Русско-Финская граница в Будущем

Я тогда выполняла задание в Княжестве Саамском
вместе с 2 финскими коллегами из группы Серого.
Смысл нашей работы был все тот же:предупреждать наших людей
-чтобы их не забрали себе другие организации.
Явки.пароли и т.д.
Помимо этого я осмотрела немало финских красот
и познакомилась с тамошними людьми.
Финские города и городки Будущего имеют исторический каменный центр(хоть 3 здания) и вокруг-одноэтажную застройку сельского типа.
Это близко к их культуре.
Если каменных зданий нет-то это считается село.
Здания красивые-повторяют исторические.которые раньше были
в Финляндии по старым чертежам.Все здания воссозданы
на других местах-но если в пределах 1 "сельсовета" хоть за 20 км от первоначального положения-то считаются"стоящие на прежнем месте".
Здания облицовывают крошкой из натурального камня
-это очень красиво.
На одном-отделанном красной крошкой
-я увидела большую свастику с крыльями и спросила финских друзей:
"А что здесь?"
-"Знак не видишь?-это Местное Самоуправление.
Оно у нас всегда так помечается во всех городах.
А рядом флигель такого же цвета-на нем знак затерт.
Мы сохранили историческую затертость."
-"Ах да!После 2-й мировой войны их затирали..."
Мы приехали как журналисты из России-съемочная группа.
Будто бы готовим материал к годовщине снятия русской оккупации.
(И мы его действительно хорошо подготовили)
Приехали в небольшой городок в центре бывшей зоны оккупации. Встретились с местными в красивом здании общины.
Оно было с большими стеклами и стояло в окружении сосен.
Сначала я показала на экране-какой мы уже собрали материал.
Как менялась русско-финская граница в Прошлом.
Какой царь куда ее двигал.Кого заселял и откуда переселял.
С портретами древних царей. национальными костюмами.картами
и рассказы про области-куда и откуда переселяли
(т.е. где пекли баранки на продажу-а где разводили лошадей).
Местным жителям очень понравилось:"Мы даже не знали всего этого!
А вам невероятно повезло!В нашем городе остался всего 1 человек-который помнит русскую оккупацию.Он почетный гражданин и старейший житель нашего города.И кроме того:он еще и русский!"
Мы с товарищами пошли брать интервью в дом этого старика.
По меркам Земли Будущего он был и правда очень стар.
Выглядел примерно на 80.
Вот его рассказ про Русскую Оккупацию от первого лица:
"Я тогда был маленький.
В то время между Россией и Финляндией была открытая зона без границ.
Раньше это было удобно с точки зрения рабочих мест.
Получилось взаимное расселение на обширную территорию.
Образовалось много смешанных семей.
Формально каждый отчитывался перед своим Местным Самоуправлением.
Но на деле контролировать их было невозможно:как воспитывают детей.
какие дома обычаи...Люди сами устанавливали себе жизненные правила
- в каждой семье "вели себя как хотели".
В поселке было двуязычие.Все знали русский и финский.
Внешне русские от финнов не отличались ничем.
Финки носили по 2 соединенные косы на прямой пробор.
вышитые вручную кофты и вязаные шали.
Русские же ходили или в ситцевых платьях-или в обычной одежде.
Когда женщины садились за праздничный стол
-изредка надевали парчовые накидки поверх рабочих брюк.
И вот наше и русское правительство вместе решили прекратить
это неуправляемое сообщество и закрыть границу.
Все русские семьи выслали в Россию.Потом всем смешанным семьям дали неделю-чтобы избрать то или иное гражданство.
Их выслали или в Поволжье-где много праздников для туристов.Или
в Центральную Финляндию-где наиболее рьяно соблюдают обычаи.
Только моей семье не повезло.
У меня был папа русский.А мама-финка.
Хотя я ходил в финской вышитой рубашечке-но в семье мы говорили по-русски.Нашей семье не разрешили выбирать гражданство.
Папу однозначно полагалось выслать в Россию.А маме категорически запрещалось покидать Финляндию.Я должен был выбирать
-с кем остаться.Я долго не мог выбрать.Мне было очень тяжело
-но все же я выбрал маму.Папа уехал к себе на родину.
Ему было очень грустно.
Поселок обезлюдел .Почти все дома 10 лет стояли опечатанные.
Друзья мои переехали-я один болтался по поселку.
И очень скучал по своему папе.Мама дома тоже плакала.
Из других районов Финляндии в зону мобилизовали много часовых
и выставили на улице-в фуражках и с дубинками.
Как будто здесь есть с кем воевать.
Я позвал одного дяденьку на русском.
Тот воскликнул на финском:"Ты русский?"
-"У меня папа русский.Я очень скучаю.Я еще не решил.
Может уеду к папе- и буду русский."Часовой приволок меня к командиру.
Тот отвел меня к маме.Мама очень извинялась за меня.Нам приказали даже дома говорить только на финском и соблюдать обычаи."
В поселке осталось несколько финских семей-но они были
с другого конца поселка.Я поэтому не дружил близко с их детьми.
В поселке еще остались мамины родственники-бездетная пара.
Дядя с тетей помогли маме взяться за мое перевоспитание.
Я впервые узнал-что финны ложатся спать в другое время и у них совсем другой режим дня.И какие финн должен говорить слова перед едой.
Я привыкал тяжело.Тогда дядя затаскивал меня в сарай и вел разъяснительные беседы:"Ты не русский!Ты теперь финский гражданин."
Вскоре пришла новая беда:Мама должна была по семейным обстоятельствам переехать жить в другое место.
А там не совсем Финляндия и совсем не Россия.Обычаи вообще другие.
И вроде бы та родня подыскала маме нового мужа.
Брать ли ей с собой меня?
Немногочисленные оставшиеся взрослые финны и Глава Самоуправления собрали собрание и решили:
Мне и так психику ломали.Отобрали отца и перевоспитывали.
Если я уеду в тот каменный город - вообще свихнусь.
А я все же финский гражданин.Здесь лучше вопрос со школой.
У меня родина останется.Мама понимала-что они правы.
И уехала одна.Хотя ей было очень грустно.
Меня она доверила бездетным дяде и тете-которым доверяла.
Я постепенно познакомился и сроднился с оставшимися в поселке немногочисленными финнами.Они оказались очень хорошими людьми.

Ольга Алексеева
11 июля 2014 в 0:47


Рецензии