Жизнь, отданная небу. Гл. 16

Всем известно и, это не секрет, что в истории человечества зафиксированы многочисленные случаи предсказаний будущего. Я приведу всего лишь несколько фамилий, обладатели которых сумели поразить весь мир своими предвидениями будущего – Никола Тесла, Мишель Нострадамус, Жюль Верн, Эдгар Кейси, Вольф Мессинг. Почему вдруг я вспомнил об этих выдающихся людях?

Несколько дней тому назад, меня снова окатила волна воспоминаний о моей жизни, работе в Кзыл-Ординской области, решил виртуально, с помощью “Google”, побывать в тех местах, где провёл свои молодые годы. Сейчас, в настоящее время, это так легко сделать. Тебе покажут, проведут экскурсию теми городами и посёлками, где ты когда-то жил, летал и даже покажут все эти места с высоты птичьего полёта, с помощью Дронов. Во время этого виртуального путешествия в свою молодость, я вдруг увидел названия мощных горнодобывающих предприятий и целую отрасль перерабатывающих заводов в этом регионе.

Что же меня поразило? Бурное техническое развитие некогда отсталого в промышленном плане региона Казахстана? Отнюдь нет. Это путешествие -  по когда-то знакомым местам, вызвало в памяти воспоминание об одном из лётных дней. В то время, этот случай я (да и мои товарищи и жена) расценили всё, как розыгрыш, шутку, весёлый анекдот. Конечно, я постараюсь передать как можно точнее обо всём, что произошло в тот день. И вот, что интересно – не было бы этого воспоминания, если бы я не совершил это виртуальное путешествие вдоль железной и автодороги от Кзыл-Орды до Туркестана.

В 1975-м году велось интенсивное строительство автомобильной дороги на отрезке от Кзыл-Орды до Туркестана и руководство этим строительством велось из Кзыл-Орды. Время от времени, стройуправление заказывало в нашем авиаотряде самолёт Ан-2, и специальная комиссия совершала облёт всей трассы. При этом, по мере надобности, экипаж производил посадки рядом со строящейся автодорогой для производства замеров и контроля качества выполненных работ. Лично мне такие спецзадания очень нравились, экипаж не привязан к определённому маршруту, больше возможностей в выборе решений.

В то время ещё не было в этом регионе строгого радиолокационного контроля, всё держалось на индивидуальной дисциплине экипажа в выполнении правил и документов регламентирующих производство полётов. А дальше всё зависело от лётного мастерства, опыта и удачи командира и второго пилота экипажа. Естественно мы, как и все люди обладали разными характерами, амбициями и если можно так выразиться – нахальством. Командир нашего экипажа – Валера К., был очень опытным пилотом, а я, как второй пилот имел огромный опыт работы в южных районах Казахстана.

В тот день наш экипаж, согласно заранее составленного наряда, должен был выполнять спецрейс по контрольному облёту строящейся автотрассы и дежурный командир на инструктаже предупредил:
- С Вами полетят пассажирами представители министерства транспорта Казахстана и два человека из Кзыл-Ординского Обкома партии, строго выполнять их указания.
 Ну, конечно же, куда нам деваться, мы прекрасно понимали всю ответственность, которая ложилась на наши плечи. Такие спецрейсы обычно заказывались на целый день и задача экипажа не укачать таких ценных пассажиров и доставить их, к концу дня,  бодрыми и жизнерадостными назад в родной аэропорт.
После обязательной предполётной подготовки, уже в самолёте, доложили диспетчеру о готовности к вылету. Получили приказ -  ждать, через десять минут подвезут пассажиров прямо к самолёту. И вот прямо к самолёту подлётают три чёрные «Волги» и зелёный «Рафик». Я, как второй пилот, помогаю высокопоставленным пассажирам разместиться в креслах, а прибывшие с ними сопровождающие загружают в самолёт картонные ящики набитые едой и горячительными напитками. По всей видимости, инспекционный облёт строительства будет проведён на высшем уровне. Что ж, в то время мы часто были свидетелями таких инспекций, тогда это считалось нормальным явлением в повседневной советской жизни.

После взлёта и набора ста метров взяли курс на восток - строго над строящейся трассой, но после двадцати минут полёта, к нам, в пилотскую кабину, заглянул начальник строительства и попросил подобрать площадку поближе к дороге и произвести посадку для исследований и замеров. Таких посадок вдоль автотрассы было три и последняя возле самого лагеря строителей, где комиссия провела беседу с рабочими. Когда официальная часть инспекционного полёта была закончена, нас попросили подобрать хорошее, уютное местечко на берегу р. Сыр-Дарьи, чтобы можно было пообедать, подписать документы и просто отдохнуть.

Ну, конечно же, командир с удовольствием выполнил пожелание высоких чиновников. Километрах в тридцати от лагеря строителей, на берегу Сыр-Дарьи мы присмотрели очень хорошую, подходящую по размерам, площадку и произвели посадку на ней. Буквально за несколько минут был разбит очень удобный полевой лагерь с навесом, защищающим от солнца (всё-таки температура воздуха за тридцать) и начали готовить шашлыки. Мы, зная со своего многолетнего опыта, не горели желанием участвовать в этом пиршестве (алкогольные напитки употреблять нам нельзя, а быть трезвым среди этой высокопоставленной компании не интересно). Поэтому командир попросил у руководителя строительства разрешения навестить нашу оперативную точку для проверки условий труда, находящегося там экипажа и попросил его сохранить всё это в тайне, а за два часа до захода солнца мы прилетим и заберём всех в Кзыл-Орду. Этот начальник довольно часто летал с нашими экипажами, знал нас хорошо и легко согласился отпустить нас до вечера.

Всякий раз, когда мы летали в этом районе предгорий Алатау (в то время они так назывались, теперь это Улутау) нас прямо тянуло подлететь к горам поближе, уж больно красивые пейзажи в предгорьях, везде леса, горные речки. Вот поэтому мы с командиром решили устроить себе, пользуясь моментом, отдых с пикничком. Нам даже выделили из своих запасов – хлеба, колбаски и бутылку лимонада. Когда летаешь вблизи гор, складывается обманчивое впечатление, что до них рукой подать, но это отнюдь не так. Мы к ним летели минут двадцать, а они всё равно не приблизились. Увидели под собой горную речушку, а на левом берегу – ровная, подходящая по размерам для посадки и взлёта площадка. Сделали облёт, осмотр с воздуха и пару контрольных заходов на посадку, препятствий не обнаружили, доложили диспетчерам (чтобы не разыскивали) время посадки и ориентировочное время нахождения на земле.

После посадки, подрулили к месту будущего старта и взлёта. Когда вышли из самолёта, застыли от восторга. Видимость миллион на миллион, как говорят лётчики, полный штиль, воздух чистейший, настоянный на запахе трав и цветов, а перед глазами сказочный пейзаж. На северо-востоке чётко видны горы, покрытые изумрудной зеленью, а прямо перед нами, буквально в десяти метрах, с востока на запад, бурлит горная речушка. Она протекает в вырытом ею овраге, не широкая, но очень бурная. Со стороны площадки, где мы приземлились (это левый берег) – обрыв метра три – четыре, а правый берег – пологий. А далее, зелёное пастбище с отарами овец и где-то в километре от нас увидели довольно большой аул. Немного осмотревшись, полюбовавшись этим райским местечком в предгорье Алатау, решаем, что наступило время перекусить и отдохнуть от всех забот. Но вначале, всё-таки жара, нужно искупаться. Это же чистейшая горная речка. С трудом нашли удобный спуск к речке, но когда попробовали залезть в воду – дух перехватило, вода градусов десять – двенадцать, видимо с ледников. Но всё равно окунулись и бегом к самолёту.

Расстелили чехлы с чиновничьих кресел и перекусили, чем Бог послал, вернее, чем чиновники угостили и разлеглись на солнышке загорать. Времени на отдых у нас было достаточно – более четырёх часов. Ведём ленивые разговоры, дышим невероятно вкусным воздухом, созерцаем чудесную, нетронутую природу. Вдруг замечаю, что со стороны пастбища, в нашу сторону несутся два всадника. Командир дремал и на мои слова, что к нам едут парламентёры местных племён, ответил:
- Я отдыхаю, ты ведёшь переговоры, только соблюдай дипломатический этикет.
Когда всадники прискакали к реке, я вынужден был встать и подойти к обрыву. Это были два молодых парня, казахи. По-казахски они спросили – всё ли в порядке, не нужна ли помощь? Почему прилетел самолёт? Вначале я их спросил, понимают ли они по-русски? Да, они довольно хорошо владели русским языком.

И вот с этого момента будто что-то меня подталкивало, я начал говорить о таких вещах, которые в то время и в том месте могли выглядеть больной фантазией. Ну, во-первых, я этим молодым парням заявил, что мы привезли великих учёных, они изучают месторождения на юге Казахстана, и спросил их:
- Не можете ли Вы привезти нам айрана или кумыса, очень пить хочется?
Они с радостью согласились и ускакали в аул. А мы продолжали загорать у самолёта.

Минут через пятнадцать со стороны аула показалась целая делегация, кто на конях, кто на ишаках (до десятка человек). Когда вся эта компания перебралась через речку к нам, к самолёту и стали представляться, знакомиться с нами, я понял, что со своей фантазией, а проще со своим враньём, я вляпался. Среди прибывших оказались четыре местных аксакала (а к ним у местного населения всегда большое почтение), кроме того здесь оказался представитель местной власти, директор, а также учитель истории местной школы. С собой, эти уважаемые люди привезли и расстелили достархан с едой и напитками, даже привезли горячий чай в термосах. Я готов был провалиться сквозь землю от стыда за своё враньё, но командир тихо предупредил:
- Ну, теперь выкручивайся…

А что мне оставалось делать? Когда расселись и завязался разговор – меня понесло. Самое интересное в том, что за всё время моего пребывания и полётов в регионе Аральского моря и пустыни Кызылкум никогда не возникали какие-либо разговоры о месторождениях  в этих районах. Меня как-будто кто-то тянул за язык, я рисовал перед ними картины великолепного будущего – здесь будут добывать золото и серебро, найдут уран и построят горно-обогатительную фабрику, построят шахты, проведут железную дорогу к ним. Командир только улыбался и покачивал головой, а слушатели были в шоке и в восхищении. Так незаметно пролетело время – нужно было вылетать, за оставленными отдыхать возле Сыр-Дарьи нашими пассажирами.

Тепло попрощавшись, и поблагодарив слушателей за хлеб и соль, за оказанный тёплый приём, взлетели и взяли курс на Сыр-Дарью. До захода солнца оставалось около трёх часов. После посадки и подруливания к месту, где проходил пикник, поняли, что у нас возникла новая проблема. Большинство из высоких чиновников, в весьма живописных позах, валялись на земле и были мертвецки пьяны, это значит, что их необходимо собирать в радиусе пятидесяти метров и заносить в самолёт, где обязательно привязать к креслам. При этом мы знали, что руководящие товарищи редко весят меньше ста килограмм. Мы с тоской посмотрели друг на друга и, вздохнув тяжело, приступили к погрузочным работам. Двух товарищей,  поднатужившись, мы смогли занести и с трудом привязали, но пока ходили за очередным телом, один из них успел выползти из самолёта.

Мы поняли, что своими силами нам не справиться с погрузкой пассажиров до захода солнца. Из всей группы, нашли четырёх более – менее вменяемых и попросили вначале загрузить все разбросанные вещи, а затем быстро принялись грузить остальных. При этом один человек находился внутри самолёта, у двери и никого не выпускал. Вот теперь всё наладилось и нам удалось благополучно взлететь.

После взлёта и набора нужной высоты, я быстро вычислил время полёта до Кзыл-Орды, время было в обрез. Нужно добавлять мощности двигателю и держать максимальную скорость полёта. После доклада диспетчерам о расчётном времени прибытия, попросили, чтобы автомобили встречающих были поданы прямо к самолёту. Пока летели, попросили начальника строительства подписать документы о выполненной работе, это же оплата аренды самолёта для авиаотряда, да и наша зарплата. Он, конечно, поблагодарил нас устно, извинился за беспокойство, доставленное нам при погрузке, и подписал документы на два дня полётов. Мы были в восторге!

В тот вечер мы, забрав оставшееся спиртное из самолёта, с товарищами пошли ко мне домой, где обсуждали события этого дня. Все смеялись, когда командир, красочно, с юмором рассказывал о моих фантазиях и выдумке перед местными жителями далёкого аула. Постепенно, с течением времени, всё это призабылось. Лишь изредка, когда начинал фантазировать на вольную тему, жена одёргивала, напоминала о том случае, да иногда, уже в Украине, встречаясь на посиделках со своими одноклассниками, рассказывая о своих полётах в Казахстане, вспоминал тот давний случай.

Вот поэтому, через сорок три года, увидев (с помощью Facebook) те места, где прошла моя лётная молодость, я был просто потрясён, шокирован. Ведь в том месте, где когда-то мы отдыхали на берегу горной речушки, где я разглагольствовал о фантастическом будущем этого края, теперь работали шахты, проложены автотрассы, подведена железная дорога, работает обогатительная фабрика. Для меня и моей супруги (как свидетеля тех событий) это оказалось – удивительно. Поэтому я и решил рассказать об этом в своём рассказе. Мы в своей жизни не замечаем, как иногда самые невероятные фантазии могут претвориться в жизнь, просто нужно быть повнимательнее к событиям вокруг нас.   

       

   
.


Рецензии
Красиво получилось. Да Вы талант, Юрий! И пилот, и писатель, теперь вот и предсказателем можете, как выяснилось)))

Мурад Ахмедов   22.03.2019 04:49     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Мурад! Вы просто льстите мне!:))) Я себя, по настоящему, считаю только лётчиком "Первого класса" - это я своим трудом и добрым упрямством таки достиг, а до писателя (хотя и печатают и отзывы только положительные) ещё очень далеко. Я ведь столько литературы перечитал за свою жизнь, так что могу очень трезво оценить свою попытку творчества, вот только реально подсчитав отпущенный мне срок, могу с огорчением отметить, великим писателем стать не успею. Но это не так уж и страшно - главное, есть кому это читать и меня тихим, не злым словом помянуть.
С уважением, Юра!

Юрий Чуповский   22.03.2019 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.