Путешествие в долину гейзеров часть 19
Песчаная коса кончилась, упираясь, как и предполагалось, в берег бескрайнего лесного массива, для начала вставшего перед нами стеной высокого с человеческий рост шеломайника. Вдоль его зарослей метров двадцать правее, обнаружили хорошо утоптанную широкую тропу, просматриваемую в травостое метра на три вглубь. Что ни говори, а это настоящее везение.
- Ясное дело, медведи натоптали, их тропа. Вон и шеломайник замят с обеих сторон. Девятиклассник Степан мог сойти за опытного следопыта, потому как он камчатский житель, с раннего детства, благодаря отцу, перевидавший немало звериных троп.
- По ней и пойдём, чем мы хуже медведей! – откликнулся на рассуждения Степана Виктор Михайлович, похлопав паренька по плечу.
Михайлович пошёл первым, все бодро потянулись за ним. Шли, как говорится след в след, громко переговариваясь друг с другом. Так, в основном ни о чём. Знали, у медведя отличный слух и обоняние, потому и говорили, чтобы дать знать местному хозяину о своём отважном присутствии. Хотя вероятнее всего все мишки на привычных местах рыбалки. У них в эту пору во всю идёт своя путина.
Туман рассеялся. Солнце, поднявшееся над океаном, щедро поливало лучами морские просторы с грядами многочисленных островов на севере и на юге тихоокеанских широт. Вот оно, приблизившись к Камчатскому полуострову, уже сияет в безоблачном небе, окрашивая яркими красками горные хребты, леса и долы. Золотые блики, солнечными зайчиками играют в попутном высокотравье. Влажный воздух насыщен теплом и лесными звуками. Неподалёку слышится весёлый щебет и перекличка птиц. Звенят насекомые, привлечённые медовым ароматом пышных соцветий шеломайника.
Комары, возбуждённые нашим появлением, озабоченно роятся у нас над головами, норовя воспользоваться незащищённостью открытых лиц и кистей рук. Приходится за разговорами без устали отмахиваться от их назойливого преследования.
- Между прочим, плантации шеломайника, весной и вначале лета как правило становятся излюбленными пастбищами отощавших за зимнюю спячку медведей. Молодые побеги растения целебны и питательны, спасая мишек от голода. – Виктор Михайлович говорил нарочито громко, заодно просвещая нас полезной информацией.
- Моя бабушка, - послышался девичий голосок, - тоже весной и летом потчует нас шеломайником, правда, в виде голубцов, заворачивая начинку в его листы вместо капустных. А зимой заваривает чай от простуды из сушёных цветов этой травы.
Оказалось, что в сказанном нет ничего удивительного. Другие ребята это подтвердили. Это растение достаточно популярно в камчадальской кухне и народной медицине. Очень даже интересно. Надо взять на заметку и опробовать на практике.
А тем временем тропа стала заметно уходить вверх. Вскоре шеломайник расступился, и она, не оборвавшись, повела нас дальше по открывшемуся полесью каменной берёзы с подлеском разрозненных островков ольшаника, кедрача и шеломайника по низинам.
Поступила просьба сделать привал. Ирина Захаровна, самая старшая среди нас попросила передышки. Выглядела она откровенно уставшей и заметно смущённой. Как-то быстро было принято решение разгрузить поклажу её рюкзака, и весь его провиант мужчины распределили между собой. Пётр стоматолог проверил пульс женщины, внимательно всматриваясь в бледное лицо неожиданной пациентки.
Немного передохнув, Ирина Захаровна повеселела. Водрузив рюкзаки за спины, тронулись в путь прежним порядком.
- Смотрите слева медведь! – негромко оповестил всех кто-то из внимательных впереди.
На противоположном гребне близкого распадка, параллельного нашей тропе слева, на изумрудной лужайке спокойно пасся небольшой медведь. "Молодой совсем," - негромко произнёс инструктор.
— Вот, тебе, и рыбалка! Интересно, что он нашёл там вкусненького? Шеломайника не видно рядом. – Чьё-то размышление вслух.
На сей раз медведь с аппетитом уминал черемшу. (Пояснили знатоки). Позже, к августу разная ягода пойдёт, за ними шишки кедрача и многое чего ещё. Рыба рыбой, но медведь не только хищник, но и гурман-вегетарианец. Ветер дул со стороны распадка. Надо было кричать, чтобы мишуля обратил на нас внимание, что, конечно, совсем не входило в наши планы. "Разминулись! Оно и приятно, и хорошо!"- шутит кто-то.
Прошли от берега, казалось, более 4-х километров. И вот наших ушей коснулся долгожданный шум водопада. А в берёзовой роще у каньона с термальной рекой "Горячий ключ" ниже по течению от водопада на небольшой поляне нас ждал турприют (лагерь) с палатками, поленницей дров под навесом, с тремя кострищами. В лагере мы застали другую группу туристов, которые завтра утром продолжат поход в Долину.
Где-то недалеко, потом обязательно посмотрим, в зарослях кустов доживали свой исторический век остатки развалин Жупановского профилактория, когда-то славящегося на Камчатке волшебной целебностью термальных вод Горячего ключа у местных рыбаков, рабочих рыбзавода и гостей. Сегодня о тех временах остались одни лишь воспоминания, переложенные в местечковые былины.
Кто-то из наших свернул на поляну приюта, к палаткам. Мы с Валей последовали за теми, кто, не останавливаясь направился прямо к водопаду, известному, как Термальный. Остановились у обрыва в каньон. Со скалистого уступа на противоположной стороне с высоты 3-х метров срывалась и с шумом падала на дно каньона небольшая речка Горячий ключ, демонстрируя упрямым норовом настоящий водопад термальной воды. Расставшись с верхним ложем, целебная вода горной речки спешит по уклону глубокого распадка вниз, в сторону Кроноцкого залива.
Термальный водопад, хоть и не велик на первый взгляд, имеет нимало достоинств, в числе которых маленький секрет, особенно приковывающий к себе внимание туристов. Оказывается, падающий поток горячей воды за многие столетия
своего труда, а это было, мы искренно верим не лёгким делом, сумел выбить в наитвердейшей горной породе на нижнем перепаде вместительную чашу, весьма похожую на ванну.
Посидеть в такой ванне редко кто не захотел бы. Как раз, из неё на наших глазах выбрался мужчина. Жаль, обычная фотоплёнка не передаст ярко розовый цвет его распаренного тела.
В чаше свободно могут разместиться два человека. Забраться в неё беспроблемно сможет любой желающий. Падающий поток с мощной силой обрушивался на смельчаков, безбоязненно подставляющих ему свои спины. Этот массаж, по словам знатоков, оставался для них самым не забываемо необыкновенным испытанием.
Мы с приятельницей дважды осмеливались, по примеру других, в том числе и женщин, посидеть под горячими струями водопада и, как оказалось, без всякого риска, быть сложенными пополам гигантской силой падающего потока. Однако остальное время довольствовались приёмами "ванн" внизу, рядом с водопадом и, не менее довольными, как и попутчики из нашей группы, покидали целебно-лечебные воды чудо речки, сотворённой неистощимой изобретательностью природы.
Продолжение следует.
На моём фото водопад Термальный, Семячикские источники, Камчатка, Кроноцкий заповедник, середина июля 1973 года.
Свидетельство о публикации №218091500728