Записки ПК. Часть 7
Памирский тракт на участке Ош-Хорог построен в 1933 году. До этого долгие годы весь Памир снабжался всем необходимым только караванами, идущими по горным тропам из Оша до Душанбе. По Алайской долине, куда шел путь Алекса, в далеком прошлом проходил караванный путь из Среднеземноморья в Индию и Китай через Фергану. На этом пути возникли торгово-ремесленные и административные центры. Значение его уменьшилось после открытия в конце XV в. морского судоходства из Европы в страны Южной Азии.
Пограничные машины двигались с остановками, часто останавливались на перекур и с целью посещения местных магазинов. В отдаленных горных аулах имелись дефицитные и достаточно дешевые вещи, о которых "внизу" уже давно забыли. Офицеры покупали разные инструменты, женские украшения, детские книги, которые у местных граждан популярностью не пользовались.
Навстречу машинам со стороны Аллайской долины непрестанно двигались отары овец. Животные устали, были больные и травмированные. Чабаны на конях больше молодые, лица черные, глаза не веселые. Дорога все время поднимается вверх. Первый большой подъем на перевал Талдык. Особенно тревожное состояние, когда на узкой дороге попадается встречный транспорт, так и кажется, что тебя обязательно столкнут в глубокую пропасть. В колонне также двигаются отпускники, которые возвращаются на Мургаб, и их родственники, есть и дети. Каково же им?
Отдых и ночевка в Гульче, где когда-то была комендатура, учебный пункт отряда. Остановка имеет большое значение в адаптации к высоте, здесь уже 2000 м. над уровнем моря. Вечером становится холодно, хорошо, что есть печка и к ней можно протянуть руки, погреться, как в далеком уральском детстве.
Следующая остановка на Сарыташе. Останавливаемся на саманной заставе подкрепиться, посетить туалет. Сарыташ это самая крайняя застава Ошского отряда на правом фланге. На комендатуре Иркештам и заставе Икизяк придется побывать в следующие приезды. На левофланговых заставах: Коксу, Алайская, Кызылджар (там же была комендатура), Эшигарт (Сидорова), Кашкасу побывать Алексу не пришлось. Кызылджар переводится, как «Красноярск», а Кашкасу – «Лысая (лишенная растительности) река».
Много лет спустя, уже в Мурманске, Алекс познакомится с полковником Чекайло Виктором Алексеевичем, начальником штаба Пограничного управления. Его лейтенантская служба проходила в Ошском отряде, на заставе Сидорова.
- Эти места мне знакомы, - сразу заметил он, - постоянные сходы с гор снежных лавин. А однажды погиб прапорщик. Был еще такой случай, когда под лавиной оказалось стадо быков местного колхоза в 800 голов. Представляешь! Когда снег растаял, пришлось срочно проводить антисанитарную обработку, так как запах мертвечины разошелся по всей границе.
Впереди знаменитая Алайская долина, за ней начинается Памир (По-ми-ло). В свое время территория Гульчинского и Алайского районов делилась на пять основных племен – родов: «Баргы», «Джоош», «Бакал», «Савай», и «Тауке». Род «Багры» в основном проживал в Гульчинском районе. Родовым вождем его являлся некто Камчибек – крупный царский чиновник. Его сыновья Джамшит и Азырбек перешли на сторону советской власти и честно боролись с бандитами, использовались органами ВЧК-ОГПУ.
Род «Бакал» примыкал к басмаческим бандам. Родовым аксакалом являлся бай Мула-Базар-Казы, умер в 1922 году, остались внуки Джалил и Мамумар Алиевы. Из рода «Савай» сформировалась басмаческая группа под командой Абдураимова Кара. При советской власти авторитетом пользовался аксакал Саитов Тайчибек. В 1938 году был арестован и умер в тюрьме.
Род «Тауке» расселен в Гульчинском, Ошском и Алайском районах. После революции аксакал рода Кулбак ушел в Западный Китай, где был ликвидирован с бандой.
В целом по республике в киргизских родах разобраться сложно. «Тайгай», «Могол» (в основном расселен в Тянь-Шаньском районе), назывались голодранцами. «Адыгине», «Саяк», «Сарыбагыш», «Бугу», «Черик» (Каракольский уезд), «Бапа», «Даулес», «Базыс», «Джору», «Кытай».
По Гумилеву, когда-то на северных склонах Восточного Тянь-Шаня жили телеские племена, нушиби, киби, пришедшие с Алтая. Обладание склонами Тянь-Шаня в изучаемое время было насущной экономической необходимостью для тюркютов, так как эти лесистые и богатые водой районы были местами их летовок. Кроме того, ныне китайский Турфан снабжал кочевников наиболее необходимыми для них продуктами – хлебом и тканями. Князь племени киби – Гэлэн, принявший титул Мохэ-хана, стал во главе телеского государства в Джунгарии. Он дружил с Китаем, а упомянутый род «кытай» имеет прямое отношения к киданям, древнему государству Ляо. Выходит, они дошли и до этих мест.
Киргизский народ, по существовавшему до недавнего времени делению, состоял из трех объединений: правого и левого крыла («он» и «сол») и группы ичкилик. Состояли они, а может это деление существует до сих пор, из отдельных родов-племен, родственных между собою.
К левому крылу по традиции относились группы: кушчи, саруу, мундуз, джетыген, чон-багыш, басыз, кытай, найман и другие, населяющие Таласскую долину и некоторые районы Южной Киргизии. Родоначальником считается Куул, или Куу огул (Кубул).
К правому крылу причислялись группы: саяк, черик, бугу, азык, багыш, кара-багыш, монголдор (монолдор), солто, сары-багыш, жедыгер, деелес, монгуш и другие, населяющие Иссык-Кульскую, Тянь-Шаньскую области и Чуйскую долину, а также некоторые районы КНР. Родоначальником являлся Акул, Ак куу огул.
Объединение ичкиликов составляло группу: канды, жоо-кесек, кесек, теит, бостон, оргу, кыдырша, деелес (толес), ават, нойгут и другие, населяющие Южную Киргизию. Родоначальником считают Салваса бий Булгачи. Перечисленные союзы существовали еще в Иртышско-Енисейском междуречье. У всех их близкое родство с алтайцами, тувинцами и хакасами. Все они любили свободу и упорно сопротивлялись советской власти.
Басмаческие лидеры часто размещали свои базы в Алайской долине, отделенной от советских центров Ферганы труднопроходимыми горными хребтами. Избрав Алай своей базой, басмачи сгоняли туда скот кочевых киргизов, свозили фураж и продовольствие. Отряды басмачей насчитывали от 10 до 200 человек. Пик противостояния пришелся на конец 20-х, середину 30-х годов. В Киргизии действовали банды А. Джаксалыкова, Темирханова, А.Джантая, Ч. Тезекбаева, А. Амраева.
В январе 1931 г. из Ат-Башинского района в Китай бежало более 200 киргизов, организовавших впоследствии басмаческую банду в 40 человек. В апреле 1931 г. в районе перевала Карачал из Китая на советскую территорию прорвался отряд А. Ходжаева. Начальник заставы Антон Онопко погиб при попытке бандитов угнать скот за кордон. На перевале Уселек советские пограничники отразили попытку перехода границы банды К. Умралинова, на перевале Таркуль банды А.Мерека. В боях погиб управляющий Иркештамской таможни Федоров и сотрудник Союзтранса СССР в Кашгаре Заботин.
В июле 1931 г. отряд басмачей Гаип-пансата (полковника) численностью до 200 человек напал на погранпост Кок-Кия, погиб состав пограничного дозора из семи человек во главе с начальником заставы Порфирьевым. Застава Иркештам в то время подчинялась Алай-Гульчинской комендатуре.
Кок-Кия это Голубая река, есть в Киргизии еще Кызыл-Кия – Красная река. Вспомнилось утверждение автора книги Рашидаддина о том, что Чингисхан относился к роду киян или кият, что означало «синеокие». Жили они на быстрой реке, и можно было предположить, что она тоже называлась Кия. Была река Кия и на участке Хабаровского отряда, а в поселке Переясловка на этой самой реке проживали родители пограничного генерала Шилова. Невидимые нити связывают отдаленные на тысячи километров азиатские просторы.
Кроме бандитизма, в районе процветала торговля наркотиками. В 1929 году на территории Каракольского погранучастка красноармеец Лемеш задержал двух контрабандистов. Как выяснилось, торговец из Кашгара Мукараб Бахтаахунов и житель Нарынского участка Ошурахун Розыахунов закупили на территории Киргизской ССР 8 килограммов опия, который намеревались сбыть в Синьцзяне.
Официально сопротивление басмачей закончилось в августе 1935 года, когда на заставу № 5 с территории Китая с повинной прибыли 156 басмачей из банд Т. Маметбая и А. Кучукова. Были и другие примеры. Из киргизского Памира ушел в Синьцзян, а затем в Афганистан бывший владелец всего Памира манап племени «Тейит» Жапаркул. В свое время на Памире проживали четыре киргизских племени – «Тейит», «Кесек», «Кыпчак» и «Найман». В Афганистане Жапаркул провозгласил Киргизское ханство. Киргизский манап был одним из самых богатых вождей в тогдашнем Северном Афганистане. Королевская администрация присвоила ему титул «Pasbani Pamir» («Защитник Памира»).
Сын Жапаркула Рахманкул Жапаркул-улуу в 1979 г. вступил в боестолкновение с передовыми частями Советской армии, пришедшими в Афганистан исполнять «интернациональный долг». Хан был вынужден бежать в Пакистан, позже в Турцию. В марте 1982 г. Турецкое правительство приняло решение о расселении памирских киргизов в окрестностях озера Ван в Восточной Анатолии. Позднее клан Рахманкула вернулся в Афганистан.
В 1935 году после окончательного разгрома басмачей часть банд ушла в Западный Китай в район Кашгара, где ими воспользовалась английская разведка, выдвинув лозунг о создании мусульманского государства. Как свидетельствуют последние данные, деятельность эта не только не ослабевает, а временами, как это было на участке Бакена, где сейчас дислоцируется киргизский пограничный отряд, обостряется.
Басмановы, басмачи, басма. Слово «басма» переводится с тюркского как «образ царя». Получается, что «басмачи» это гвардия, которая отстаивала свои идеалы и веру. Что-то вроде опричников Ивана Грозного.
Алай расположен в мощных горных отрогах. На самом Алайском хребте, на границе Таджикистана и Киргизии поднимается одна из высочайших вершин мира – пик Ленина (7134 м.). Здесь рождаются крупные ледники, которые длинной более 20 км. По Алайской долине издавна проходил оживленный караванный путь из Китая в Среднею Азию – алайская дорога. В Алайской долине даже в разгар лета холодно, в июне и в июле часто идет дождь, град и снег, а температура по ночам опускается до несколько градусов мороза, почти постоянно дует крайне неприятный резкий и сильный ветер. При таких особенностях Алайская долина привлекает скотоводов тем, что в ней даже в знойное туркестанское лето прохладно, нет мух, комаров, оводов, слепней и других кровососущих насекомых. К тому же дно долины и нижние части горных склонов представляют собой отличные жировочные пастбища.
Киргизы Алая рассказывают легенду, о том, что за грядой гор, ограждающих долину, на южных склонах хребта в древние времена находилась чудесная страна –. Джаль-Хай-Дар Она возникла во времена золотого века человечества, когда все люди на земле были блаженны. Для киргизов Джаль-Хай-Дар, как для русских староверов Беловодье.
Памир и легенды
За Алайской долиной Памир. Горы совсем другие, не похожие на Тянь-Шань - более массивные и суровые. Зелено-коричневая окраска Тянь-Шаня меняется на мышинно-серую. Растительности все меньше и меньше. Небо остается просторным и голубым.
Как объяснить название Памир? Существует много догадок. «по» и «мер» с индоевропейского означает «предел, граница». Это точно, дальше некуда. Есть и другие варианты – «па» и «михр» - подножие солнца. Действительно, до солнца рукой подать. Слышал Алекс и такую легенду, что когда горную страну захватили монголы, великий хан разослал по всем странам гонцов в поисках одалисок для гарема. Один вассал по имени Мир привез хану румийскую царевну, несравненная красота которой утешила сердце сатрапа. «Что ж, рыцарь, - сказал хан, - ты выполнил мое поручение. Иди с миром, - он указал в сторону гор, отныне эта твоя земля. С тех пор горы назвали Памир, что значит Шаг Мира. По-китайски Памир звучит несколько иначе – Цунлин.
Из машин пассажиры стараются не выходить, непривычно холодно. Мургабские офицеры вспомнили легенду о том, что когда-то в этих местах обитал таинственный народ Мук, исчезнувший в незапамятные времена, а Алекс персидскую сказку про маленького Мука, фильм, который в детстве смотрел неоднократно. Сейчас его не показывают, а напрасно, очень занимательный и полезный для воспитания не только детей, но и взрослых.
Наконец преодолены перевалы Сары-таш и Кызыл-Арт, впереди Ак-Байтал кажется можно передохнуть, но здесь начинает жалить ужасный «тутек», горная болезнь, от которой бывает кровь, идет горлом и кажется, что голову разбивают тысячи молотков. По-ми-ло, страна смерти. Она лежит на широте Италии, но здесь холоднее, чем на полюсе.
Этими тропами через Кызыл-Арт на Маркан-Су, когда-то передвигались басмачи Тагая из книги Георгия Тушкана «Джура».
Не хныч, будь каждый день готов вступить с коварной жизнью в бой!
И в том бою иль победи, или расстанься с головой!
Последний отдых в местечке Каракуль. Здесь застава и комендатура. Ландшафт почти лунный, рядом несколько домиков местных жителей и "Мертвое", точнее «Черное» озеро. В котловине Каракуль отмечается наименьшее количество осадков в пределах Средней Азии. Когда-то в этих местах искали «снежного человека», по местному «голуб-яван». В свое время в журнале «Уральский следопыт» об этом много писали, и Алекс в школьные годы зачитывался рассказами до бессонницы.
Много чудесных озер на Памире. Из них Каракуль самое загадочное и прекрасное. Озеро находится как бы в чаше, окруженное снежными вершинами. Вдали на нем виднеется остров, где по преданию, до сих пор сохранились могилы древних обитателей Памира – гигантов-рефаимов. От озера исходит запах морской воды, но неведомы смертным его тайные обитатели. В озере не водится рыба, поэтому на нем не видно ни одной лодки. Некогда вокруг озера был большой кишлак, но внезапно хлынувшая из озера вода затопила обитателей, после чего озеро и назвали Каракуль – Черное озеро. Долгое время тут никто не жил и люди обходили его стороной. Озеро видно с перевала Уйбулак. Его площадь 380 кв. км, и лежит оно на высоте 3910 м. - выше всех озер мира, исключая только тибетские.
Одно время жил у озера бай Авлич, с которым связаны многие легенды. Одна из них гласит, что у Авлича было 40 жен и 40 собак, но больше он любил последних. А самым большим богатством был его огромный конь по имени Байтал. Возвращаясь из Кашгара, одна из красавиц гарема Авлича решила хозяина погубить, но конь спас его, заплатив за это своей жизнью. С тех пор один из перевалов назвали Ак-Байтал.
Мургаб, баня, волейбол
Высота уже приличная, движение продолжается по высокогорному плато с подъемами и спусками. Крыша мира, другого слова нет. Преодолели еще два самых высоких пятитысячных перевала, один из них упомянутый Ак-Байтал. На подъезде к Мургабу длинный спуск в долину одноименной реки. Кишлак с однообразными песчаными домами и плоскими крышами. Отряд расположен на склоне горы. Управление части в старом, 40-х годов здании. Новое здание построят через три года. Прибывших расположили в жилом доме, оборудованном под гостиницу. Дом на горке и подниматься к нему от здания управления отряда трудно. Двигаются не спеша, с большой одышкой и с маленькими остановками успокоить надсадно бьющееся сердце. Не просто так забираться на «крышу».
Вечером баня с бассейном, для любителей - бильярд. В бане есть бар с разными напитками. Играет музыка, показывает телевизор. Все как в лучших домах. После бани ужин с водкой для снятия стресса и сон. Заснул Алекс быстро, быстро и проснулся. Сердцу не хватало кислорода и от этого беспокойство.
С утра первые встречи и знакомства. Начальник отдела подполковник Аубакиров Жаныбек Кадырбаевич. Жена работает в местном райкоме партии. Старший офицер майор Милеев Валерий Иванович, старый знакомый по Уч-Аралу. Самый младший в отделе лейтенант Мартьянов, выпускник Московского училища прошлого года. Остальные офицеры находились в отпуске или в командировке.
Начальник отряда полковник Авдонин и его первый заместитель- начальник штаба майор Бузубаев большие любители поиграть в волейбол. Можете себе представить высота 3,5 тыс. метров, ходить трудно, а вам предлагают партию в волейбол. В отряде Алекс находился не долго. В Алма-Ату возвращался на вертолете через Ош. В Оше останавливались только на дозаправку.
По прибытию узнал новость - 30 июля 1987 года правительство СССР изъяло из ведения пограничных войск контроль за печатными и другими материалами в пунктах пропуска через границу и целиком его возложило на органы таможенной службы.
У китайцев праздник - 60-летие НОАК. В Москве, в посольстве состоялся по этому поводу прием. На приеме присутствовал главнокомандующий войсками ПВО, заместитель министра обороны, генерал армии Третьяк. Скоро его уволят за конфуз, связанный с приземлением немецкого летчика Руста на Красной площади.
Свидетельство о публикации №218091600970