Монстры и земляника

Мама Маша – молодая, симпатичная, ласковая, многозаботливая, очень эмоциональная;
Папа Саша – молодой, симпатичный, весёлый, спокойный, то держит себя солидно, то дурачится;
Никита (Ника) – их сын, подросток, немного капризный;
Егор – друг Никиты, подросток, более серьёзный;
Данила – друг Никиты, подросток, более легкомысленный;
Борщевики – воображаемые монстры, сколько поместится на сцене;
Тётя Лиля (Лилия Викторовна) – деревенская продавщица, ещё не старая, полная, разговорчивая, смешливая, на самом деле, грустная, ходит вразвалочку и прихрамывая, потому что болят ноги и спина;
Дедушка Анатолий Васильевич – интеллигентный, пожилой, в очках, с бородкой, ходит немного сутулясь и шаркая, но ещё бодро.

Тему монстров, с которыми ребята рубятся, и героев, которыми они себя представляют,  предлагаю обсудить с ними. Мой сын увлекался Вархаммером 40 000, поэтому в рассказе упоминаются демоны хаоса и серые рыцари, соответствующая музыка. Надо выбрать монстров и героев, актуальных для актёров и зрителей. И взять музыку из игры или фильма.

Экран, на котором можно показывать пейзажи и эпизоды компьютерной игры. Идея с экраном очень хороша, но, по моему опыту, изображение получается блёклым, освещение сцены забивает его. Направить свет на передний край сцены? Если не будет получаться, можно заменить его соответствующими декорациями, немного переделать текст, чтобы персонажи проговаривали, что видят.

Декорации. Кухня у Никиты дома, борщевичная поляна у озера. Мебель – кухонный стол, стулья, кресло. Борщевики.
Макет квадрокоптера, который "летает", подвешенный на леске. Электронный планшет. Карта. Пара брёвен. Рюкзаки. Палки и хворост, туесок. Посуда, фотографии. Сковородка с оладьями. Много медицинского бинта.

Костюмы: Дедушка одет в старые костюмные брюки, рубашку и вязаный жилет, носит очки и мягкие домашние тапочки. Мама утром в пижаме или халате, ярких вьетнамках, днём в джинсах и красивой цветной рубашке, кедах. Папа дома в спортивных брюках и майке, в путешествии в джинсах и рубашке, ребята – как они обычно ходят. Лилия Викторовна носит длинный хлопчатобумажный халат (платье) – тёмный с невнятным рисунком, длинную вязаную безрукавку, может быть, на пояснице шерстяной платок, на ногах резиновые галоши на шерстяной носок, на голове светлый платок, завязанный вокруг, с подоткнутыми концами (шапочкой). Монстры-борщевики – в соответствии с выбранными монстрами, но с зелеными листьями-лохмотьями на теле и белым на голове или плечах – какие-то больше похожи на борщевик, какие-то на выбранных монстров.

Музыка из фильма или игры – для батальной сцены и для победы, литавры или гром, звон оружия, звуки природы, мотор машины, тормозящая машина, хлопок дверцы, полёт квадрокоптера, плеск воды, дверной звонок.

Видео для экрана: русский пейзаж с лугами, лесом, озером и деревней, борщевики с птичьего полёта, озеро – просто вода, блестящая на солнце, может быть, с дальним берегом (закольцевать).
Фотографии: плотные заросли (стеной) цветущих борщевиков (это тоже может быть закольцованное видео), луг, опушка, молодые сосенки, крупно – земляника, колокольчики, маслята, девочка с земляникой.



Сцена 1.

Утро, кухня, в середине стол, возле него четыре стула, чуть в стороне – кресло. Вдоль задника – с одной стороны плита, с другой раковина, между ними разделочный стол, кухонная мебель – могут быть просто плоскими, нарисованными. Над ним – экран для показа видео. Мама в халате или пижаме, на плече у неё кухонное полотенце, она накрывает на стол, готовит,  например, жарит оладьи, хлопочет, напевает. У неё хорошее настроение. Входит папа, тоже одетый по-домашнему. Потягивается, заглядывает через мамино плечо на сковородку.

Мама (напевает):
– Доброе утро, папа Саша!
Папа:
– Привет, мама Маша! Ммм! Вкусно пахнет!

Папа пытается стащить оладушек со сковородки, мама хлопает его полотенцем. Папа отбирает у мамы полотенце. Смеются. Входит Дедушка с газетой, раскланивается с ними, берёт чашку, садится в кресло. Входит Никита. Тоже пытается стащить оладушек. Папа хлопает Ника полотенцем и вешает полотенце маме на плечо. Как-будто он тут ни при чём. Ника отмахивается, усаживается за стол. Папа с мамой тоже садятся. Дедушка остаётся в кресле.

Никита:
– Маам! Паап! Можно я щас пойду с Егором и Данилой на школьный двор?…
Мама:
– Во-первых, доброе утро!
Никита:
– Во-первых-доброе-утро! Можно я пойду…
Мама:
– Во-вторых, зубы почистил?
Папа (передразнивает маму):
– В-третьих, уроки сделал?
Никита:
– Почистил! Уроки сде… Какие уроки? Лето же! Можно я…
Мама (радостно):
– Вот и хорошо! У меня на тебя сегодня планы! (торжественно) Мы с вами после завтрака поедем в одно замечательное место! На мою Земляничную поляну!

Никита (недоволен):
– Ну вот! Я договорился уже! Егор вынесет квадрокоптер! Он мне обещал дать полетать! Поуправлять в смысле… А потом мы хотели пойти к Даниле поиграть на компьютере в (название игры)… Можно вы вдвоём поедете?
Дедушка отвлекается от газеты, смотрит на спорящих поверх очков.
Мама (уговаривает):
– Ника! Я очень хочу, чтобы и ты поехал! Я давно хотела вам показать… Я очень хочу тебе показать Земляничную поляну! – поворачивается к Дедушке, – Папа! Скажи ему!
Дедушка:
– Хорошее место, я туда Машеньку каждое лето возил, когда она была маленькая.
Никита:
– Ну почему сегодня?!
– Погода сегодня хорошая, дел особых нет! Я давно планировала, но то я не могу, то папа…
– Вот вечно так: если вы не можете, то это важно, а если я договорился уже… Может, я не хочу!
Папа (шутливо):
– Мало ли мы с тобой чего хотим! Когда мама планирует, нам остаётся только смириться!

Мама (вскакивает, начинает ходить по кухне, говорит громко, бурно жестикулирует, может быть, собирает со стола посуду и гремит ею):

– Саша! Ника! Я сейчас обижусь! Это правда для меня важно! Понимаете, Земляничная поляна для меня особенное, моё место! Если вы там не побываете и не увидите его, то никогда не сможете понимать меня по-настоящему! И мы будем с вами жить рядом, но как бы на разных планетах! Потому что… Потому что… Это место, где мне было очень хорошо! Там сосновый лес! Озеро! На одном берегу деревня, в озере отражаются домики, яблони, цветы в полисадниках… на другом берегу луга, на лугах земляника! Столько земляники! Вы себе не представляете! Луга просто красные от земляники! А кое-где синие от колокольчиков! И такие попадаются в траве маленькие розовые гвоздички… Очень их люблю! Ну! Давайте! Наедимся земляники, грибы поищем, искупаемся! А потом устроим пикник на берегу! Будет очень здорово! Обещаю! Поехали?
( на экране видео – русские пейзажи, луга, деревня, озеро)

Папа (тоже встаёт из-за стола):
– Ого! Путешествие с купанием и пикником! Наша мама умеет уговаривать! Да, Никитка?
Никита (без энтузиазма):
– Ну ладно, только ребятам позвоню…
Дедушка:
– А вы возьмите ребят с собой! И Егора и Данилу! Как раз поместитесь на заднем сиденье! Пусть и коптер свой берут. Там и погоняете его над лугами, места много, и поснимать там есть что! Мне потом покажете, я там давно не бывал… А поиграть можно по дороге на планшете!
Никита (гораздо веселее):
– Вот дедушка умеет уговаривать! – убегает.
Мама:
– Тарелка!
Никита возвращается, бросает в раковину тарелку, убегает.
Занавес.

 Сцена 2.

На сцене декорации борщевиковых зарослей. Я бы сделала свисающие сверху полотнища с огромными зонтиками и листьями, внизу чем-то утяжелила – чтобы можно было двигать, но сами полотнища не колыхались. В середине сцены в глубине лежит пара брёвен. За борщевиками разбросаны  хворост для костра и длинные палки для драки с монстрами. Звуки природы. На экране – изображение сплошной стены борщевиков с цветами.

Шум мотора, потом звук тормозов и хлопок двери за сценой. Мама  выбегает на сцену, на передний край. Осматривается, переживает, смотрит в карту. Папа выходит за ней, тоже смотрит в карту, смотрит вокруг. Они показывают друг другу что-то на карте, смотрят на дорогу, машут руками, совещаются. Потом папа возвращается к машине ( за кулису), выводит ребят. Ребята мельком оглядываются, но сразу утыкаются обратно в планшет, продолжают игру, начатую в дороге. Один играет, остальные смотрят, сопереживают, издают восклицания типа: "Ну, давай-давай! Вон он! Этого так не пробьёшь, надо взять усиленный меч (пулемёт, базуку…)!" – пусть ребята сами придумают соответствующие слова. Папа снова идёт к машине (за кулису), возвращается с рюкзаком, надевает рюкзаки на ребят.  Те не сопротивляются, но не отвлекаются от игры.
Некоторое время идут пешком сквозь борщевики, возможно, они проходят через сцену, в одну и ту же сторону пару раз (возвращаются за задником) или просто делают по сцене круг. Мама нервничает. Папа огорчён, что нервничает мама. Ребята двигаются за взрослыми, ничего вокруг не замечают, иногда спотыкаются. На экране появляется озеро. Мама и папа останавливаются в середине сцены, ребята натыкаются на них. Мама вне себя, выхватывает у них планшет.

Мама (зло):
– Ну хватит уже играть!
Никита (оглядывается вокруг):
– А мы уже дошли? Это что, то самое место?
Мама:
– То самое! Самое то!
Никита (растеряно):
– Это – Земляничная поляна? А земляника где?
Мама:
– В Караганде! Видишь, что делается? Не видишь? Конечно, не видишь! Вы же всю дорогу в гаджет смотрели! Поколение растёт! Небо на землю упадёт, а вы и не заметите!

Ребята оглядываются, пожимают плечами. Мама отходит в глубину сцены, садится на бревно и отворачивается. Все снимают рюкзаки, бросают у брёвен. Папа растеряно смотрит на маму, на ребят, потом нерешительно говорит:

– Не очень хорошее место для пикника, может другое поищем?
Мама молчит.
Никита:
– Жарко, неохота таскаться.
Папа:
– Маш?
Мама (тяжело вздыхает):
– Отвратительное место! Тут, наверное, теперь везде одно и то же!
Папа (бодро):
– Не может быть! Надо проверить! Кто там хвастался квадрокоптером?
Егор (оживляется):
– У меня квадрокоптер! Щас мы его к планшету подключим и посмотрим!

Мама держит планшет в руках, сидит на бревне. Остальные посреди сцены запускают квадрокоптер, изредка поглядывают в планшет. Можно поднять макет на леске, а другой леской управлять из-за кулис. Звук квадрокоптера. На экране – заросли борщевиков с высоты полёта.

Всем (кроме мамы) очень весело запускать квадрокоптер. Ребята скачут по сцене, показывают на него, дают советы. Отбирают друг у друга пульт. Мама сперва смотрит на ребят, потом в планшет, потом закрывает лицо свободной рукой. Папа замечает не сразу, потому что тоже увлечён. Замечает. Подбегает к маме, берёт у неё планшет, смотрит некоторое время. Затем выключает. На экране снова безмятежное озеро.

Папа (решительно):
– Всё ясно. Сажайте летательный аппарат, только аккуратно! а то в озере утопите или в зарослях потеряете!
Коптер опускается, его прячут. Звуки природы. Пауза. Мама сидит, закрыв лицо руками, видно, что плачет. Все немного растеряны.
Папа (решительно):
– Нет тут никаких других мест! Пикник устраиваем здесь! Мы с мамой сходим в деревню, может, у кого-то землянику можно просто купить? А вы соберите дрова.
Мама (вытирает лицо, хмуро):
– Только никуда не уходите, не купайтесь без нас и борщевики не трогайте!
Никита:
– Какие борщевики?
Мама (снова начинает сердиться):
– Эти вот! Видишь заросли вокруг? Опять не видишь? Растения высокие? И всё, что ваш коптер снимал!
Папа(спокойно):
– Это борщевик Сосновского, его сок очень ядовитый. Не рвите и не трогайте!
Никита:
– Зачем нам его рвать?
Мама:
– Кто вас знает? Просто обещайте!
Ребята:
– Да мы поняли, тёть Маш! Мы не маленькие!
Мама и папа уходят. Ребята остаются одни.


Сцена 3.

Ребята осматриваются, заглядывают за борщевики, смотрят на озеро на экране.
Данила:
– Твоя мама всегда такая?
Никита:
– Какая?
– Нервная.
– Нет… Утром весёлая была… – его осеняет – Знаете, это она, наверное, из-за борщевиков!
– Из-за травы этой?
– Ну да! Утром она уговаривала поехать, рассказывала про Земляничную поляну, что тут нереальная красота… а тут – видишь что!
Егор:
– Понятно… моя мама всегда на меня орёт, когда из-за чего-нибудь расстроится. Но я бы тоже расстроился, если бы притащился куда-то,  а там вот так…
Данила:
– А мне даже нравится! Дикий мир!
Никита:
– Джунгли Амазонки!
Данила:
– Планета обезьян!
Егор (тоже включается в игру):
– Парк Юрского периода! Сейчас выскочит кто-нибудь! – забегает за борщевик и выпрыгивает с рыком: – Граа!!!


Может, у ребят возникнут какие-то другие ассоциации.

Возня, беготня.
Егор:
– Ладно, давайте дрова собирать!
 
Ребята разбредаются по сцене. Носят хворост, складывают в кучу. Им быстро становится скучно. Один подбирает длинную палку и начинает размахивать, другой хватает тоже и они начинают изображать поединок. Боевая музыка. Звон оружия. Третий прибегает с двумя палками, но ему нет противника. Он нападает на ближайший борщевик. Другие следуют его примеру. К этому времени за декорациями уже должны прятаться монстры. Но они появляются не сразу. Сперва ребята разят декорации. Музыка меняется на тему монстров. На экране появляются сцены из игры или фильма – фантазии мальчиков. Из-за декораций появляются монстры. Битва. Сперва это забавно, но монстров становится больше. В какой-то момент монстры почти побеждают, но ребята отбрасывают врагов и разгоняют. При этом декорации борщевиков раздвигаются, в середине сцены становится свободнее. Литавры! Торжественная музыка. Мальчики мужественно утирают потные лица, тяжело дышат, разминают плечи, пожимают друг другу руки, делают победные жесты…


Сцена 4

На сцену выходят папа и мама в сопровождении тёти Лили. Мама и тётя Лиля оживлённо беседуют между собой. У т. Лили в руках миска или туесок.
Т. Лиля:
– Здравствуйте, ребятки! Ну! И который тут  Никита? Очень любопытно посмотреть, кого Машка наша рОстит?
Никита (смущённо):
– Ну я Никита… Здрассьте…
– Ой-ты! Здоровенный уже! Вот же, как время летит… Давно ли мы всей деревней Машку малУю, потерявшуюся на земляничнике, искали? А у неё уже сынИще вона какой!
Мама:
– Тётя Лиля в магазине работала, когда я маленькой сюда приезжала, и на почте, и праздники она организовывала, и когда я потерялась – поиски тоже она… Незаменимый человек!
– Так а кому ещё?! Я и теперь… И в магазине, и на почте! Должен же кто-то старушкам хлеб продать и пенсию выдать?

Папа:
– Да, деревни везде стареют, пустеют… Домов жилых всё меньше. А тут ещё и борщевиком улицы заросли! Представляете, ребята, выше крыш! Лилия Викторовна, что же у вас никто с борщевиком ничего не делает?

Т. Лиля:
– Так а кто делать то будет? Тоже я? И привыкли к нему уже. От него даже польза!
Папа:
– Какая же от него польза может быть?
– Так ещё какая! Мы им свиней кормим…
Мама:
– Он же ядовитый!
– Так мы его перчатками! И запариваем. Свинья жрёт, только за ушами хрустит!
– А на огороде? Это же злостный сорняк!
– Так огород полоть надо! Ручками! И чисто будет! Сныть вон – тоже сорняк! Я в магазине теперь перчаток резиновых продаю за сезон, сколько за десять лет раньше не продавала. Полют! А на дворе косют. Да, вот ещё, в администрации стали бесплатно химию какую-то давать, чтобы эти борщевики брызгать… Только ехать за ней надо 40 килОметров. И дают по чуть-чуть, вот как кот над мышами поплачет! Да и чем брызгать то? Разве веником, как поп кропилом? Всё уж! Теперь уж как есть!

Данила потихоньку отступает в глубину сцены, утягивает за рукав Никиту. Они садятся на бревно, достают планшет… Егор остаётся и слушает разговор. Отходит, но возвращается. Отмахивается от Данилы.  Ему интересно послушать взрослых.

Папа:
– Нужно было не запускать ситуацию, уничтожать первые всходы…
Т.Лиля:
– Да когда они были, первые всходы эти! Кто их заметил! Это где борщевик при СССР выращивали, там про него, может, все знают. А мы тут сперва думали: трава, она и есть трава! Ну растёт быстро, ну здоровенная, новая какая-то… Да мало ли травы вокруг! А как спохватились, так уж поздно было… Был бы колхоз или там агрохолдинг какой, так земля бы использовалась, ухаживали бы за ней, пахали поля, косили луга! Или дорожники – что б им! – хоть обочины вдоль дорог окашивали-расчищали, как полагается! А у нас, сами видите… Со своим бы огородом управиться!

Мама (чуть не плачет):
– Ой, Тёть Лиль! Это так грустно! Теперь тут так некрасиво…
– Эх, Машка, не до красоты… Землянику только жалко… Помнишь, как её всей деревней вёдрами собирали?
– Да, помню! Ещё бы! Теперь не пособираешь…
– Не пособираешь… Нету её… Ох! Чуть не забыла! Я же вам клубнички с огорода своего принесла, вот! – т.Лиля передаёт туесок маме, – А то и правда, не пособираешь ягод то у нас, а ребяткам ягодок надо… Городским то… И на солнышке погреться и искупаться… А у нас теперь к воде не подойдёшь, нет… Весь берег зарос!  (с гордостью) А вот где мы стоим – тут можно ещё купаться! Это сынок мой расчищает, когда приезжает из города. Он любит посидеть, поудить. И окунуться любит. Не приезжал ещё этим летом, работает как прОклятый! Так зарастать стало! Быстро зарастает, не успеешь плюнуть! (ласково) А я смотрю, ребятки ваши почистили! Вот спасибо! Богатыри!

Мама и папа только сейчас замечают.
Папа (одобрительно):
– Ого! Вы тут поработали!
Мама (встревоженно):
– И правда! Поработали! Я же велела только дрова собрать! Я же просила не трогать борщевики! Если сок на кожу попал, ожоги будут!
Т.Лиля (серьёзно):
– Солнышко то припекает! Это самое опасное – если после борщевика на солнце быть!
Мама в панике суёт туесок с клубникой папе, отбирает у ребят планшет, поднимает силком с бревна, подгоняет.
– Надо срочно смыть! Давайте скорее в воду! А то будете все в пузырях, как погорельцы! Ну ка! Купаться! Скорее купаться!

Ребята не проникаются тревогой мамы Маши и т. Лили. "Да ладно!" Они начинают стягивать майки, дурачиться. Мама подгоняет их вглубь сцены под экран с озером, т. Лиля идёт за ними. Ребята машут майками и толкаются, один падает как бы в воду. Всплеск воды. Вопли, смех. Мама: "Куда в штанах!" Т.Лиля: "Вот шалопаи!" Папа сидит на бревне, задумчиво ест клубнику …
Занавес.


Сцена 5

Кухня. Дедушка сидит в кресле с газетой. Папа сидит у стола, задумчиво смотрит в планшет. На столе беспорядок – фотографии, бинты, лекарства, чайник и чашки. Мама сидит с другой стороны, перед ней стоит Никита к нам спиной. Мама некоторое время что-то с ним сосредоточенно делает, причём движения её резкие, видно, что она сердится. Потом она разворачивает Никиту, зрителям становится видно бинты на руках. И лицо с красными пятнами.
Мама:
– Вот! Полюбуйтесь на героя! Знаете, что он мне сказал?
Папа смотрит серьёзно, качает головой. Дедушка отрывается от газеты,  смотрит поверх очков.
Мама:
– Что они сражались с монстрами, с этими… ну, из игры…
Никита:
– С ... (название монстров)!
Мама:
– Рубили их в капусту!
Никита:
– Мама! Мы просто играли в (название героев)!
Мама:
– Нашли место играть! А если бы вам в глаза попало! А если бы мы позже пришли и вы позагорать успели? А если бы мы не знали, например, что нужно помыться? Или у нас бы полотенец с собой не было вас закрыть в машине от солнца?! И так вон – как жертва несчастного случая!
Дедушка:
– Почему – как? Машенька, он и есть – жертва несчастного случая. Не кричи на ребёнка, он ни в чём не виноват.
Мама:
– Конечно, он не виноват! Это я виновата! Я всех затащила на эту Борщевичную поляну! Я ребёнка оставила без присмотра на полчаса! Нет! Я, конечно, ему сказала, что трогать борщевики нельзя! Но руки-то не связала! Алло, ювенальная юстиция! Выявлен факт оставления несовершеннолетнего в опасности!
Папа (строго):
– Маша, я понимаю, что ты переживаешь… Но если ты теперь всегда будешь такая наскипидаренная, то я…
Мама:
– То ты – что?
Папа (ещё строже):
– Уйду от тебя! Уеду!
Мама меняется в лице, папа продолжает ласково:
– Поеду на твою Борщевичную поляну! И буду там уничтожать борщевики до победного конца. И сеять землянику с колокольчиками! И пока там снова не будет дивная красота, ты меня не увидишь! Может быть, не увидишь никогда, потому что я погибну в сражении с монстрами. Ради твоей улыбки я готов на всё! – театрально падает на одно колено и простирает руки к маме.

Пока папа говорит, мама расслабляется, начинает смеяться, подходит к папе и обнимает его за плечи. Говорит: "Выдумщик!" и целует в макушку. Папа поднимается с колен, обнимает маму. Дедушка облегчённо вздыхает, продолжает читать газету. Звонок в дверь. Никита выбегает, возвращается с Егором и Данилой. Они такие же замотанные. У Данилы перевязано ещё и лицо.

– Здрасьте, тётя Маша! Здрасьте, дядя Саша! Здрасьте, Анатолий Василич! Ник! ЗдорОво! Ого! Как тебя! А у меня – вот…
Мама:
– Доброе утро, мальчики!
Папа:
– Привет, герои! Ну ка, покажитесь!
Ребята поднимают руки в бинтах, поворачиваются так и сяк.
Дедушка:
– Красавцы!
Мама:
– Данила, тебе на лицо много попало?
– Да нет, не очень... Наверное, я рукой утёрся и намазал. А вот от мамы мне попало!
Мама:
– Мне тоже от твоей мамы попало, строгая женщина. И поделОм! Простите меня! Я не знала, куда вас приглашаю! Я думала, будет хорошо, интересно!
Егор:
– Тёть Маш, я спросить хотел… А то место, куда мы ездили, оно какое-то особенное было? Кроме земляничника?
– Что ты имеешь в виду?
– Ну, почему оно так заросло? Любое место может вот так зарасти? Или только там.
Мама:
– Любое, Егорушка, любое.
Папа:
– Борщевик Сосновского – очень агрессивное растение. Если поселяется в какой-то местности, то постепенно всю её заполоняет, вытесняет местные виды. И потом ничего другого там нет, только борщевик.
Данила:
– Значит и у нас во дворе может вырасти?
Мама:
– Может, конечно.
Никита:
– И везде вокруг? Только он и будет расти? Вместо всех других растений? И везде будет как на твоей Земляничной поляне? Ничего другого?!
Мама молчит, пожимает плечами. Никита поворачивается к папе. Папа тоже пожимает плечами. Дедушка подходит к столу, берёт фотографии.
Дедушка:
–  Что-то вы ужасы какие-то придумываете!
Папа:
– Анатолий Васильевич, Вы же видели, что мы наснимали с квадрокоптера… – показывает планшет, кладёт на стол.
Дедушка:
– Да видел я, видел… Вот, посмотрите лучше, какие я фотографии нашёл. Это я снимал, когда Машенька маленькая была…

Дедушка показывает, ребята и папа с мамой смотрят. На экране фотографии: луг, сосны, крупным планом земляника, маслята, маленькая девочка с земляникой, колокольчики…
Дедушка:
 – Вот: это на лугу, видите? Красиво, правда? А вот тут опушка леса, там такие сосенки и под ними маслята… Вот! А это Машенька!
Папа:
– Маленькая какая…
Мама:
– Тут я лучше получилось…
Ребята:
– А мы тут были? А тут? А! Вот тут мы купались! …

 Мама начинает всхлипывать.
Мама:
– Ой, всё! Не могу! Извините меня! – отходит от стола, отворачивается к раковине, начинает там греметь посудой.
Ребята смущены, переминаются с ноги на ногу, переглядываются. Папа садится обратно на стул, дедушка задумчиво перекладывает фотографии.
Егор:
– Тёть Маш! Знаете… Вот я вчера слушал, что эта ваша тётя Лина говорила…
Мама (не поворачиваясь):
– Тётя Лиля.
Егор:
– Ну да, продавщица… Она говорила, что им выдают бесплатно химию… А им брызгать нечем…
Мама поворачивает голову, папа и дедушка тоже смотрят на Егора.
– И что?
– Так может, надо к ним приехать туда, помочь? Привезти опрыскиватели?
Мама (поворачивается корпусом):
– Детям с гербицидами работать запрещено.
Данила:
– А мы другое что-то можем делать! Ну, там, выкапывать корни или срезать цветы… Мы сейчас в интернете искали, разные есть способы!
Дедушка:
– Ничего себе, придумали! Это настоящая борьба! На несколько лет! Это вам не палками помахать!
Никита (оживляется):
– Папа! Ты же сам предлагал!
Папа:
– Я? Что я предлагал?
Никита:
– Поехать на Борщевичную поляну уничтожать борщевики! До победного конца! И сеять землянику! Ради маминой улыбки!
Папа (смущён):
– Ну…
Дедушка:
– Да-да, Саша, это ты предложил! Мы все слышали!
Мама (радостно):
– А ведь правда, мы много можем сделать! Надо в их администрацию написать! И дорожникам! И поехать туда самим!
Папа (встаёт):
– Ого! Ты готова проводить отпуск в респираторе, химзащите и с опрыскивателем?

Мама (выходит вперёд, обращается к зрителям):
– А что? Экологический туризм! Ночёвки в палатках, курс молодого борца, немножко биологии, чай из котелка, песни у костра… Романтика!
Папа (тоже выходит вперёд и обращается к зрителям):
– Надо раскрутить это через социальные сети как модное направление!
Дедушка (тоже выходит вперёд, обращается к зрителям):
– Да-да! И вскоре интеллигентные люди иначе не смогут себе представить досуг! Будут бродить по лугам с опрыскивателем, как в 19 веке бродили с охотничьим ружьём! Писать рассказы под названием "Записки охотника на борщевик"!

Ребята проходят между дедушкой, папой и мамой и встают перед ними на самом краю сцены, обращаются к зрителям. Они больше не играют подростков-шалопаев, говорят уверенно.
Никита:
– Взрослые! Ну что вы как дети! Это серьёзное дело, а не игра!
Данила:
– Таких мест, как ваша Земляничная поляна много! Много где борщевик Сосновского вытеснил или вытесняет местные дикие растения, уродует пейзаж! Много где страдают от ожогов люди!
Егор:
– Надо всех и везде научить отличать борщевик Сосновского!
Никита:
– Всем и везде объяснить, в чём его опасность для природы и человека!
Данила:
– Убедить всех и везде вовремя начинать борьбу с ним!
Егор:
– Научить методам борьбы!
Данила (показывает замотанные руки):
– И технике безопасности!
Никита:
– Мы не хотим, когда станем взрослыми, жить на земле, покрытой сплошными зарослями борщевиков! Где больше нет ни колокольчиков, ни земляники, ни ромашек, ни даже одуванчиков!
Ребята и взрослые хором:
– Не хотим!!!
Никита (к залу):
– А вы хотите?


Конец


Рецензии