матросов.  Вообще Кудлаев оказал на меня большое влияние в плане формирования личности, за это я ему премного благодарен.  Наш комиссар был на своем месте, интересовался многими вопросами не только в военной, но и в гражданской жизни. Имел знакомства с партийными работниками. Он узнал, что в доме политического просвещения (были такие в советские времена во всех краевых и областных центрах)  будет проходить лекция известного управленца из США Терещенко, потомка первой волны русских эмигрантов. Он собрался её посетить, и позвал меня. И я не пожалел, что согласился пойти с ним.

Терещенко открыл мне глаза. Оказывается, столько тонкостей есть в науке управления людьми, о которых я даже не догадывался.  Я все его выводы и предложения записал в записную книжку, очень много записей получилось моим убористым почерком.  И эта книжка могла бы быть со мной всю жизнь, но перед моим увольнением в запас пропала из моего стола с документами, где я готовился к политзанятиям. Очень жаль. Осталось только то, что запомнилось. Но и этого было немало, мне очень помогало, когда я стал парторгом, потом заведующим отделением, а потом и чиновником.

Вот что пишет Википедия по этому поводу:
Ме;неджмент (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д. Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука, предметом которой является изучение социальной организации.

Во второй половине 80-х годов мне попалась в руки изданная Самиздатом в Риге книга по менеджменту, которую я проштудировал, сделал записи в своей тетради, кое-что намотал на ум.  К этому времени я уже не был  парторгом больницы, а вот чиновником еще не стал.

В 1989 году меня, уже заместителя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, послали на очно-заочный  цикл усовершенствования по теме «Курсы резерва руководящих кадров Минздрава СССР». Это был первый такой двухмесячный цикл. Месяц мы изучали организацию здравоохранения, полмесяца стажировались в Минздраве СССР, а еще полмесяца нас обучали современному менеджменту на кафедре зарубежного здравоохранения ЦИУВ. Причем обучали по-современному. У нас было много ролевых занятий, когда после лекций на определенную тему мы моделировали поведение руководителя и подчиненного в той или иной ситуации.  Это очень много мне дало в плане понимания как принятия управленческих решений, так и в плане реализации задуманного.  Нас обучали так называемой  западной модели менеджмента.

 В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Западная модель менеджмента характеризуется:
1. отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе;
2. единоначалием руководителя в принятии решения (подчинённые только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта);
3. разграничением деловых и личных отношений.

По  окончанию этих двухмесячных курсов нам вручили дипломы, где, помимо подписи ректора этого учебного заведения, была и подпись министра здравоохранения СССР Е.И.Чазова. Больше таких дипломов не выдавали, хотя такие циклы усовершенствования проводились, но ни стажировки в Минздраве, ни занятий на кафедре зарубежного здравоохранения не было.

О том, что мне учеба кое-что дала, я убедился довольно скоро.  Через некоторое время после приезда с учебы нас, заместителей заведующих отделами Хабаровского крайисполкома, пригласили на занятия по менеджменту.  Было такой первый советский миллионер Тарасов, вот ребята из его команды ездили по городам и весям, и проводили занятия по менеджменту.   Напоминаю, это был период горбаческой «гласности» и «перестройки», разгул демократии, когда трудовые коллективы выбирали себе руководителей. Нам прочитали лекцию, а потом дали задание.  Привожу по памяти:
На профсоюзной конференции на трибуну выходит уборщица, и начинает критиковать директора, что у него на столе бардак, пепельница полна окурков,  на ковре в кабинет какие-то пятна. И вообще, директор приходит на работу не к 8 часам утра, а когда ему вздумается. И после работы сидит в кабинете, не дает убираться.
Как должен себя вести директор в данном конкретном случае?
Ответить на этот вопрос выбрали двух человек – меня и Олега Закассовского из отдела по малочисленным народностям севера. Мы должны были выйти в другие комнаты (каждый в отдельную), подумать, вернуться и ответить публично.  Дали нам на это 5 минут. А пока мы ходили, лекция продолжалась своим чередом.

Через 5 минут мы вошли в зал заседаний крайисполкома, где проходили занятия.  Первым начал отвечать Закассовский. Как опытный  управленец, в прошлом председатель Центрального райисполкома города Хабаровска, он начал что-то объяснять, оправдываться перед уборщицей, представительницей народных масс.  Потом слово предоставили мне. И я, наученный современному менеджменту по западному образцу, не стал оправдываться (начальник всегда прав!), а наоборот, пошел в наступление: «Да, я согласен с вами, Мария Ивановна, что на столе моем много бумаг. Но это мои рабочие документы, они нужны мне каждый день. Но почему вы плохо вытираете пыль на столе? Разве это не ваша обязанность? И убирать окурки из пепельницы и сор из корзины под столом кто должен делать? Вы, только вы! И я не опаздываю на работу, как вы изволили выразиться, а бываю на совещаниях в райкоме партии, в райисполкоме.  И секретарша моя знает, где я, и вам она не обязана докладывать. И вообще, занимайтесь своей работой, а не подглядывайте в замочную скважину».

Когда я закончил, наступило молчание, а потом раздались аплодисменты. Мои коллеги оценили мое выступление по достоинству, как и лектор, который резюмируя наши ответы, сказал, что второй выступающий совершенно правильно повел себя на профсоюзном собрании.  Потом ко мне подходили другие заместители отделом, и интересовались, где я всего этого нахватался.

Но нас учили не только поведению, а научным методам организации работы.  Начальник должен думать, как решить ту или иную проблему, внедрить что-то новое, и никогда не должен делать ту работу, какую может выполнить его подчиненный, если это не опасно для его жизни. Поэтому, вернувшись с курсов усовершенствования,  я начал вносить изменения в свою работу, перестал брать на себя очень много, делегировал полномочия своим подчиненным. Вначале я это делал только в своем лечебном секторе, а став первым заместителем заведующего отделом здравоохранения, во всей нашей конторе.

В начале лета 1992 года по приглашению японской фирмы «Искра Индастри ЛТД», которая была известная тем, что поставляла в Советский Союз эндоскопы Olimpus  и ультразвуковые аппараты Aloka, я побывал в этой стране.  Фирма пригласила большую делегацию из Хабаровского края в Японию, на занятия по японскому менеджменты. Основную часть делегации составляли главные врачи и главные бухгалтера крупных больниц, но были и директор «Эмальзавода», главный бухгалтер завода «Энергомаш», другие хозяйственные руководители из Хабаровска.

Занятия по японскому менеджменту проходили в офисе фирмы «Искра», а также еще в нескольких лечебных учреждениях и на загородней базе фирмы, всего 2 недели. С нами занимались сотрудники института РНР, который много лет назад основал создатель концерна «Мацусита». Весь мир знает товары этого концерна, продающиеся под торговыми брендами  Panasonic и  Nazional.  Перед нами выступали люди в солидном возрасте, которые в свое время прошли все ступени карьеры на предприятиях и в организациях, концернах, и теперь делились своими знаниями и опытом с нами, слушателями из России.  Но не только россияне приезжали на занятия в этот институт, а со всего мира управленцы желали узнать, как небольшая островная страна без природных ресурсов стала второй экономикой мира.  Каждому из нас организаторы курсов вручили толстый журнал, где на русском языке рассказывалось о японском менеджменте.

Вот что мы узнали на занятиях, а также,  читая этот толстый фолиант, который каждый из нас увез на родину:
Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации, называется моделью менеджмента.
На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.
Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддийская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно.
Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются:
1. внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
2. сравнительно высокий уровень образования персонала;
3. ориентация на доверие партнёров друг к другу;
4. осознание совместного вклада в развитие организации.
Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.
Так, японский менеджмент предполагает:
1. проведение рабочего времени только в форменной одежде;
2. обязательное награждение за успехи в труде;
3. функционирование и развитие «кружков качества»;
4. организацию общей столовой для руководителей и рабочих;
5. использование практики пожизненного найма.
Как нам пояснили японцы, они много почерпнули из советского опыта работы, который существовал во времена Сталина, в 30-50-е годы. Один из основоположников японского менеджмента прямо писал: «В 40-50-е годы вы были умные, а мы глупые.  В 60-е годы вы стали глупеть, а мы умнеть. А потом вы стали глупые, а мы поумнели».  Отмечая отличие японской модели менеджмента, где главенствует принцип «Мы решили», от американского «Я решил», японцы сказали, что этому у них стали учиться даже американцы. По окончанию занятий нам вручили дипломы, выполненные теснением, что тогда было для нас новым.   Все было написано на английском языке.

А вот с принципами американской модели менеджмента я познакомился в Хабаровске, когда для руководителей администрации края проводили занятия специалисты Калифорнийского Университета по теме «Основы управление проектами».  Что мы узнали. Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений:
1. менеджеры действуют прямолинейно; менеджеры прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;
2. менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.
По сравнению с занятиями в Японии эти были не такими информативными, для меня, уже кое-что знавшего в науке управления, мало что дающими.  Все слушатели курсов прошли тестирование по методике Поля Херси и Кеннета Х.Банчарда. Вот какое заключение мне дали после тестирования. «Демократичный стиль руководства и высокая степень управленческой адаптации,  способность адекватно изменять стиль и методы руководства». По окончании этих двухнедельных курсов я тоже получил диплом, который на американский манер назывался сертификат.

Знания современного менеджмента  помогало мне успешно выполнять свои функции на всех должностях, связанных с управлением – и в краевом управлении здравоохранения, которое ныне высокопарно называется министерством,  директора ООО «Дальхимстекло»,  директора огромной многопрофильной больницы в городе Нефтеюганске,  заместителя главного инженера ЗАО «Медтехника» в городе Тюмени.  Но вот передать свои знания и опыт мне никому так и не удалось. Хотя такую попытку я предпринял.

После переезда из Нефтеюганска в Тюмень, уже будучи пенсионером 60-ти  лет, но вполне сохранным и деятельным,  я стал искать место работы. Узнав, что в Тюменской медицинской академии есть вакантная должность на кафедре организации здравоохранения, я пошел к ректору академии. Он принял меня, прочитал мое резюме и сказал примерно следующее: «Да, у нас есть вакантная должность на кафедре организации здравоохранения. По своему опыту работы в практическом здравоохранении и знаниям вы нам подходите. Но эту должность делят для подработки молодые ассистенты кафедры. Если вы  станете у нас  работать, они лишатся подработки и будут к вам неприязненно относиться. Вам это надо?»  «Да, - подумал я, - ты печешься лишь о микроклимате в коллективе кафедры, а то, что студентов учат организации здравоохранения молодые люди, ни дня не работавшие в больницах, тебя не волнует».  Поэтому ответил ректору: «Нет, я не буду настаивать на своем трудоустройстве». Вот после этого я и пошел работать в ЗАО «Медтехника».

Таких, как я, опытных и знающих не только теорию, но и практику людей, советская система образования научила предостаточно. Но их опыт не востребован.  Беда нашей страны в том, что на всех уровнях карьерной вертикали сидят люди малокомпетентные,  не знающие жизни, но обладающие большим апломбом, как правило,  чьи-то блатные. Есть частные предприниматели, инициативные, предприимчивые, которых душит наше чиновничество поборами, огромными налогами.  И наша страна не развивается, хотя имеет огромные природные ресурсы, правда, в труднодоступных местах. Все разворовывается, продается за копейки за границу. И для нашего поколения, которое брало пример с Павки Корчагина из  романа Николая Островского «Как закалялась сталь», это очень тяжело видеть. Наши потомки достойны лучшей жизни.


Рецензии