Ангел Роман. Святая гора, Афон

«Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе» (Псалом 33, псалом Давида).

       «И сказала Мария: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес  смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся  отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века»,- бесспорно видно, как  эта хвалебная песнь Марии  в Евангелие от Луки 1:46-55, так называемый магнификат, перекликается с псалмом  Давида, в которой Она, как его отдаленный потомок,  тоже славит Господа.
       Евангелия от Матфея (1:18-25) и от Луки (1:26-56; 2,4-7) – две взаимодополняющие, хотя и полностью независимые истории, едины в том, что рождение Иисуса было следствием чудесного зачатия. Мария зачала не от мужчины, а благодаря созидательному действию Святого Духа (Мф.1:20; Лк.1:35).
       Мария, Дева Мария, Матерь Иисуса, Раба Господня, девственница согласно Евангелий, женщина, в последствии наделенная титулами: Богородица, Богоматерь, Пресвятая Дева, Пречистая, Мадонна, Царица Небесная, Владычица, Игуменья Святой горы Афонской, а святитель Григорий Палама называет Ее живой границей между сотворенным миром и несотворенным бытием Предвечного Бога, Творца и Вседержителя всего сущего. 
       Самое большое количество церковных праздников, песнопений, молитв, славословий посвящены Богородице. За годичный цикл Православная церковь вспоминает всю жизнь Владычицы, начиная от Ее рождения и заканчивая успением. Огромное количество икон и молитв Царице Небесной говорят о большой любви к Ней всего православного мира.
        Из двенадцати самых больших праздников Православной Церкви, - по-славянски называемых двунадесятыми праздниками, - в основании каждого из которых лежит одно из величественных событий, относящихся к спасению рода человеческого, -четыре связаны с именем Божией Матери. Это Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение и Успение, Первые три праздника являются воспоминаниями событий, в которых Царица Небесная послужила спасению рода человеческого от власти диавола и вечной смерти. Успение является праздником торжественного итога Ее служения Господу Богу, увенчанием всей Ее жизни, исполненной чистоты и святости Ее служения своему Небесному избранию.
И так, получается, что праздником Рождества Пресвятой Богородицы начинается церковный богослужебный год, потому что Пречистая явилась той дверью, через которую Безначальный, Невидимый и Непостижимый умом человеческим Бог вошел в этот вещественный мир видимым образом, облекшись в Ее утробе плотью и кровью, а праздником Успения Пресвятой Богородицы церковный год завершается. Это даты 21сентября и 28 августа соответственно. Но сам индикт, или начало новолетия, т. е годовой круг Богослужения, в Православной Церкви отмечается 14 сентября по нов.ст. и является церковным праздником.

       В Новом Завете имеется краткое жизнеописание Матери Иисуса.
       К Святой Деве, жившей в Назарете и обрученной с плотником Иосифом (Мф.1:18; Лк.1:27), явился от Бога Ангел Гавриил с приветствием: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенная Ты между женами» (Лк.1:26). Ангел возвестил Ей, что она зачнет от Духа Святого и родит Мессию, Сына Божьего: «…и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Выслушав слова Ангела, Мария ответила: «се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк.1:38).
 После этого она отправилась к своей родственнице Елизавете, жене Захарии, священника Авиевой чреды, и прославила там Бога (см. выше магнификат) и, после трех месяцев, возвратилась к Иосифу беременной.
       «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но, когда помыслил это, - се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давыдов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их», - Мф.1:19-21. Иосиф поступил, как повелел Ангел и принял Марию. Будучи потомком Давида, Иосиф должен был явиться на перепись в город Давида Вифлием. Мария последовала с ним и там родила Иисуса (Лк.2:1-7; Мф.2:11). В том крае их посетили пастухи, которым Ангел Господень возвестил о рождении Спасителя (Лк.2:10-13) и волхвы с востока, которые увидев звезду Иисуса на востоке, пришли Ему поклониться (Мф.2:1-12).
       Был в Иерусалиме старец Симеон, «чаявший  утешения Израилева» и получивший обетование от Духа Святого, что не умрет, пока не увидит своими глазами Мессию. Придя  по вдохновению  в храм и взявши  младенца Иисуса на руки, он благословил Бога и пророчествовал о Христе и Его Матери: «Се, лежит Сей на  падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой  оружие пройдет душу,- да  откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35).
       Из-за преследования Ирода и по совету Ангела Господня святому семейству пришлось с Младенцем бежать в Египет (Мф.2:13 и дал.), возвратившись оттуда они поселились в Назарете (Мф.2:23). После этих сообщений в Евангелиях только изредка  упоминается о Марии: во время посещения храма, когда Иисус был уже подростком (Лк.2:42 и дал.); на браке в Кане Галилейской, где Иисусом было совершено первое чудо –превращение воды в вино (Ин.2:3 и дал.); когда Она и братья Иисуса искали Его между народом, а Иисус проявлял непоколебимость , чтобы увлечь и их своим учением (Мф.12:46 и далее; Мк.3:31 и дал.; Лука 8:19 и дал.): «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8:21); когда  распятый Иисус с креста поручил  Ее Иоанну (Ин.19:26), и когда Она была  вместе с учениками в Иерусалиме по вознесении Иисуса: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). Здесь, последнее упоминание о Матери Иисуса в Новом Завете.
       Следовательно, Мать Иисуса стала Его ученицей и последовательницей. Согласно апокрифической литературе, а затем Священному преданию за смертью Марии последовали Ее Воскресение и Вознесение (по православной традиции на третий день), а за Ее душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают, что после вознесения Марии совершилась Ее коронация.

       Согласно православному Преданию на земле существуют местности, которые находятся под собственным покровительством Божией Матери. Их называют земными Уделами Богородицы. Таких уделов четыре. Это - Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.
       По преданию Богородица участвовала в распределении по жребию земель между апостолами, в которые они должны были отправится проповедовать. Согласно сочинения «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного») Пресвятой Богородице по жребию выпало удалиться в Грузию (Иверию), но по велению Господа для проповеди христианства туда был послан Андрей, который из рук Пречистой получил Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, который она приложила к Своему Лику. От святой иконы, так называемой Ацкурской, в Грузинских пределах были явлены многочисленные чудеса (источники литературы № 3,4). А Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы в том месте, где расположен Иверский монастырь.
        Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
       В 1045 году был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (но, во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).
       Язычники встретили Божию Матерь и приняли крещение. Богородица сказала: "Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего".  Благословив народ, Она добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".

       Афон, или Святая Гора - название горы и полуострова в Греческой Македонии на северо-востоке Греции. Высота горы -2033 м, полуостров с трех сторон омывается водами Эгейского моря.
        Древнейшее название полуострова –Акти («Утес») и Афон, в честь мифического фракийского гиганта Афона. Согласно мифу, в очень давние времена произошла война за обладание горой Олимп между богами-олимпийцами и полубогами-титанами. Во время этой войны гигант Афон бросил камень в Посейдона. Камень упал в воды Эгейского моря и превратился в полуостров Афон. Другая легенда гласит, что Посейдон в смертном бою победил Афона и похоронил его под горой в море. И поэтому гора получила свое название в честь храбро погибшего гиганта.
   
  Попасть на Афон можно только по морю или на вертолете из-за того, что местность там труднопроходимая, и кроме того граница с материком охраняется и обнесена высоким забором. Паломников на Афон доставляют на пароме.
На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение —диамонитирион. Диамонитирионы бывают двух видов:
1) общее разрешение, которое выдаётся Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на четыре дня и даёт право пребывания в любом монастыре;
2) индивидуальное разрешение, которое выдаётся самим монастырём на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение.
Правила пребывания для лиц мужского пола на Афоне строгие: на территории Святой Горы запрещается носить одежду выше колен и плеч, ярких расцветок, купаться, загорать, сквернословить и просто громко разговаривать, осуществлять фото- и видеосъёмку.
       Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов.
В системе административных районов Греции Афон имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». Еще его именуют «монашеская страна» или «монашеская республика».

       Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.
       На Афоне расположено 20 православных монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский- Хиландар и болгарский-Зограф, и имеется 12 скитов. Древнейшая обитель – Великая Лавра (Лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

       Список монастырей Афона в порядке официальной святогорской иерархии и их главные святыни:
1. Великая Лавра (963 г.): крест и жезл св. Афанасия; чудотв. иконы: «Экономисса» и «Кукузелисса»; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. ап. Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина, Петра Афонского, пещера святого и др. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки.

2. Ватопед (972 г.): Пояс Богородицы. Чудотворные иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава свт. Иоанна Златоуста;

3. Иверский (972 г.): Чудотворная икона «Иверская» (Вратарница, Портаитисса), почитаемая с IX века;

4.  Хиландар (1197 г.): собрание старинных переносных икон. Пять резных драгоценных камей с изображениями Христа, Богородицы и Святого Димитрия. Знаменитый диптих с 24 миниатюрами, частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.

5. Дионисиат (св. Дионисия) (1375 г.): Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Мировлитиса» (Мироточащая), «Акафистная». Крест Елены Палеолог. Мощи святого Нифонта, патриарха Константинопольского, который умер в этом монастыре и сделанная из золота и серебра для него рака. Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи, мощи святого Пантелеимона, евангелиста Луки и других.

6. Кутлумуш (кон. XIII века): Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.

7. Панкратор (Вседержитель) (1363 г.): Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что зна¬чит «Ста¬ри¬ца» или «На¬сто¬я-тель¬ни¬ца». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века.

8. Ксиропотам (X век): самая крупная в мире часть Животворящего Креста Господня, вставленная в деревянный Крест с частицами мощей 40 мучеников Севастийских. Икона святого Димитрия Солунского, по преданию находившаяся в Софийском храме в Константинополе, резная из зелёного мрамора. Мощи святых: Игнатия Богоносца, Григория Богослова, Василия Великого, Григория - просветителя Армении, Андрея Критского и св. апостола Варфоломея.

9. Зограф (X век): Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).

10. Дохиар (X век): в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» (X в.). В обители есть источник Святой воды. Здесь также хранится частица Креста Господня, переносные иконы, предметы поклонения, святое облачение (ризы) и мощи 45 святых.

11. Каракалл (кон.X века): Честная глава апостола Варфоломея.

12. Филофей (990 г.): Чудотворная икона Богородицы «Сладкое Лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины.

13. Симонопетра (1257 г.): часть  Креста Господня, часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии, лик святого Павла, патриарха Константинопольского, лик святого мученика Сергия, на котором виден шрам, оставшийся от удара во время его мучений, и мощи других святых.

14. Св.Павла (X век): дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.

15. Ставроникита (1541 г.): Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.), обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи.

16. Ксенофонт (XI век): Чудотворная Ксенофонтская икона Божией Матери «Одигитрия». Мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.).

17. Григориат (1345 г.): Частица Креста Господня. Мощи святых: ноги и правая ладонь Анастасии Римляныни, глава мученика Кирика, глава святителя Григория Назианзина Старшего, глава святой Фотинии.

18. Эсфигмен (1345 г.): Крест Пульхерии, мозаичная икона Спасителя (VII в.), стопа св. Марии Магдалины.

19. Св. Пантелеймона (нач.X века) (русский). Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Глава вмч. и целителя Пантелеимона. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. и целителя Пантелеймона. Стопа ап. Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки.

20. Констамонит (XI век): Чудотворные иконы Богородицы Одигитрии (XII век) и первомученика Стефана (VIII в.).

       Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов, а зимой она достигает шести часов.

       КОЛЛАЖ: Ангел Роман с Чашей и Св. Ангел Света на Афоне.
1. Фон: AP Photo/Dimitri Messenis, https://tass.ru/spec/afon
2. Визитка с благословлением Святой Афонской горы, приобретенная мною в местной Церкви:
«Благословление Св. Афонской горы. Келия св. Модеста патриарха Иерусалимского» с иконкой Святителя Модеста Иерусалимского, патриарха.
3. Предметы с Афона, приобретенные мною: ладан повседневный с надписью на греческом языке с изображением полуострова и герба палеологов, но не с мечем, а с крестом в лапе орла и ладан праздничный в круглой коробочке с надписями на греческом и русском языках, которые применяются при каждении в богослужебных обрядах.
               
       Предыдущая страница:
Ангел Роман. В облаках окрестности Риги
http://www.stihi.ru/2018/07/05/7388
или http://www.proza.ru/2018/09/16/1345



       Источники для написания:
1. Новая Женевская учебная Библия. Синодальный перевод.,1998
2. Эрик Нюстрем. Библейский словарь. «Библия для всех»: Санкт-Петербург, 2002, стр.238
3. Икона Богородицы Ацкурская https://azbyka.ru/days/ikona-ackurskaja
4. Апостол Андрей Первозванный  http://sakartvelotour.com/andrey-pervozvannyy
5. Святая гора Афон https://tass.ru/spec/afon
6. Афон: https://www.grekomania.ru/athos
7. 7 тайн и самых больших загадок святой горы Афон
8. Азбука паломника: Афон https://azbyka.ru/palomnik/
9. Википедия: Афон

07.07.-16.09.2018 г.


Рецензии