Бег против ветра. 6 глава

     Валентина вошла в дом, бабушка готовила соленья на зиму, складывая в чистые банки огурцы, листья хрена, цветы укропа, дольки чеснока и листья смородины.
     - Пришла? Может есть хочешь? Скоро и мать с работы придёт, - увидев внучку и не переставая работать, спросила Вера Константиновна.
     - Бабушка... я, наверное, в город уеду, учиться хочу, как мы с... Валей мечтали, - сев рядом на табуретку, сказала Валентина.
     - Что же, учиться надо. Да шибко боязно за тебя. Город-то большой и родных рядом нет. Как же ты там одна будешь? - услышав слова внучки, спросила Вера Константиновна, опускаясь на стул.
     - Как все, так и я. Ничего, если после того, что со мной сделали, жива осталась... значит прорвусь, - поднимаясь с табуретки, ответила Валентина.
     - Дай-то Бог... тут до тебя твои одноклассники приходили, проведать, вроде. Так я сказала, что ты ушла на кладбище, - опять принимаясь за работу, сказала старушка.
     Валентина напряглась.
     - Зачем это им понадобилось? - остановившись, спросила Валентина.
     - Так они же вместе с тобой учились, беспокоятся за тебя, - не понимая вопроса внучки, пожимая плечами, ответила женщина.
     - Не стоило беспокоиться. А... кто приходил? - вдруг спросила Валентина.
     - Да Галинка с Тоней и Коля с Игорьком приходили. Вроде, проститься хотели, тоже в город уезжают, - хитро улыбаясь, ответила Вера Константиновна.
     - Им можно... - задумчиво сказала Валентина.
     - А вон, они опять идут до нас, - посмотрев в окно, сказала старушка.
     - Ой, бабушка, скажи, что меня дома нет, - воскликнула Валентина, убегая в свою комнату.
     - Зачем это? Ну поговори ты с ними, - вслед девушке крикнула Вера Константиновна.
     - Баба Вера, а Валя где? - спросила Галина, высокая, худощавая девушка, со светлыми кудряшками.
     - А нет её дома. Не вернулась ещё, - громко, чтобы слышала Валентина, ответила Вера Константиновна, глазами показывая, что внучка в своей комнате.
     - Баба Вера, мы же видели, как она в дом вошла, - громко сказала Тоня, полноватая девушка, с задорными глазами, надеясь, что Валентина её услышит.
     - Правда? За делами не заметила, видно. Посмотри в её комнате, - сказала старушка, кивая головой.
     Ребята дружно прошли в комнату Валентины. Девушка, увидев их, вскочила с кровати и виновато посмотрела на своих одноклассников.
     - Привет, Валентина! А мы пришли попрощаться. В город едем, может повезёт в институт поступить. Как ты? - спросила Тоня, не решаясь подойти ближе.
     - Привет. Рада за вас. Ты то, Тонька, поступишь, школу же хорошо закончила, на одни пятёрки, - тихо ответила Валентина, опять опускаясь на свою кровать.
     Она не стала предлагать ребятам сесть, ей хотелось, чтобы они скорее ушли. Но Тоня первая села рядом с ней.
     - Может и поступлю. А ты что же? Тоже ведь хотела поступать с... ой, прости, - запнулась Тоня, увидев, как побледнела Валентина.
     Ведь она хотела сказать, с Валентином. Галина укоризненно посмотрела на подругу. Ребята занесли из большой комнаты стулья и сели. Галина села на кровать по правую руку от Валентины. Валентина тяжело вздохнула, понимая, что ребята быстро не уйдут.
     - Послушай, Валя, ты... это... не замыкайся в себе. Мы всё понимаем, что произошло ужасное. Но ты должна... - начал говорить Игорь, который в школе был старостой класса.
     - Я никому ничего не должна! И вообще, зачем вы пришли? Жалеть меня? Мне жалости не надо. Уходите! - встав с места, громко воскликнула Валентина.
     Девушку начало трясти, сжав кулачки, она сдерживалась, чтобы не заплакать.
     - Прости... но никто не собирался жалеть тебя. Мы твои друзья, вот и пришли. Зря ты себя хоронишь. Ладно, пошли, ребята. Кажется, мы тут не ко двору, - сказал Игорь, встав со стула.
     Валентина виновато опустила голову, но отвечать ей не хотелось. Только не хотелось и чтобы ребята уходили. Столько дней быть в одиночестве, она просто устала. Хотелось с кем-нибудь поговорить, нет, душу изливать она не собиралась, просто поговорить, поделиться планами на будущее и вообще, о том о сём. Положение исправила бабушка. Она вошла в комнату Валентины, с подносом в руках.
     - Вот, я вам пирог принесла, вишнёвый и горячий чай. Угощайтесь. А ты чего встал, Игорёк? Садись, милый, пирога поешь, - ворковала старушка, надеясь, что они смогут вернуть Валентину к жизни.
     - А то ходит по дому, как живой труп... - прошептала Вера Константиновна себе под нос, ставя поднос на письменный стол Валентины.
     - Спасибо, баба Вера. Вкусно выглядит, - сказала Тоня, взяв в руки кусок пирога и чашку чая.
     - Бабушка очень вкусно печёт пироги. А вишнёвый, мой любимый, - наконец, скупо улыбнувшись, сказала Валентина.
     Игорь сел на место и взял пирог, за ним потянулись и Галина с Колей. Наконец, обстановка немного разрядилась, Валентина с удовольствием ела пирог, вспомнив, что давно не ела с удовольствием.
     - А в какой институт решили поступать? - спросила она, отпивая горячий чай.
     - Мы с Колей будем пробовать в сельского хозяйственный, - ответил Игорь.
     - А мы с Галкой в народно-хозяйственный. Нужная профессия, верно? - спросила Тоня, выбирая пальцами вишенки и отправляя их в рот.
     - А мы с... мы хотели на исторический факультет поступать. Валя очень историю любил, о многом мне рассказывал, - со слёзами в голосе сказала Валентина, вспомнив, как они с Валентином часто сидели на скамье перед домом и до позднего вечера без устали говорили.
     - Вот и поезжай с нами в город, поступишь на свой исторический, - сказал Игорь.
     - Когда вы уезжаете? - спросила Валентина.
     - Через два дня, скоро вступительные экзамены начнутся, - ответил Игорь.
     Разговаривая, ребята, просидели почти час. Валентина, словно ожила после долгой спячки, она улыбалась и согласилась ехать вместе с ними в город.
     - Ну, мы пойдём, спасибо за пирог, очень вкусный, - сказал Игорь, первым поднимаясь со стула.
     - Это ты бабушке скажи, она любит, когда её стряпню хвалят, - засмеявшись тем смехом, что смеялась раньше, сказала Валентина.
     - А ты вечером в клуб приходи, местный кукольный театр выступать будет. Потом потанцуем, - сказала Тоня, выходя на терассу, где бабушка заканчивала раскладывать огурцы по банкам.
     - Нет. Нет, в клуб я не пойду, - быстро, будто испугавшись, ответила Валентина.
     - Что так быстро встали? Посидели бы ещё, - сказала бабушка, вытирая руки о передник.
     Тоня смутилась, подумав, что сказала невпопад.
     - Пойдём мы, засиделись. Спасибо, баба Вера, пирог очень вкусный, - сказал Игорь.
     - На здоровье, заходите ещё, - ответила довольная Вера Константиновна.
     Ребята ушли, Валентина проводила их до калитки и вернулась в дом.
     - А что бы не пойти в клуб, Валюша? Вся молодёжь там будет и ты бы сходила, - сказала Вера Константиновна, подходя к столу, чтобы кипятком ошпарить огурцы в банках.
     - Мне не хочется, - ответила Валентина, сев на табуретку.
     - Ну тогда я пойду, потанцую... косточки свои разомну, - с серьёзным видом сказала старушка.
     Валентина с удивлением на неё посмотрела, потом, не сдержавшись, рассмеялась.
     - Точно, иди! И деда Семёна позови, будет с кем танцевать, - сквозь смех сказала Валентина.
     Вера Константиновна смотрела на внучку и улыбалась.
     - Наконец-то она смеётся, - подумала она.
     Потом вдруг Валентина встала и направилась в свою комнату. Она подошла к трюмо и внимательно посмотрела на себя в зеркало. Потом расплела косу и взяла ножницы. Девушка долго не решалась это сделать и медлила, но потом разделила волосы и расчесала. Схватив одной рукой половину волос, она отрезала их, потом отрезала и вторую половину. Волосы упали к ногам. Расчесавшись ещё раз, она вышла на террасу. Вера Константиновна сначала и не обратила внимания, но потом, взглянув на внучку, ахнула.
     - Батюшки святы! Что же ты наделала, Валюша? Такие косы отрезала, что мать-то скажет? - воскликнула старушка.
     - Мои волосы, что хочу, то с ними и делаю, - ответила Валентина.
     От густоты волос, короткие волосы смотрелись на голове девушки, словно меховая шапка.
     - Да кто же так режет? Сходи до Катерины, пусть подровняет, что ли. Не будешь же ты так ходить, лохматая, - тяжело вздохнув, сказала старушка.
     Валентина молча вышла во двор и пошла к Катерине, которая работала в парикмахерской.
     - Катя, я к тебе. Подровняй мне волосы, - сказала Валентина, войдя в небольшое помещение, где находился и мужской и женский зал.
     Катерина с удивлением посмотрела на неё.
     - Ну ты даёшь, Валюха. Такие косы были... не жаль? - спросила молодая женщина.
     - Было бы жаль, не отрезала бы. Подровняешь? - спросила Валентина.
     - Да, конечно, что не подровнять, коли уже отрезала. Садись в кресло, - сказала Катерина.
     Минут через пятнадцать, Валентина поднялась и посмотрелась в зеркало.
     - Спасибо. Мне нравится и возни меньше, расчесалась и пошла. Сколько с меня? - спросила Валентина, сунув руку в карман платья.
     - Сорок копеек, а тебе идёт. Хорошенькая такая, сразу красивее стала, - сказала Катерина, взяв монеты из рук Валентины.
     Идти в клуб, Валентина не собиралась, вернувшись домой, она зашла в свою комнату, собрала волосы с пола и положила их на растеленную газету. Свернув её, девушка вышла во двор и бросила их в мусорное ведро. Затем вернулась к себе и легла на кровать. Как девушка ни старалась забыть то злополучное утро, перед глазами всё равно возникали те события. Зажмурив глаза, Валентина уткнулась в подушку. Она пыталась думать о другом, но вдруг вспомнив про Валентина, девушка заплакала.
     С работы пришла Мария, видимо, Вера Константиновна сказала дочери, что Валентина отрезала косы, потому что Мария сразу зашла к ней.
     - Ну-ка, покажи мне свою новую причёску. Неплохо... тебе идёт. Пошли ужинать, есть хочется, жуть, - сказала Мария.
     За ужином, Мария поглядывала на дочь, понимая, как она выросла и изменилась за эти дни. Вдруг в дверях появился Игорь.
     - Здравствуйте ещё раз. Валя, я за тобой, пошли в клуб, - заявил парень, удивлённо подняв брови, при виде новой причёски Валентины.   
     Вера Константиновна и Мария посмотрели на Валентину.
     - Я же сказала, что не пойду, - ответила девушка.
     - Слышал, что сказала. Тебя ребята ждут, пошли. Чего дома сидеть? - настаивал Игорь.
     - А и правда, чего дома сидеть? Сходи, дочка, отвлекись, - сказала Мария.
     Валентина, немного посидев, посмотрела на Игоря.
     - Ладно, посиди. Я только переоденусь, - сказала Валентина, поднимаясь из-за стола.
     - Может поешь с нами? - предложила Вера Константиновна, когда Игорь сел.
     - Спасибо, я дома поужинал, - ответил Игорь.
     - Спасибо и тебе, Игорь, что пришёл. Валюша должна общаться с людьми, а то совсем в себе замкнулась, - тихо сказала Мария, чтобы дочь её не услышала.
     - До свидания, - сказал Игорь, поднимаясь при виде Валентины, которая, переодевшись, вышла из своей комнаты.
     Молодые люди вышли на улицу.
     - А тебе идёт, - поглядывая на Валентину, сказал Игорь.
     - Ты про волосы? Мне тоже нравится, - ответила Валентина.
     - И что это ты вдруг? Утром с косой была, вечером без косы, - спросил Игорь.
     - Так решила и не жалею. Надоело ходить с косой, - ответила Валентина.
     В клубе, представление кукольного театра уже закончилось, молодые люди танцевали в фойе, под пластинки с песнями Ободзинского и группы АББА. Валентине показалось, что на неё все смотрят и чувствовала она себя не в своей тарелке.
     - Ну чего ты встала, пошли потанцуем, - взяв девушку за руку и потянув в середину зала, сказал Игорь.
     Валентина молча пошла за ним.


Рецензии