Посещение Резекне. Латвия. Часть 3. Окончание

Посещение Резекне (край Латгалия, восток Латвии) и Латгальского музея истории и культуры (улица Атбривошанас 102, Резекне, сентябрь, 2018).

Часть 3. (Окончание).

Резекне…

Говорят, что стоит на семи холмах, как и Рим.

Является центром высокой духовности, образования и культуры Латгалии, опережая сам Даугавпилс.

Во время Мировых войн (особенно Второй) сильно пострадал. Большая часть общественных и жилых зданий была разрушена. Край приходилось возводить и застраивать заново…

По материалам изученных в брошюре (31 страница) Центра развития города Резекне, 2018 год.

Хотите, гуляйте по самому городу и заходите везде, где можно. Хотите, купайтесь, загорайте, отдыхайте на окраине города, на обустроенном озере Ковшу. А можно выбраться за пределы цивилизованного края и побродить по окрестностям. Там будут и прекрасные места для рыбной ловли, отдыха, пеших и велопрогулок. Смотровая площадка - в пяти км от Резекне, конный двор – в 6-ти км, мини-зоопарк с экзотическими птицами да карликовыми животными - в семи км. Всё в ваших руках…

Ну, а мне, простому журналисту-любителю, и озера с городом будет достаточно…

И, конечно же, самого главного музея. Который расскажет и об истории края (окунув в прошлое), и позволит познакомиться ближе с востоком страны, его жителями, народными традициями, обычаями, обрядами, ремёслами…

Зайдём же в этот самый главный музей…

Латгальский музей истории и культуры расположен на той же самой широкой центральной улице города – Атбривошанас, совсем недалеко от памятника «Едины для Латвии». Основан в 1959-ом году, но выглядит, как современная, длинная, большая гостиница, что, конечно же, не может не бросаться в глаза! У самого её входа, во весь рост стоит памятник выдающемуся латгальскому поэту Антону Кукойя. Добродушный, упитанный человек держит в одной руке раскрытую книжку (вытянув её немного в сторону) и, повернувшись к вам, уважаемые гости города, всем своим видом показывает, что собирается декларировать свои стихи, оперевшись второй рукой на скамейку (на краешке которой лежит его портфель). Мило, не правда ли?..

На двух-трёх этажах музея (с виду их не меньше трёх, но центральная часть чуть возвышается над боками, показывая, что здесь есть ещё!), заплатив за всё в кассе 1 евро и 60 центов (божеская, лояльная цена для подобных масштабов), и 2 евро за возможность фотографировать (вот это уже чуть завышено, одной монеты хватило бы!), вы увидите средневековое и советское прошлое, небольшие фрагменты XVIII, XIX, XX-х веков (постоянная экспозиция «Резекне на грани веков»), большую коллекцию всевозможных изделий из керамики (экспозиция «Чудо из глины, рождённое в огне», картины и этнографию латгальского края…

Помимо этого, можно посетить несколько художественных и тематических выставок, которые периодически проходят в музее…

Ещё, конечно же, проходят учебно-развивающиеся программы для детей («Дитя человеческое», «Приключения глиняного комочка», «Тайны земных глубин», «Рассказ узорчика», «Каждому своя азбука», «24 часа латгалец», и так далее), с которыми лучше ознакомиться на сайте самого музея. Вот-с…

Музей большой и занимает много места… Но, к сожалению, некоторые периоды сжаты, не представлены, как того хотелось бы, и им не выделена своя, отдельная комната, как это было в Риге, Лиепае, Елгаве и других городах Латвии. Это небольшой минус, но так в Латгалии устроены музеи (в Даугавпилсе почти то же самое, но чуть лучше). Не желая ссориться со смотрителями и работниками данного государственного учреждения, я сумел вовремя остановиться в своём ответе на их вопрос, мол, как мне музей. Но каждый из нас остался при своём мнении. Однако, всё познается в сравнении, и такое неправильное, хаотическое расположение исторических вещей не только сбивает с мысли, останавливает воображение, но и слегка портит общее впечатление. Я много прошёл и повидал в Латвии, что теперь никто не убедит в том, что хаотический подход – правильное решение. У них огромный музей. И можно было сделать комнату средневековья, комнату XIX века, комнату советского периода, а не смешивать всё в кучу. Но… Что вышло, то вышло…

Ситуацию немного исправил второй этаж, где меня познакомили с большой коллекцией керамических изделий, подчёркивая искусство, филигранную работу, уникальность края и неимоверный талант мастеров… Да, тут я снимаю шляпу. Латгальская керамика – это сказочное чудо… Мне эти изделия не близки, но я не мог не отметить открытую душу, с какой всё это было сделано. Это красиво, необычно, стильно и мощно! Почему-то вспомнился музей серебра в Лимбажи. Там тоже филигранная работа мастера была. Это настоящее искусство… Вот вам и Латвия…

Ещё мне понравилась одна из художественных выставок, проходящих в музее. Это выставка художницы-аквалеристки Анны Солтане-Ромере (1895-1974). Я сразу заметил, что, в отличие от абстракционного экспрессионизма, эти работы мне близки, понятны и даже вызывают как интерес, так и симпатию. Душевные, но очень насыщенные натюрморты, портреты, где чёткое изображение, как людей, так и животных, местности. Хорошая художница…

Всё. Сохранив своё лицо и, поблагодарив за представленные экспонаты, тематические и художественные выставки, я вышел на улицу, зная, что несмотря на масштабы, в данный музей вернусь нескоро. Уж очень тут всё как-то не так. Видно, что всё у них есть (и деньги, и возможности), а организованности мало. Увы…

Но о деньгах я не жалею. Даже добавочных 2 евро. И часов, проведённых в нём. Ведь они показали, что в Риге, Лиепае, Бауске, Елгаве – лучше!.. А для меня это было самым приятным. Родное ближе… Но Латгалия старалась. В Даугавпилсе, кстати говоря, также было лучше… Всё честно. На то оно и сравнение...

С Резекне также всё. Спасибо, седьмой город Латвии!..

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.            
   


Рецензии