Культура Нового времени

Эпоха 16-19 вв. – время глобальной культурной революции, переворота, охватившего сначала Европу, а потом весь мир. Традиционная культура в ходе этих преобразований уступила место культуре современной, которая сумела возродить достижения античной культуры, относившейся также к типу современных культур.

Главными явлениями этой культурной революции было вытеснение и уничтожение религиозно-мифологического влияния на культуру, быстрое и бурное развитие науки, атеизма, образования и художественной литературы. Столь же масштабные преобразования охватили также традиционные сферы культуры – технологию и искусство. В искусстве не только возродился театр, но и был создан новый вид искусства – кинематограф.

Преобразования в технологии сначала имели характер заимствований достижений из культуры Китая, которые не пережил крушения высокой культуры Древнего мира и успешно развивался тогда, когда Европа, Средиземноморье, Средний Восток переживали страшный культурный упадок Средних веков. Уже в начале Нового времени европейские страны заимствовали в Китае огнестрельное оружие, магнитный компас, механические часы, корабельный руль, воздушный змей. Такие важные заимствования позволили европейцам открыть Америку и захватить колонии по всему миру, что способствовало росту благосостояния Европы и обнищанию колоний.

После бурных политических революций в Нидерландах, Англии, США и Франции в 16-18 вв. началась технологическая революция – внедрение машин, парового, а потом и электрического привода, расширение использования металла, появился двигатель внутреннего сгорания, на основе которого появился автомобиль, авиация, подводные лодки. Внедрение электрических технологий привело к изобретению телеграфа, телефона и радио. Прогресс химии привёл к изобретению фотографии, пластиков и минеральных удобрений.

В изобразительном искусстве стиль эпохи Возрождения сменился пышным стилем барокко (17-1-я пол. 18 в.), а впоследствии, с середины 18 в. – классическим стилем подражания лучшим древнегреческим и древнеримским образцам. В конце 19 в. возник новый стиль – модерн в архитектуре (более нарядный и декоративный, чем строгая классика) и импрессионизм в живописи, которая стала уходить от реализма.
Подражание древним грекам в музыке привело к возникновению оперы в Италии в середине 17 в. и классической симфонической музыки в 18-19 вв. (Вивальди, Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шопен, Чайковский).

Театральное искусство дало великих драматургов – Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Гольдони, Бомарше, Ибсен, Чехов.

В системе преобразования Европы и США культурная революция протекала наиболее бурно – всеобщее обязательное начальное образование стало повсеместным, выросли крупные центры высшего образования – Сорбонна, Оксфорд, Кембридж, немецкие и американские университеты.

В физике были созданы математические опытные теории механических, электрических, тепловых, оптических явлений. Появилась новая наука химия, открывшая атомно-молекулярное строение материи. В биологии была открыта клетка и эволюция биосферы. Достижения в медицине позволили резко поднять продолжительность жизни человека. Геология установила очень древний характер происхождения Земли.
Астрономы окончательно убедились в гелиоцентрическом характере устройства солнечной системы, были открыты новые планеты, их спутники, а также галактики. 
Появились новые опытные науки социология и психология. Шла математизация экономических исследований. В языкознании была создана единая классификация языков. Историческая наука стала широко использовать археологические раскопки и многие другие виды исторических источников.

Художественная литература, восприняв античное наследие (рифмованная поэзия, пространные прозаические романы, новелла), создала классические произведения в стиле пасторали, классицизма, сентиментализма, реализма и романтизма. Здесь первенство принадлежало, как и в других сферах культуры, Франции (Бальзак, Золя, Стендаль, Флобер, Гюго, Дюма, Верн). Несколько отставала от неё Британия (Дефо, Свифт, Байрон, Скотт, Диккенс, Теккерей, Стивенсон). К концу 19 в. художественная литература России стала вровень с лучшими мировыми образцами.

В отличие от античного периода культурная революция Нового времени охватила весь мир и превзошла своими достижениями античность.


Рецензии