Наводнение. часть II

  Подходя к Иоанновскому мосту, переброшенный через Кронверкский пролив, отделяющий Заячий остров от Петроградской стороны. Я взглянул на противоположный берег. Вспомнил в саду стоит Летний дворец Петра – 1. Он был возведен в 1710 - 1712 годах. По проекту Д. Трезини. Раньше здесь стоял домик Шведского дворянина. Да! Не строились на этих болотистых берегах Шведы, их крепости стояли выше по течению. Значит, чего то они боялись? Подумал я и перешел через мост. Не входя в Иоанновские ворота я свернул на лево и пошел по берегу Невы. Вспомнил, в свои молодые годы, мы сюда бегали смотреть, как в марте месяце здесь на солнышке загорали люди, единицы даже купались в воде, все их называли моржи. Иду впереди Невские ворота – 1730 года постройки, ( их в народе еще называли «воротами смерти»). Через них выводили узников на пристань, приговоренных на смерть, или в Шлиссельбургскую крепость. Рядом Комендантская пристань, поднявшись на нее, я повернул направо и вошел в Невские ворота. Проходя под аркой. Слева на стене вижу,  закреплена мраморная табличка. Я остановился. Читаю на ней написано: « 1752 году октября 23 дня по полудни въ 10 часу по зеленую линию выше ординарнои воды 8 футъ 5 д.» Выше этой надписи другая: «1777 года сентября 10 дня по полуночи въ 7 часу вода стояла по красную линию выше ординарнои воды 9 футъ и 11 дюимовъ». Прочитав таблички, я подумал. Да! Наводнения оставили свои отметины и на этой стене, да и не только здесь. Я пошел дальше и думаю. А. С. Пушкин их тоже читал! Найдя эти строки достойные написанию повести. Он обратился к материалам тогдашних журналов. Любопытные, писал Пушкин, могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом. Под впечатлением тех статей, он написал повесть в стихах:  «Медный Всадник». Где уже мы читаем:
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминание…
…………………
Над омраченным Петроградом,
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.
………………………………..
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
……………………………..
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой! ...
…Вид ужасный!
Все перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
…………………………….
Как будто в поле боевом,
Тела валяются.   
 Напоминаю Вам отдельные строки из повести Пушкина, я понимаю, лучше о наводнении его не скажешь! В голове к написанному, проскочила краткое выражение Карамзина: «Гони природу в дверь, она влетит в окно!» Она и сейчас нас удивляет своей непредсказуемостью, по всей Росси. Я вошел в крепость, иду, вижу вокруг очень много туристов, фотографируют, шумно восторгаются. Особенно много китайцев. Раньше наши туристы ходили группами, с экскурсоводом.  Сейчас наших туристов в большем количестве можно увидеть в Турции, Египте и…Я смотрю по сторонам, и вдруг передо мной вырос Петропавловский собор, я даже остановился. Вблизи он просто исполин. Я поднял голову, чтобы его разглядеть полностью. Над прямоугольным зданием  возвышается стройная многоярусная колокольня, плавно переходящая в легкий золоченый шпиль  с флюгером, в виде ангела с крестом. Опять постарался Д. Трезини, его проект. В нем просматривается строгость и простота. Да! Мой читатель, собор  строили 21 год. (1712 – 1723 годы). В нем похоронены все русские цари – от Петра - 1. Он пришел на берега Невы, поставил новую столицу России, тут и нашел свой покой. Я стоял, мысли о прошлом приходили, множеством страниц прочитанных мною книг. Хочется начать с высказывания Свт. Иоанна Постника: «Будем делать доброе, доколе имеем время. Если что – ни будь, потеряем, то может быть, найдем что – ни будь другое, а когда потеряем время, то уже не найдем другого».   Я, хочу продолжить, свою мысль, взяв за основу жизнь Петра -1. Ведь ни один народ не совершил такого подвига, какой был совершен русским народом при Петре Великом. Много потрудился для России наш Царь – батюшка. В своих трудах много перенес неприятностей и огорчений. Что сказывалось на его здоровье. Но, в  его теле был мощный дух, который рвался на работу. Занемог он летом 1724 года. Писали его современники. Конечно, это была не случайность. Его волновало, как идут работы на Ладожском канале? Что делается на Олонецких железных заводах? Там он сняв верхнее платье, своими руками выковывает тяжелым молотом полосу железа, которую сейчас можно видеть в кунсткамере (кабинет редкостей) в С. Петербурге. И вот в октябре идет на яхте из Шлиссельбурга по вновь пролагаемому каналу, осматривает работу. По возвращению в Петербург в ноябре, когда погода бывает бурная и холодная, простудившись, больной не выходя из яхты на берег, прямо отправился на Лахту, чтобы посмотреть Сестрорецкие заводы. Тут увидел он, что бот шедший, из Кроншлота с солдатами и матросами, сильно трепало  ветром и волнами. Пока не бросило его на мель. От такого зрелища загорелось – зажглось в сердце Царя – батюшки. Который стал рваться вступить в бой с самой природой, чтобы спасти несчастные жертвы. Страшная картина! Забыв свою болезнь, не щадя и своей особы, своей жизни, Петр бросился в шлюпку, чтоб подойти к боту. Но разъяренные ветром волны безжалостно стали кидать легкую шлюпку(смотри фотографию шлюпки Петра – 1) в разные стороны, пока не бросила на отмель вдали от бота. Недолго думая, он возбужденный от непокорности волн. Царь выскочил из  шлюпки и по пояс в воде пошел спасать погибавших. Как – только увидели они, что с ними сам Царь, как только услышали его голос, все опомнились, страх исчез, все стали исполнять его приказания. Бот был снят с мели и приведен к берегу, на который вышли 20 человек, таким образом, спасенные.  Дорого для России  обошлось такое спасение 20 человек. Царь тяжело простудился, всю ночь пролежал в огне. Так описывают события современники Петра – 1.
Я вышел из крепости, перешел мост и еще раз взглянул на правый берег Невы. Передо мной открылась широкая гладь реки, за нею, ровным строем стоят прекрасные дворцы. Огромный труд рук человеческих.Я любуюсь ими. А сами дворцы точно любуются собою – смотрятся в зеркало обрамленной в гранит реки. Вокруг меня люди, заняты своим делом, все это говорит мне, что город живет своей жизнью. О Санкт Петербург – как ты прекрасен, мне показалось он как будто зовет нас не просто любоваться прекрасным его видом, но и полюбить его. 
 


Рецензии