Как искал Матвей счастье

 


 
     В давние часы, в далёких землях,  задумал один парень, по имени Матвей, найти счастье.  Чтобы только его одного оно было.   Собрал пожитки в мешок, поклонился отчему дому, а больше ничего и никого у него не было, и пошёл куда глаза глядят.    Идёт через леса и болота, через деревни и города и нигде не находит своего счастья.  - Да что же это за напасть такая,- тужит Матвей, - сколь иду, во все  дальние деревушки заглядываю, а счастья не нахожу.  Наверно  спряталось оно от меня.
  И вот проходит какое-то время  и набрёл парень на  небольшой  домишко  в лесу.  Жил в нем дед   старый с внучкой.      
  Застучал Матвей по запертой двери.- Эй хозяева, откройте, пустите путника переночевать.
Заскрипела дверь и словно тоненьким голоском пропела:- Суженный на пороге.  А перед ней стоит дед и рядом девчонка. Сарафан старенький, босые ноги поцарапаны, веснушки на носу вроссыпь.  Смех, а не девчонка.  Отвернулся от нее Матвей  равнодушно. 
 Дед  брови поднял на пришлого: - Откуда на ночь глядя пожаловал?  Что за нужда ведёт?
Матвей  приосанился и отвечает: - Иду я по свету счастье своё  ищу.
- А как ты его ищешь? - поинтересовался дед.
- А иду и смотрю:  может девица пригожая меня ждёт  или в дом крепкий хозяин нужен.  А может царская служба подвернётся.  Или  невеста с приданым  богатым.  Вот такое счастье ищу.
- Ну тогда выходит у нас ты ничего не присмотришь.
Осмотрел Матвей бедный домишко, скользнул равнодушным взглядом по  щуплой девчонке, только на секунду задержался на большущий глазах гневных, словно море в шторм и отвечает:
- Не здесь мое счастье. 
  А домишко словно шепчет :- Суженый пришёл.
Метнулась девчонка к двери, захлопнула с силой и ногой топнула: -Тихо!
Дед засмеялся, а Матвей по сторонам покосился, никого не увидел и спросил:
 - Пустите до утра переночевать?
 - Отчего ж не пустить?  Ложись на лавке под окном. Сейчас поужинаем и укладываться будем.  А утром путь продолжишь.
  Наелся парень каши и  заснул.  А  поутру встал и предлагает дров за ночлег  порубить.    Вышел во двор, а там внучка дедова  лукошко грибов несёт.   У Матвея сапоги крепкие, а она босые ноги в росе измочила.  Стал он дрова колоть,  и всё  ему шепот чудится: У суженой ноги от росы застыли. Нахмурился он, замахал топором побыстрей, закончил работу и пошел с хозяевами прощаться.
- Спасибо за хлеб и соль.  Пойду.  Солнце высоко поднялось, идти споро  будет.
- Иди,- закивал  дед седой головой. - А за твою работу подарок хочу тебе сделать,- и внучку вперёд себя вытолкал. Онемел  парень, а подарок глазами молнии  мечет.
 - Человек ты молодой, жизни не знаешь и тебя всяк обмануть сможет.  Так вот моя внучка с тобой пойдет и будет у нее маленькая стекляшка с собой.  Когда ты счастье найдешь, она на стекляшку посмотрит и скажет, стоящее ли оно.   Ты ей верь.  А   после моя  Катенька домой уйдет.  Посмотрел Матвей на девчонку, а та ногами по полу водит и вниз смотрит.
- Хорошо, - согласился он. - Только провожать её я не стану, пусть сама домой добирается.
- А это как ты сам решишь, - кивнул головой дед и подал Катеньке узелок.
  Пошел   Матвей  широким шагом со двора, а девчонка следом побежала.  Не успевала за ним шагать. 
   Прошло несколько дней.  Парень впереди идёт, а Катенька сзади.   Пришли наконец в богатую деревню.  На площади народ гуляет,  на акробатов смотрят.  Все одеты нарядно, калачи едят.  Стал парень между людьми прохаживаться и спрашивать:
- Не требуется кому работник только за хорошие деньги?
 Тут его окружили и стали наперебой к себе зазывать.  А пуще всех молодица старается.
 - У меня хозяина нет, нужны руки работящие.    И так громко кричит, толкает всех, что решил Матвей с ней сговориться.
Пришли все трое на широкий двор. Дом перед ними крепкий, заборы высокие.
- Вот, -улыбается молодица,- хозяйство мое.  Только хозяина в нем нет. 
- Так давай я им стану,- предлагает Матвей.
- Хорошо!- обрадовалась  хозяйка и потащила парня за руку в свой дом.     А девчонка следом идёт.
- А ты куда это?- толкнула её молодица. - Мне работники не нужны.
Посмотрел Матвей на Катеньку и махнул рукой. - Возвращайся к своему деду.  Нашел я своё счастье.
Да несносная девчонка  заупрямилась.
- Обещала я деду, что скажу тебе-  настоящее ли счастье ты нашел.  Посмотрю на стёклышко.
-Твоё дело,- махнул Матвей рукой.
Вытащила  Катя  шарик и посмотрела в него.- Нет здесь твоего счастья. Уже двух мужей свела в землю молодица.  Иссушила силу у них.  И тебя  сгубит. Уходи скорей, пока она за тобой дверь не закрыла.
Исказилось злобой лицо у хозяйки. - Я тебя сейчас в мышь превращу! - зашипела она.
Да только не испугалась девчонка. Смотрит на чародейку, а глаза все ярче становятся. Перепугалась молодица, оттолкнула Матвея и скорей в дом убежала и захлопнула дверь дубовую.
  Стянул парень шапку, вытер пот и пошагал со двора, а Катя за ним следом.
 - Спасибо тебе, - поблагодарил он девчонку. - Спасла ты мне жизнь.
 - Обещала деду, его поблагодаришь,- говорит Катя. 
А Матвею вновь шёпот слышно: - Суженая твоя от беды тебя уберегла.  Посмотрел он по сторонам, удивился да никого не увидел.
   Идут они дальше. Нигде не может Матвей счастья своего найти.  А девчонка  за ним  следом идёт, из сил выбивается. Устроились они на ночлег в лесу.  Парень под зипун лег, а девчонка старую кофту на себя накинула.  И приснился Матвею сон: стоит перед ним лесная фея и  головой качает.
- Что же ты не пожалеешь суженую.  Босиком за тобой идёт.
Проснулся он и рассердился.- Что за глупость! Не может щуплая веснушчатая девчонка быть мне  суженой.    Моя жена должна быть  раскрасавица!  Посмотрел на то место где Катя спала, а её нет.
- Куда это она делась?  Надо поискать, - решил он.  Пошёл в лес и увидел впереди вроде как свет от кострища. Подошёл поближе и ахнул:  заливал поляну золотистый туман, а на ней танцевала дева неземной  красоты.  Босые ноги росой обрызганы, тонкие руки к небу подняты, а  из глаз синева льётся.
- Вот моя суженая! - ахнул Матвей и побежал взять ее за руку.  И враз померк свет и стало темно вокруг и пусто.  Как ни звал парень, не отозвалась его суженая.  Побрел он обратно, а из-за кустов   на поляну Катя вышла.  Руки расцарапаны, ноги босые, волосы в две косички заплетены  и веснушки на носу посмеиваются. Несёт в платочке ежевику собраную. 
- Где ты была?- рассердился на неё Матвей.  - Я сейчас в лесу суженую свою встретил. Хотел её обнять, да она исчезла.  Смотри в свою стекляшку, ждать ли её здесь?
Покачала девчонка головой.- Это лесовички  потешаются, завлекают путников неосторожных.  Не верь им. 
- Врёшь ты все, - не верит парень.  -  Слышу я час от часа шепот:  - суже
ная моя  босая рядом.   Вот я её и встретил.  Танцевала она  по росе  ножками белыми.  Посмотри в стекляшку! 
- Не она суженая, - покачала Катя головой.
- А кто же тогда?- удивился парень.  - Ну не ты же, - усмехнулся он.
- Не я,- прошептала девчонка и  уронила платочек.  Рассыпались ягоды и легли как тёмные пятнышки возле босых ног.
   Пошли они утром дальше.  Опять Матвей ходит и счастье ищет, а Катя рядом идёт.  Пришли они к царскому дворцу и начал парень узнавать:  можно ли на службу к царю  устроиться?   Вышел к нему воевода и предлагает быть солдатом.
  - А сколько же служить мне?- спрашивает Матвей. 
  - Всю жизнь, - отвечает воевода.  - Будешь  иметь сапоги одни на пять лет, махорки  кисет на месяц, китель от холода на десять лет. С царской кухни харчеваться и в сарае спать.  Живи и ни о чём не думай. Вот оно счастье.  Соглашайся, не сомневайся. 
 Начал парень голову чесать, а девчонка тут как тут.
- Не такого счастья ты так долго искал!
Подумал Матвей и решил дальше идти.
 - Что-то не везёт мне,- подумал он уныло и вдруг увидел на дороге монету. Золотую!  - Вот счастье то,- обрадовался он - куплю себе  рубаху шёлковую!
   Пришли они на  ярмарку. Ходил он ходил,  и увидел рубахи.  Золотой и серебряной ниткой вышитые, а по вороту цветы замысловатые.  Примерил он и одну, и другую.  Продавец товар нахваливает, цену сбавляет.  Да Матвей покрутил рубаху в руках и вернул.  А потом ушел куда-то и велел Кате никуда не уходить, его ждать.    Постояла она, подождала его и только присела, поджав под себя босые ноги, как вернулся он и  кинул ей на колени  туфельки новые.
 - Обувай, нечего  по земле босиком идти.   А ещё лучше возвращайся домой, мне ещё долго ходить придётся.
  Прижала девчонка туфельки к груди и  трясёт косичками. - Обещала деду с тобой быть.
   Отвернулся Матвей с досадой и вдруг увидел,  что идёт по улице девица- красавица.   Белолицая, чернобровая, белые руки перстнями украшены.  И во все глаза смотрит на него.  А с ней слуги рядом. Над головой зонт держат, чтобы солнце не мешало, прохожих расталкивают с дороги.  Послала девица одного слугу к ним.  Он подбежал и просит парня к своей госпоже подойти.  Матвей сразу пошел.  Взял он красавицу за руку, а та спрашивает: - как его зовут?    Назвался Матвей и девица приглашает пойти к ней во дворец.   Люб он ей и если парень хочет, то пусть будет  женихом. 
Вот пошли они вместе, а по дороге Матвей вспомнил о девчонке. Обернулся и видит: стоит она на том же месте и смотрит ему вслед.
- Подожди моя милая,- сказал парень девице.  - Скажу я только, что нашёл свое счастье и враз вернусь.  Поспешил обратно он к Кате.
 - Можешь возвращаться к своему деду.  Нашел я счастье.  Но если хочешь, посмотри в стекляшку.
- Не буду смотреть, - покачала девчонка головой. - Потерялось оно.  Пусть тебе сердце твоё подсказывает, счастье ли нашёл.  А это забери обратно,- и сунула туфли Матвею в руки.  - Своей суженой их надо на  босые ноги обуть, - проговорила и исчезла в толпе, только две косицы мелькнули.   
  Стал Матвей во дворце жить. На свою суженую налюбоваться не может. Да только чуть в сторону взгляд отведет, то видит перед собой косицы растрёпанные и  веснушки задорные.  Совсем измучился. И непременно туфли в комнате на полу брошенные находит. Уж он их и прятал,  и в сад выбрасывал, а они вновь в комнате оказывались.  А когда он спал, то слышал во сне: надо своей суженой на ноги обуть. 
  Пошёл Матвей к своей невесте и туфли принес.  - Хочу я тебе, моя милая,  их на ножки обуть, -говорит он.
  Но красавица посмотрела и сморщила  носик.  - Я  мужицкую обувь не ношу! 
И тогда  Матвей понял, что не здесь его счастье.   За  другой сердце ноет.  Поклонился он  девице и отказался быть ей женихом.
  - Не люба ты мне. Тебе под стать принц, а я простой парень,- и ушёл.
   Под вечер постучал в  лесной домишко  запоздалый путник.  Открыл старый дед дверь и посмотрел на парня.
  - Зачем ты опять сюда пришёл?  Не найдешь ты здесь ни приданого богатого, ни невесты красивой.    Не здесь  ты счастья ходишь  ищешь.   
  - Когда твоя девчонка не стала смотреть в зеркало, а предложила сердце своё послушать, понял я всё.   Рядом со мной суженая моя ходила, а я не хотел её видеть. Хочу начать всё сначала.
Обернулся дед .- Подойди Катенька.
 И встала с ним рядом босая девчонка.  Щуплая, смотреть не на что  только для Матвея была она красивее всех.  Опустился он перед ней на колени и достал туфельки.
  - Хочу обуть на  твои босые ножки, можно? - спросил он.
Помолчал Катя, а потом кивнула.  И только обул Матвей на её ножки туфли, как залил всё вокруг золотистый свет. Посмотрел он на девушку и ахнул:  Стояла перед ним раскрасавица, которая танцевала в лесу. Ту, что он назвал суженой.
-  Кто же ты ?-удивился Матвей.
-  Дочь лесного царя и царицы, -отвечает Катя. - И была я твоей суженой по судьбе.  Да ты мимо меня прошёл, не заметил.
-  Сразу не заметил, да всё равно сердце меня к тебе привело.  Люба ты мне, моя красавица.  Только я хочу, чтобы осталась ты для меня той же девчонкой, что рядом со мной ходила. И веснушки пусть на носу сидят, чтобы мог я на них любоваться и целовать. И тогда засмеялась Катя  счастливо и взявшись за руки побежали они вдвоём к Катиным отцу и матери, лесным царю и царице.


Рецензии
отличный слог, замечательная сказка. Спасибо

Дмитрий Кукоба 2   04.12.2018 13:49     Заявить о нарушении