Виталий Товиевич Третьяков

*
Вышла в свет моя новая книга "Премудрости и глупости, собранные вместе. Книга афоризмов, парадоксов, максим и прочих сентенций"

*
От автора

Одной из моих любимых книг в детстве были «Сочинения Козьмы Пруткова». Я взял эту книгу у кого-то из знакомых и очень долго не отдавал. Ибо постоянно её перечитывал.
Именно с тех пор я полюбил высказывания знаменитого афориста, многие из них, а не только самые популярные и почти всеми постоянно цитировавшиеся (и цитируемые до сих пор), знал наизусть и частенько вставлял в свою речь.
Собственную книгу под названием «Сочинения Козьмы Пруткова» я приобрёл в букинистическом магазине, видимо, в студенческие годы. Она была издана в 1956 году в Казани Таткнигоиздатом. Обозначенная цена – 6 рублей 50 копеек. Но это в «старых», как тогда говорили, деньгах. После денежной реформы 1961 года цена книги уменьшилась в десять раз, то есть стала 65 копеек. Но в букинистическом она, конечно, стоила несколько больше. Думаю, рубля полтора. Да, такие тогда были цены… Тираж – 100 000 экземпляров! Да, такие тогда были тиражи книг, издаваемых даже провинциальными издательствами…
На контртитуле книги было указано следующее: «Печатается по тексту сочинений Козьмы Пруткова, Гослитиздат, 1955 год».
В книгу входили не только «Плоды раздумья», то есть собственно афоризмы, но и стихотворения, пьесы, исторические и иные записки. Практически всё, что сочинили три друга-литератора под именем Козьмы Пруткова. И до их пор этот классический сборник украшает мою домашнюю восьмитысячетомную библиотеку.
Это есть первый исток той книги, которую читатель держит сейчас в руках.
В студенческие годы и в первые годы моей журналистской работы я много читал. Точнее, очень много. Даже очень-очень много. И, естественно, сам писал. Разное: стихи, рассказы, пьесы, письма друзьям. Пару раз начинал писать романы… Кроме того, я вёл дневники, в которые, в частности, вписывал понравившиеся мне выдержки из прочитанных книг. В первую очередь – афористичные выдержки.
Когда увлекаешься чужими сентенциями, то практически невозможно отказаться от сочинения своих. Что я и делал. И те сентенции однажды будут опубликованы в соответствующих томах моих воспоминаний. Здесь же я лишь хочу отметить, что вкус и навык сочинять нечто «краткое и мудрое» или «краткое и парадоксально глупое» (ибо глупость, как известно, есть оборотная, противоположная сторона мудрости) появились у меня давным-давно. И это есть второй исток данной книги.
Постепенно я покончил с литературными опытами и полностью переключился на журналистику. Впрочем, и в свои журналистские опусы, более чем многочисленные и очень часто слишком многословные, я время от времени, особенно с тех пор, как стал издавать «Независимую газету», вставлял хлёсткие фразы, явно напоминающие, хотя бы формально, афоризмы, свидетельством чего является помещённый в качестве приложения к этой книге текст. Более того, в 1994 году я завёл в своей газете рубрику «Мизантропия», в которой под именем Титуса Советологова печатал короткие сатирические тексты. И даже выпустил в 1996 году их полное (на тот момент) собрание под названием «Их борьба за власть. Очерки идиотизма российской политики».
Мои «мизантропии» -- это уже явное движение в сторону политической афористики, сжимающей пространную статью в одну-две фразы. И, стало быть, это третий исток данной книги.
Четвёртый исток – в моих «Максимах журналистики», завершающих, числом в две сотни, первое издание моего учебника «Как стать знаменитым журналистом» (2004 г.), и, числом в три сотни, -- её новое, дополненное издание -- «Как стать знаменитым журналистом. 2.0» (2015 г.).
Наконец, пятый исток. Тому уж много лет, как я завёл свои блоги в Живом Журнале, в Фейсбуке, в иных социальных сетях и, естественно, в Твиттере. Последний, объём текста в котором до 2017 года был ограничен, как известно, 140 знаками, заставляет любого автора быть кратким. Кратким вообще, но особенно, когда приходится реагировать на почти мгновенное поступающие и многочисленные отклики на твои твиты. Тут не до многословия. Тут афористичность (вольно или невольно запрограммированная создателями Твиттера) есть естественное свойство текста (твита). Тут афоризмы, если есть способность, вкус и навык их сочинять, рождаются сами собой.
Вот они и начали у меня рождаться. А я стал их нумеровать, перепубликовывать в других своих блогах и даже в некоторых изданиях. Например, на портале «Свободная пресса» (2016-2017 гг.), в газете «Культура» (январь 2018 г.).
Вот так, из этих пяти истоков, начиная с классика жанра Козьмы Пруткова и заканчивая ультрасовременным (на данный момент) Твиттером, рождалось в моей голове и под моими пальцами на клавиатуре всё то, что вошло в эту «Книгу афоризмов»
Она, разумеется, постоянно пополняется. И будет пополняться до получения мною её вёрстки. А через пару лет, возможно, выйдет и дополненное новыми текстами издание. Если данное получит желаемый отклик у читателей. Желаемый и отчасти прогнозируемый, ибо десятки посетителей моих сетевых блогов уже неоднократно просили меня выпустить сборник моих афоризмов, более известных в Сети как политмаксимы (я сам их так первоначально обозвал, хотя очень быстро стал выходить за пределы собственно политической тематики и проблематики).
Отмечу, что в данной книге читатель найдёт не только то, что уже появлялось за моей подписью в Сети, но кое-что сверх того. Например, почти весь раздел «Афоризмы об афоризмах», «Трактат о власти», да и многое другое, разбросанное по иным разделам.
Наконец, последнее. Я тешу себя надеждой, что являюсь последователем и продолжателем дела Козьмы Пруткова. В том смысле, что ирония есть один из главных приёмов, которые я использую при сочинении своих афоризмов. Но далеко не всё в этой книге прутковщина. Рискну утверждать, что значительная (а может, и бОльшая) часть моих афоризмов, максим и сентенций вполне серьёзны. И, следовательно, я стою на плечах всех великих афористов древности, Средневековья и Нового времени. Насколько крепко и уверенно стою, другой вопрос. Но стою, ибо: «Ни один гений не может сказать столько умного, чтобы не осталось, что добавить, и тем, кто следует за ним. Даже и не гениям». Между прочим, это уже мой афоризм…

Виталий Третьяков
июль 2018 г.


Рецензии